Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Очерки истории философии. 6 страница







ях святых отцов нечего добавлять, там все сказано". Что касается западников,


то им присущ интерес к науке и, гносеологически связанным с нею, материа-


лизму и атеизму.


Все эти оппозиции можно рассматривать как своеобразные " оси" рос-


сийской культуры. И русская философская мысль, будучи подобно всякой


философии самосознанием культуры, выразила рост " напряжения" на этих


осях. Напряжения, чреватого разрывами. Достаточно вспомнить феномен


русского нигилизма. Российский нигилизм явился продуктом культуршока,


вызванного массированным вторжением в российскую культуру науки и ее


мировоззрения – научной рациональности. Н. Бердяев писал: " У нигилистов


было подозрительное отношение к высокой культуре, но был культ науки,


т.е. естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов". Вот, на-


пример, аргументация Д. Писарева, рассуждающего о школьных программах:


" Спрашивает ли когда-нибудь ребенок о том, что было тысячу лет тому на-


зад? Нет, он и представить себе не может такую крупную цифру и такую да-


лекую эпоху. Стало быть, история дается ребенку помимо его желания, она


не отвечает никакой потребности его ума. Спрашивает ли ребенок: что такое


красота, добро, истина? Когда ему нравится картина или игрушка, спрашива-


ет ли он: почему это мне нравится? Конечно, нет. Отвлечение и анализ соб-


ственных впечатлений – такие процессы, которые совершенно не свойствен-


ны уму ребенка. Стало быть, логика, эстетика и весь хлам теории словесно-


сти даются ребенку помимо его желания..." А вот " знакомство с естествен-


ными науками должно привести ребенка в восхищение".


Очевидно, так мог говорить лишь человек, смотрящий на мир исключи-


тельно сквозь очки научной рациональности. Природные, естественные про-


цессы не могут быть сами по себе ни истинными, ни ложными, ни злыми, ни


добрыми и т.д. Истина, добро и красота, действительно, не входят в научную

 

 



 


картину мира как таковую. Там есть силы, взаимодействия, реакции и про-


чее.


Уже славянофилы осознали опасную чреватость противоречий и дис-


гармоний в " несущих" конструкциях российской культуры. Отсюда прису-


щий им мотив " собирания", объединения в единую и неделимую цельность


" разбегающихся галактик" человеческой духовности: " Согласить веру и ра-


зум, – писал И. Киреевский, – наполнить пустоту, которая раздвояет два мира,


требующие соединения, утвердить в уме человека истину духовную, види-


мым ее господством над истиною естественною, и возвысить истину естест-


венную ее правильным отношением к духовной, и связать наконец обе исти-


ны в одну живую мысль".


В русской философской традиции представлены две более или менее за-


вершенные попытки достижения подобного " Великого объединения", синте-


за основных категориальных начал российской культуры.


Одна из них представлена философией всеединства Владимира Соловь-


ева. Насколько объединительная установка в ней сильна, можно судить по


отзыву Бердяева, говорившего о " синтезирующей примирительности, кото-


рая часто раздражает у Соловьева". Философия всеединства – чрезвычайно


плюралистическая, сложная, подчас причудливая теоретическая конструк-


ция, сопоставимая в этих своих чертах с гегелевской системой (не следует


упускать из виду, что русская философская традиция, все ее школы и систе-


мы испытали значительное влияние немецкой классической философии). Но,


как справедливо замечает опять-таки Н. Бердяев, вся философия Вл. Соловь-


ёва " в известном смысле есть философия истории, учение о путях человече-


ства к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему".


Иначе говоря, в центре внимания Соловьева – историческое время, от-


ношение прошлое – настоящее – будущее”, смысл истории, правда, погру-


женные в религиозную, христианскую картину мира. Вместе с тем предпри-


нимается попытка синтеза религиозной и научной картин мира, ибо процесс


эволюции включен и в космос, а материя и тело рассматриваются как прояв-


ления божественной сущности. В западноевропейской философской тради-


ции этот мотив близок к тому, который впоследствии, уже в XX веке, разра-


батывался Тейяром де Шарденом в " Феномене человека". Мир Соловьева


подвижен и изменчив, он есть абсолютно становящееся. Процесс становле-


ния включает также и человеческое творческое начало, способствующее дос-


тижению всеединства. С другой стороны, этот процесс как бы " регулируется,


предопределяется. Представления о том, какова, говоря современными тер-


минами, " программа", управляющая глобальной эволюцией, оформлена у


Соловьева в учениях о Логосе и Софии – божественной премудрости, опо-


средующих процессы творения. Оппозиция же личности и общества снима-


ется учением о Богочеловечестве. Бог-человек есть индивидуум и одновре-


менно универсальное существо.


