Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 3 страница






НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА -

структурная единица научного знания более общая, чем отдельная научная теория, и менее общая, чем научная дисциплина или область науки. В философии науки фундаментальную роль этой структурной еди­ницы обосновал И. Лакатос. Научно-исследовательс­кая программа состоит из следующих элементов: 1)ядро программы (совокупность ее общих онтологических утверждений о фундаментальных объектах и отноше­ниях изучаемой области, конвенционально принятых сторонниками данной программы за безусловно ис­тинные); 2) се защитный пояс (совокупность менее об­щих онтологических утверждений программы, явля­ющихся конкретизациями ее ядра и реализующихся в серии конкретных теорий — репрезентантов данной программы); 3) положительная и отрицательная эври­стика программы, способствующая подтверждению или фальсификации научных теорий. Главным назна­чением научно-исследовательской программы являет­ся не столько объяснение имеющихся фактов, сколь­ко предсказание новых. Конкурирующие научно-ис­следовательские программы в принципе способны к бесконечному сосуществованию, благодаря возмож­ности их постоянного улучшения. Предпочтение долж­но отдаваться каждый раз в конечном счете той про­грамме, которая на протяжении длительного времени демонстрирует бульшую предсказательную силу, чем ее соперница. (См. теория, наука).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) -

наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 — 60 гг. XX в. В результате возник качественно но­вый в истории человечества тип экономики — инно­вационная экономика, в которой началом и опреде­ляющим элементом всего экономического цикла яв­ляются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «про­изводство — продажа — потребление». Вклад научной составляющей в общую стоимость высокотехнологи- 1СП ческого продукта составляет от 7 до 20 процентов. Воз- IbU можности научно-технической революции оказались

наиболее эффективно используемыми в странах с развитой рыночной экономикой, позволившим им сделать существенный экономический рывок и выиг­рать в конце XX в. конкурентную борьбу у более инерционной планово-директивной экономики соци­алистических стран, несмотря на их огромные бюд­жетные расходы на развитие науки. (См. нацио­нальный научно-технический потенциал, инновацион­ная система).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (НТП) -

интегральная характеристика мощности различных научных организаций (от отдельных небольших фирм и лабораторий до государственных и национальных систем науки). В характеристику НТП входят разме­ры его кадрового, финансового, материального, ин­формационного и организационно-управленческого обеспечения. Эффективность функционирования НТП зависит как от каждого из указанных выше па­раметров (все они являются необходимыми условия­ми его эффективности), так и в значительной степени не только и не столько от их абсолютной величины (величина каждого из них может значительно коле­баться в определенных пределах), сколько от их вза­имосвязи для решения конкретных задач научных систем. Эффективность управления НТП — одна из главных проблем научного менеджмента. (См. государ­ственный научно-технический потенциал, управление наукой, государственная научно-техническая полити­ка, научный менеджмент).

НАУЧНЫЕ КОНВЕНЦИИ - одна из самых про­стых форм проявления научного консенсуса, которая состоит: а) в принятии договоренностей о значениях научных терминов (либо с помощью явных определе­ний, либо с помощью неявных аксиоматических опре­делений); б) в принятии договоренностей об истинных системах измерений, стандартов и эталонных единиц; в) в принятии форм представления научных результа­тов эмпирического и теоретического характера; г) в при­нятии законов об авторском праве в науке, закрепле­нии и защите интеллектуальной собственности и т. д. (См. научный консенсус, конвенционализм).

