Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Педагогика - наука о воспитанииСтр 1 из 74Следующая ⇒
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В.С. СЕЛИВАНОВ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Под редакцией В.А. Сластенина Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика»
УДК 371.4 (075.32) ББК 74.03я73 С 29
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Курского педагогического университета В. М. Меньшиков; доктор педагогических наук, профессор, ректор Смоленского гуманитарного университета Н. Е. Мажар Селиванов B.C. С 29 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336с. ISBN 5-7695-0603-2
В пособии раскрываются основные педагогические теории обучения и воспитания как целостного процесса формирования личности учащихся, сущность деятельностного, личностного, системного подходов в педагогической науке и практике. Характеризуются средства воспитания, в качестве которых рассматриваются различные виды деятельности воспитанников - игра, общение, труд. Широко представлены идеи и достижения отечественных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П. П. Блонского и других. Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 371.4 (075.32) ББК 74.03я73
© Селиванов В. С., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это пособие написано с твердой уверенностью автора в том, что самое лучшее и самое современное в педагогике как науке и методике воспитания основано на достижениях прошлого. Общие, магистральные пути развития науки о формировании личности были определены еще Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербартом, А. Дистервегом, К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, А. С. Макаренко, Д. Дьюи и другими педагогами, чьи проницательные умы нашли верные, обоснованные опытом формулы деятельности, обеспечивающей воспитание личности гуманиста-общественника. Забыть учение великих основоположников и пытаться строить новые теории и методики воспитания без учета всех действительных достижений прошлого - значит создавать здание без фундамента, и даже не здание, а разрозненные фрагменты, осколки, пусть и блестящие, но никак не связанные в целостном образовательном процессе. Поэтому эпиграфом к настоящему пособию могли бы быть слова писателя и философа, Нобелевского лауреата А. Камю: «Не существует культуры без наследия прошлого, и мы не можем и не должны ничего отвергать из нашей... культуры» (Доклад 14.12.1957) или мысль, выраженная фантастом Р. Шекли в романе «Мнемон»: «Прошлое - наша часть, и уничтожить эту часть - значит поломать в нас что-то....После войны, когда началось правление полицейских президентов...была дана команда забыть несчастное прошлое и строить новый мир... Теперь, слишком поздно, мы поняли, что наш разум как цветок, который должен корениться в богатой почве прошлого». В пособии воспитание и обучение рассматриваются как единый процесс формирования личности, как разного уровня подсистемы целостного процесса. Теоретические знания о сущности процесса формирования личности раскрываются в максимально возможном для этого типа изданий приближении к практике учебно-воспитательной работы в различных условиях. Эти общие педагогические знания являются той базой, на которой строятся все технологии учебно-воспитательной работы: репродуктивные, объяснительные и развивающие, авторитарные, либеральные и гуманистические и т.п. Одной из особенностей этого пособия по сравнению с аналогичными изданиями является разностороннее освещение теории и методики использования основных средств воспитания, каковыми выступают важнейшие виды деятельности воспитанников - учение, игра, общение, труд. Кроме того, по всем существенным вопросам автор старался изложить различные подходы, чтобы дать возможность будущему педагогу сформировать свое отношение к предлагаемым путям решения той или иной проблемы. Позиция автора, выработанная на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, обобщения своего опыта и опыта учителей, воспитателей, родителей, может в определенной мере служить ориентиром на пути познания сложных педагогических истин. Педагогику нужно знать и родителям для успешного исполнения родительского долга. Чтобы знать, как помочь своим детям стать воспитанными, образованными гражданами, обрести самостоятельность, реализовать себя в продуктивной общественно полезной деятельности, нужно уверенно ориентироваться в педагогических знаниях. Знание основ науки о воспитании необходимо и для руководителей трудовых объединений: успех производственной деятельности во многом зависит от постоянства, устойчивости рабочего коллектива, от организации делового и личностного сотрудничества его членов. Добиться же сплочения людей в единый коллектив можно только путем кропотливой воспитательной работы на основе знания важнейших законов, принципов и методов воспитания. Каждый человек в обществе - воспитатель. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. И к нему возвращается воспитательное влияние на него других через их отношение, поступки, идеи. Значит, каждый в меру своей общественной человеческой ответственности должен знать основы науки о формировании личности - педагогики, чтобы, давая другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. Это будет самым правильным практическим воспитанием. Но в этом чрезвычайно деликатном деле важно не только то, что отдаешь, но и в еще большей мере - как отдаешь. Наука «педагогика» как раз и раскрывает пути и такие способы осуществления воспитательного влияния, которое обеспечит его наибольшую эффективность. Добрый, внимательный, знающий и предприимчивый человек, осведомленный в проблемах педагогики, - главный воспитатель современности и ближайшего будущего. Поэтому столь важно приобщение к педагогическому знанию и опыту руководителей производства и деятелей культуры. Им тоже адресуется эта книга, пусть не для детального изучения, а для общего ознакомления с основными проблемами формирования личности и путями их решения. Глава I. ПЕДАГОГИКА - НАУКА О ВОСПИТАНИИ
