Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Очерки истории философии. 8 страница







дем его полностью): " Для экзистенциалиста человек потому не поддается оп-


ределению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он


становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает


себя сам.


Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который


бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя


представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет


себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после


того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то


он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциа-


лизма". Теперь о свободе. В той же работе " Экзистенциализм - это гуманизм"


Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти

 

 



 


ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой


он единственная опора. Юноша колеблется между любовью к своей матери и


ратным подвигом для спасения родины. Юноша - христианин и решает посо-


ветоваться со священником.


Но к какому же священнику обратиться за советом? Сартр пишет: " Но


есть священники-коллаборационисты, священники-выжидатели, священники


- участники Сопротивления. Так кого же выбрать? И если юноша останавли-


вает свой выбор на священнике-коллаборационисте, то он уже решил, каким


будет совет". Так что, практически, выбирая советчика, выбор молодой чело-


век всё равно делает сам. Конечно, легче было выбрать коллаборационизм


(сотрудничество с фашизмом), но те, кто выбрал Сопротивление, действова-


ли не по расчету, а рискуя жизнью и ее благами, зато не изменяли себе (сво-


ему существованию). Человек, по Сартру, может оставаться свободным или


рабом вне зависимости от обстоятельств. Закованный в кандалы может быть


свободным, а живущий на свободе и весьма обеспеченный может быть ра-


бом. Человек сам " выбирает" себе свободу или несвободу.


Последний из философов экзистенциалистов, к кому мы обратимся,


А. Камю. Для Камю существует лишь одна по-настоящему серьезная фило-


софская проблема - проблема самоубийства. Камю писал в " Мифе о Сизи-


фе", в котором исследовал абсурдность мира, " выскальзывающего" из на-


ших рук (мир чужд нам так же, как чужд Сизифу камень, который он вынуж-


ден катить в гору всю свою жизнь): " Решить, стоит или не стоит жизнь того,


чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос филосо-


фии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум


десятью или двенадцатью категориями, - второстепенно". Как определить


бó льшую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? - опрашивал


Камю. И отвечал так: Нужно судить по поведению людей. Я никогда не ви-


дел, - говорил он, - чтобы кто-то умирал за онтологический аргумент. Так,


Галилей, хотя и ценил научную истину, но в то же время и отрекся от нее,


как только отстаивание ее стало угрожать его жизни. И он был прав. Эта ис-


тина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли - вокруг


Земли. Не все ли равно? Вопрос пустой. Но в то же время можно увидеть, как


умирает множество людей только потому, что, по их мнению, жизнь не стоит


того, чтобы ее прожить. Поэтому, заключил Камю, " вопрос о смысле жизни я


считаю неотложным из всех вопросов".


А. Камю был идеологом молодежного движения 50-60-х годов в Запад-


ной Европе и США. Участники этого движения цитировали фразу Камю из


" Бунтующего человека" (1951): " Я бунтую, следовательно, мы существуем",


которую он употреблял в противовес декартовскому " я мыслю, следователь-


но я существую". Отталкиваясь от философии абсурда, Камю утверждает,


что " первая и единственная очевидность", которая дается в опыте абсурда -


это бунт. Камю рассматривал различные виды бунта: " метафизический"


(восстание человека против своего удела и всего мироздания), " историче-

 



 


ский", " художественный". Лучшее выражение бунта, считал он, - в искусстве,


в котором человек наиболее свободен, а свобода есть высшая цель человека.

 


Фрейдизм и неофрейдизм, психоанализ: З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм.


Homo sapiens (" человек разумный") - так обычно говорят о человеке, чтобы


подчеркнуть его специфику. Но факты (и многие!) говорят о противополож-


ном: о проявлениях немотивированной агрессивности, о скрытых и темных


импульсах " ночного человека". Вот эта " темная" сторона человеческой при-


роды и стала предметом психоанализа, основателем которого был австрий-


ский психолог, невропатолог и философ Зигмунд Фрейд (1856-1939).


Согласно Фрейду, в психике человека можно выделить три уровня:


сознательное - то, что осознается личностью; предсознательное - то, что


личностью не осознается, но при определенных условиях может осозна-


ваться; бессознательное - представления, которые " не становятся созна-


тельными, потому что им противодействует известная сила". Развивая уче-


ние о трех уровнях психики, Фрейд выдвигает идею о " связной организа-


ции психических процессов личности", включающей " Я" (Ego) личности,


" Оно" (Id) и " Я-идеал", или " Сверх-Я" (Супер-Еgо).


