Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедия дель арте.






 

 


 

Комедия дель арте

(Commedia dell'arte)

Жанр театрального представления, основанный на сценической импро­визации и постоянстве основных персонажей (масок). Сложился в Италии XVI—XVIII вв.

Арлехин (Arlechino) — второй дзан­ни, глупый в отличие от первого (см: Бригелла). У истоков проис­хождения его имени — дьявол Эл-лекен, который во французских средневековых легендах предводи­тельствовал «дикой охотой» (его по­сланец принимал участие в дей­ствии одной из первых франкоязыч­ных пьес — «Игры в беседке» Адама де ла Алля, ок. 1276—1277). В качестве имени театральной маски впервые упомянут в 1584 г. Первым исполнителем, выступавшим под этимименем, считается актер при­дворной труппы герцога Мантуанского Тристано Мартинелли, играв­ший во Франции в течение двух первых десятилетий XVII в. Второй дзанни мог зваться также Буратти-но, Граделлино, Меццетино (извес­тен по картинам Ватто), Табарино, Траканьино, Труффальдино, Фрителлино и др. Костюм белый, обшитый разноцветными лоскутами, маска черная, волосатая, на голове шапка, украшенная заячьим хвостом, за по­ясом деревянный нож. Туп, груб, неотесан, постоянно попадает впро­сак и своей неловкостью ставит в глупое положение хозяев, страшный обжора и законченный эгоист. Но вместе с тем весел, наивен и просто­душен, склонен витать в облаках — акцентировка той или другой сторо­ны его характера зависела от испол­нителя. Двойственность, в нем зало­женную, наглядно демонстрируют комедии Гольдони последнего, па­рижскою периода его творчества: в «Отцовской любви» (1763) А. груб, жаден и всячески притесняет свое­го бывшего хозяина, впавшего в ни­щету; в «Робких любовниках» (1764—1765) он одновременно сме­шон и трогателен в своей застенчи­вости и нерешительности. (Вообще же у Гольдони А, сохраняя, как пра­вило, традиционные характеристи­ки, заметного участия в действии не принимает, иногда он к тому же уступает роль слуги Труффальдино или Траканьино и лишь в «Феодале» обращает на себя внимание неожи­данным возвращением к истокам — к крестьянскому труду). Основную эволюцию маска А. прошла во Франции, и решающий вклад в нее внес Доменико Бьянколелли, играв­ший в Париже в 1661—1667 гг: его А. превратился в остроумного и ци­ничного шута и сменил даже кос­тюм (прежнюю крестьянскую робу на нечто вроде трико из ромбов и треугольников) и маску (которая лишилась волосяного покрова). Ме­сто, которое освободил А, было за­нято маской Пьеро, а новый А^ со­единивший в себе отныне черты первого и второго дзанни, оказал­ся желанным гостем в драматургии Ш. Дюфрени, Ж. Реньяра, П. Мариво. Здесь началась его литературная судьба, которая привела его в том числе и в Россию, к «Балаганчику» Блока, к «арлекинадам» Евреинова, и которая продолжается до сих пор.

 

Бригелла (Brighella) — первый дзан­ни, умный и хитрый в отличие от второго, Арлекина или Труффальди­но. В качестве персонажа литератур­ной комедии впервые встречается в 1602 г., маска с этим именем — в 1638 г. (труппа «Конфиденти»), но амплуа первого дзанни восходит к начальным шагам комедии дель арте маска такого рода имелась уже в труппе Дзан Ганассы, игравшей во Франции в 1571 г. и затем в Испа­нии. Первые дзанни носили также имена Бельтраме (актер Никколо Барбьери), Буффетто (актер Карло Канту), Педролино (актер Джованни Пеллезини), Скапино (актер Франческо Габриэлли, образ которо­го сохранился в рисунках Калло; ср.: мольеровский Скапен). Костюм (блуза, панталоны и плащ) — белый, за поясом кинжал, маска темного цвета с черными усами и черной лохматой бородой. На сцене ведет интригу и в этом плане подобен рабу и слуге классической комедии; отличается от них значительной не­зависимостью и агрессивностью, в том числе в отношении хозяев, ко­торых с удовольствием унижает и высмеивает. С течением времени его агрессия понижается и исчезает, но память о ней сохраняется в той роли, которую он играет в драмати­ческих «сказках» Карло Гоцци: в «Любви к трем апельсинам» и в «Зеленой птичке» он держит сторо­ну отрицательных героев и карается вместе с ними (в «Принцессе Бландине» Гофмана он, напротив, самый верный из слуг заглавной героини; его верность специально отмечается и в «Благоразумном» Гольдони, 1748). Вообще же в комедиях Голь­дони, где интриги в традиционном смысле нет, Б. либо остается слугой без заметного участия в действии, либо превращается в солидного хо­зяина постоялого двора или респек­табельного домоправителя. Своеоб­разная роль у него в «Покорной до­чери» (1752) — антрепренера, эко­нома и сводника своей дочери, пре­успевающей балерины.

