Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проведение эксперимента, математическая обработка его данных и формулирование выводов - третий (основной) этап исследования
Разработанная таким образом программа исследования осуществляется затем при скрупулезном учете всех полученных результатов - как положительных, так и отрицательных. Специальная математическая обработка полученных таким образом данных дает возможность сформулировать основные выводы. Эти математические расчеты довольно сложны. Их суть сводится к тому, чтобы определить среднюю величину исследуемого показателя в опытных и контрольных условиях. Далее следует установить величину отклонений от средней в положительную и отрицательную стороны, с помощью специальных формул вычислить наличие зависимости исследуемого показателя от изменения того фактора, который по гипотезе считается определяющим. (В приведенным выше примере этим показателем является сформированность творческого мышления, способность выполнять действия не типового, а творческого характера.) В качестве же фактора, лимитирующего развитие творческих способностей школьников, в гипотезе определены содержание образования, объем изучаемого материала. Описанный выше пример возможного исследования относится к разновидности так называемых естественных экспериментов. Такие эксперименты проводятся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса: дети обучаются и воспитываются в обычных условиях, они могут даже не знать, что участвуют в опытной работе. Специальные усилия по моделированию процесса здесь сведены к минимуму: исследователь не создает всю модель процесса, а отбирает типичные классы, школы, изменяя лишь исследуемый фактор. Но иногда в педагогике возникает необходимость проведения эксперимента в специально созданных условиях - лабораторного эксперимента. Делается это для того, чтобы выяснить, по возможности как можно более точно, влияние одного какого-то фактора на развитие (протекание) того или иного процесса. Например, исследователь поставил задачу - выяснить влияние посторонних звуков (шума) на внимание учеников. Для решения этой задачи ему нужно будет работать с одним учеником сначала в классе (лаборатории), где никакие посторонние звуки не отвлекают внимания ученика, а затем в помещении, где специально создают отвлекающий шум. В этом эксперименте вряд ли возможно привлечение более одного ученика, поскольку исследователь не в состоянии точно зафиксировать результаты работы двух, а тем более нескольких учеников. В педагогике подобные эксперименты проводятся не часто. Они больше характерны для психологических и физиологических исследований, результаты которых затем используются в педагогике. В зависимости от того, ставится ли задача создания чего-то нового в учебно-воспитательном процессе и проверки его эффективности или предполагается выявить зависимости в существующих отношениях, различают эксперименты созидательные и констатирующие. Приведенный выше пример - это созидательный эксперимент. Примером констатирующего эксперимента может быть выявление зависимости успехов в учении от состояния здоровья учащихся: здесь исследователь не будет вводить какого-либо влияющего фактора, а будет изучать существующие связи - сравнивать успеваемость здоровых и больных детей. Как особый вид эксперимента в педагогической литературе описан косвенный эксперимент. Суть его в том, что исследователь сам не вносит никаких изменений в изучаемый процесс. Он отыскивает в исследуемой действительности имеющиеся случаи происшедших без его участия изменений. Учет и анализ этих изменений помогают установить их причины. Например, для выяснения отношения сельского населения к разным типам школ не обязательно создавать экспериментальные группы районов с различными типами школ. Во всем многообразии сельские школы существуют и без участия экспериментаторов. Главная задача исследователя здесь - найти достаточное количество фактов, соответствующих экспериментальным и контрольным условиям, правильно учесть результаты и на основе использования методов математической статистики сделать обоснованные выводы.