Другая попытка " Великого объединения" в русской философии принад-


лежит философии общего дела Н. Федорова. Центральной в ней является

 

 



 


идея " супраморализма", то есть долга воскрешения отцов-предков, от испол-


нения которого зависит судьба человеческого рода. Поскольку в виду имеет-


ся воскрешение в прямом, телесном смысле, для решения данной задачи че-


ловечеству следует овладеть природными процессами во всём их объеме как


на атомно-молекулярном, так и на космическом уровнях. Для этого же следу-


ет преодолеть " небратское", " неродственное", " немирное" состояние мира.


Рождение детей заменяется воскрешением предков. Музеи должны стать ме-


стом воскрешения предков и поклонения им.


Таким образом, все наметившиеся по основным " осям" российской


культуры разрывы оказываются " преодоленными" (по крайней мере, в рам-


ках рациональной теоретической конструкции философии общего дела). Бу-


дущее и настоящее замыкаются на прошлое, " закольцовываются" с ним. Ведь


воскрешение отцов-предков – это воссоздание всего прошлого. " Настоящее


есть сын, а прошедшее, то есть история – отец и мать", – говорит Федоров.


Благодаря " всебратству" личное, индивидуальное гармонизируется с общест-


венным. Новация, ассоциируемая с наукой и техникой, подчиняется тради-


ции в рамках решения задач, связанных с воскрешением предков. Наконец,


наука образует единый сплав с религией и моралью. Разумеется, религиоз-


ность здесь приобретает совершенно иную, нежели, скажем, православие,


форму. Она становится скорее похожей на то, что А.Эйнштейн называл


" космическим религиозным чувством".


И философия всеединства, и философия общего дела по-своему весьма


совершенны. Такая оценка, впрочем, не отбирает права говорить и об их не-


достатках. Относительно философии всеединства Бердяев, например, гово-


рил: " проблема свободы не продумана до конца... парадокс свободы в том,


что она может переходить в рабство. У Вл. Соловьева богочеловеческий про-


гресс бестрагичен, между тем как он трагичен. Свобода порождает траге-


дию". Что касается философии общего дела, то здесь проигнорирована про-


блема отношения природного, телесного, естественного в человеке, и его


социальной, культурной, духовной сущности. Собрать " по атомам" отцов-


предков, даже если бы это было возможным, не означает, очевидно, воскре-


сить их в личностном смысле.


Напрашивается, верно, метафорическая интерпретация философии об-


щего дела как формы рационального обоснования ценности прошлого, исто-


рического вообще. Тогда воскрешение можно истолковать как предельный


случай исторической реконструкции, то есть восстановления прошлой дейст-


вительности по оставшимся следам, историческим источникам, в терминоло-


гии историков. Но в таком случае мы столкнемся с вопросом: не выходим ли


тем самым уже за границы, дозволяемые законами философствования, и яв-


ляется ли философия общего дела в полном смысле философской доктриной?


Очевидно все же, что основная направленность её имеет не гносеологичес-


кий, а этический характер.


Но не в этих перечисленных недостатках причина того, почему реально


состоявшееся великое объединение российской духовной культуры пошло

 

 



 


отнюдь не теми путями, которые намечены у Вл. Соловьева и Н. Федорова.


Оно было осуществлено в русле марксизма-ленинизма. По своему содержа-


нию эта доктрина может быть отнесена к сциентистской парадигме русской


философии. Поэтому процесс гармонизации мировоззрения на её основе


осуществиться не мог по определению. Изначально марксизм, ориентирован-


ный на науку, является исследовательской программой наук, претендующих


на описание целостных социальных систем, на исследование общества на


уровне целостного организма. Синтез на его основе осуществился в сурро-


гатной и поэтому исторически эфемерной форме, в виде мимикрии одних


универсалий культуры под другие. Формально культура была сориентирова-


на в будущее: " коммунизм – светлое будущее всего человечества"; реально


же были осуществлены преобразования, приведшие к восстановлению струк-


тур, присущих прошлому: азиатскому способу производства, рабовладению и


феодализму.


Можно сказать и по-другому: налицо выход, " опыт" выхода за преде-


лы исторического времени, в вечное безвременье (коммунизм – конец


истории, " скачок” человечества из царства необходимости в царство свобо-


ды"). По видимости, одной из главных ценностей общества становится нова-


ция (революционные изменения во всех видах), фактически же культивиру-


ется застойность, рутина, репродукция одних и тех же социокультурных об-


разцов. Гуманизм, признание самоценности личности становятся лишь идео-


логическим прикрытием для свирепого тоталитаризма. Наука и связанный с


ней гносеологически " научный атеизм" становятся лишь оболочкой, за кото-


рой скрывается суррогат религии, религии без Бога – коммунистической


идеологии. Понятно, что ни к чему другому, кроме как к фрустрации культу-


ры, к системному социальному кризису подобный " синтез" и не мог привес-


ти.


