Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фурсенко






Министр образования и науки

Российской Федерации


 


ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Давно достигнуто понимание, что создание, применение и диффузия знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосос-тояния народов. В этой связи на центральное место выдвигаются потребности в более совершенном “измерении” инноваций. Со временем природа и разнообразие инноваций варьировались, изменялась и потребность в показателях, необходимых для отслеживания этих перемен и обеспечения политиков надлежащими инстру-ментами анализа. Значительный объем работы по разработке моделей и аналити-ческих рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х – 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с по-требностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появле-нию первого издания Руководства Осло в 1992 г., в котором главное внимание уде-лялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПП) в промыш-ленном производстве. Оно стало эталоном для разнообразных крупномасштабных обследований, изучавших природу и влияние инноваций в предпринимательском секторе, таких как Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), повторяющееся сейчас в четвертый раз. Результаты этих обследований повлекли за собой дальнейшие уточнения в Руководстве Осло – в части концепций, определений и методологии, приведшие к появлению второго издания, опубликованного в 1997 г., где среди прочего сфера наблюдения была распространена на сектор услуг.

С тех пор анализ результатов обследований и меняющиеся потребности поли-тиков привели к новой переработке вышеуказанного Руководства, результаты ко-торой читатель сможет найти в этом, третьем, издании. По причине растущего ощущения, что значительная часть инноваций в секторе услуг не охватывается должным образом концепцией ТПП, в ходе этой переработки было решено затро-нуть проблему нетехнологических инноваций. В результате представления о том, что есть инновация, сейчас расширились, включив два новых типа: маркетинго-вую и организационную инновации. Это – новые понятия, но они уже были опро-бованы в нескольких странах ОЭСР с ободряющими результатами.

Новым в этом издании является также стремление рассматривать инновации в системном контексте – в главе, посвященной инновационным взаимосвязям. Уро-ки, извлеченные из опыта предыдущих обследований, также были учтены – с це-лью уточнения существующих концепций и прояснения методологических про-блем, таких как измерение затрат и прибылей от инноваций и совершенствование методов сбора данных.

Инновации исследуются и за пределами ареала ОЭСР: все больше стран в Ла-тинской Америке, Восточной Европе, Азии и Африке стали проводить обследова-ния на основе Руководства Осло. Хотя архитектуры этих обследований обычно ориентировались на следование этим стандартам, многие из них приспосабливали методологию Осло к специфическим потребностям пользователей и особенностям статистического учета в своих странах, с их различными экономическими и соци-альными условиями. Соответствующие изменения самостоятельно разрабатыва-


лись каждой страной и отражали различные подходы. Например, широко призна-ется, что большая часть инноваций, возникающих в странах – не членах ОЭСР, приходится на диффузию и улучшающие изменения. На основании этого богатого и разнообразного опыта в настоящее издание Руководства Осло добавлено При-ложение, в котором отражены некоторые из полученных уроков и даны рекомен-дации по организации будущих инновационных обследований в таких странах.

Руководство Осло, совместно разработанное Евростатом и ОЭСР, является частью непрерывно эволюционирующего семейства руководств, посвященных измерению и интерпретации данных, относящихся к науке, технологиям и инно-вациям. Оно включает руководства, рекомендации и справочники, охватывающие исследования и разработки (Руководство Фраскати), показатели глобализации, патенты, характеристики информационного общества, человеческие ресурсы в науке и технологиях (Руководство Канберры) и статистику биотехнологий.

Подготовленное под совместной эгидой ОЭСР и Европейской комиссии (Ев-ростата), третье издание Руководства Осло является результатом трехлетней со-вместной работы, в которой участвовали Рабочая группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий ОЭСР (NESTI) и Рабочая группа Евростата по статистике науки, технологий и инноваций (WPSTI), а также многочисленные внешние эксперты. Руководство содержит рекомендации для сбора и интерпрета-ции сведений об инновациях в международно сопоставимом виде. Для достижения консенсуса иногда приходилось идти на компромиссы и заключать соглашения. Все это – известные трудности, характерные для создания подобных международ-ных руководств, но каждое издание Руководства Осло – шаг вперед в нашем по-нимании инновационного процесса, включающий в себя уроки предшествующих исследований. Вместе с тем Руководство является еще и средством, претендую-щим на основе проводимых экспериментов и проверок на способность расширить наше понимание того, что имеется в виду под словом “инновация”.

Многие лица заслуживают благодарности за ценный вклад в общую работу. Наша особая признательность – экспертам из Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции и Японии, которые руководили работой шести фокус-групп, изучавших множество вопросов и высказавших ценные реко-мендации по переработке издания. Текст переработанного Руководства Осло был составлен д-ром Петером Мортенсеном и д-ром Картером Блохом из Датского цен-тра исследований науки и научной политики под руководством ОЭСР и Евростата. Приложение об инновационных обследованиях в развивающихся странах было под-готовлено Институтом статистики ЮНЕСКО на основе предложений и проекта тек-ста Ибероамериканской сети показателей науки и технологий (RICYT) и последо-вавших широких консультаций со многими национальными экспертами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.