Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Панельные обследования






443. Стандартным подходом при инновационных обследованиях являются повторяющиеся разрезы (cross sections), когда для каждого инновационного обследования строится новая случайная выборка из населения заданной ге­неральной совокупности. Альтернативой или дополнением к этой стандарт­ной методике является формирование набора панельных данных, исчерпы­вающе характеризующих совокупность; с помощью этого набора некая за­данная выборка единиц обследуется с повышенной частотой и с одними и теми же вопросами при каждом из повторяющихся обследований.

444. Панельные данные создают возможность изучать развитие инноваци­онного процесса во времени на микроэкономическом уровне. В частности, они позволяют анализировать - опять же во времени - влияние различных показателей инновационной активности на общеэкономические параметры, такие как объем продаж, производительность, экспорт и занятость.

445. Панельные обследования могут проводиться параллельно с больши­ми инновационными обследованиями типа разреза. При этом, однако, сле­дует придерживаться следующих правил:

 

• Единицы панельных обследований должны входить и в полномасштаб­ные обследования-разрезы в годы, когда проводятся оба обследования; это снизит нагрузку на респондентов и обеспечит приемлемую согласо­ванность результатов обоих обследований.

• Наборы панельных данных должны формироваться таким образом, что­бы не создавать помех для основных обследований-разрезов.

• Сведения о занятости, продажах, добавленной стоимости и инвестици­ях, полученные при различных прочих обследованиях, должны, по воз­можности, увязываться и с данными панельных обследований, и с дан­ными больших обследований-разрезов в интересах анализа всей этой эмпирики.


3.6. Методы обследований и " удобные" респонденты

446. Для проведения инновационных обследований можно использовать различные методы, включая почтовые опросы и личное интервьюирова­ние. Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны. Почтовые оп­росы хорошо отработаны и сравнительно дешевы, но и там могут возни­кать свои проблемы. Чтобы увеличить число откликов до приемлемого уровня, обычно требуется несколько напоминаний, включая телефонные звонки. С этой же целью можно предпринимать и другие действия: уста­новление контактов с респондентами до начала обследования, циркуляр­ную рассылку министерской директивы, рассылку основных результатов предыдущих инновационных обследований, создание для респондентов возможности использовать " интеллектуализированный вопросник" в Ин­тернете или обещание прислать наиболее важные результаты текущего об­следования2.

447. Многих проблем, сопутствующих почтовым обследованиям, можно избежать, собирая сведения посредством персональных интервью с ис­пользованием техники CATI (компьютеризованные телефонные интервью) или CAPI (компьютеризованные личные интервью). Интервьюер при этом может подсказывать респонденту правила ответа на те или иные вопросы. Ожидаемое качество результатов, получаемых с использованием техники CAPI, в целом выше, а количество оставшихся без ответа вопросов -меньше. Однако эта методика - в особенности CAPI - дороже в реализа­ции, чем почтовые обследования.

448. Недостатком техники CATI является проблематичность получения количественных данных об инновационной активности. Для подготовки таких данных обычно требуется какое-то время, так что в ходе одного те­лефонного разговора респондент может и не суметь ответить на все вопро­сы. К тому же в больших фирмах заполнение опросных листов совместно осуществляют работники различных служб и подразделений; соответст­венно, для заполнения одного опросного листа может потребоваться не один, а несколько телефонных звонков.

449. Альтернативный подход основан на использовании технологий ин­терактивного обмена или автоматизированного сбора данных. Он отлича­ется спецификой использования фильтрующих вопросов. Имея дело с бу­мажной анкетой, респонденты видят сразу все вопросы и имеют возмож­ность согласовывать ответы с фильтрующим вопросом. Электронная анке­та может быть построена так, что респонденты не увидят сразу все вопро­сы и, следовательно, не смогут изменять свои ответы в свете этой допол-


нительной информации (то же самое может относиться и к форматам CATI и CAPI). Как вариант, можно предоставить каждому респонденту возмож­ность видеть сразу всю анкету, включая и те вопросы, ответов на которые от него не ожидается. При обсуждаемом подходе возникают еще проблемы с конфиденциальностью и непрерывностью (например, возможности мно­гократных возвращений к опросному листу до окончания его заполнения).

450. Выбор наиболее " удобного" респондента в каждой из обследуемых единиц особенно важен для инновационных обследований. Задаваемые в их ходе вопросы очень специальны, и отвечать на них способны только немногие из сотрудников; к тому же часто это не те, кто готовит статисти­ческую отчетность других видов. В небольших фирмах хорошими респон­дентами нередко бывают исполнительные директора. В более крупных часто приходится привлекать сразу нескольких человек, но всегда кто-то один должен отвечать за согласованность ответов. Настоятельно реко­мендуется еще до начала сбора данных прилагать специальные уси­лия для поиска и поименного назначения респондентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.