В дальнейшем в традиции философии всеединства развивается мысль


целого ряда русских философов, таких, как С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Бул-


гаков, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк.


Однако для большинства философов, в том числе и последователей Вл.


Соловьева претензии на великое объединение уже не были свойственны. Они


не пытались строить глобальную иерархию ценностей для российской куль-


туры и судьбы, та, идущая еще от славянофилов проблема, быстро диффе-


ренцировалась на несколько подпроблем и соответственно направлений фи-


лософствования. Так, Н.Я. Данилевским начинает разрабатываться исследова-


тельская программа специфической социогуманитарной науки: целостной ис-


торической культурологии. Позже на Западе в этом русле работали О. Шпенг-


лер и А. Тойнби. В России – К.Н. Леонтьев, Г.П. Федотов, отчасти Н.А. Бердяев


и др. Оценка Бердяевым теории Данилевского как " срыва в осознании “русской


идеи", а также и распространенная характеристика, представляющая его эпиго-


ном славянофильства, одинаково неверны. Имело место другое, а именно, дви-


жение от чисто философской, спекулятивной социософской постановки про-


блем – к попыткам формирования научных культурологических парадигм.

 

 



 


С другой стороны, собственно философская рефлексия обращается к


миру ценностей личности, к тому, как они опосредуют личностный опыт.


Русская философия все более ориентируется поэтому на тему свободы, как


фундаментальную для понимания личностного выбора. Так, например, Бер-


дяев трактует свою философию как антроподицею (оправдание человека), по


аналогии с теодицеей (учением об оправдании Бога за допускаемое им в ми-


ре зло). Данная философская тема развивается также в работах Л. Шестова,


Б.П. Вышвславцева, И.А. Ильина и др. Через это идейное течение русская


философия смыкается с европейским экзистенциализмом.


Иную линию философствования, отчасти пересекающуюся с предыдущей,


образует рефлексия религиозного опыта. В какой-то мере это аналог западной


теологии, идущей от Августина и Фомы Аквинского, но обращенный к право-


славию. Русская философская традиция привнесла сюда опять-таки аксиологи-


ческий акцент, обращение к проблеме ценностей. Так, П. Флоренский свою


теодицею развертывает в контексте проблемы истины, трактуемой им именно


как ценности. В западной же философии и теологии истина толковалась по


преимуществу с гносеологических позиций. Для Флоренского - " Истина сама


себя делает Истиною", для европейской философии – истина есть адекватное


отражение объекта познающим субъектом. Теологическая ориентация домини-


рует также в трудах Отца Сергия (Булгакова), Л.П. Карсавина, Отца Георгия


(Флоровского), С.Л. Франка и др. Необходимо упомянуть ещё два направления


философствования в России XIX – XX вв., имеющих лишь опосредованное от-


ношение к классической русской философской традиции. Во-первых, к ним


можно отнести тех философов, которые воспроизводили в своих работах идей-


ные установки каких-либо школ западной философии: позитивизма (П.Л. Лав-


ров, Н.К. Михайловский и др.); гегельянства (Б.Б. Чичерин и др.); феноменоло-


гии (Г.Г. Шпет); неокантианства (А.И. Введенский).


Во-вторых, философов, так или иначе ориентированных на рефлексию


оснований науки. Часто они очень близки позитивизму, существование кото-


рого вообще обязано процессам конституирования науки. От позитивизма в


его западноевропейском варианте данную школу отличает большее внимание


к мировоззренческим аспектам научного знания, его " метафизическим пред-


посылкам", как это позднее уже в постпозитивизме было названо. Классиче-


ский позитивизм на рубеже XIХ – XX вв. интересовался по преимуществу


строением, логикой научного познания. Что касается позитивистски ориен-


тированных русских философов, то в центре их внимания – презумпция пер-


вичности объективной реальности, то есть материализм – основная " метафи-


зическая предпосылка" научного познания (П.А. Кропоткин, Д.И. Се-


ченов, В.И. Вернадский и др.).