К " Я" " прикреплено сознание", контролирующее все психические про-


цессы, Через " Я" происходит вытеснение в бессознательное " запрещенных"


сознанием представлений. " Оно" - это бессознательное, сфера инстинктов,


страстей и переживаний, стремящихся преодолеть сопротивление " Я" и


проявиться в сознании. " Сверх-Я" - область социальных норм и нравствен-


ных установок. Главное внимание в учении Фрейда уделено бес-


сознательному, содержанием которого являются два вида влечений - сексу-


альные инстинкты - либидо (лат. libido - влечение, желание, стремление),


цель которых заключается в продолжении рода, и влечения к жизни, имею-


щие своей целью сохранение, поддержание и развертывание жизни во всех


ее аспектах и проявлениях. Впоследствии оба влечения Фрейд объединяет в


одно - влечение к жизни (Эрос), которому противостоит влечение к смерти


(Танатос).


Вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознатель-


ного, согласно Фрейду, формируется целый ряд комплексов, центральным из


которых является Эдипов комплекс. Согласно древнегреческому мифу, Эди-


пу, сыну царя Фив, было предсказано, что Эдип станет убийцей своего отца и


супругом своей матери, что, впоследствии, и осуществилось. Отношению к


отцу, по Эдипову комплексу, амбивалентно (лат. ambo - оба и valentio - сила;


двойственность переживаний). Отец вызывает у мальчика противоположные


чувства: стремление устранить отца как своего соперника и вместе с тем чув-


ство преклонения перед ним, ибо отец может и наказать и защитить. У дево-


чек подобное чувство проявляется в виде комплекса Электры - в любви к от-


цу и ревности к матери. " В эдиповом комплексе, - пишет Фрейд в работе " То-


тем и табу" (1913), - совпадают начала религии, нравственности, об-

 



 


щественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по


которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов…".


Важнейшую роль в учении Фрейда играют понятия сублимации (от лат.


sublimo - возношу) и вытеснения. Сублимация - это перенесение, пе-


реключение психической энергии с социально неприемлемых, низменных


целей на социально-приемлемые: творчество в области науки, искусства, ли-


тературы и иные виды творчества. Вытеснение по своей направленности


противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечении в


самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но они


от этого не исчезают, а, наоборот, становятся источником отрицательной


энергии, рождают агрессивность, приводят к различным психическим рас-


стройствам и неврозам. Будучи же выявлены с помощью психоаналитиче-


ских методов, разработанных Фрейдом, и представленными на свет сознания,


они утрачивают свою разрушительную силу.


Вместе с тем в учении Фрейда человек предстает существом, руководи-


мым в жизни исключительно низменными устремлениями. Теория Фрейда


производит редукцию (низведение) всех высших проявлений человеческого


духа до низших. На эту сторону фрейдовской концепции, практически игно-


рировавшей социальный фактор, обратили внимание последующие психо-


аналитики, прежде всего К. Юнг и Э. Фромм.


Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, ро-


доначальник аналитической психологии. Согласно Юнгу, бессознательное


вовсе не является темным хранилищем пороков и плотских влечений, как


считал Фрейд. Это собрание утраченных воспоминаний, аппарат интуитив-


ного восприятия, значительно превосходящий по своим возможностям созна-


тельное мышление. Юнг выявляет так называемое " коллективное бессозна-


тельное" как более глубинный, чем личностное бессознательное Фрейда,


слой психики, несущий в себе " свойства всего человечества, как некоего об-


щего целого". Коллективное бессознательное - это итог жизни человеческого


рода, оно присуще всем людям, передаётся по наследству и служит основа-


нием, на котором вырастает индивидуальная психика. Содержанием коллек-


тивного бессознательного являются так называемые архетипы - праобразы


(первобытные образы), изначальные врожденные психические структуры,


образования архаического характера, включающие мифологические мотивы.


Мифотворчество, считает Юнг, присуще человеку во все времена. Взаи-


модействуя с глубинными архетипическими (от греч. arché - начало и tý pos -


образ) структурами коллективного бессознательного, сознание создает новые


мифы, иррациональные идеи. Одной из таких идей, считает Юнг, является


идея национал-социализма в Германии, основанная на архетипическом обра-


зе мифологического древнегерманского бога " грозы и неистовства" - Вотана.


Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский психолог и социолог,


представитель неофрейдизма, соединившего идеи психоанализа с социологи-


ческими теориями. " Человеческая натура, - пишет Фромм в работе " Бегство


от свободы" (1941), - это не сумма врожденных, биологически закрепленных

 

 



 


побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий;


это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденны-


ми механизмами и законами". Фромм вводит, в отличие от классического


психоанализа, понятие " социальное бессознательное". Социальное бессозна-


тельное – это вытесненный психический материал, общий для большинства


членов данного общества; социальный по своей природе и представляющий


собой социальный характер. Характер определяется Фроммом как " относи-


тельно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые


человек соотносится с природным и человеческим миром". Развивая идею


социального характера, Фромм опирается на такие понятия как " обладание" и


" бытие", трактуя их как " два основных способа существования, два разных


вида самоориентации в мире, две различные структуры характера, преобла-


дание одной из которых определяет всё, что человек думает, чувствует и де-


лает".


Если человек живёт по принципу обладания, его отношение к миру вы-


ражается в стремлении овладеть этим миром, превратить всё и всех в свою


собственность. Альтернативой обладания является бытие. В понимании


Фромма, бытие - это истинная природа личности, которая ориентирована на


независимость, свободу, критический разум. Внутренняя активность - вот


основная характеристика бытия личности. " Быть активным, - пишет Фромм в


работе " Иметь или быть? " (1976), - значит дать проявиться своим способно-


стям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в


разной степени - наделен каждый человек". Быть - значит также " общаться с


другими людьми, вырваться из тьмы своего одиночества и эгоизма". Ориен-


тация на бытие включает такие качества личности как потребность отдавать,


делиться с другими, стремиться к единению, что характерно для действи-


тельно демократического, гуманного общества.

 


Герменевтика. Интерпретация, понимание, герменевтический круг.


Герменé втика (от греч. hermē neutikó s - разъясняющий, истолковывающий) -


это искусство и теория истолкования текста. Одним из первых произведений


герменевтического характера принято считать сочинение Аристотеля " Об ис-


толковании". Когда возникло христианство, то искусство и теорию истолко-


вания текста, в то время называвшихся экзегé тикой (от греч. exē gē tikó s -


разъясняющий), стали применять как инструмент правильного понимания


Библии. При этом было обращено внимание, что текст может иметь несколь-


ко смысловых уровней.


В начале XIX в. немецкий протестантский теолог и философ Фридрих


Шлейермахер (1768-1834), рассматривая возможность применения герменев-


тики к любым текстам, а не только к священному писанию, понял, что герме-


невтика может служить особым (в отличие от других методов работы с тек-


стом, например, грамматики), способом понимания внутреннего мира автора


текста.

 



 


Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) уже связывает с


герменевтикой " науки о духе", изучающие общество и человека, историю и


культуру. Ведь " науки о духе" так или иначе сталкиваются с задачей пости-


жения внутреннего мира автора текста, поскольку данные науки реконструи-


руют картину изучаемых событий посредством обращения к письменным ис-


точникам, т.е. к текстам. Дильтей считал, что ученый не в состоянии адек-


ватно воспроизвести, правильно интерпретировать прошлые факты без учета


психологии, мотивации, менталитета создателя документа как письменного


свидетельства. Нужно, как полагал Дильтей, " вжиться", " вчувствоваться" в


образ жизни и образ мыслей автора.


В XX веке герменевтика поднимается до уровня философской дисцип-


лины и рассматривается как важнейший исследовательский метод всего ком-


плекса социально-гуманитарных дисциплин. Научная работа с текстом ста-


новится существом гуманитарного познания: постигнуть духовную жизнь


человека соответствующей эпохи можно только через раскрытие многознач-


ности текста. При этом необходимо учесть, что познающий субъект сам ста-


новится, " вживаясь" в содержание текста, в духовный мир, выражаемый ав-


тором текста, частью познаваемой духовной реальности. Получается, что по-


стижение смысла текстов постоянно движется по пути их интерпретации и


понимания через эту интерпретацию духовного мира автора и эпохи, выра-


женного в тексте, к новым текстам и к новым, более глубинным, смысловым


уровням.


Понимание и интерпретация становятся важнейшими понятиями фило-


софской герменевтики. При этом сама герменевтика превращается из учения


о методе познания в учение о бытии. Человек, в герменевтике, есть существо,


бытие которого заключается в понимании. Понимание становится не только


способом познания, но и способом существования человека. Крупнейшими


представителями философской герменевтики считаются французский фило-


соф Поль Рикёр (род. в 1913), уже известный нам Мартин Хайдеггер, его


ученик Ханс-Георг Гадамер (род. в 1900), автор программного труда " Истина


и метод. Очерки философской герменевтики" (1960) и др.


