Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика детей. На втором году обучения дети становятся более самостоятельными: сами едят, пьют из чашки, участвуют в одевании и раздевании (некоторые дети обходятся






На втором году обучения дети становятся более самостоятельными: сами едят, пьют из чашки, участвуют в одевании и раздевании (некоторые дети обходятся минимальной помощью взрослого).

. Они любят играть с игрушкой, не мешая друг другу, и т. д. Все более заметным становится особое, ласковое отношение к кукле-дочке. Воспроизводя с ней различные игровые отобразительно-бытовые действия, дети мастерят ей кроватку, стол, стульчик, используя некрупный строительный материал.

В течение года по мере накопления конструктивного опыта дети значительно обогащают свои практические возможности, и строительная игра занимает в их жизни более существенное место.



Вообще в этот период жизни у детей очень выражено желание вступать друг с другом в деловые контакты, не только эмоциональные, но и речевые. Стремление к общению — это новое, что возникает под влиянием направленного обучения, прежде всего различным видам практической деятельности, а также в процессе повседневного общения со взрослыми и сверстниками. На этом этапе большинство детей становятся отзывчивыми на похвалу, огорчаются от неудачи или порицания, им небезразлично, как оценивает их работу взрослый; они начинают стремиться к похвале. Соорудив в свободное время постройку, дети, как правило, показывают, ее взрослому, пытаются привлечь его внимание к продукту своей работы.

На втором году обучения интенсивно идет овладение операционально-технической стороной деятельности, развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуются движения рабочей руки. Ее движения с каждым разом становятся более ловкими, точными, техничными. Ребенок все более ловко совершает различные действия поворачивания, накладывания, совмещения, неумение осуществлять которые приводило ранее к разрушению еще не законченной постройки.

Детям предстоит многому научиться в течение года, многим овладеть. И сделать это они могут только с помощью взрослого. Чему же следует учить умственно отсталых детей второго года обучения на занятиях конструированием?


Программа второго года обучения не начинается сразу с предложения нового материала. Почти весь первый квартал включает материал, освоенный детьми в предшествующий год. После летнего перерыва многие дети что-то забыли, утратили какие-то навыки и пр-Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к усложнению и продолжению работы, следует в достаточно сжатой форме «пройти» программу первого года обучения (вспомнить основные постройки, варианты конструкций на одну тему, последовательность анализа образца, терминологический словарь и т. п.).

Новый материал целесообразно вводить, со второго квартала. На протяжении года уделяется особое внимание выработке у воспитанников направленности на воспроизведение конструктивных особенностей объекта в зависимости от его функционального назначения. Предлагается серия занятий по освоению большой темы «Здания;», в ходе прохождения которой дети знакомятся с разными зданиями: жилыми домами, детским садом, магазином, школой и другими, убеждаются в тесной связи между строением конструкций и их практическим назначением.

Программой предусмотрено проведение нескольких занятий по ознакомлению детей со схемой тела человека и животных при помощи складывания разрезных картинок и сборки разборных игрушек. Эти виды работы способствуют формированию у умственно отсталых детей представления об объекте и его предварительного образа.

Новым является выполнение заданий по графическому образцу. До сих пор в качестве образца выступала лишь объемная конструкция. Графические образцы введены для усиления коррекционно-развивающейся роли конструирования, для формирования у детей умения действовать с моделями «второго порядка». Выполнение заданий по графическим образцам обеспечивает наиболее эффективное овладение дошкольниками-олигофренами представлением о соотнесении плоского (двухмерного) и реального (трехмерного) пространства, умением «читать» контурные изображения, понимать содержание каждой модели и выполнять постройку, точно следуя графическому заданию.

На протяжении всего года программа предусматривает продолжение работы по сенсорному воспитанию детей. Усложняются элементы дидактического материала: обогащается речевой материал; разнообразятся виды работы. По-прежнему большое место уделено непредметному конструированию по образцу, однако вводится и словесное инструктирование (выполнение действий на перемещение элементов по словесному указанию взрослого).

