Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 5. Аудит учета кассовых операций и операций по расчетным и специальным счетам в банках






1. Согласно кассовым отчетам и приложенным к ним документам организа­
ция производила расчет наличными деньгами по одной сделке со следующими
поставщиками (табл. 9).

Все материалы, полученные от поставщиков, полностью оплачены, приняты к учету. Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков предъявлены к возмещению из бюджета.

Выявите характер нарушений, сформулируйте запись в аудиторский отчет, оцените существенность выявленных нарушений.



Таблица 9 Перечень поставщиков

 

Дата Наименование поставщика Сумма, руб. В том числе НДС
05 июня ЗАО «Олимп» 90 000 15 000
06 июня ООО «Прогресс» 45 000 7 500
07 июня ОАО «Полет» 60 000 10 000
08 июня ООО «Стройсервис» 120 000 20 000

2. Согласно отчетам кассира организацией 10 августа получено по чеку для
выплаты заработной платы работникам 300 000 руб.; 11 августа выдано по пла­
тежной ведомости № 200 – 150 000 руб., 12 августа выдано по платежной ведомо­
сти № 200 – 50 000 руб.; 14–16 августа выдана зарплата по расходным кассовым
ордерам: Иванову А.А. – 2000 руб., Петрову В.В. – 10 000 руб.; 17 августа остав­
шиеся суммы, полученные для выплаты зарплаты, в размере 88 000 руб. сданы в
банк.

Выявите характер нарушений, определите, какой нормативный документ на­рушен, оцените существенность выявленных нарушений.

3. Проверяя полноту и своевременность оприходования в кассе денежных
средств, полученных с расчетного счета в банке, аудитор выявил, что кассир Пет­
рова И.А. по чеку 16 мая получила 100 000 руб. на выплату заработной платы ра­
ботникам, а оприходовала их 20 мая. Она же получила из банка 2 сентября на ко­
мандировочные расходы 15 000 руб., а оприходовала их 4 сентября. Кассир Пет­
рова И.А. и главный бухгалтер Медведев А.А. пояснили, что несвоевременность
оприходования денег допущена по вине банка, который не выдавал своевременно
деньги на командировочные расходы. Поэтому в первом случае деньги, получен­
ные на выплату заработной платы, израсходованы частично на командировочные
расходы, а во втором случае, наоборот, деньги, предназначенные для командиро­
вочных расходов, использованы на выплату заработной платы.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации? О чем свидетельст­вуют выявленные нарушения?

4. Часть используемых организацией контрольно-кассовых машин не оплом­
бирована. В книге кассира-операциониста страницы не пронумерованы и не
прошнурованы, она не подписана руководителем и главным бухгалтером, в ней
много неоговоренных исправлений и подчисток. Для выплаты зарплаты работни­
кам 5 марта из банка по чеку получены деньги в сумме 250 000 руб. Выплата за­
работной платы произведена 10 марта в сумме 200 000 руб. Остаток денег в сумме
50 000 руб. использован для оплаты командировочных расходов.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации? О чем свидетельст­вуют выявленные нарушения?

5. С расчетного счета по чеку от 15 октября, выписанному на предъявителя и
подписанному руководителем организации и главным бухгалтером, получено из
банка на неотложные хозяйственные нужды 3000 руб. Деньги в кассу не поступи­
ли и в кассовой книге не оприходованы. На корешке чека имеется подпись коммерческого директора о получении чека, по которому банк выдал предъявителю 3000 руб. В представленном авансовом отчете коммерческого директора указано получение денег в подотчет из банка в сумме 3000 руб., которые израсходованы на командировочные нужды. К авансовому отчету приложено командировочное удостоверение и другие документы на произведенные расходы в сумме 3000 руб.

Бухгалтер составил следующие бухгалтерские записи по этой операции:

Д 71 К 51 – 3000 руб. – получены деньги из банка по чеку коммерческим директором для хозяйственных нужд;

Д 26 К 71 – 3000 руб. – утвержден авансовый отчет коммерческого дирек­тора.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

6. В ходе аудита кассовых операций были обнаружены следующие факты:

1) отсутствовал договор с кассиром о полной материальной ответственности;

2) установлены факт смены кассира и отсутствие акта об инвентаризации;

3) в кассовой книге отсутствуют страницы;

4) приходные и расходные кассовые ордера оформлены неверно. Составьте отчет аудитора.