Другие методы педагогического исследования
Кроме эксперимента в научных педагогических исследованиях широко используется наблюдение. Это специально организованное восприятие части педагогического процесса с целью выявления зависимости между отдельными его сторонами (элементами). Различают наблюдение непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, визуальное и с использованием технических средств и оборудования. Особым видом наблюдения считается так называемое «включенное», когда исследователь включается на равных в систему отношений изучаемой группы. Как и при использовании эксперимента, достоверность результатов наблюдения обеспечивается повторением восприятия изучаемого явления в других условиях (классах, группах, школах и т.п.). Многократное повторение наблюдения позволяет получить достаточно достоверные результаты. Именно это многократное повторение, глубокий анализ и учет результатов позволяют учителям-новаторам продуктивно участвовать в научном творчестве, получать результаты, имеющие высокую научную и практическую значимость, и сделать обоснованные выводы. Естественно, наблюдение не может дать столь же достоверные данные, как эксперимент, но его бесспорным достоинством является возможность видения целостного педагогического процесса, учета одновременного влияния многих условий. Широко используется в педагогических исследованиях анкетирование - это письменные ответы испытуемых (респондентов) на заранее составленные исследователем вопросы. По характеру вопросов различают анкеты открытые и закрытые. В открытых респонденты сами формулируют ответы на поставленные вопросы, а в закрытых - даются ответы готовыми, но в нескольких вариантах. Респонденты выбирают тот ответ на вопрос, который считают правильным. Основная трудность для исследователя при составлении анкет - формулирование таких вопросов, чтобы испытуемые не видели главной цели экспериментатора: прямые вопросы, как правило, не дают достаточно правильных ответов. И связано это не обязательно с нежеланием отвечающих быть откровенными. Чаще это зависит от их незнания ответа, от стремления дать такой ответ, который ожидает исследователь, и от других причин. Правильный вывод формулируется, как правило, на основе анализа ответов на многие вопросы, на каждый из которых испытуемый может дать лишь один ответ. Например, чтобы выяснить идеал старшеклассника, можно задать ему вопрос: «Каков ваш идеал?» Но достоверность результатов подобного опроса крайне незначительна. Более обоснованными будут выводы на основе анализа ответов на вопросы о том, что читает этот старшеклассник, как любит проводить свободное время, какую профессию собирается осваивать, какие качества в людях больше всего ценит, как относится к политическим деятелям и организациям, с кем дружит, на кого хочет быть похожим и т.п. В практике используются именные и анонимные анкеты. На первый взгляд может показаться, что анонимные анкеты используются тогда, когда нужно получить более откровенные ответы. Но это не совсем так. Иначе вообще применялись бы только анонимные анкеты: ведь исследователю всегда желательно получить самые откровенные ответы. Применяется же анонимное анкетирование в том случае, если исследователю важно узнать количество имеющих то или иное мнение, а не то, как влияют особенности людей (возраст, профессия и др.) на формирование этого мнения. Если же исследователю нужно узнать, какие группы респондентов (по возрасту, полу, образованию и др.) имеют одно, а какие другое мнение, то в этом случае используется именное анкетирование. Достоверность результатов анкетирования повышается с увеличением количества анкетируемых. Однако при любом их количестве нельзя полностью полагаться на полученные путем анкетирования результаты: нужно обязательно уточнять полученные данные с помощью наблюдения, эксперимента и других методов. К числу этих других методов относятся изучение школьных документов (протоколов, приказов, журналов и др.); изучение продуктов и материалов деятельности учащихся, особенно результатов их самостоятельной и творческой работы; изучение независимых характеристик (рейтинг) - сравнение, анализ мнений об изучаемом явлении различных людей, компетентных в этой области; изучение и обобщение передового опыта. О последнем - изучении и обобщении передового педагогического опыта - есть необходимость сделать некоторые пояснения, поскольку существует мнение, что изучать передовой опыт нет необходимости, нужно лишь выявлять его, правильно описывать, делать достоянием всех учителей и воспитателей. Однако этого далеко не достаточно. Опыт каждого учителя и воспитателя во многом неповторим, обусловлен особенностями личности автора этого опыта. Механическое копирование, перенесение его в другие условия далеко не всегда дают положительные результаты. Это неоднократно подтверждалось при использовании как самых общих педагогических идей, так и конкретных методик. Например, в колонии и коммуне А. С. Макаренко с большим успехом использовалось правило доверия самой трудной и неприятной работы лучшим коллективам. Даже право получить наказание в коммуне им. Дзержинского нужно было заслужить. Многие из последователей Макаренко пытались в своей работе использовать это правило, но мало кому удавалось добиться его реализации. Изучение и обобщение педагогического опыта поэтому - важная задача педагогической науки и одновременно один из методов педагогического исследования. Хотя, строго говоря, правильнее было бы считать, что изучение опыта осуществляется путем использования разнообразных методов: эксперимента, наблюдения, анкетирования, рейтинга и др. Важно знать, что делается это с целью выявления условий, при которых применение методики новатора обязательно приведет к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, даст более высокие результаты в обучении и воспитании учащихся по сравнению с общепринятыми методами работы.
|