После 1917 года в Советском Союзе традиция классической русской фи-


лософии, благодаря чисто внешним обстоятельствам, прежде всего, конечно,


открытому политическому насилию, была прервана. Монопольное господ-


ство приобрёл догматизированный вариант сциентистской парадигмы фило-


софии в форме марксизма-ленинизма. В этих условиях русская классическая

 

 



 


философия (от Чаадаева до Бердяева) не только была убита в прямом смысле


слова, но просто обречена была умереть. Ибо материализм есть уже " погра-


ничная полоса" философии. "...Материалистическое мировоззрение, – писал


Ф. Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без


всяких посторонних прибавлений..." Философствование получает с этой точ-


ки зрения право на жизнь лишь постольку, поскольку обосновывает переход


к научным формам познания и сознания – “пониманию природы такой, како-


ва она есть".


Материализм как мировоззренческая установка в условиях СССР пре-


вращается в средство ментального контроля, используемого тоталитарной


властью. В силу этих обстоятельств он догматизируется, превращается в " во-


инствующий материализм", становится монопольно насаждаемым пропаган-


дой, образованием, вполне аналогичным по своим функциям религиозному


догмату, стремящимся к тотальному уничтожению иных мировоззренческих


форм (что характерно именно для религиозных войн того или иного рода).


Но адекватные границы материализма в культуре – сфера производст-


венной деятельности, " здравый смысл", физикалистские науки. Когда же он


выносится за указанные границы, это ведет к уничтожению самостоятельно-


го, самодовлеющего мира идеального, к которому восходят религия, мораль,


собственно личностные качества человека.


Ведь правила вхождения в мир идеального – иные, нежели практические


либо естественнонаучные процедуры, хотя они и не содержат ничего мисти-


ческого, " потустороннего". Они связаны с феноменом рефлексии. Уничтоже-


ние же мира идеального? " аннигилирующего" в ситуации тотальной монопо-


лии материализма, ведет и к ликвидации собственно гуманистической ипо-


стаси человека, к его роботизации (“человек-винтик”). К этому следует доба-


вить, что философия диалектического и исторического материализма играла


ещё и роль средства манипулирования научным сообществом. Последнее


приводило к реанимации преодолённых мировой наукой натурфилософских


форм знания (“лысенковщина”), третированию генетики, кибернетики и т.п.

 


Марксистская философия. Марксистская философия возникла в сере-


дине XIX века. Она была обусловлена промышленной революцией конца


XVIII века, связанной с использованием пара в промышленности и на транс-


порте; развитием и усилением буржуазии, появлением нового класса – про-


летариата, который жестоко эксплуатировался буржуазией. В Европе прошли


буржуазные революции, но их победы не улучшили положения пролетариа-


та, который неоднократно выступал против эксплуатации и бесправия. Но


эти выступления были жестоко подавлены.


Появление марксизма, как идеологии пролетариата, было обеспечено


развитием науки: открытие и обоснование закона сохранения и превращения


энергии, эволюционной теории Дарвина, клеточной структуры вещества и


т.д. А также общественных наук: английской классической политэкономии,


немецкой классической философии и утопического социализма.

 

 



 


Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818


– 18883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) После увлечения неогегель-


янством, фейербахианством и революционным демократизмом произошел их


переход на коммунистические позиции, взаимное сближение и последующая


совместная работа.


Основные направления исследований: сущность человека, отношение


человека к миру, взаимоотношение людей, человек и общество, законы раз-


вития общества. В нашей стране и в других странах осуществлявших социа-


листическое строительство в течение десятков лет имело место безмерное


возвеличивание Маркса и Энгельса. А в 90-х годах те же люди, которые вос-


хищались Марксом и Энгельсом подвергли их труды столь же необъектив-


ной и необоснованной критике. В то время, как выдающиеся представители


философской мысли ХХ века дают более объективную оценку К. Марксу, так


Бертран Рассел писал, что К. Маркс был человеком, возродившим материа-


лизм, давшим ему новую интерпретацию и новое соответствие с человече-


ской историей. Кроме того, он – последний из великих системостроителей,


преемник Гегеля, так же веривший в некую рациональную формулу, объем-


лющую развитие человечества. Карл Поппер, критиковавший позиции мар-


ксизма, отмечал: Маркс часто подвергается критике, поэтому мне казалось,


что суровую критику его теорий следует сочетать с сочувственным понима-


нием его поразительной моральной и интеллектуальной привлекательности.


Макс Вебер оценил данное Марксом материалистическое понимание истории


как первый шаг в познании капитализма, как научное открытие. Он считал,


что многому у Маркса научился.


В чем суть вклада К. Маркса в философию?


Ф. Энгельс указывал на два основных открытия К. Маркса: а) открытие


и обоснование прибавочной стоимости, б) материалистическое понимание


истории.


Теория прибавочной стоимости относится к экономическим наукам.