На втором году обучения работы по выполнению программы подчиняются не тематическому ее прохождению, а формированию самого механизма деятельности, ее ориентировочного и исполнительского этапов. На каждом занятии решаются задачи обеспечения, формирований, развития у каждого умственно отсталого



 

и прочее, что может понадобиться для укрепления иллюстративного материала, образцов. Выполнение заданий по образцу применяется при проведении упражнений в непредметном конструировании, где подражание уже почти не применяется (если только не добавляются новые фигуры). Образцы здесь могут быть как объемными, так и плоскостными (графическими). На втором году обучения детей начинают учить выполнять задания и по словесной инструкции. Действия воспроизводятся детьми только на знакомом материале, а вот содержание их зависит от самой словесной просьбы. Так, для того чтобы закрепить знание слов-названий, обозначающих направления движений (вверх —- вниз, вперед — назад, в сторону), упражнять детей в употреблении этих слов, вводятся игры-упражнения, в ходе которых дети не только перемещаются сами, но и учатся действовать соответствующим образом с разными дидактическими материалами и игрушками. Практика показала, что именно такие игры и упражнения перед непосредственным проведением основного занятия дают большой эффект для последующей конструктивной деятельности. Усиливается также и роль словесного отчета каждого ребенка о содержании проделанной работы.

ребенка желания конструировать, лучше выполнить задание, сделать постройку красивой, использовать ее в игре с другими игрушками, вместе с другими детьми. Значительно возрастают требования к усвоению речевого материала на занятиях конструированием. Эти требования касаются не столько усвоения лексики, сколько введения ее в активную фразовую речь. Как и ранее, все занятия конструированием должны проходить при максимальной обеспеченности игровой мотивации детской деятельности. Усиливается также связь конструирования со строительными и сюжетными играми детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРАЖАНИЯ, ОБРАЗЦА

И СЛОВЕСНОГО РУКОВОДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Рис. 2. Разные конструкции жилого дома из одних строительных деталей. 2 а. Строительный и дидактический материал к графическому образцу. _ 1) бруски, 2) окна, 3) плоские четырехугольники, 4) двери.

На втором году обучения используются все перечисленные методы, однако несколько меняется их соотношение. Дело в том, что дети достаточно много умеют делать сами, поэтому имеющиеся знания, умения и навыки следует использовать для формирования новых. Надо очень внимательно и требовательно подходить к определению методов выполнения задания. Так, если дети уже справляются с заданием по постройке здания детского сада по образцу, то нецелесообразно давать конструирование, например, школы, используя подражание. В каждом конкретном случае исходят из того, что дети должны сделать самостоятельно, а что — с помощью педагога.

Конструирование по подражанию используется значительно реже, уступая место работе по образцу. Но и подражание, и образец вдумчивый педагог будет использовать творчески, в зависимости от способностей ребенка и степени его развития. Не следует тормозить развитие ребенка, удерживать его на том уровне деятельности, который он, по существу, уже «перерос».

Подражание можно использовать наряду с образцом в тех случаях, когда детям предлагается принципиально новая конструкция знакомого объекта, новый объект, конструкция с достаточно дробным строением и т.д. Со «слабыми» детьми допустимы даже и совместные действия, хотя на втором году они применяются, главным образом, в плане индивидуального обучения либо в процессе оказания индивидуальной помощи.

Графические образцы для конструирования должны быть приготовлены заранее (лучше всего, если они будут храниться целым набором в методическом кабинете), выполнены на белом картоне, ватмане тушью или фломастером черного цвета. Следует позаботиться о том, чтобы графические образцы точно воспроизводили пропорции объекта в зависимости от того материала, который предлагается детям для практической работы. К каждому образцу готовится также и дидактический материал (рис. 2, а).

Образцы должны быть такими, чтобы не допустить усложнения работы детей из-за трудностей восприятия, расположения образца и т.д. В групповых комнатах должны быть подставки, доски



 


 


 









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.