Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, препятствующие инновационной деятельности






410. Инновационная активность может сдерживаться рядом факторов. Могут существовать причины, по которым она вовсе не начинается, как и факторы, замедляющие ее, либо отрицательно сказывающиеся на ожидае-


мых результатах. Сюда входят экономические факторы, такие как высокие цены или отсутствие спроса, внутрифирменные факторы вроде отсутствия квалифицированного персонала или знаний и юридические факторы, на­пример регуляционные установления или налоговые правила.

411. Ответы на вопросы о помехах инновационной деятельности могут давать сведения о разнообразных проблемах из области инновационной политики. Малые и средние предприятия могут указывать на недостаток располагаемых финансовых средств как на важное препятствие инвести­рованию в инновации. Любые предприятия вправе беспокоиться о недос­таточности спроса на новую продукцию по ценам, необходимым для то­го, чтобы инновации были рентабельными. Другие могут не располагать квалифицированным персоналом, необходимым для занятий инноваци­онной деятельностью, либо их инновационная деятельность замедляется из-за того, что не удается найти нужный персонал на рынке труда. Важ­ным препятствием для инноваций, в особенности за пределами больших городов, может быть отсутствие инфраструктуры, возможны и другие причины: предприятию может недоставать знаний о технологиях или рынках, способных потребоваться для разработки какой-то инновации, или оно не сможет найти подходящих партнеров для совместных иннова­ционных проектов. В табл. 7.2 приведен перечень факторов, которые мо­гут стать препятствиями для инновационной деятельности.

412. Эти препятствия могут относиться как к какому-либо конкретному типу инноваций, так и ко всем их типам. Например, стоимостные факто­ры могут иметь значение для инноваций всех типов, а рыночные - влиять и на создание продуктовых инноваций, и на разработку дизайна продукта (т. е. на маркетинговые инновации). В таблице показано, на какие типы инноваций может распространяться действие того или иного препятствия.

413. Рекомендуется собирать данные о препятствиях инновационной деятельности, проявившихся в период обследования, и об их относи­тельной значимости. Вопросы о том, что мешает инновационной ак­тивности, нужно задавать как инновационным, так и неинновацион­ным предприятиям. Такие вопросы могут относиться ко всем типам ин­новаций или к подмножеству этих типов - таким, как продуктовые и про­цессные инновации.


Табл. 7.2. Факторы, сдерживающие инновационную деятельность

 

Факторы Продуктовые инновации Процессные инновации Организа­ционные инновации Маркетин­говые инновации
Стоимостные факторы:        
чрезмерные предвидимые риски * * * *
слишком высокая стоимость * * * *
недостаток внутренних, финансовых средств предприятия * * * *
отсутствие или недостаточность финан­сирования из внешних источников:        
венчурный капитал * * * *
государственные источники финанси­рования * * * *
Факторы, связанные со знаниями:        
недостаточный инновационный потенци­ал (в сфере ИР, дизайна и пр.) * *   *
отсутствие или недостаток квалифициро­ванного персонала:        
на предприятии * *   *
на рынке труда * *   *
отсутствие или недостаток информации о технологиях * *    
отсутствие или недостаток информации о рынках *     *
дефицитность внешних услуг * * * *
трудности нахождения партнеров для совместной разработки:        
продукта или процесса * *    
маркетингового проекта       *
жесткость внутренней организации предприятия:        
отношение персонала к переменам * * * *
отношение руководителей к переменам * * * *
управленческая структура предприятия * * * *
неспособность выделить персонал для инновационной деятельности из-за потребностей производства * *    

(окончание)

 

Факторы Продуктовые инновации Процессные инновации Организа­ционные инновации Маркетин­говые инновации
Рыночные факторы:        
неопределенный спрос на инновацион­ные товары или услуги *     *
господство на потенциальном рынке уже укоренившихся на нем предприятий *     *
Институциональные факторы:        
отсутствие или слабость инфраструктуры * *   *
слабость защиты права собственности *     *
законодательство, правила, стандарты, налогообложение * *   *
Прочие причины отказа от инноваци­онной деятельности:        
отсутствие необходимости в новых инновациях благодаря осуществленным ранее * * * *
отсутствие необходимости в инновациях из-за отсутствия или недостаточности спроса на них *     *

Вопросы о собственности на инновации

414. Способность предприятий обращать в собственность выгоды от сво­ей инновационной деятельности является важным фактором, воздейст­вующим на эту деятельность. Если, к примеру, предприятие не в состоянии защитить свои инновации от воспроизведения конкурентами, у него будет меньше стимулов заниматься ими. С другой стороны, если отрасль хорошо функционирует и без формальных мер такой защиты, то их введение спо­собно затормозить потоки знаний и технологий, результатом чего окажется повышение цен на товары и услуги.