Суть ее состоит в том, что часть стоимости товаров, производимых на капи-


талистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наем-


ных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается


капиталистом. По Марксу, это специфическая форма капиталистической экс-


плуатации работников.


Основной философский раздел марксизма – материалистическое пони-


мание истории. Сущность его сводится к распространению последовательно-


го материализма на историю общества. Иными словами – как в природе ма-


терия первична, а сознание вторично, производно. Так и в обществе – обще-


ственное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие опре-


деляет сознание.


К. Маркс и Ф. Энгельс вычленяли в общественном бытие основные ус-


ловия материальной жизни общества: географическую среду, плотность на-


родонаселения и общественное производство.

 



 


Под географической средой К. Маркс и Ф. Энгельс понимали природные


условия жизни человека. Уже в период жизни и деятельности Маркса в об-


щественной мысли имели место географический детерминизм и геополитика.


Представители географического детерминизма утверждали, что географиче-


ская среда играет решающую и определяющую роль в жизни народов и лю-


дей. Вытекающая из этой позиции геополитика основывалась на том, что в


соответствующей географической среде формируются народы более талант-


ливые, более способны и имеющие право поэтому на ряд преимуществ перед


другими народами, в том числе и на расширение территории своего обитания


за счет территории других народов.


Ярким примером такой политики была политика германского фашизма.


Маркс и Энгельс утверждали, что географическая среда имеет огромное


влияние на жизнь человека. Без соответствующих географических условий


человек и человечество не могут существовать. Вместе с тем, по их мысли,


естественные условия безразличны к потребностям людей, но общество пре-


образует их и подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в исполь-


зовании и изменении географической среды принадлежит человеку. А мас-


штабы, характер и формы этого изменения зависят от общественного строя и


прежде всего от характера производственных отношений.


Плотность народонаселения. Еще во 2-ой половине XVII века англий-


ский экономист Т. Мальтус сформулировал позицию, согласно которой чис-


ленность населения имеет тенденцию раста в геометрической прогрессии, а


средства существования людей могут увеличиваться только в арифметиче-


ской прогрессии. В результате этого наступает перенаселение, с которым не-


обходимо бороться естественными мерами: голод, эпидемии, войны и искус-


ственным сокращением рождаемости. Эта позиция, получившая название


мальтузианства, претерпела определенную эволюцию, но сущность её сохра-


нилась. Маркс и Энгельс, признавая важность определенной плотности наро-


донаселения, показали несостоятельность мальтузианства.


Они доказали, что решающее воздействие на жизнь и социализацию об-


щества оказывает способ производства материальных благ. Это подтвержда-


ется всей историей развития цивилизации человечества, на протяжении кото-


рой наибольших успехов достигали народы, имевшие наиболее развитое


производство. при этом упор Марксом и Энгельсом делался на производство


материальных благ, обуславливающее социальный, политический и духов-


ный процессы жизни общества вообще.


Способ производства – это исторически конкретное единство произво-


дительных сил и производственных отношений, это материальная основа


общества, определяющая его особенности и развитие. Производительные си-


лы – это система субъективных (человек) и вещественных (техника) элемен-


тов, осуществляющих “обмен веществ” между обществом и природой в про-


цессе производства. Производительные силы выражают активное отношение


людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении ее


богатств. В ходе этого процесса воспроизводятся условия существования че-

 

 



 


ловека и происходит убыстряющийся и совершенствующийся процесс ста-


новления и развития самого человека. Производительные силы образуют ве-


дущую сторону способа производства, основу развития общества.


Главная производительная сила – сами люди, участвующие в процессе


производства. Их производственный опыт, трудолюбие, активность и трудо-


способность, задачи, которые они перед собой ставят, определяют потенциал


общественного производства. Порождением их ума и труда являются веще-


ственные элементы производительных сил – средства производства и средст-


ва потребления. Средства производства состоят из средств труда, при помо-


щи которых человек воздействует на природу, и предметов труда, на которые


направлен труд человека. Важнейшую составную часть средств труда со-


ставляют орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Средства


производства образуют материально-техническую базу способа производст-


ва.


В настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса в


производительные силы включается наука – сфера человеческой деятельно-


сти, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация


объективных знаний о действительности.


Производственные отношения - это система материальных экономиче-


ских отношений между людьми в процессе производства и движение обще-


ственного продукта от производства до потребителя. Это отношение собст-


венности (отношение к средствам производства). Они пронизывают все сфе-


ры экономических отношений: производства, обмена, распределения и по-


требления материальных благ. Производственные отношения придают всем


общественным явлениям исторически определенное социальное качество.


Производственные отношения являются социальной формой производи-


тельных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производ-


ства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных от-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.