Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании






 

В педагогических исследованиях используются и другие методы. Их описание можно найти в специальной литературе. Однако может возникнуть вопрос о правомерности такого многообразия методов исследования. Ведь в естественных науках пользуются почти исключительно экспериментом. Там только те сведения считаются достоверными, которые подтверждены экспериментально.

Конечно, в значительной мере это относится и к педагогике: в педагогических исследованиях наиболее достоверные данные получают в ходе экспериментальной работы. В то же время ряд особенностей педагогического процесса ограничивает возможности использования эксперимента по сравнению с естественными науками. Главная особенность педагогического эксперимента в том, что его основные участники - дети. Неповторимость, уникальность каждого ребенка накладывают особую ответственность на организаторов опытной работы: в ее процессе детям не должно быть нанесено ущерба (их здоровью, идейно-нравственному, умственному и эстетическому развитию). Поэтому не всегда возможно использование эксперимента. Исследователю приходится проводить значительный объем предварительных наблюдений, изучения документов и др., чтобы сформулировать такую гипотезу, которая была бы как можно более обоснованной.

В отличие от этого в естественных науках предусматривается заведомый ущерб от экспериментирования: часть организмов (растительных или животных - в зависимости от объекта исследования) или материалов может быть не просто испорчена, но даже уничтожена в результате проверки влияния на них тех или иных условий.

Следует иметь в виду также и то, что в педагогическом процессе далеко не все явления можно подвергнуть моделированию, не все можно выделить и изолировать для детального рассмотрения и измерения в числовых показателях. Более того, в этом процессе все элементы настолько тесно между собой связаны, что само выделение носит весьма условный характер и всегда приводит к определенной деформации выделяемых для изучения элементов: педагогический процесс - процесс целостный. Это в первую очередь и определяет основные особенности использования эксперимента и других научных методов в педагогических исследованиях.

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте разные подходы к объяснению соотношения основных педагогических понятий.

2. Раскройте связь педагогики с философией, физиологией, психологией.

3. Какие методы используются в педагогических исследованиях?

4. Какова последовательность осуществления педагогического исследования?

Рекомендуемая литература

 

1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1991.

2. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997.

4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследований. - М., 1982.

5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. - М., 1971.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993, 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.