7. Аудитором при проверке обнаружены:

1) расходный кассовый ордер от 02 марта, свидетельствующий о выдаче под­отчетной суммы экспедитору Алексееву В.В. в размере 5000 руб.;

2) авансовый отчет, подписанный подотчетным лицом Алексеевым В.В. от 20 марта на сумму 4500 руб., с приложением железнодорожных билетов;

3) приходный кассовый ордер от 20 марта, удостоверяющий возврат Алексее­вым В.В. суммы неиспользованного аванса в размере 500 руб.

Аудитор не обнаружил приказа о направлении в командировку, сметы расхо­дов, служебного задания. Расходный кассовый ордер не имеет подписи руководи­теля.

Составьте мнение аудитора.

8. Общество с ограниченной ответственностью заключило договор с закры­
тым акционерным обществом на поставку древесины. В соответствии с договором
стоимость древесины составляет 350 000 руб. Для расчетов с поставщиками об­
щества с ограниченной ответственностью открыл в банке покрытый аккредитив
на сумму 450 000 руб. Договором поставки древесины установлено, что:

– платежи по контракту производятся с покрытого аккредитива;

– расчеты производятся после предъявления в банк транспортных документов на перевозку древесины и счета поставщика.

Банк удержал с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью плату за обслуживание аккредитива в размере 0, 1 % от его суммы.

В бухгалтерском учете составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 55 К 51 – 450 000 руб.;

Д 60 К 55 – 450 000 руб.;

Д 10 К 76 – 45 000 руб.

Проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

9. Общество с ограниченной ответственностью получило в банке чековую
книжку. Для расчетов чеками перечислил на специальный счет денежные средст­
ва в размере 50 000 руб. Сумма в размере 27 900 руб. была использована для оп­
латы услуг транспортной организации по доставке материалов. Неиспользованная
сумма возвращена на расчетный счет организации.

В бухгалтерском учете составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 55 К 51 – 50 000 руб.;

Д 60 К 55 – 27 900 руб.;

Д 51 К 55 – 22 100 руб.

Проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

 

 

Тема: Практический аудит расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами

 