Что же такое интерпретация? " Интерпретировать, - считает Рикёр, -


значит идти от явного смысла к скрытому". Интерпретация подчинена глав-


ной герменевтической задаче - пониманию. Цель понимания заключается в


том, чтобы перенести смысловую связь и структуру от другого жизненного


(исторического и личностного) мира в свой собственный. То, " что является


жизненным, - пишет в " Истине и методе" Гадамер, - …в действительности


никогда по-настоящему не познается предметным сознанием, напряжением


разума, который стремится проникнуть в закон явлений. Жизненное - не та-


кого свойства, чтобы можно было извне достичь постижения жизненности.


Напротив, единственный способ постичь жизненное - это постичь его изнут-


ри". При этом необходимо внимательно относиться к внутреннему миру дру-


гого человека, к духу иной культуры, чтобы присущие им смыслы были вос-


приняты нами, как они воспринимались в свое время самими носителями

 

 



 


этих смыслов. " Понимать, - пишет Рикёр, - означает переноситься в другую


жизнь". При этом возникает проблема так называемого герменевтического


круга.


У Шлейермахера герменевтический круг - это принцип понимания тек-


ста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складыва-


ется из понимания отдельных частей, а для понимания отдельных частей не-


обходимо понимание целого. Получается круг, но только герменевтический.


Герменевтический круг усложняется тем, что и анализируемый текст (как


целое) является частью по отношению ко всему творчеству автора, а творче-


ство автора, в свою очередь, часть соответствующего жанра, а жанр включа-


ется в литературу. Но и это еще не всё! Текст ведь является еще и частью


душевной жизни автора. Поэтому, у Дильтея в качестве элементов герменев-


тического круга, в соотношении части и целого, выступают текст и биогра-


фия его автора.


Идея герменевтического круга усложняется еще и тем, что взявшись за


решение задачи понимания какого-либо текста, субъект исследования так


или иначе уже имеет некоторое представление о том, что предстоит понять


(беспредпосылочного понимания не существует!). Исследователь уже на-


строен на определенную " волну", невольно ожидает от воспринимаемого


текста то, что соответствует его представлениям о смысле текста. Получает-


ся, что без предпонимания (первичного понимания), предшествующего даль-


нейшему углублению в смысл текста, не обойтись. Поэтому, разработка


предварительного наброска смысла текста и его последовательный пере-


смотр являются процессом понимания смысла текста, способом " переноса" в


другую жизнь. Тем самым, философская герменевтика поднимается через


механизм понимания до рассмотрения всего объема человеческих взаимоот-


ношений и форм общения, наполняется высоким моральным пафосом озабо-


ченности за опасные последствия разобщенности людей, трудности установ-


ления взаимопонимания. И в этом высокий гуманитарный потенциал герме-


невтики.

 


Структурализм: Ж. Деррида, М. Фуко. Р. Барт. Во второй половине


XX в. в Западной Европе возникает новое направление, обозначаемое в це-


лом как " постструктуралистско - деконструктивистско - постмодерни-


стокий комплекс". Каковы общие черты данного комплекса и кто его наибо-


лее видные представители?


Во-первых, в данном философском направлении реализуется так назы-


ваемый интердисциплинарный подход, отходящий от узкопрофес-


сиональной трактовки содержания философского знания (онтология, гно-


сеология, аксиология и т.д.). Здесь объектом философского исследования


является все, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых


смыслов. Текст же в этом случае понимается как любая система знаков, не-


сущая некую информацию и содержащая в себе любые скрытые смыслы.


Поэтому, в отличие от традиционных способов и приемов философского ис-

 

 



 


следования, здесь отдается предпочтение самым разным гуманитарным ме-


тодикам: философским, филологическим, историческим, политологическим


и другим.


Во-вторых, основой методологии исследования любого текста является


принцип деконструкции (лат. de… - отмена, устранение чего-либо). Смысл


деконструкции " как специфической методологии исследования литературно-


го текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в


обнаружении в нем скрытых и не замечаемых не только неискушенным, " на-


ивным" читателем, но ускользающих и от самого автора (" спящих", по выра-


жению Жака Дерриды) " остаточных смыслов", доставшихся в наследие от


речевых, иначе - дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в


форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою очередь,


столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются


под воздействием языковых клише его эпохи".