415. Центральная роль в разработке правовых методов защиты инноваций принадлежит государственной политике. Сведения о том, какие разновид­ности подобных методов находят применение и какова их относительная важность, могут способствовать осведомлению политиков о способах по-


лучения максимальной экономической и социальной выгоды от защиты прав на интеллектуальную собственность.

416. Предлагается следующий перечень методов защиты инноваций.
Формальные методы:

• патенты,

• регистрация дизайна,

• торговые марки,

• авторские права,

• соглашения о конфиденциальности и коммерческая тайна. Неформальные методы:

• секретность, не подкрепленная юридическими соглашениями,

• техническая сложность продукции,

• преимущество перед конкурентами по времени освоения новой
продукции.

В дополнение к этому в некоторых странах используется такое формальное средство, как малые патенты или патенты на полезность, предоставляющие права на защиту изобретений без их официального рецензирования.

417. Сведения о патентах (патентных заявках и выданных патентах) иг­рают роль промежуточного показателя результативности инновационной активности, а также позволяют судить об инновационном потенциале дан­ного предприятия. Можно считать, например, что предприятие, подавав­шее патентные заявки, способно создавать инновации, являющиеся новы­ми для всего мира (иногда - новые только для рынка, в зависимости от па­тентных стратегий других фирм). Сведения о том, подавали ли те или иные предприятия патентные заявки или получили ли они патенты или нет, мо­гут, таким образом, давать полезную информацию для инновационных об­следований и использоваться в специализированных обследованиях по правам интеллектуальной собственности. Отметим, что патентные данные следует относить к той стране, где патент был разработан, а не к стране, где была подана патентная заявка. Проблема патентной информации под­робно рассматривается в " Патентном руководстве" (OECD, 1994).

418. Регистрация дизайна является в первую очередь средством защиты эстетического облика продукта, предотвращающим его использование другими фирмами. Предприятия могут также регистрировать торговые марки, относящиеся к предприятию в целом или к какой-либо линии его продукции, защищая тем самым имидж предприятия и ассоциированность с ним его продукции. Авторские права (копирайт) относятся к конечному


пользованию некоторых видов продуктов и дают право требовать плату за использование продуктов, защищенных копирайтом.

419. Патенты представляют собою средство защиты результатов исследо-ваний и разработок. Соглашения о конфиденциальности между предпри-ятием и другими организациями также предназначены для защиты ИР, од-новременно позволяя предприятию взаимодействовать в этой сфере с дру-гими организациями.

420. Рекомендуется собирать данные о том, использовали ли пред-приятия в течение периода наблюдения различные методы защиты своих инноваций. В относящихся к этому вопросах может использоваться либо бинарная, либо цифровая шкала. Методы защиты могут относиться ко всем типам инноваций, притом что объединение всех типов в одном вопро-се может затруднить интерпретацию ответов (т. е. привязку методов защи-ты к конкретным типам инноваций).

421. Существуют следующие подходы к составлению вопросов о методах защиты инноваций:

 

• Можно спрашивать только о продуктовых и процессных инноваци-ях, а также задать еще дополнительный вопрос о маркетинговых и организационных инновациях (например, использовались ли какие-нибудь формальные методы для их защиты). В вопросах об относи-тельной важности разных методов можно использовать цифровую шкалу оценок.

• Можно спрашивать о всех типах инноваций, объединяя их и ис-пользуя (по желанию) шкалу оценок.

• Можно спрашивать об инновациях каждого типа, предоставляя предприятиям-респондентам возможность самим отбирать иннова-ции, отвечающие каждому из методов защиты. Это должно дать наиболее подробную информацию об использовании защитных ме-тодов, а именно: указать, какие формальные методы применяются для защиты маркетинговых инноваций, для каких инноваций ис-пользуются патенты и применяется ли засекречивание или иные методы в случаях организационных и прочих инноваций.

 


Глава 8 ПРОЦЕДУРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.