Целью аудита расчетов с поставщиками, покупателями, де­биторами и кредиторами, подотчетными лицами является выра­жение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности по­казателей дебиторской, кредиторской задолженности. Задачами аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами являются ус­тановление правильности определения и отражения в учете расче­тов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами. Основные нормативные документы: - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете»; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; - Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организа­ции» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн; - приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; - Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49; - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федера­ции, утвержденный решением Совета директоров Банка Рос­сии 22.09.1993 № 40; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иностранной валю­те» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н; - унифицированная форма первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет», утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55. Предоставляемые аудитору документы: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, сче­та-фактуры, приказ об учетной политике организации, акты све­рок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований, учет­ные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расче­ты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйствен­ные расчеты», 007 «Списанная в убыток задолженность неплате­жеспособных дебиторов», Главная книга, бухгалтерская отчетность. Работы при проведении аудита расчетов с поставщиками, поку­пателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами мож­но разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Ознакомительный этап Основной задачей аудита расчетов с поставщиками, покупателя­ми, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами является: ус­тановление правильности определения и отражения в учете такого рода расчетов. Аудитор должен изучить договоры поставки сырья и материалов и другие хозяйственные договоры на выполнение работ (оказание услуг). Эти договоры должны отвечать требованиям, из­ложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Сделки между юридическими лицами должны заключаться в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Однако несоблюде­ние простой письменной формы сделки не всегда влечет ее недейст­вительность, если имеются письменные доказательства ее соверше­ния и законом не установлено, что она ничтожна (ст. 162 ГК РФ). Содержание сделки должно соответствовать не только требова­ниям Гражданского кодекса Российской Федерации, но и другим законам. Одним из способов защиты гражданских прав является призна­ние оспоримой сделки недействительной и применение последст­вий ее недействительности, применение последствий недействи­тельности ничтожной сделки (ст. 12 ГК РФ). Предъявлять требования о применении последствий ничтож­ной сделки вправе любое заинтересованное лицо (ст. 4, 41, 42 АПК РФ). Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдик­ции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных На­логовым кодексом Российской Федерации (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ). Права на предъявление исков о признании сделок недей­ствительными Налоговый кодекс Российской Федерации не преду­сматривает. Такое право закреплено в п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» в редак­ции Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ. Согласно этой норме налоговые органы имеют право предъявлять в суд и арбит­ражный суд иски о признании сделок недействительными и взы­скании в доход государства всего дохода, полученного по таким сделкам. Указанные последствия предусмотрены ст. 169 ГК РФ. Отсутствие аналогичного правила в Налоговом кодексе Рос­сийской Федерации не препятствует налоговым органам в пользо­вании правами, предоставленными иным законом.
  Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О вве­дении в действие части первой Налогового кодекса Российской Фе­дерации» установлено: «Федеральные законы и иные норматив­ные правовые акты, действующие на территории Российской Фе­дерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Рос­сийской Федерации». В ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ отсутствует указание на то, что положения п. 11 ст. 7 Закона РФ «О нало­говых органах Российской Федерации» утрачивают силу. Эти по­ложения также не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными. Как правило, налоговый орган обращается в суд с исками о признании сделок недействительными по основаниям, предусмот­ренным ст. 168, 169 ГК РФ, в тех случаях, когда создается ситуа­ция отсутствия денежных средств на расчетном счете налогопла­тельщика. Аудитор должен внимательно изучить договоры, для того что­бы описать все возможные риски. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческая организация осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом (общая правоспособность). Специальная правоспособность заключается в осуществлении отдельных видов деятельности, перечень которых определен зако­ном, только на основании лицензии. Лицензирование конкретных видов деятельности согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством РФ. К пол­номочиям лицензирующих органов относится контроль за соблюде­нием лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов дея­тельности соответствующих лицензионных требований и условий. Во избежание рисков со стороны контролирующих органов в обязанность аудитора при проверке операций с покупателями вхо­дит обязательное изучение лицензий на те виды деятельности орга­низации, которые подлежат проверке. Основной этап При аудите дебиторской задолженности аудитор должен учи­тывать, что в ее состав входит задолженность: - поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, уч­тенная по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми», субсчет «Авансы выданные»; - покупателей и заказчиков по отгруженным им товарам (ра­ботам, услугам), учтенная по дебету счета 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками»; - налоговой инспекции по излишне уплаченным налогам и сбо­рам, учтенная по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»; - подотчетных лиц по выданным и не возвращенным в кассу фирмы подотчетным средствам, учтенная по дебету счета 71 «Рас­четы с подотчетными лицами»; - работников фирмы по предоставленным им ссудам и зай­мам, а также по возмещению материального ущерба, учтенная по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; - учредителей по вкладам в уставный капитал фирмы, учтен­ная по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями»; - по штрафам, пени и неустойкам, которые признаны долж­ником или по которым получены решения суда об их взыскании, учтенная по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами». Аудитор должен сопоставить дебетовое сальдо по вышеуказан­ным счетам и данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс», указан­ные по строкам 230 «Дебиторская задолженность, платежи по ко­торой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты» и 240 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидают­ся в течение 12 месяцев после отчетной даты». По строке 620 «Кредиторская задолженность» формы № 1 «Бухгалтерский баланс» отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату. Указывается задолженность: - перед поставщиками и подрядчиками (строка 621); - перед персоналом фирмы (строка 622); - перед государственными внебюджетными фондами (строка 623); - по налогам и сборам (строка 624); - перед прочими кредиторами (строка 625). Также необходимо обратить внимание на то, что при составлении формы № 1 «Бухгалтерский баланс» следует учитывать, что сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими лицами надо по­казать в балансе развернуто, т. е. дебетовое сальдо — в активе балан­са (строки 230 и 240), кредитовое — в пассиве (строки 620 и 625). Поскольку в соответствии с п. 34 Положения по бухгалтерско­му учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, ут­вержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями ак­тивов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Аудитор должен сопоставить данные о составе дебиторской и кредиторской задолженности, указанные в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» со счетами: 58 «Финансовые вложения»; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», суб­счет «Расчеты по авансам выданным»; 62 «Расчеты с покупателя­ми и заказчиками»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 69 «Расчеты по социальному стра­хованию и обеспечению»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате тру­да» (излишне начисленная работникам зарплата); 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 75 «Расчеты с учредителями»; 76 «Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами» (выборочно), например долг фир­ме за оказанные ею услуги, по претензиям и т. п. При проверке операций по авансам выданным необходимо вы­яснить, открыт ли специальный отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным». В том случае, если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, ока­заны услуги), аудитор должен проверить зачет выданного аванса. Нередко в договорах указано, что товар (работы, услуги) опла­чивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечис­ления денег покупателем. В данной ситуации аудитор должен про­верить правильность применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, а именно выяснить: - отражена ли задолженность контрагента на момент перехода к нему права собственности на отгруженные ценности (по курсу иностранной валюты, действующему на этот момент); - была ли увеличена или уменьшена дебиторская задолжен­ность исходя из суммы денежных средств, фактически перечислен­ных покупателем. В том случае, если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей выше, чем на дату их отгрузки, аудитор должен прове­рить полноту исчисления положительной суммовой разницы (за­долженность увеличивается и доначисляется НДС). Если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей ни­же, чем на день их отгрузки, то возникает отрицательная суммовая разница. Соответственно задолженность покупателя уменьшается, НДС сторнируется. Часто организации используют товарные векселя. В этом слу­чае аудитор должен обратить внимание на следующие моменты: - открыт ли для учета задолженности по выданным товарным векселям отдельный субсчет к счету 62 «Векселя полученные»; - правильно ли отражены хозяйственные операции в регист­рах бухгалтерского учета; - верно ли отражена полученная разница в случае превышения номинальной стоимости товарного векселя, выдаваемого покупате­лем поставщику, над суммами его задолженности. Она должна быть отражена как процент, уплаченный за отсрочку платежа, и на эту сумму должна быть увеличена сумма дебиторской задолженности. В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолжен­ность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае орга­низация имеет право списать указанную задолженность. Если организацией принято решение о списании (имеется при­каз, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания), сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. Списанная задолженность должна быть учтена на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспо­собных дебиторов» в течение пяти лет. Если организация определяет выручку для целей налогообло­жения по оплате, то в соответствии с п. 5 ст. 167 НК РФ датой оп­латы товаров (работ, услуг) — датой начисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат: 1) день истечения указанного срока исковой давности; 2) день списания дебиторской задолженности. Следовательно, аудитор должен проверить полноту исчисления НДС со списанной дебиторской задолженности. Часто организация создает резервы по сомнительным долгам. Аудитор сначала должен проверить, как данный факт отражен в учетной политике, а затем проверить, была ли проведена инвента­ризация дебиторской задолженности. Необходимо выяснить, как была определена величина резерва на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В соответствии с действующим законодательством величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от фи­нансового состояния (платежеспособности) должника и оценки ве­роятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года неизрасходованные суммы должны быть присоединены к финансовым результатам. При проверке правильности формирования кредиторской за­долженности перед поставщиками аудитор должен внимательно изучить комплект документов, на основании которых задолжен­ность была сформирована, а именно договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета-фактуры, акты вы­полненных работ. Отсутствие любого из вышеуказанных документов не является основанием для формирования кредиторской задолженности в ре­гистрах бухгалтерского учета. В случае списания кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) аудитор должен проверить при­каз на списание задолженности и комплект документов, на основа­нии которых было принято такое решение. При этом необходимо подтвердить полноту включения списан­ных сумм в состав прочих доходов для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Сумма НДС по поставленным материаль­ным ценностям (работам, услугам), не оплаченным поставщику, должна быть включена в состав прочих расходов. Аудитор должен учитывать следующий момент: в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже которой покупатель должен перечислить день­ги по договору. Если дата в договоре не установлена, то срок иско­вой давности исчисляется с того момента, когда право собственно­сти на товар перешло от продавца покупателю. Срок исковой давности может быть прерван и отсчитываться снова. Для этого поставщик должен обратиться в суд с иском к ор­ганизации. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление. Кроме того, срок иско­вой давности прерывается, если организация признала за собой долг письменно (должно быть в наличии письмо или акт сверки расчетов с поставщиком). Срок прерывается и в том случае, если организация перечислила поставщику часть суммы денег. Во всех вышеуказанных случаях организация не имеет основа­ний для списания кредиторской задолженности. В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами необходимо ус­тановить, что все расчеты осуществляются с помощью счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выданные под отчет суммы де­бетуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет кредитует­ся в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затра­ты и приобретенные ценности, или с другими счетами в зависимо­сти от характера произведенных расходов. В целях обеспечения внутреннего контроля над сохранностью денежных средств в организации должен был приказ, в котором установлены лица, имеющие право получать денежные средства, размеры и сроки, на которые выдаются денежные средства. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов под­отчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными ли­цами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда» (когда они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим опера­циям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работ­ника). Аудитору необходимо проверить, ведется ли аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по каждой сум­ме, выданной под отчет. Необходимо обратить внимание на то, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвраще­ния их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончатель­ный расчет. Необходимо сопоставить суммы, указанные в авансовых отче­тах, и первичные документы, подтверждающие указанные расхо­ды. Дата авансового отчета должна быть не раньше даты прило­женных документов, подтверждающих расходы. Перечень первичных документов, которые аудитор должен проанализировать для того, чтобы признать вышеуказанные рас­ходы правомерными, приведен в табл. 8.1. Таблица 8.1 Первичные документы по видам расходов
Вид расходов Первичные документы
Хозяйственные расходы Товарные и кассовые чеки, акты выполненных работ, на­кладные, счета-фактуры
Представительские расходы Товарные и кассовые чеки, накладные, счета-фактуры, приказы о назначении лиц, ответственных за проведение мероприятий, программы встречи с представителями, сметы расходов, утвержденные руководителем, списки участников встречи с указанием результатов встречи
Командировочные расходы Проездные документы, счета гостиниц, документы, под­тверждающие оплату постельных принадлежностей, то­варные и кассовые чеки, счета-фактуры

Отсутствие документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц, является основанием для налоговых органов доначислить НДС, налог на прибыль.

Необходимо отметить, что с 28.06.2003 на всей территории Российской Федерации действует закон, который обязывает орга­низации и индивидуальных предпринимателей осуществлять на­личные денежные расчеты за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники (далее — ККТ), включенной в государственный реестр.

Таким образом, ККТ применяется при всех наличных денежных расчетах с юридическими и физическими лицами, включая предоп­лату за оказание услуг, что и должен проконтролировать аудитор.

При принятии к учету авансового отчета подотчетного лица на­личие чека ККТ как оправдательного документа по расходу подот­четных денежных сумм является обязательным.

Наиболее спорным моментом при проведении аудита подотчет­ных лиц является применение налогового вычета по НДС в части расходов на оплату проживания в гостинице. Налоговые органы требуют представлять счета-фактуры2, однако гостиницы отказы­ваются их выдавать.

При оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки, услуг по перевозке работника к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по пре­доставлению в пользование в поездах постельных принадлеж­ностей, основанием для вычета суммы НДС, уплаченной по таким услугам, является бланк строгой отчетности с выделенной в нем от­дельной строкой суммой налога, а при отсутствии бланка строгой отчетности основанием для вычета сумм НДС являются счет-фак­тура и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога (в том числе кассовые чеки с выделенной в них отдельной строкой суммой налога).

Основанием для вычета сумм НДС, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая ус­луги на пользование в поездах постельными принадлежностями при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами про­ездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма НДС, выде­ленная в проездном документе (билете).

В бланках строгой отчетности, подтверждающих фактическую уплату суммы НДС по услугам гостиниц, по услугам по пользова­нию в поездах постельными принадлежностями (не включенными в стоимость проездного документа), в проездном документе (биле­те) выделение отдельной строкой соответствующей суммы НДС является обязательным условием для обоснования права на вычет.

Следовательно, наличие бланков строгой отчетности по оплате командировочных расходов является основанием для вычета по НДС.

Аудитору лишь остается собрать необходимый комплект доку­ментов, подтверждающих командировочные расходы.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами:

- отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности;

- нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской (креди­торской) задолженности, нарушения в части составления первич­ных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности;

- отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического уче­та, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности;

- несоблюдение порядка оформления и предъявления претен­зий по договорам;

- выдача денежных средств под отчет лицам, не отчитавшимся за ранее выданные суммы;

- отсутствие первичных документов, подтверждающих расхо­ды подотчетных лиц;

- неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в части расходов, понесенных подотчетными лицами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.