На первый взгляд кажется, что это вовсе не новое слово в философии, а


уже известная нам герменевтика. Однако это не так. В герменевтике тради-


ционно строится общая исследовательская программа, деконструктивизм же


отказывается от любой программы, рассматривая ее как дань классике. Цель


герменевтиков - понять текст - вообще становится для деконструктивизма


малозначимой. Для него главное - текст как таковой, выяснение того, как


форма, выразительные средства (особо среди них выделяется деконструкти-


визмом метафора) и смысл, но не единственно только он, а среди прочих,


оказывают влияние на любое содержание, облеченную в текстовую форму.


При этом текст может быть любым: как художественным, так и науч-


ным. Всё это вместе составляет основу в деконструктивизме так называемой


концепции " нарратива" (от лат. gnarus - знающий, осведомленный о чем-


либо), или " повествования". " Согласно этой теории, мир может быть познан


только в форме " литературного" дискурса; даже представители естественных


наук, например, физики, " рассказываются истории" о ядерных частицах".


Считается, что посредством нарратива мы придаём реальности форму и


смысл, упорядочиваем наш опыт по отношению к этой реальности посредст-


вом текстового (повествовательного) выделения начала, середины и конца,


центральной и побочной тем, т.е. человеческая способность рассказывать ис-


тории есть главный способ, каким людям удается упорядочить и осмыслить


окружающий мир.


Комбинируя слова, литератор или рассказчик даже вносит в мир нечто,


доселе в нём отсутствующее - новые типы личностей и виды предметов, спо-


собы поведения и существования. По мнению Р. Барта, " заявления, касаю-


щиеся " реализма" нарратива, не должны приниматься во внимание… Функ-


ция повествования - не " представлять", а составлять зрелище… Нарратив не


показывает, не имитирует… С референционной, реалистической точки зре-


ния в повествовании буквально ничего не происходит. А " что происходит",


то - есть один лишь язык, приключение языка…".

 



 


В-третьих, для анализируемого комплекса характерной является кри-


тика рационалистических схем объяснения, что проявилось в постструктура-


лизме. Классический структурализм, основанный шведским языковедом


Фердинандом де Соссюром (1857-1913), искал некоторые исходные объясни-


тельные схемы, которые имелись, например, уже в первобытном сознании и


которые сохраняют свою устойчивость при различного рода преобразованиях


и изменениях. Для нас сегодня эти схемы оказались " закрыты" цивилизацией,


но их выявление способно многое объяснить (в силу их устойчивости) и в со-


временных культурных явлениях. Постструктурализм (лат. post - после),


напротив, предлагает свободный поток мысли и интерпретации, считая, что


любые " навязываемые" человеком и эпохой схемы объяснения заставляют


реальное положение дел подгонять под выдуманную кем-то систему, насиль-


но устанавливать некий порядок схемы. " Вне текста нет ничего" - таков девиз


постструктурализма. Есть только операции " разборки" и " сборки" текста


(или, иначе, деконструкции), цель которых " свести с ума структурализм,


культуру, общество, религию, психоанализ", - такова методологическая на-


правленность постструктурализма.


Наконец, в-четвертых, для исследуемого " постструктуралистско - де-


конструктивистского комплекса" характерно резкое изменение поля соотно-


шения между обыденным сознанием и теоретическим мышлением философа.


Если для классической философии обыденное сознание представляло собой


лишь объект для просветительской деятельности, то для нового направления


обыденное сознание (для которого найдена такая формула: " психология здесь


и теперь") становится не только равноправным объектом философских изы-


сканий, но занимает даже более значимое, приоритетное место.


Теперь, немного, о философских представителях данного комплекса.


Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструктивмзма были


разработаны французским философом и литератором Жаком Дерридой (род.


в 1930). В основу философской работы (" грамматологии") им ставится идея


принципиальной бесструктурности, интерпретация, понимаемая как свобод-


ная игра слов (" поэтическое мышление", по выражению Хайдеггера). Дело в


том, считает Деррида, что выбор изначальной смысловой структуры часто не


только не обоснован, а самим фактом своего существования просто как бы


закрывает от нас иные возможные смыслы.


Согласно грамматологии, у " письма" (так Деррида называет текст) нет


начала, так как любое письмо есть список с более раннего письма, которое, в


свою очередь, есть список (транскрипция) с предыдущего. Считая себя " нау-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.