Любая наука исследует какой-то особый, только ей присущий предмет. Предметом науки является какая-либо область естественных природных или общественных связей, объединяющая большое многообразие вещей, явлений, процессов, связанных между собой общими закономерностями изменений, зависимостей между отдельными частями и т.п. Например, одна из очень древних наук -физика исследует свойства физических тел, законы их изменения, перемещения и др., т.е. предметом физики как науки можно определить общие свойства материального мира. Предметом такой общественной науки, как история, является прошлое человечества, т.е. история изучает, как жили люди в прошлые времена, как изменялись отношения между людьми в обществе, между различными народами, чтобы выявить закономерности, по которым развивается человеческое общество. Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. В процесс воспитания вовлекаются люди или даже целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы. Педагогика занимается изучением воспитательных возможностей используемых в воспитании средств, определением путей создания рациональных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, разработкой методов оптимальной деятельности воспитателей в различных условиях. Поскольку организаторами и главными участниками этого процесса выступают чаще всего профессиональные педагоги (учителя, воспитатели), то можно считать, что педагогика - это наука в значительной мере об учительской деятельности, о целях, принципах, формах и методах работы учителей, воспитателей, других профессиональных педагогов. Это совсем не значит, что разработанные педагогикой методы не могут быть использованы непрофессиональными воспитателями - родителями, руководителями учреждений и организаций. Наоборот, в идеале подразумевается, что все люди - воспитатели, желают они того или нет, знают они об этом или не знают. И все должны знать основы педагогики и использовать их на практике. Важной задачей общества, построенного на гуманистических началах, является педагогизация всех сфер человеческой жизни и деятельности. Прежде всего это относится, конечно, к жизни семьи. Чем более профессиональной в педагогическом отношении будет работа родителей по воспитанию детей, тем скорее и прочнее войдут в жизнь общества подлинно гуманные отношения между людьми, тем лучше будет детям, самим родителям, всему человечеству. Это всегда понимали ученые-педагоги и лучшие свои творения адресовали родителям, прежде всего матери - первой и главной воспитательнице детей. Так, Коменский в XVII в. написал замечательную книгу «Материнская школа», Руссо основные мысли своего главного педагогического труда «Эмиль, или О воспитании» (XVIII в.) адресует родителям, Макаренко специально для родителей написал «Книгу для родителей», известный во всем мире американский педагог нашего времени Б. Спок одно из своих произведений назвал «Разговор с матерью» и т.д. Возникла педагогика как наука об обучении, о том, как учить детей. Необходимость в ней появилась тогда, когда обществу потребовалось много образованных людей, более того, тогда, когда каждый человек должен был получить хотя бы минимальный, но для того времени достаточно высокий уровень образования. А до этого вопросы воспитания и обучения обсуждали философы. В Древнем Египте, Китае, Греции и Риме было высказано немало ценных идей и даже создано на их основе систем обучения и воспитания подрастающих поколений. Наиболее известными являются спартанская система (VII-VI вв. до н.э. - воспитание физически сильных, выносливых, преданных родине воинов-рабовладельцев при использовании жестких, даже жестоких методов воспитания и достаточно примитивных, но последовательно применявшихся методов обучения) и афинская система (VI-IV вв. до н.э. - воспитание гармонично развитой личности на основе обучения наукам, искусствам, физического воспитания и развивающих методов обучения). В те времена и значительно более поздние специально учили и воспитывали лишь незначительную часть детей - представителей господствующего, правящего класса. Это было характерно не только для эпохи рабовладения, но и для феодализма. Интенсивное развитие промышленности и капиталистических отношений потребовало обеспечения грамотности для всего населения. Появилась необходимость и в специальной науке, которая разработала бы методы, используя которые можно было бы всех детей обучить грамоте и счету, а в дальнейшем - дать и обширное естественное и гуманитарное образование. Такие высокие требования нельзя было выполнить, применяя господствовавшее тогда индивидуальное обучение.
|