Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика программы






Программа III и IV годов обучения предусматривает прохож­дение в первом квартале материала предыдущих периодов коррекционно-образовательной работы. Содержание предшествующих лет обучения с этой целью дается более сжатым. Программные требования отрабатываются главным образом на новом материале, в новых условиях, что способствует повышению качества знаний, умений и навыков, а также формированию у детей способности применять их.

В программе по-прежнему большое место отводится проведению различных игр и упражнений, совершенствующих ориентировку. умственно отсталых детей в пространственных свойствах объектов, в расположении и перемещении их, в моделировании пространственных отношений. Разнообразятся виды и формы работы по конструированию, увеличивается самостоятельность детей в процессе организации ориентировочной и исполнительской фаз деятельности.

С целью обогащения речи воспитанников значительно увеличивается количество лексического и фразеологического материала. Под особым вниманием педагога находится формирование у детей умения рассказать о проделанной работе (ее содержании, способах и последовательности выполнения); формирование способности самостоятельно или с помощью взрослого определять этапы Предстоящей деятельности и их последовательность.

Программа включает задания, основанные на действиях детей по объемным и графическим образцам, отражающим разные конструкции объектов общего функционального назначения; способствующие повышению самостоятельности при анализе образцов и их сравнении с результатом деятельности.

Программа включает также и новые виды работы, например составление графических моделей по готовым объемным конструкциям (зарисовка построек), моделирование пространственных отношений предметов по простейшей схеме-плану, конструирование по условиям. Большое место занимает работа по индивидуальным образцам, выполнение заданий по словесной инструкции. Для работы по формированию предварительного образа предмета, что крайне важно для умственного развития ребенка, вводится изображение целостного образа предмета на основе восприятия его отдельных фрагментов.

В целом программа направлена на совершенствование механизма самой конструктивной деятельности умственно отсталых детей стар­шего дошкольного возраста, на активизацию процесса овладения ими средствами мыслительной деятельности, на развитие речи средствами деятельности, на создание готовности к обучению в школе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРАЖАНИЯ ОБРАЗЦА И СЛОВЕСНОГО РУКОВОДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Основными методами обучения в старших группах становятся действия по образцу и по несложной словесной инструкции. Но это не означает, что подражание не используется совсем. Оно применяется в случаях, когда дети знакомятся с новыми видами конструкций и образцы, предлагаемые для восприятия и воспроизведения, довольно сложны и требуют дополнительного анализа и даже помощи при выборе практических средств для выполнения. При оказании индивидуальной помощи ребенку во время фронтального -занятия также используется подражание, если повторное обращение к образцу не приводит к положительному результату. Более того, если выполнение сопровождается значительными трудностями технического характера, педагог переходит и к совместным с ребенком действиям. Во всех случаях должны быть максимально учтены индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка.

Образцы, предлагаемые детям для воспроизведения, должны на этом этапе обучения быть разнообразными и по предметному содержанию, и по конструктивной сложности; помимо основных частей и деталей, вводится деление этих частей на более мелкие, что предполагает формирование у детей умения заменять крупные элементы строительных наборов более мелкими. С целью повы­шения самостоятельности детей при выполнении различных заданий для индивидуальной работы применяются графические образцы, что способствует учету возможностей каждого ребенка. Графические образцы используются как в конструировании конкретных объектов из строительных деталей, так и в упражнениях в непредметном конструировании.

В качестве проверочных используются задания, выполнение которых основано на восприятии словесных указаний взрослого. Это требует от ребенка применения имеющихся навыков, опоры на собственный конструктивный опыт, особенно если при этом предлагается новый тип конструктивных материалов. Большую роль при выполнении заданий по словесному описанию играет следующий за практическим выполнением рассказ, когда перед ребенком стоит задача словесного объяснения порядка и содержания работы.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

На III и IV годах обучения проводится одно занятие в неделю продолжительностью до 35 минут. Каждое занятие строится с учетом обучающих задач и включает подготовительные игры и упражнения, беседу и обсуждение содержания проведенной подготовительной работы по расширению и уточнению представлений об окружающем, изучение образцов как под руководством педагога, так и самостоятельно, выполнение детьми заданий без активного вмешательства и помощи педагога, а также оценку выполнения. Особое внимание учитель-дефектолог уделяет тщательному отбору наглядного материала, на основе которого строится последующая детская конструктивная деятельность.

В структуре занятий по конструированию предусматриваются упражнения по совершенствованию пространственной ориентировки детей. С этой целью проводятся перестроения с одновременным словесным объяснением их содержания. Упражнения, включающие - различные перестроения и перемещения воспитанников, проводятся как в начале занятия, так и в середине. В этом случае они приобретают характер двигательной разрядки.

В конце занятия после оценки готовых конструкций обычно осуществляется коллективное обыгрывание построек. Если занятие достаточно насыщенное, рекомендуется развернуть игру после занятия конструированием. Так как конструктивная деятельность сопряжена с довольно большим умственным напряжением, целесообразно занятия конструированием проводить в начале или середине недели.

Помимо организации конструктивной деятельности детей в учебное время, надо позаботиться о создании условий для строительных, игр в свободные от занятий часы. Для этого значительно расширяется зона, где размещаются строительные материалы. Во всех группах желательно иметь строительные наборы Е. А. Флериной. Наличие такого материала позволяет детям играть небольшими группами, достаточно быстро сооружать необходимые постройки.

В группах для детей старшего дошкольного возраста нужны настольные конструктивные материалы, как деревянные, так и пластмассовые. Детей привлекают материалы, имеющие легко соединяющиеся элементы, из которых можно сооружать разные постройки Для игры с солдатиками, мелкими куколками, машинками и др. В это время дети руководствуются в процессе действий с конструк­тивными материалами главным образом игровыми потребностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.