НАУЧНЫЙ ЗАКОН — форма организации научно­го знания, состоящая в формулировке всеобщих ут­верждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Логической формой научных за­конов является следующая: Vx(A(x) = В(х)), где V — квантор всеобщности («Все»), х — определенная пе­ременная, областью значения которой является неко­торый неопределенно-конечный или бесконечный класс, А, В — имена для обозначения некоторых свойств или отношения, = — знак импликации. В за­висимости от типа значений переменной х (эмпири­ческий класс или класс идеализированных объектов) различают эмпирические законы («Все тела при на­гревании расширяются» и т. п.) и теоретические (F = ma и т. п.). В зависимости от логического отноше­ния классов А и В (полное вхождение элементов клас­са А в класс В или только частичное) различают дина­мические и статистические законы. Известно также различение научных законов по содержательному смыслу переменных А и В (физические, химические, биологические, социальные и т. п.). Адаптивно-биоло­гический смысл введения категории «научный закон» в структуру научного знания состоит в возможности моделирования, «конденсации», «сжатия» множества (часто в принципе бесконечного) повторяющихся, сходных свойств и отношений в краткой логической форме. (См. закон, наука).

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - профессиональная группа исследователей, распределенный субъект на­учного познания, дисциплинарное или междисципли­нарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материаль­ного обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллек­тиве существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генера­торы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реа­лизаторы, технический и вспомогательный персонал, JCJ) коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же

ученые способны выполнять несколько ролей. Ког­нитивным ядром, связывающим коллектив в нечто единое, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации. Существуют три основ­ные модели управления научными коллективами: 1)ди­рективная, 2) демократическая, 3) либеральная. Каж­дая из них зарекомендовала себя как наиболее эффек­тивная в зависимости от типа научной деятельности, выполняемой коллективом, или этапа выполнения научной программы. Как'показали историко-социо-логические исследования, на этапе разработки про­граммы, как и в целом для теоретической деятельно­сти в науке, наиболее эффективным оказывается либеральный (попустительский) тип руководства, основанный на полном доверии и максимальной сво­боде, предоставляемой членам коллектива, включая их рабочий график и форму отчетности. На этапе конкретизации, доводки и усовершенствования при­нятой научной программы, где важную роль играет согласованная деятельность членов научного коллек­тива, наиболее эффективным является демократичес­кий централизм как стиль управления. Наконец, на этапе практической реализации и технологического внедрения научной программы, самым эффективным является директивный (командно-приказной) метод управления и форма контроля за деятельностью науч­ного коллектива, вертикальная модель управления, когда на первый план выступают сроки и точность реализации программы. (См. научное сообщество, научно-исследовательская программа, социальная пси­хология науки).

НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС - категория философии и социологии научного знания, фиксирующая важней­шую роль в функционировании и развитии научного знания когнитивных коммуникаций между членами научного сообщества. Введение этого понятия в фи­лософию науки означало по существу признание про­вала всех попыток позитивистов и постпозитивистов осуществить рациональную реконструкцию структу­ры и развития науки только логико-методологически­ми средствам, только в рамках логико-эмпирического |()3

моделирования процесса научного познания, только в рамках дихотомий «эмпирическое — теоретическое», «объект — субъект». Оказалось, что невозможно адек­ватно объяснить ни процесс открытия научных зако­нов и теорий, ни процесс их обоснования и принятия, не обращаясь к дихотомии «субъект 1 — субъект 2», т. с. не учитывая принципиально социальный (а отнюдь не индивидуально-эмпирический или трансценден­тальный) характер и субъекта научного познания, и самого процесса научного познания, включающего взаимодействия, коммуникацию реальных ученых в процессе выработки и принятия научным сообще­ством когнитивных решений на всех этапах и уров­нях научного познания. Как показали социологи на­учного познания (М. Малкей, Дж. Блур, Кнорр-Цети-на и др.), процесс когнитивных переговоров по оценке значимости и приемлемости эмпирических и теорети­ческих инноваций (гипотез) занимает довольно дли­тельное время, особенно если затрагивает вопросы пе­ресмотра устоявшегося парадигмального знания (так процесс принятия неевклидовых геометрий в качестве полноценных математических теорий занял около 50 лет, частной теории относительности — 15 лет, кван­товой механики — 20 лет, гелиоцентрической модели Солнечной системы — 200 лет и т. д. и т. п.). Все тако­го рода когнитивные переговоры включают в себя как минимум три репертуара (эмпирический, теоретичес­кий и социальный). В конечном счете после ожесто­ченных научных споров, критических письменных и устных выступлений, выслушиваний мнений научных авторитетов, «независимой» экспертизы эти перего­воры заканчиваются выработкой определенного кон­сенсуса (согласия) по обсуждавшимся вопросам. Этот консенсус, как показывает история науки, всегда имеет условный и временный характер и в принципе открыт пересмотру. Необходимость консенсуса в на­уке с логико-методологической точки зрения обуслов­лена всегда имеющей место актуальной и потенциаль­ной недоопределенностью любых научных высказы­ваний как в теоретическом отношении (возможность бесконечного регресса при требовании их дедуктив- 1G/I ного обоснования), так и в эмпирическом (в силу воз- 1иЧ можности требовать все новых и новых эмпиричес-

ких данных в их поддержку или для опровержения). Прекращение регресса в обоих случаях всегда осуще­ствляется принятием индивидуального или коллектив­ного решений, имеющих в принципе когнитивно-во­левой характер. Второй причиной необходимости вы­работки научного консенсуса при принятии научных гипотез и теорий в качестве обоснованных или истин­ных является отсутствие абсолютной однозначности смысла и значений терминов и утверждений любой научной теории. В науке выработан целый ряд мето­дов и приемов, направленных на уменьшение этой неоднозначности (введение различного рода конвен­циональных определений, требования потенциально бесконечной воспроизводимости наблюдений и экс­периментов, формализация научного языка и т. д.). Однако в силу контекстуальное™ любого дискурса (а это универсальный закон существования языка), опоры любых языковых структур на неявное (инту­итивное) знание, абсолютная (трансцендентальная) оп­ределенность в науке недостижима. (См. истина, субъект научного познания, когнитивная социология науки).

НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ - языковая или социо­культурная структура, более широкая, чем любой на­учный текст, как конечная и замкнутая его единица. Так, любая научная теория или даже отдельная науч­ная дисциплина всегда существует в некоем знанис-вом фоне, накопленном в ходе развития науки, грани­цы которого, с одной стороны, всегда существуют, а с другой — очерчены не вполне ясно, составляют не­явное знание, которым пользуются часто как чем-то само собой разумеющимся и в индивидуальном на­учном творчестве и в процессе научного общения. Так, вплоть до формального построения эвклидовой геометрии Д. Гильбертом, большинством математи­ков предметом этой науки считалось, как что-то само собой разумеющееся, реальное физическое про­странство, хотя это оказалось устойчивым научным заблуждением. (См. текст, гипертекст, дискурс).

НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область науки и практики, занимающаяся разработкой методов уп-равления наукой на уровне отдельных частных фирм

и государственных научных организаций в условиях рыночной экономики. Научный менеджмент являет­ся значимой областью современной экономики, нау­коведения, права, социологии и философии науки. (См. менеджмент).

НАУЧНЫЙ МЕТОД — собирательное имя для обо­значения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использова­ния) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, ин­женерные, исторические и гуманитарные науки) и для качественно различных уровней одной и той же науки (в частности, ее эмпирического и теоретичес­кого уровня). Например, в логико-математических науках основными методами являются когнитивное конструирование исходных абстрактных структур, разворачивание их содержания с помощью генети­ческого или аксиоматического методов (дедукция), тогда как в естественных науках основными средства­ми получения и обоснования знания является систе­матические наблюдения, эксперимент, индукция, моделирование. Для комплекса же гуманитарных и социальных наук в качестве специфических и наи­более значимых средств выступают понимание, ис­торический метод, синхронный и диахронный анализ структур и эволюции предмета исследования и т. п. Анализ истории науки и ее современного состояния убедительно свидетельствует о том, что в науке ни­когда не существовало единой для всех областей на­уки и уровней научного познания процедуры получе­ния и обоснования знания (универсального научного метода). