Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежные этнографические музеи.






В социалистич. странах Европы значит, этногр. собрания имеются в Венгрии - в Музее нар. иск-ва и этнографии (Будапешт, 1872); в ГДР - в Лейпцигском этногр. музее (1869) и Гос. этногр. музее в Дрездене (1875); в Румынии - в музее Трансильвании (Клуж-Напока, 1922) и в Музее села на открытом воздухе (Бухарест, 1936); в Нац. этногр. музее Болгарии (София, 1893), в Нац. музее Праги (Чехословакия, 1818), Нац. этногр. музее Словакии (Мартин, 1893), а также в музеях Польши (Варшава, 1888; Краков, 1905), Югославии (Белград, 1901; Загреб, 1919) и др. Этногр. коллекции имеются также в различных музеях Китая, Монголии, КНДР, СРВ.

Музеи ряда капиталистич. стран располагают богатыми этногр. коллекциями: музей Ашмола (Оксфорд, 1683), Британский музей (Лондон, 1753), амер. музеи естеств. истории (Нью-Йорк, 1869; Чикаго, 1893). Их экспозиции носят многоотраслевой характер. Часть зарубежных музеев имеет преим. этногр. профиль: Берлинский музей народоведения (Зап. Берлин, 1886), Нац. музей нар. иск-ва и обычаев (Париж, 1937), Роттердамский музей страны и народа (1883), Антверпенский (1890-е гг.) и Стокгольмский этногр. музеи, этнопарки Скансен (Стокгольм, 1891), Лиллехаммер (1904), Копенгагенский (1901), Нидерландский музей на открытом воздухе в Арнеме (1912), музей в Осло (Норвегия, 1894), Музей пуэбло в Аризоне (США, 1924). Др. музеи сочетают в своей экспозиции этнографию и археологию: Гамбургский музей народоведения (ФРГ, 1879), Нац. музей народоведения в Мюнхене (ФРГ, 1868), в Вене (Австрия, 1876), Лейдене (Нидерланды, 1837), музеи археологии и этнографии Кембриджского (Великобритания, 1883), Гарвардского (США, 1901) ун-тов, Оксфордский музей Питт-Риверса (Великобритания, 1883) и др. Крупнейшими музеями, объединяющими коллекции по антропологии, археологии и этнографии, являются Музей человека в Париже (1937), созданный на базе музея Трокадеро (1878), и Нац. музей в Оттаве (Канада, 1957). Обширные коллекции по быту народов, находившихся в колон, зависимости, собраны в Голл. колон, музее в Харлеме (1865), Музее Центр. Африки в Бельгии (Брюссель, Тервюрен, 1897), этногр. отделе Брит, музея. Этнографические отделы в национальных музеях или специализированные этнографические музеи имеются почти во всех странах мира.

Лит.: [М ихайловская А. И., Р а в и к о в и ч Д. А. (сост.)], Этнографические коллекции в музеях СССР, М., 1964; Разгон А. М., Этнографические музеи в России (1861 - 1917 гг.), в сб.: Очерки истории музейного дела в России, в. 3, М., 1961; Потапов Л. П., Основные вопросы этнографической экспозиции в советских музеях, " Советская этнография", 1951, № 2; Маковецкий И. В., Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, " Советская этнография", 1963, № 2; По зарубежным музеям. М., 1965 (Тр. н.-и. ин-та музееведения, в. 15); Станюкович Т. В., Музей антропологии и этнографии, М. -Л., 1964; Schmeltz J. D. Е., Ethnographische Musea in Midden-Europa, Leiden, 1896; W i e s с h h о f f H. A., Etnographic museums in Germany, " Museum News", 1953, [v. 23], May 15; Col em an L. V., The Museum in America. A critical study, v.1-3, Wash., 1939; К a i U 1 d a 1 1, Les musees de Plein Air, " Museum", 1957, v. 10, N° 1. Т. В. Станюкович.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА. науч. обществ, организации, ведущие исследовательскую работу в области этнографии.

Э. о. в дореволюционной России и в СССР. В 1845 в Петербурге было организовано Рус. геогр. об-во с Отделением этнографии; в 1864 при Моск. ун-те было создано Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии; в 1878 при Казанском ун-те - Об-во археологии, истории и этнографии.

После Окт. революции 1917 исследования по этнографии ведутся в основном в рамках науч. учреждений.

Важнейшие зарубежные Э. о. Австралия. Австралийский филиал Ассоциации социальных антропологов брит. Содружества (Association of Social Anthropologists of the British Commonwealth, Australian Branch) в Канберре. Австрия. Этногр. об-во (Verein fur Volkskunde) в Вене, осн. 1894; Австрийское этнологич. об-во (Oesterreichische Ethnolgische Gesellschaft) в Вене, осн. 1957. Аргентина. Аргентинское антропологич. об-во (Sociedad Argentina de Antropologia) в Буэнос-Айресе, осн. 1936. Бельгия. Бельгийское королевское об-во антропологии и первобытной истории (Societe Roy ale Beige d'Anthropologie et de Prehistoric) в Брюсселе, осн. 1882. Бразилия. Бразильская антропологич. ассоциация (Associacao Brasileira de Antropologia) в Сан-Паулу. Великобритания. Королевский антропологич. ин-т Великобритании и Ирландии (Royal Antropolo-gical Institute of Great Britain and Ireland) в Лондоне, осн. 1843. Венгрия. Венгерское этногр. об-во (Magyar Neprajzi Tarsasag) в Будапеште, осн. 1889. Греция. Историч. и этнологич. об-во в Афинах, осн. 1883. Дания. Датское этногр. об-во (Dansk Etnografisk Forening) в Копенгагене. Испания. Испанское об-во антропологии, этнографии и первгбытной истории (Sociedad Espanola de Antropologia, Etnografia у Prehistoria) в Мадриде, осн. 1921. Италия. Об во итальянской этнографии (Societa di Etnografia Italiana) в Риме, осн. 1911. Канада. Канадская ассоциация социологии и антропологии (Canadian Sociology and Anthropology Association) с центром в Монреале. Мексика. Мексиканское об-во антропологии (Sociedad Mexicana de Antropologia) в Мехико, осн. 1937. Новая Зеландия. Полинейзийское об-во (The Polynesian Society) в Уэллингтоне, осн. 1892. Польша. Польское этногр. об-во (Polskie Towarzystwo Ludoznawcze) во Вроцлаве, осн. 1895. Португалия. Португальское об-во антропологии и этнографии (Sociedade Portuguesa de Antropologia e Etnologia) в Порту, осн. 1918. Соединённые Штаты Америки. Амер. антропологич. ассоциация (American Anthropological Association) с центром в Вашингтоне, осн. 1902, и др. Федеративная Республика Германии. Немецкое об-во этнографии (Deutsche Gesellcshaft fur Volkerkunde) в Кёльне; Об-во географии и этнографии в Бонне (Gesellschaft fur Erd- und Volkerkunde zu Bonn), осн. 1910. Финляндия. Финское литературное об-во (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura) в Хельсинки, осн. 1831. Франция. Парижское антропологич. об-во (Societe d'Anthropologie de Paris), осн. 1859. Чехословакия. Чехословацкое этногр. об-во при Чехословацкой АН (Narodopisna spolecnost ceskoslovenska pfi Ceskoslovenske Akademii ved) с центром в Праге, осн. 1893; Словацкое этногр. об-во при Словацкой АН (Slovenska narodopisna spolocnost' pri Slovenskej akademii vied) с центром в Братиславе. Швейцария. Швейцарское этногр. об-во (Schweizerische Gesellschaft fur Volkskunde) в Базеле, осн. 1896. Югославия. Этнологич. союз Югославии (Етнолошко друштво 7угославще) с центром в Белграде и отделениями в республиках. Япония. Японское этногр. об-во, осн. 1942; Японское антропологич. об-во в Токио, осн. 1884.

Объединяющие центры для этногр. учреждений и обществ, созывающие междунар. конгрессы и конференции: Междунар. союз антропологич. и этнологич. наук; Междунар. об-во этнологии и фольклора Европы (Румыния); Постоянная междунар. комиссия по этнологич. атласу Европы и сопредельных стран (координац. центры в Загребе и Бонне). С. И. Брук.

" ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ", первый рус. этногр. журнал, орган этногр. отделения моек. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Издавался в Москве в 1889-1916, выходил 4 раза в год.

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos - племя, народ и ...графин), обществ, наука, изучающая народы-этносы и др. этнич. общности, их этногенез, быт, культурноисторич. отношения. Осн. предмет Э. составляют черты традиц. повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнич. облик. Гл. источник Э.- данные, полученные методом непосредств. наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиц. исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с др. науками (археология, история) Э. воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у совр. народов). С искусствоведением и фольклористикой Э. связывает проблематика народного творчества, С экономич. науками, социологией - исследование хоз. деятельности и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез - с антропологией. Э. ставит и решает как познават., так и практич. проблемы этнич. аспектов перестройки быта, совр. этнич. процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

История зарубежной Э. Накопление этногр. знаний происходило уже в глубокой древности с возникновением интереса к соседним и отдалённым народам. В надписях др.-вост. царей, в Библии и др. источниках упомянуты мн. племена и народы, изображения их представителей сохранили памятники иск-ва. Последоват. описания др. народов, их быта составлены антич. авторами (Геродот, Ксенофонт, Плиний Старший, Тацит и др.), геогр. кругозор к-рых расширился благодаря греч. колонизации и грекорим. завоеваниям. В " Географии" Страбона (кон. 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) упоминается более 800 народов, населявших земли от Брит, о-вов до Индии и от Сев. Африки до Балтийского м. Сведения о народах Вост. Азии содержатся в " Исторических записках" Сыма Цяня (1 в. до н. э.) и др.

В ср. века описания народов Европы и. Средиземноморья оставили визант. и араб, авторы, зап.-европ. хронисты. Путешествия Плане Карпини, Виллема Рубрука и особенно Марко Поло расширили ср.-век. познания европейцев о народах Вост. и Юж. Азии.

Резкое увеличение этногр. знаний произошло в эпоху Великих геогр. открытий (с сер. 15 в.). В Америке и Африке европейцы столкнулись с племенами неизвестного происхождения, иной культуры и облика. Для Э. важны описания амер. земель испанцами (X. Колумб, Б. де Лас Касас, Д. де Ланда и др.), поскольку значит, часть индейского населения и его культура в ходе европ. завоевания были уничтожены (майя, инки и др.).

В ходе колон, захватов и геогр. открытий голландцы, англичане и французы (17-18 вв.) столкнулись с сев.-амер. индейцами (сведения о них оставлены гл. обр. франц. миссионерами - Ф. Лафито и др.), аборигенами Океании (описания Ж. Ф. Лаперуза, Дж. Кука и др.), Австралии, Африки. Накопление этногр. материала в кон. 18 в. привело к попыткам его науч. осмысления: идеализация первобытности как счастливого детства человечества (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости обычаев и нравов от геогр. среды (III. Монтескье); идея культурного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон) и самостоят, ценности культуры каждого народа (И. Г. Гердер).

С нач. 19 в. возрос интерес к Э. европ. народов (появился термин Volkskunde - народоведение). Были изданы нем. нар. сказки и песни (Л. И. Арним, бр. Гримм); труды Я. Гримма, В. Манхардта и др. по нар. верованиям и герм, мифологии послужили основой для мифологической школы (1830-70-е гг.), выводившей фольклор и народные обычаи из древнейшей мифологии, обожествлявшей явления природы.

К сер. 19 в. Э. сложилась как самостоят, наука. Появились этнологические (этногр.) об-ва: в Париже (1839), Нью-Йорке (1842), Лондоне (1843). Осн. направление в Э. 2-й пол. 19 в.- эволюционная школа (Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган и др.)- сформировалось под влиянием эволюц. учения. Гл. идеи школы: культурное единство человечества, эволюция культуры от низших форм к высшим (от дикости к цивилизации, от группового брака к парному и т. п.), различия в культуре - следствие разных ступеней развития. Прогрессивная для 19 в. эволюц. школа рассматривала, однако, историю как сумму независимых эволюции отд. элементов культуры, общие закономерности развития выводила из " психич. единства" человечества (А. Бастиан). К материалистич. объяснению истории приблизился Морган, связывавший общественный прогресс с развитием средств существования.

Работы Моргана и труды др. эволюционистов были использованы основоположниками марксизма при создании своей концепции первобытной истории. Осн. положения марксистской концепции первобытности и возникновения классового общества, содержащиеся в кн. Ф. Энгельса " Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), в произв. К. Маркса и Энгельса " Немецкая идеология", " Капитал", " Марка", " Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" и др. имеют принципиальное методологич. значение для Э. Они оказали влияние на этногр. науку уже в 19 в.

С кон. 19 в. этногр. наблюдения велись преим. специалистами-этнографами: значит, экспедиции работали на о-вах пролива Торреса (1898), в сев. части Тихого ок. (1899-1902) и в др. р-нах. Материал собирался по предварительно разработанным программам. В эпоху империализма в Э. появились реакц. тенденции, отвергающие идеи единства и прогрессивности историч. процесса. К. Старке, Э. Вестермарк, Г. Кунов пытались опровергнуть концепцию группового брака, доказать изначальность индивидуальной семьи. Патер В. Шмидт выдвинул прамонотеизма теорию, призванную согласовать данные Э. о первобытных верованиях с христ. догмой. Влиятельным направлением стал диффузионизм, представители к-рого (Ф. Греонер, У. Риверс и др.; см. также Культурно-историческая школа) подменяли идею развития культуры тезисом о геогр. её распространении из развитых центров (напр., Др. Египта) и заимствованием. В США этногр. школа Ф. Боаса (А. Крёбер, П. Радин и др.) много сделала для конкретного этногр. изучения индейцев Сев. Америки, выявила " культурные ареалы" и связи между ними, но точная фиксация фактов не вела у них к историч. обобщениям.

Значительным было влияние на Э. нач. 20 в. франц. социологической школы Э. Дюркгейма (М. Мосс и др.), представители к-рой опирались на разработанное Дюркгеймом понятие о " коллективных представлениях"; Л. Леви-Брюль создал теорию первобытного " дологического мышления", основанного на представлении о магическом сопричастии человека и природы.

После 1-й мировой войны 1914-18 под влиянием франц. Э. сложилась англ. функциональная школа (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), рассматривавшая культуру как систему институтов, выполнявших необходимые общественные функции. Функционалисты изучали синхронный механизм культуры, исследование истории считалось несущественным. Их выводы использовала брит, колон, администрация при создании " косвенного управления" подвластным населением.

Наиболее реакц. направлением в бурж. Э. 30 - нач. 40-х гг. 20 в. был расизм - офиц. идеология гитлеровской Германии; учение о " высшей расе" призвано было обосновать империалистич. устремления фашистов.

Методы фрейдизма, оказавшие влияние на Э. ещё в нач. 20 в., послужили основой для этнопсихологической школы в Э. США (А. Кардинер, Р. Бенедикт и др.), ставившей развитие отд. культуры в прямую зависимость от " среднего" психич. типа людей - носителей этой культуры. После критики этих построений в 1950-х гг. новыми течениями в Э. США стали " культурный релятивизм" М. Херсковица и неоэволюционизм (Дж. Стьюард, Л. Уайт).

В большинстве зап.-европ. стран после 2-й мировой войны 1939-45 Э. развивалась по двум направлениям: изучение своего народа и его соседей (С. Эриксон и др.) и изучение неевроп. народов, осн. направлением к-рого стал структурализм. Исследование структуры, гл. обр. архаич. " традиционных" обществ, ведётся последователями Радклифф-Брауна. Сами культурные традиции (мифы, обряды и т. п.) рассматриваются как знаковые системы и исследуются методами структурной лингвистики и теории информации (К. Леви-Строс).

Особой областью знания в 20 в. стала слав. Э. (обобщающие работы Л. Нидерле, К. Мошинъского, И. Цвийича).

Вторая пол. 20 в. отмечена значит, ростом числа и науч. уровня этнографов в странах Азии (Япония, Индия, Турция и др.). Гл. предмет исследования здесь - происхождение, этнич. история и культура осн. народа своей страны; изучаются также малые народы.

В странах Африки этнографы уделяют большое внимание истории афр. культур, их историч. единству, связям с культурами др. континентов, традиц. социальным институтам, нар. творчеству (Сенегал, Нигер, Гана, Уганда и др.).

В исследованиях мн. зарубежных учёных всё более сказывается влияние марксизма: проводятся спец. семинары, читаются лекции, издаются книги о методе историч. материализма в Э. (в Великобритании - Р. Ферт, во Франции - М. Годелье, Ж. Сюре-Каналь, Р. Макариус и др.; в США - У. Освоят; в Японии - Э. Исида и др.). На 9-м междунар. конгрессе антропологич. и этногр. наук (Чикаго, 1973) был организован спец. симпозиум по проблемам марксистской Э.

Марксизм - господствующая методология в Э. социалистич. стран, где ведётся изучение материальной культуры, её картографирование, изучение рабочего и гор. быта, этносоциологич. исследования, изучение Э. внеевроп. стран. В системе социалистич. стран координируются планы этногр. исследований и др. формы сотрудничества.

Развитие Э. в дореволюционной России и в СССР. Этногр. сведения о народах Вост. и Зап. Европы, об их языках и обычаях содержались в др.-рус. летописях. " Слове о полку Игоревен и др. памятниках. " Хождения" рус. паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Бл. Востока. Во 2-й пол. 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны (" Хожение за три моря").

Возникновение многонац. Рус. гос-ва в 15-16 вв. привело к расширению этногр. знаний. В 17 в. рус. землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и др. источники содержат сведения о сиб. народах. Особенно важны труды С. У. Ремезова, составившего первый сиб. атлас (" Чертёжная книга Сибири"), где на картах нанесены назв. народов, и " Описание о сибирских народах..." (сохранилось в отрывках). В 1675 глава рус. посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.

К нач. 18 в. относится одна из первых в мире спец. этногр. работ - книга Г. И. Новицкого о хантах (" Краткое описание о народе остяцком..."). В 18 в. было организовано неск. больших науч. экспедиций, в т. ч. Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи к-рой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сиб. народах была основана на анкете, составленной В. Н. Татищевым, к-рый первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и совр. классификации). Г. Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд " История Сибири"; участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил ценное " Описание земли Камчатки" (1775). Многочисл. материалы по Э. России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников -" Дневные записки" И. И. Лепёхина, описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева, историко-этногр. сведения о монг. народах П. С. Далласа. Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд " Описание всех в Российском государстве обитающих народов..." (1776-80). В кон. 18 в. усилился интерес к Э. русских; появились первые публикации рус. фольклора (М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).

В нач. 19 в. крупным событием в истории рус. Э. стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский и др.), во время к-рых были исследованы архипелаги Тихого ок. и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этногр. кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских о-вах и Аляске. В России по распоряжению ген.-губернатора Вост. Сибири М. М. Сперанского собирались сведения о нар. обычаях (1819-21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух гл. направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А. Бестужев), выступавшего за улучшение нар. быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, ими был собран большой этногр. материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Э. как самостоят, науки; в журналах появился термин " Э.". В 1845 по почину передовых рус. интеллигентов было осн. Рус. геогр. об-во (РГО) и при нём - Отделение Э. (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин). Рус. Э. стала развиваться в системе геогр. наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этногр. описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (ок. 2 тыс.) стал публиковаться " Этнографический сборник" (1853-64), позлее -" Записки РГО по Отделению Э.".

В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отд. учёных по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал материал по Э. и языкам народов Севера и Сибири', А. Ф. Миддендорф исследовал Вост. Сибирь. Участники " Литературной экспедиции" (1856)- писатели и этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов)- публиковали материалы поездок по Европ. России. В. В. Радлов изучал (1860-70) тюрк, народы Юж. Сибири и Ср. Азии.

Продуктивной была деятельность собирателей рус. фольклора - В. И. Даля, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гилъфердинга, А. Н. Афанасьева и др. Материалы по крест, быту собирали П. С. Ефименко, П. И. Якушкин, И. Г. Пыжов и др.

С сер. 19 в. началась разработка теоретич. основ Э. Представители либерально-бурж. направления (Надеждин, К. Д. Кавелин) ограничивали задачи Э. историко-познават. целями; Кавелин сравнивал нар. верования с геол. пластами. Революц. демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в Э. средство познания совр. жизни народа. Н. Г. Чернышевский среди др. историч. дисциплин первое место отводил Э., к-рая давала понятие о" первонач. виде" совр. учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и др. эволюционистов, он писал, что " каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена" (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).

Эти правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В рус. Э. распространилось влияние мифологич. школы (Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Миллер и др.).

После крестьянской реформы 1861 стала издаваться краеведч. лит-pa, возникли местные науч. и краеведч. об-ва. Новыми центрами Э. стали Об-во любителей естествознания, антропологии и Э. при Моск. ун-те (ОЛЕАЭ, осн. в 1864) и Об-во археологии, истории и Э. при Казанском ун-те (ОАИЭ, осн. в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всеросс. этногр. выставка (1867), материалы к-рой были переданы в Римянцевский музей.

Гл. направлением Э. в пореформенную эпоху стало изучение обществ, и семейного быта, сел. общины, юридич. обычаев - проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось также нар. творчество (С. В. Максимов, П. В. Шейи, Е. Р. Романов, В. Н. Добровольский, П. П. Чубинский и др.). В Сибири большую науч.-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И. А. Худяков, В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, В. И. Иохелъсон и др.).

С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н.М. Пржевальского, Г. Н. Потанина и др. по Центральной Азии, И. П. Минаева - в Индию, В. Юнкера - в Африку). Особое место в истории Э. занимают исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, посвятившего всю жизнь антропологич. и этногр. изучению населения Океании.

Гл. течением в Э. стал эволюционизм: видные его представители - М. М. Ковалевский, семья Харузиных, Штернберг и Д. Н. Анучин, использовавший комплексный метод в историч. исследованиях (данные археологии, Э. и антропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнул Энгельс). Н. И. Зибер в " Очерках первобытной экономической культуры" (1883) проанализировал первобытно-коллективистские производств, отношения.

С кон. 19 в., помимо фольклора и обществ.-семейного быта, серьёзно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этногр. музеев. Усилили науч. деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этногр. коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан этногр. отдел Русского музея (во главе с Д. А. Клеменцем). Появилась этногр. периодика: " Этнографическое обозрение" (с 1889), " Живая старина" (с 1890) и др. Много материала было собрано частным " Этногр. бюро" кн. В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались науч. принципы изучения фольклора (Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Н. Веселовский, Миллер), нар. музыки (Е. Э. Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе Муз. этногр. комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и др.

С нач. 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: " Народы земли" (т. 1- 4, 1903-11), -" Народы России" (1905) и др., многотомное геогр. изд. " Россия" (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).

Накануне Окт. революции 1917 общая картина состояния Э. в теоретич. отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).

Окт. революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития зтногр. науки, опиравшейся на гуманистич. и демократич. наследие дореволюц. Э. Определяющую роль в послереволюц. этногр. исследованиях сыграла тесная их связь с практич. задачами сов. многонац. гос-ва. Создание нац. областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 на её базе - Ин-т по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность К-та содействия народностям сев. окраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей к-рого был Богораз. В 1926 был создан журн. " Этнография" (с 1931-" Советская этнография"). Для координации работ в области Э. и смежных дисциплин в 1933 был организован Ин-т антропологии, археологии и Э. в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии АН СССР.

В послереволюц. Э. наметилась тенденция формирования историко-материалистич. подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П. И. Кущнер, В. К. Никольский). В кон. 20- нач. 30-х гг. в сов. Э. и большинстве др. гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретич. разногласия и утвердить марксистские принципы (этногр. совещание 1929 и археол.-этногр. совещание 1932). Теоретич. базу науч. исследований сов. этнографов составили ленинские работы по нац. вопросу, об обществ, укладах и некапиталистич. пути развития отсталых народов, о нац. культуре и её классовом содержании.

Этногр. работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось на вопросах обществ, строя, различных формах патриархальных и патриархально-феод. отношений. Расширилось сравнит.-историч. изучение первобытнообщинного строя, матриархата, воен. демократии и т. д. (Е. Г. Кагаров, Е. Ю. Кричевский, А. М. Золотарёв, С. П. Толстое и др.). По инициативе Штернберга и Богораза широкие масштабы приняла собирательская деятельность на Крайнем С.

(Е. Ю. Крейнович, А. А. Попов, Г. М. Василевич и др.). Сложилась сов. школа в Э.

В 50-70-е гг. 20 в. этногр. исследования развёртываются как в Ин-те Э. АН СССР, так и в многочисл. науч. учреждениях, высших уч. заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два осн. направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этногр. изучение народов мира.

Важное мировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества, проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в науч. оборот обширный материал, свидетельствующий об исторической универсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространение дуальной организации (Золотарёв). Существенно продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода, начата разработка историч. типов большой и малой семьи. В свете данных совр. Э. уточнена схема развития семейно-брачных отношений первобытности, из к-рой исключены гипотетически реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа (Д. А. Ольдерогге и др.). Были углублены представления по вопросам периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных отношений и др. (Толстов, Н. А. Бутинов, М. О. Косвен, Ю. П. Петрова-Аверкиева, А. И. Першиц, Ю. И. Семёнов и др.).

Важное место заняла разработка проблем этнич. истории, к-рая ведётся сов. этнографами совместно с археологами и антропологами. Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов Зап. Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования проблем этнич. истории показали, что все совр. народы сложились из разных этнич. компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются измышления о " расовой чистоте", " национальной исключительности" отд. народов.

Большое внимание уделяется исследованию материальной культуры - истории с.-х. техники, поселений, жилища, одежды народов СССР (Е. Э. Бломквист, М. В. Битов, Н. И. Лебедева, Е. Н. Студенецкая, Г. С. Маслова, Г. С. Читая и др.), а также зарубежных стран. Для обобщения всех накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаются спец. историко-этногр. региональные атласы: опубликованы атласы по народам Сибири (1961) и " Русские" (ч. 1-2, 1967-70).

Значительно расширилось исследование нар. творчества: изобразит. иск-ва (С. В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И. Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырёв, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её происхождения и ранних форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская и др.).

Одним из важнейших методов историко-этногр. исследования является комплексное изучение народов с использованием данных смежных наук. Таким методом исследована история многих в прошлом бесписьменных народов Сибири

(Василевич, Л. П. Потапов, И. С. Гурвич и др.). Значит, работа проделана по этногр. изучению вост.-слав, народов - русского (В. В. Богданов, Д. К. Зеленин, В. Ю. Крупянская, Б. А. Куфтин, Л. М. Сабурова, К. В. Чистов и др.), украинского (К. Г. Гуслистый, Г. Е. Стельмах, В. Ф. Горленко и др.), белорусского (В. К. Бондарчик, М. Я. Гринблат, Л. А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В. В. Бардавелидзе, Д. С. Вардумян, Ш. Д. Инал-Ипа, С. Д. Лисициан, А. И. Робакидзе, Р. Л. Харадзе, Читая и др.), Северного Кавказа (В. К. Гарданов, Г. А. Кокиев, Л. И. Лавров и др.), Средней Азии (М. С. Андреев, Н. А. Кисляков, С. М. Абрамзон, Т. А. Жданко, О. А. Сухарева и др.), Прибалтики (В. С. Жиленас, М. К. Степерманис, Г. Н. Строд, Л. Н. Терентьева и др.), Поволжья (В. Н. Белицер.Н. И. Воробьёв, К. И. Козлова, Т. А. Крюкова, Р. Г. Кузеев и др.).

Одно из центр, мест в деятельности сов. этнографов занимает изучение совр. этнич. и культурно-бытовых процессов в СССР. Развёртываются этносоциологич. исследования нац. процессов (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов и др.). Начато этногр. изучение процессов межнац. сближения, формирования общесоюзных черт культуры новой историч. общности - советского народа.

Ряд историко-этногр. исследований посвящён народам зарубежных стран. Положено начало сравнительно-типологич. изучению их культуры (Токарев, О. А. Ганцкая, И. Н. Гроздова и др.); ведётся исследование их этнич. истории (С. Р. Смирнов, Ольдерогге, С. А. Арутюнов, Р. Ф. Итс и др.). Исследуются совр. этнич. и культурно-бытовые процессы в Азии и Океании (Н. Н. Чебоксаров, П. И. Пучков, М. В. Крюков), Африке (Ольдерогге, И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Р. Н. Исмагилова и др.). Начато исследование совр. этнич. процессов в США, Канаде, странах Лат. Америки (С. А. Гонионский, М. Я. Берзина, Ш. А. Богина и др.), в Зап. Европе (В. И. Козлов и др.).

Значит, развитие получили в СССР этнодемографич. и этногеогр. исследования. Было создано неск. способов сочетания на картах этнич. и демографич. показателей (П. И. Кушнер, С. И. Брук, П. Е. Терлецкий). Изданы обобщающая карта " Народы мира" и сводный труд " Атлас народов мира" (1964). Наиболее значит, результат этнодемографич. исследований - труд " Численность и расселение народов мира" (1962), где дана подробная характеристика нац. состава населения всех стран, численность отд. народов и территория их расселения.

Для понимания общих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфич. свойств у отд. народов большое значение имеет разработанное сов. этнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах. Сов. учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развитии культуры (С. Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретич. работа по установлению сущности таких понятий, как " этнос", " этнич. общность", " этнич. процессы", по их типологии (Ю. В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).

Продолжается изучение истории отечественной и критич. анализ зарубежной

Э. Большое науч. и политич. значение имеют работы сов. этнографов и антропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм, национализм (И. Р. Григулевич, Г. Ф. Дебец, М. Ф. Нестурх, Э. Л. Нитобург, Я. Я. Рогинский и др.).

Одним из важнейших итогов работы сов. этнографов явилось издание 13-томной (18 кн.) серии " Народы мира" (общая ред. С. П. Толстова, 1954-66), " Очерков общей этнографии" (т. 1-5, 1957-68). Вырос междунар. престиж сов. этногр. науки: сов. этнографы участвуют в междунар. конгрессах и симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностр. учёные для консультаций и стажировки. Мн. труды сов. этнографов переведены на иностр. языки.

Выполняя не только познават., но и идеологич. функции, сов. Э., базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решение актуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих сближению народов СССР.

Науч. работа в области Э. проводится спец. науч. учреждениями -- н.-и. этнографическими ин-тами (в СССР - в системе АН - этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), ун-тами, музеями (в т. ч. этнографическими музеями), существующими в большинстве стран этнографич. об-вами. Публикация собранных материалов и исследований осуществляется этнографич. журналами и др. спец. изданиями. В 1948 был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Междунар. союз антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) междунар. конгрессы.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Моргана " Древнее общество", в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, М., 1941; его же, К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Маркс К. и Э нгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Марка, там же, т. 19; его же, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; е г о ж е, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его ж е, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; его же, О национальной гордости великороссов, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О государстве, там же, т. 39.

Основы этнографии, [М., 1968]; Расы и народы, в. 1 - 7, М., 1971-77; Боас Ф., Ум первобытного человека, пер. с англ., М.-Л., 1926; Богатырёв П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969; Концепции зарубежной этнологии, М., 1976; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953; Кушнер П. И., Этнические территории и этнические границы, в сб.: Тр. ин-та этнографии, т. 15, М., 1951; Л е в иБрюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., I960; /! евин М. Г., Ч е б о к с а р о в Н. Н., Хозяйственно-культурные типы и историкоэтнографические области, " Советская этнография", 1955, № 4; Л и п с Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954; М о рг а н Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Национальные процессы в США, М., 1973; Осуществление ленинской национальной политики у народов Севера, М., 1971; Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 1-6, М., 1956-74 (Тр. ин-та этнографии, т. 30, 85, 91, 94, 95, 102); Первобытное общество. Основные проблемы развития, М., 1975; П е р ш и ц А. И., М о н г а и т А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974; Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Проблемы антропологии и этнографии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972; П ы п и н А. Н., История русской этнографии, т. 1 - 4, СПБ, 1890-92; Р а т ц е л ь Ф., Народоведение, пер. с нем., 4 изд., т. 1-2, СПБ, 1904; Современная американская этнография, М., 1963; Современные этнические процессы в СССР, М., 1975; Становление классов и государства, Сб. ст., М., 1976; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А., Этнография народов СССР, М., 1958; е г о ж е, История русской этнографии, М., 1966; его же, Истоки этнографической науки. (До середины XIX в.), М., 1978; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с франц., в. 1-4, М., 1928; Харузина В. Н., Введение в этнографию, М., 1941; X а р уз и н Н. Н., Этнография, в. 1-4, СПБ, 1901 - 1905; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Народы, расы, культуры, М., 1971; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Сб. ст., М., 1974; Этнографическое изучение быта рабочих, М., 1968; Этнография в странах социализма, М., 1975; Этнологические исследования за рубежом, М., 1973; Библиография трудов ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1900-1962, Л., 1967; Graebner F г., Die Methode der Ethnologic, Hdlb., 1911; W e u 1 e K., Leitfaden der Volkerkunde, Lpz.-W., 1912; L о w i e R. H., The history of ethnological theory, L., 1937; Boas F., Race, language and culture, N. Y.-L., 1966; его же, General anthropology, Madison, 1944; Kroeber A. L., Anthropology, N. Y., 1958; International directory of anthropological Institutions, N. Y., 1953; Volkskunde. Ein Handbuch zur Geschichte ihrer Probleme, [В., 1958]; L e v i-S t r a u s s C., Anthropologie structurale deux, P., 1973; Moszynski K., Czlowiek, Wroclaw-Krakow-Warsz., 1958; L e r о i-G о u r h a n A., Le geste et la parole, [v. 1-2], P., 1964- 1965; Penniman T. K., A hundred years of anthropology, 3 ed., L., 1965; Volkerkunde fur jedermann, 2 Aufl., Gotha-Lpz., 1969; Cazeneuve J., L'ethnologie, P., 1967. Ю. В. Бромлей, С. А. Токарев.

" ЭТНОГРАФИЯ", науч. журнал. Издавался в 1926-30 в Москве - Ленинграде; с 1931-" Советская этнография".

ЭТНОЛИНГВИСТИКА (от греч. eth-nos - племя, народ и лингвистика), антрополингвистика, этносемантика, направление в языкознании, занимающееся исследованием взаимоотношений языка и культуры (этнич. психологии). Зародилась в кон. 19 - нач. 20 вв. в США в связи с интенсивными этногр. исследованиями индейских племён Сев. и Центр. Америки. Первонач. Э. стремилась получить данные из истории обществ, отношений первобытных народов путём исследования соответствующих явлений языка (Л. Г. Морган, Ф. Боас, А. Л. Крёбер, Э. Сепир, Б. Малиновский и др.). Одним из объектов Э. была терминология родства, на к-рой испытывались новые методы лингвистич. анализа (напр., компонентный). В сер. 20 в. начали исследоваться др. сферы лексики и уровни языка. Был установлен факт тесной взаимосвязи явлений языка (напр., способов структурирования языкового значения) с нелингвистич. явлениями культуры - гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа о т. н. языковой относительности. На почве Э. в разное время возникали реакц. теории расистского толка, не получившие распространения в науке.

Лит.: Ш п е т Г. Г., Введение в этническую психологию, в. 1, М., 1927; Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934; Н уmes D. H., Directions in (ethno)-linguistic theory, " American anthropologist", 1964, v. 66, № 3, pt 2. p.[ 6 - 56. А. М. Кузнецов.

ЭТНОЛОГИЯ (от греч. ethnos - племя, народ и ...логия), теоретич. этнография. В бурж. науке противопоставляется описательной этнографии. В сов. науке термин " Э." употребляется редко.

ЭТНОНИМИКА (отгреч. ethnos- племя, народ и onyma - имя, название), раздел ономастики, изучающий происхождение и функционирование этнонимов - названий наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнич. общностей. Э. исследует историю этнонимов, их употребление, распространение и совр. состояние. Данные Э. особенно важны для решения проблем этнич. истории, этно- и лингвогенеза. Изучение этнонимов даёт возможность проследить эволюцию имени, объяснить его происхождение. Результатами Э. пользуются историки, этнографы, демографы, лингвисты, антропологи и археологи, исследующие этнич. общности с разных точек зрения, пути этнич. миграций, культурные и языковые контакты. Этнонимы, будучи древними терминами, несут в себе ценную историч. и лингвистич. информацию. Различают макроэтнонимы - названия крупных этнич. общностей и микроэтнонимы, обозначающие небольшие этнич. объединения. Особую группу в Э. составляют самоназвания народов или племён, к-рым противопоставлены названия, данные соседями этих племён или народов. Ср. общеслав. " немцы" для группы герм, племён или же общеупотребит. этноним " финны", тогда как сами себя они называют соответственно Deutschen и Suomalaiset. К этнонимам близки названия местожителей (этниконы), образующиеся от топонимов (Москва - москвич, Новгород - новгородец), а также неофициальные и прозвищные обозначения групп населения (казаки, москали, хохлы, чалдоны и т. д.). Этнонимы обычно соотносятся с макротопонимами (русский - Русь, поляк - Польша). Соотнесённость бывает прямой, когда название страны образовано от этнонима (франки - Франция, чехи - Чехия, греки - Греция), и обратной, когда этноним произведён от названия страны (Америка - американец, Австралия - австралиец, Украина - украинец).

Лит.: Этнонимы, М., 1970; Этнография имен, М., 1971; Попов А. И., Названия народов СССР, Л., 1973; Трубачев О. Н., Ранние славянские-этнонимы - свидетели миграции славян, " Вопросы языкознания", 1974, № 6. В. П. Нерознак.

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30- 40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы Р. Линтон, Р. Бенедикт, А. Халлоуэлл и др. Сущность культуры каждого народа этнопсихологи видели в психич. особенностях " основной" (" средней", " модальной", " суммарной") личности, исследуемых методами фрейдизма. Культура народа - это - " индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени" (Бенедикт Р., О конфигурациях культуры, " Американский антрополог", т. 34, 1932, с. 24). " Структура осн. личности" складывается в первые годы жизни человека под воздействием характерных способов ухода за ребёнком (кормление, теленание, обучение и т. п.) и образует неизменный базис культуры. Этнопсихологи пытались объяснить неполноправное положение нац. меньшинств их неполноценностью и культурной обособленностью, классовые различия выводили из различия " опытов детства". На нью-йоркском съезде этнографов (1952) концепция Э. ш. подверглась критике, и её влияние стало быстро падать.

Лит.: Аверкиева Ю. П., О некоторых этно-психологических исследованиях в США, в сб.: Современная американская этнография, М., 1963.

ЭТНОС, см. Этническая общность.

ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮ3, федерация др.-греч. городов сначала Этолии, с сер. 3 в. до н. э. также ещё ряда городов Ср. и Сев. Греции и Пелопоннеса. Создан ок. 320 до н. э. Верх, органом в союзе было общее нар. собрание (собиралось раз в год), адм. власть находилась в руках стратега. В 189 до н. э. покорён Римом.

ЭТОЛИЯ (греч. Aitolia), древняя область в Ср. Греции, населённая племенами этолийцев. Окружённая и изрезанная горами, удалённая от гл. культурных центров, Э. была одной из самых отсталых областей Греции. Активную политич. роль Э. стала играть приблизительно с сер. 3 в. до н. э., когда она возглавила Этолийский союз - объединение ряда полисов областей Сев. и Ср. Греции, а также части Пелопоннеса. В 189 до н. э. завоёвана Римом.

ЭТОЛОГИЯ (от греч. ethos - характер, нрав и logos - учение), одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся гл. обр. анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции. Термин введён в биологию в 1859 франц. зоологом И. Жоффруа Сент-Илером и указывает на то, что Э. имеет дело с видоспецифич. особенностями поведения животного.

Развитие Э. Изучение целостного поведения животных в естеств. условиях имеет длит, историю. В трудах естествоиспытателей 18-19 вв. был собран огромный описательный (нем. учёный Г. Реймарус, франц. учёные Ж. Л. Бюффон и Ж. А. Фабр) и отчасти экспериментальный (франц. зоолог Ф. Кювье) материал, позволивший выделить и чётко определить категорию инстинктивного поведения. Непосредственное влияние на развитие Э. оказали труды Ч. Дарвина. Собранные им многочисл. факты о поведении животного в естеств. условиях позволяли различить осн. категории поведения - инстинкт, способность к обучению и элементарную способность к рассуждению. Дарвин указывал также, что признаки поведения животного, как и признаки его строения, характеризуются наследственностью и изменчивостью. На примере инстинктов Дарвин показал возможные пути формирования признаков поведения в процессе естеств. отбора. Непосредств. влияние на формирование этологич. представлений оказали исследования англ, учёного Д. Сполдинга, амер.- Ч. О. Уитмена и нем.- О. Хейнрота, в к-рых было экспериментально показано, что нек-рые формы поведения имеют врождённую основу, постоянство выражения и видоспецифичность. Как самостоятельное науч. направление, отличное от физиологич. и психологич. школ исследования поведения (зоопсихология, бихевиоризм и пр.), Э. оформилась в 30-х гг. 20 в. Её признанные основоположники - австр. зоолог К. Лоренц и нидерл. зоолог Н. Тинберген. В теоретич. работах Лоренца (1931-37) были обобщены осн. взгляды предшественников - амер. учёных Ч. Уитмена и У. Крега, нем.- Я. Икскюля и О. Хейнрота и ряда учёных др. направлений (французского учёного Ж. Лёоа, амер. учёных Г. Дженнингса, У. Мак-Дугалла и др.). В работах Лоренца, Тинбергена и их последователей (нидерл. учёного Г. Берендса, нем. учёных В. Виклера и П. Лейхаузена и мн. др.) были заложены основы теории инстинктивного поведения.

Период расцвета и признания идей классич. Э. продолжался (в осн. в Европе) с сер. 30-х гг. до кон. 50-х гг. 20 в. В США этологич. концепции вызвали первоначально довольно резкое противодействие со стороны зоопсихологов и бихевиористов. Дальнейшая эволюция этологич. взглядов происходила, с одной стороны, под влиянием критики физиологов и психологов, с другой стороны, за счёт активного восприятия новым поколением этологов передовых идей экологии, нейрофизиологии и ряда других наук. В результате в 60-70-х гг. наблюдается тенденция к трансформации первоначальных концепций школы Лоренца - Тинбергена и к их синтезу с положениями др. поведенч. и биологич. дисциплин. Э. постепенно теряет характер изолированной дисциплины и становится частью формирующейся синтетич. науки о поведении. Э. возникла в осн. на базе полевой зоологии (гл. обр. орнитологии) и эволюц. учения и обладает тесными и постоянно крепнущими контактами с физиологией, экологией, популяционной генетикой и генетикой поведения. Усиливаются связи Э. с экспериментальной психологией.

Традиционным для Э. объектом исследования является поведение животного в его естеств. окружении. Полное описание видоспецифич. поведения животных (с использованием объективных методов регистрации - киносъёмки, магнитофонных записей, хронометража) кладётся в основу составления списка (этограммы) характерных для вида поведенч. актов. Этограммы животных разных видов подвергаются сравнит, анализу, к-рый лежит в основе изучения эволюц. аспектов их поведения. Для этой цели этологи используют всё многообразие видов от беспозвоночных до человекообразных обезьян. Нек-рые этологи начали применять эти методы к изучению поведения человека.

При изучении поведения животных в процессе индивидуального развития организма этологи пользуются и лабораторными методами. Один из них - воспитание животного в изоляции от действия тех или других факторов внеш. среды. Этот метод явился необходимым этапом в изучении онтогенеза поведения.

В России начиная с конца прошлого века проводились разнообразные исследования поведения животных, часть из к-рых по своим идеям и методам была близка к Э. (В. А. Вагнер, А. Н. Промптов).

Несмотря на это, взгляды традиционной этологич. школы не получили в СССР своеврем. признания и развития. Это положение меняется в 60-х гг. 20 в., чему немало способствовал перевод книг зарубежных этологов. В СССР в нескольких науч. центрах развиваются исследования этологич. плана на основе синтеза эколого-физиологич. и физиолого-генетич. методов. В Ин-те эволюц. и экологич. морфологии животных им. А. Н. Север-цова проводятся разнообразные исследования поведения млекопитающих и птиц, в плане выяснения особенностей онтогенеза, структуры сообществ, механизмов общения, гл. обр. акустического и химического (В. Е. Соколов и др.). В Моск. ун-те наряду с исследованиями структуры сообществ и акустич. сигнализации (Н. П. Наумов и др.) проводятся исследования элементарной рассудочной деятельности животных (Л. В. Крушинский). Центрами изучения генетики поведения животных являются Ленингр. ун-т и Ин-т физиологии им. И. П. Павлова (работы начаты М. Е. Лобашовым и др.), Ин-т цитологии и генетики СО АН СССР (Д. К. Беляев и др.). Исследования поведения животных проводятся в ряде др. учреждений, в т. ч. в заповедниках.

Основные положения традиционной Э. Основой для развивавшейся этологами концепции послужили данные об особенностях формирования в онтогенезе ряда актов поведения. Нек-рые из них представляют собой фиксированную стереотипную последовательность действий, причём обычно они характерны для всех особей данного вида и шаблонно выполняются в определённый период онтогенеза без спец. обучения. Такие акты поведения были названы Лоренцем врождёнными инстинктивными движениями, или наследственно координированными актами.

Многие инстинктивные движения проявляются только в ответ на определённые раздражители, названные ключевыми (или релизерами); эти раздражители опознаются животными уже при первом предъявлении без всякого индивидуального опыта. Напр., красное пятно на брюшке самца колюшки вызывает агрессивную реакцию других самцов того же вида. Механизм, обеспечивающий выполнение двигательной реакции при действии соответствующего ключевого раздражителя, был назван " врождённым реализующим механизмом". Особую группу составляют раздражители, для опознавания к-рых требуется специфич. тип обучения - запечатление. В данном случае раздражитель будет эффективен для взрослого животного только при условии, что он предъявлялся этому животному в определённый " чувствительный" период раннего постнатальнога (после рождения) онтогенеза. Впоследствии было показано, что такие " чувствительные" периоды характерны для нек-рых видов обучения, напр, при формировании песни у птиц. Исследование ключевых раздражителей и запечатления сыграло важную роль в познании механизмов общения животных. Было показано, что в значит, степени оно обеспечивается за счёт ключевых раздражителей - нек-рых особенностей внеш. облика и окраски, характерных ритуальных телодвижений (см. Ритуал) и видоспецифич. звуковых сигналов, к-рые без всякого предварит, обучения вызывают соответствующие реакции со стороны других особей.

Эти представления получили отражение и в предложенной Лоренцем, а затем детализированной Тинбергеном гипотезе о внутр. механизмах инстинктивного поведенч. акта, согласно к-рой под действием ряда внеш. и внутр. факторов (гормоны, темп-pa и т. п.) в соответствующих нервных центрах происходит накопление " энергии действия", специфической для определённого побуждения (голод, жажда и т. п.). Её возрастание выше нек-рого уровня приводит к проявлению поисковой фазы поведенч. акта, к-рая характеризуется широкой изменчивостью исполнения как у данной особи, так и у разных представителей одного вида. Она состоит в активном поиске раздражителей, при действии к-рых может быть удовлетворено возникшее у животного побуждение. Когда соответствующие раздражители найдены, происходит включение врождённого реализующего механизма и осуществляется завершающий акт. При усиленном накоплении " энергии действия" завершающий акт может осуществиться " спонтанно", т. е. без ключевых раздражителей (реакция " вхолостую"). Эта вторая фаза характеризуется видоспецифичностью, стабильностью исполнения и высокой степенью генетич. обусловленности. Именно к ней относятся т. н. врождённые инстинктивные действия, или наследств, координации. В целом эта гипотеза Лоренца - Тинбергена в значит, степени устарела, однако её разработка и проверка послужили основой для контакта Э. с физиологией.

Выделение категории врождённых инстинктивных действий позволило применить к исследованию поведения животных сравнит, метод и перейти к изучению эволюц. аспектов их поведения. Данные о наличии или отсутствии общих признаков у представителей разных систематич. групп позволили оценить степень их филогенетич. родства и уточнить систематич. положение отд. видов. Напр., ни один морфологич. признак не характеризует так чётко представителей отряда голубеобразных, как сосущие движения, совершаемые ими при питье. Кроме того, сравнит, исследования дали возможность составить представление об эволюции различных типов поведения, о приспособит, значении отд. актов поведения и о тех факторах, под влиянием к-рых они сформировались в процессе эволюции. Большой вклад в изучение эволюц. аспектов поведения животных внесли этологи школы Тинбергена. Их исследования позволили описать закономерности действия естеств. отбора на поведенч. признаки.

Сопоставление инстинктивных действий у представителей близкородственных видов, а также изучение внутривидовой изменчивости поведения явились основой для изучения его роли в микроэволюционных процессах. Лоренцем одним из первых проведено сопоставление поведения различных представителей семейства утиных. Длит, исследования роли поведения в дифференциации популяции показали, что оно оказывает влияние на её групповой состав и тем самым - на судьбу возникающих в ней генотипич. изменений. Это свидетельствует о том, что поведение является одним из существ, факторов микроэволюц. процессов.

Выделение категории инстинктивных действий как элементарных единиц поведения открыло возможность для рассмотрения вопроса о генотипич. основах поведения, о сочетании и соотношении влияний среды и генотипа в онтогенезе отд. поведенч. признаков. Понятие " врождённый" использовалось в Э. для обозначения актов поведения, развитие к-рых полностью определено генотипически и не требует для своего формирования спец. обучения или тренировки, в отличие от признаков, " приобретаемых" в процессе развития под влиянием определённых факторов внеш. среды. Целостный поведенч. акт этологи рассматривали как сложнейшее переплетение врождённых и приобретённых компонентов.

Современное состояние и проблемы Э. Осн. направлениями, в к-рых традиционные этологич. взгляды сохраняют первостепенное значение, являются сравнительная Э., а также область изучения способов организации сообществ и коммуникации животных (т. н. социоэтология). При исследовании организации сообществ животных внимание многих учёных привлекают вопросы динамики численности животных, факторы, контролирующие формирование, структуру и численность группировок особей у разных видов, эволюции способов организации сообществ, их эволюционной преемственности и взаимосвязи.

Одно из направлений совр. Э.- изучение поведения человека (Тинберген, нем. учёный И. Эйбль-Эйбесфельдт, англ. - Дж. Крук и др.); эти исследования являются непосредств. продолжением и развитием идей Дарвина, к-рый в своём труде " Выражение эмоций у человека и животных" заложил фундамент изучения биологич. основ поведения человека. При этом осн. задачей этологи считают объективную регистрацию и точное описание нек-рых инстинктивных действий и реакций человека на биологически значимые раздражители с использованием методов и подходов, успешно апробированных в Э. при изучении поведения животных. Эти исследования представляют собой важный этап в развитии эволюц. представлений, т. к. они способствуют разрушению идеалистич. представлений о барьере, отделяющем человека как биологич. вид от животных. Развитие этологич. исследований имеет большое значение для мн. сторон деятельности человека. Так, напр., в связи с усилением антропогенных воздействий на среду необходимо углублённое изучение поведения животных в естеств. обстановке для успешного решения задач по охране, реконструкции и рациональному использованию фауны. Знание поведения животных имеет большое значение и для ряда областей с. х-ва. Как показали работы сов. учёного Д. К. Беляева и его сотрудников, селекция пушных зверей по признакам поведения может оказывать глубокое влияние и на ряд хозяйственно-важных признаков. Изучение специфики группового поведения с.-х. животных приобретает особое значение в связи с внедрением в животноводство индустриальных методов их содержания и разведения.

Изучение механизмов поведения животных также приобретает всё большее значение. Оно важно для медицины, кибернетики, бионики и др. наук, а также для практики.

Организации, конгрессы, журналы. Деятельность этологов координируется Междунар. этологич. к-том. Каждые 4 года собирается Междунар. этологич. конгресс. 14-й Междунар. конгресс (1973) состоялся в США, 15-й конгресс (1977) - в ФРГ. В СССР проводились две Всесоюзные конференции по поведению животных (1973 и 1977).

Осн. журналы, публикующие данные этологич. исследований, - международные " Behaviour" (Leyden, с 1947), " Biology of Behaviour" (P., с 1976) и " Behavioral Ecology and Sociobiology" (В., с 1976); журналы -" Zeitschrift fur Tierpsychologie" (B.-Hamb., с 1937), " Animal Behaviour" (L., с 1953), а также реферативный журнал по проблемам поведения животных " Animal Behaviour Abstracts" (L., с 1973). В СССР статьи по Э. печатаются в " Зоологическом журнале", в " Бюллетене Московского общества испытателей природы", в журналах " Экология" и " Журнале общей биологии".

Лит.: Панов Е. Н., Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения, М., 1975; Круши некий Л. В., Биологические основы рассудочной деятельности, М., 1977; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Лоренц К. 3., Кольцо царя Соломона, пер. с англ., 1970; X а и н д Р. А., Поведение животных, пер. с англ., М., 1975; J а уnes J., The historical origins of " ethology" and " comparative psychology", " Animal Behaviour", 1969, v. 17, 4; Function and evolution of behaviour, ed. P. H. Klopfer and J. P. Hailman,.. Reading (Mass.), 1972; Lorenz K., Uber tierisches und mensclb liches Verhalten, Bd 1 - 2, Munch., 1973 - 74. Л. В. Крушинский, З. А. Зорина. ЭТбША (Etosha), Э т о ш а - П а н, солончак на С. Намибии, в Юж. Африке. Лежит в обширной бессточной впадине на вые. 1065 м. Пл. ок. 4 тыс. км2. В сезон дождей покрыт водой, в сухие месяцы - соляной коркой. Раньше на месте Э. было озеро, питаемое р. Кунене; после перехвата Кунене рекой, впадавшей в Атлантич. ок., и увеличения сухости климата озеро превратилось в солончак. Входит в пределы заповедника Этоша-Пан.

ЭТОША (Etosha), Э т о ш а - П а н, заповедник (пл. ок. 10 млн. га, созд. в 1907) и нац. парк (пл. 2227 тыс. га, созд. в 1958) на С.-З. Намибии; занимает территорию от побережья Атлантич. ок. до солончака Этоша. Охраняются ландшафты сев. части песчаной пустыни Намиб, засушливых внутр. р-нов страны с типичной для них растительностью: кустарники, колючки, злаковые равнины и мопановые леса (Colophospermum mopane). Местообитание редких видов животных: чёрного носорога и горной зебры Хартмана, а также слона, жирафы, антилоп (канна, большой куду, обыкновенный голубой гну и др.), страуса.

ЭТРОЛЫ, принятое в СССР назв. пластмасс на основе ацетатов, ацетопропионатов, ацетобутиратов, нитратов целлюлозы и этилцеллюлозы. Э. могут содержать также пластификаторы, стабилизаторы, красители, легирующие добавки, минеральные наполнители, вещества, повышающие бактериоустойчивость и придающие изделиям приятный запах. Произ-во Э. включает смешение компонентов, гомогенизацию полученной композиции при достаточно высоких темп-рах, формование из расплава ленты или жгутов, охлаждение их и измельчение в гранулы. Э. перерабатывают в изделия методами, обычно принятыми для термопластов (см. Пластические массы).

Изделия из Э. обладают высокими механич. свойствами, хорошим внешним видом, легко полируются, длительно сохраняют глянец, слабо электризуются, легко обрабатываются механич. способами и легко могут быть склеены ацетоном или 10%-ными растворами Э. в известных смесях растворителей. Из Э. изготовляют штурвалы, подлокотники, приборные щитки, кнопки и ручки для автомобилей, самолётов, судов и вагонов; детали телефонных аппаратов, трубы для природного газ, прозрачные листы для смотровых окон приборов, игрушки, оправы для очков, галантерейные товары.

3а рубежом материалы, аналогичные Э.выпускаются под назв. тенайт (США), дексел (Великобритания), целлидор (ФРГ) родиолит (Франция) и др.

Лит.: М а л и н и н Л. Н, Получение и переработка этролов, " Пластические массы" 1969, № 8, с. 37-41. Л. Н. Малинин.

ЭТРУРИЯ (Etruria), в 1801-07 зависимое от Франции королевство в Италии, образов, из Великого герцогства тосканского после его захвата войсками Наполеона Бонапарта. Названо по древнему (от этрусков) наименованию терр. Тосканы. В кон. 1807 королевство Э. было упразднено и его терр. включе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.