Дзанни (Zanni) — общее название для масок слуг из квартета «север­ных масок» (см. Арлекин, Бригелла, Труффахьдино). Этимология: диа­лектная форма имени Джанни, Джованни. В 1554 г. упомянута Дю Белле среди масок римского карна­вала, Первосоздателем считается Симоне Базилеа из Болоньи, актер труппы «Джелози». Язык — берга-масский диалект. По происхожде­нию — крестьянин из окрестностей Бергамо, прежде чем стать слугой, был носильщиком (отражение ре­альных миграционных процессов на венецианской терраферме). В труп­пе и на сцене Д, как правило, двое — умный (Бригелла) и глупый (Арлекин). Д — основные исполни­тели специфического для комедии дель арте сценического приема —«лацци» (т. е. буффонного трюка, не имеющего отношения к действию).

Доктор (Dottore) — маска старика в комедии дель арте, входит в группу «северных масок». Традиционная фа­милия (Грациано) впервые встречает­ся в 1567 г. в дневнике секретаря гер­цога Мантуанского (другие фамилии: Баланцоне, Ломбарди и др.). Канони­ческий образ был создан актерами Луцио Буркьелла и сменившим его в 1578 г. в составе труппы «Джелози» Лодовико де Бьянки. Костюм и мас­ка черные, белый воротник, белые манжеты, щеки нарумянены (что указывает на склонность к возлияни­ям). Язык — болонский диалект с большим числом латинских вкрапле­ний (часто сознательно искажаемых). По профессии он либо юрист, либо лекарь (в последнем случае его кос­тюм дополнялся гротескно преувели­ченными атрибутами врачебного ре­месла). Сюжетная функция объеди­няет его с Панталоне: в комедии он — «второй» отец (т. е. отец герои­ни, если Панталоне — отец героя) и часто безуспешно соперничает с геро­ем-любовником. Но словесный ко­мизм этой маски больший, чем у Панталоне: Д чрезвычайно словоо­хотлив и речь его изобилует предмет­ными, логическими и грамматичес­кими нелепостями (в этом плане его ближайшим литературным прообра­зом является педант, популярная фи­гура в итальянской комедии XVI в.). В комедиях Гольдони, где Д — частый гость в списке действующих лиц, гро­тескный его образ сглаживается и нивелируется и даже комическая уче­ность акцентируется лишь в виде ис­ключения; он полностью исчерпан своей ролью комедийного отца. В «Мошеннике» (1754) ему даже при­даны некоторые автобиографические черты.

Капитан (Capitano) — маска комедии дель арте. Аналогична персонажу, пользовавшемуся значительной попу­лярностью в литературной комедии второй половины XVI—XVII в. (мы встречаем его у Сфорцы Одди и Джамбаттисты Делла Порта, в «Ил­люзии» Корнеля). Ее классический прообраз — хвастливый воин Плав-та. Самым знаменитым К. был актер труппы «Джелози» Франческо Андреини, издавший в 1607 г. (и затем в расширенном виде в 1624 г.) сбор­ник «Бахвальства Капитана Спавенто». Язык, как правило, испанский (что в условиях, когда значительная часть Италии находилась под влас­тью Испании, имело очевидные са­тирические импликации), но это не строго обязательно. Имена менялись вместе с исполнителями: Спавенто (Ужас), Матаморос (Убийца мавров), Риночеронте (Носорог), Кокодрилло (Крокодил), Спеццаферро (Сталедро-битель) и т. п. Самый яркий отличи­тельный признак — переходящее все границы вероятности хвастовство своей храбростью и подвигами в со­четании с трусостью (от хвастовства К. идет прямая линия к фантазиям барона Мюнхгаузена). Иногда высту­пает соперником героя-любовника, но вообще сюжетная функция этой маски предстает ослабленной: основ­ная ее задача — в самодемонстрации. Вариантом К. является Скарамучча (или Скарамуш), маска, созданная актером Тиберио Фьорилли, много лет игравшим в Париже и оказав­шим большое влияние на актерскую технику Мольера. К концу XVII в. теряет популярность (последним К был Никола Бонити, умерший в се-редине XVIII в.); о времени, когда без маски К. не обходилась ни одна труппа комедии дель арте, напоми­нает исторический роман Теофила Готье «Капитан Фракасс».

Ковьелло (Coviello) — маска слуги в комедии дель арте (хотя известны случаи, когда это имя носили стари­ки), неаполитанский вариант перво­го дзанни, соединяющий, однако, в отличие от Бригеллы, черты первого и второго дзанни (т. е. хитрость и глупость).

Коломбина (Colombina) — маска слу­жанки в комедии дель арте. Имя К. — лишь одно из множества воз­можных (Арджентина, Кораллина, Смеральдина и др.) и не первое в истории маски. Первой служанкой в комедии дель арте считается Франческина (актриса Сильвия Ронкальи из труппы «Джелози»), со­зданный ею типаж представлял со­бой женский вариант Арлекина (не­ловкость, наивность, глуповатость). Постепенно маска освобождается от прямой буффонады; решающий вклад в превращение ее в изящную и остроумную субретку внесло не­сколько поколений К. из семейства Бьянколелли, игравших на француз­ской сцене во второй половине XVII — начале XVIII а, в том числе жена, дочь и внучка Доменико Бьянколелли (знаменитого Арлеки­на). Первая из К. Тереза Бьянколел­ли, была изображена на портрете с голубками в руках: голубки — это нечто вроде ее герба, и отсюда идет имя ее маски (colomba — «голубь» по-итальянски). Язык служанки мог быть любым из северных или юж­ных диалектов, мог быть и литера­турным языком; сюжетные функ­ции также отличались значитель­ным разнообразием. В драматичес­ких «сказках» Карло Гоцци Сме­ральдина верно служит силам зла (в «Любви к трем апельсинам» и в «Дзеиме, царе джиннов») и сама при этом преображается в «арапку», но она же может выступить в образе самоотверженной приемной мате­ри (в «Зеленой птичке»). В комедиях Гольдони под именем К. не прини­мает заметного участия в действии, но под именами Кораллины («Домо­правительница», 1751; «Мстительни­ца», 1753 ), Арджентины («Ловкая служанка», 1754) и Валентины («Экономка», 1758) разыгрывает в разных вариантах (разных в том чис­ле и в плане моральной оценки ее действий) весьма популярную в теат­ре этого времени роль «служанки-госпожи». Образцовую добродетель воплощает Кораллина из «Любящей служанки» (1752). Образ Мирандолины («Трактирщица», 1753), самый знаменитый из женских образов, со­зданных Гольдони, также в конечном счете восходит к маске служанки.

Панталоне (Pantalone) — маска ста­рика в комедии дель арте, входит в группу «северных масок». Этимоло­гия неясна: имя ведет происхожде­ние либо от популярного в Венеции святого (св. Панталеон), либо от вы­ражения «piantar leone» — «водру­жать льва» (устанавливать на завое­ванной территории штандарт с львом св. Марка, гербом Венеции). Впервые встречается в 1565 г. в римском судебном документе, но десятилетием раньше в стихотворе­нии Дю Белле упоминалось его про­звище (Magnifico — Великолеп­ный); фамилия, ставшая традицион­ной (Бизоньози), впервые встречает­ся в 1568 г. Канон образа создал Джулио Пасквати, актер труппы «Джелози» (конец XVI в.). Кос­тюм— красный за исключением черного плаща, на поясе — кинжал и кошелек. Маска землистого цвета, крючковатый нос, седые усы и бо­рода. Социальное положение — ку­пец, говорит на венецианском диа­лекте; если в труппе не было актера, владеющего диалектом, — соот­ветствующий персонаж менял имя (то же будет происходить и в коме­диях Гольдони: П. первоначальных, диалектальных редакций таких ко­медий, как «Отец семейства», 1750, или «Купцы», 1753, становится Панкрацио, когда они переписываются на общелитературном языке). Унас­ледовал характер и сюжетные фун­кции старика греко-римского фарса и классической комедии. Богат и скуп, дряхл, но любвеобилен, при­дирчив и брюзглив. В роли отца пытается устроить судьбу сына или дочери вопреки их сердечным склонностям. В роли любовника со­перничает с молодым героем — в обоих случаях остается одурачен­ным. В трагикомедиях исполняет роль советника. У Карло Гоцци он — близкое к государю лицо (вос­питатель, секретарь, советник, ми­нистр, в «Вороне» — адмирал), пер­сонаж комический, но отличающий­ся добродушием, преданностью и здравомыслием («чудесный старец, золотое сердце» — «Ворон»). У Голь­дони П., сохраняя в ряде комедий («Банкрот», 1741; «Ревнивый ску­пец», 1753) традиционные характе­ристики, постепенно приобретает черты идеального представителя третьего сословия и сосредоточивает в своем лице все его образцовые ценности: таков он в «Семействе антиквара» (1750), где пытается унять спесь своих вновь приобре­тенных аристократических род­ственников, в «Благоразумном» (1748), где мудро правит домом и удерживает от распада семью, в «Опекуне» (1752), где благоразумно и ревностно пестует доверенную его попечению девицу, в «Любопытных женщинах» (1753), где основывает мужской союз, построенный на на­чалах здоровой социальности. В «Любезном старце» (1754) полнос­тью переосмысляется такая устой­чивая характеристика его маски, как любострастие: здесь П. — же­ланный жених, во всем превосходя­щий молодого героя. В комедии Гольдони парижского периода «От­цовская любовь, или Благодарная служанка» (1763) П. одновременно смешон и трогательно-патетичен в роли заботливого отца.

Пульчинелла (Pulcinella) — неаполи­танский вариант маски второго дзан­ни (см; Арлекин). Согласно популяр­ной одно время, но не нашедшей подтверждения гипотезе восходит к Маккусу, маске древнеримской ателланы. Предположительная этимоло­гия — от pulcino (цыпленок). В со­ставе масок комедии дель арте появ­ляется не раньше начала XVII в. (в качестве персонажа комедии впер­вые упомянут в 1621 г, рисунок Калло 1622 г.). Канонический образ со­здал актер Сильвио Фьорилли. Кос­тюм белый, черная полумаска, на го­лове остроконечный колпак, нос крючком, брюхо, горб спереди и сза­ди, высокий писклявый голос Пре­обладающие черты — глупость, лень, обжорство. Он может быть не толь­ко слугой, но торговцем, солдатом, сторожем, живописцем, вором. В от­личие от северных дзанни, как пра­вило, женат и в этом случае ревнив и носит рога (тем самым восполняя недостаток масок стариков в южных сценариях). Превратился в персона­жа кукольного театра и в этом обра­зе известен всей Европе: во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в России — Петрушка.

Тарталья (Tartaglia) — маска старика в Комедии дель арте, входит в группу «южных масок». Имя происходит от tartagliare, «заикаться»; заикание —ее постоянный атрибут. Первое упо­минание — 1613 г. Костюм зеленый, остроконечная шляпа, белый парик или лысина, туфли с огромными пряжками, вместо маски — очки. В комедии Т. мог быть судьей, нотари­усом, полицейским чиновником, иногда — слугой. Раз и навсегда оп­ределенной сюжетной функции мас­ка не имела, и эта неопределенность дает о себе знать в драматических «сказках» Карло Гоцци, где Т. высту­пает в образах министра, канцлера, принца, короля, где он может играть даже роль героя-любовника («Лю­бовь к трем апельсинам») и где он всегда остается комическим персона­жем, но характеристики его меняют­ся от нейтральных и даже положи­тельных («Турандот») на резко отри­цательные («Король Олень»). Преда­телем он является и в «Принцессе Бландине» Гофмана, а о злодействе, выказанном им в качестве персона­жа Гоцци, хорошо помнит Бригелла из той же пьесы.

Труффальдино (Truffaldino) — маска второго дзанни, аналогичная Арлеки­ну. Имя образовано от truffa (мо­шенничество). Первое упоминание о Т. как о театральной маске относит­ся к 1620 г., но литературный, при­чем не обязательно комедийный, персонаж много старше (в частно­сти, так зовется персонаж «Влюб­ленного Орландо» Боярдо, вавилонс­кий царь, изменник и злодей). В драматических «сказках» Карло Гоцци Т. — тунеядец и обжора, из­гоняет из дома своих приемных де­тей (в «Зеленой птичке»), но в отли­чие от Бригеллы держит сторону положительных героев (делает это, однако, по соображениям чистой выгоды). В комедиях Гольдони пер­сонаж второго плана за исключени­ем «Слуги двух господ», где Т. порождает все комические недоразу­мения, двигающие сюжет, и ловко выходит из запутанных ситуаций. В ранней комедии Мольера («Шалый, или Все невпопад») появляется в несвойственной ему роли старика.

 

 

АНДЖЕЛО ПОЛИЦИАНО

*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.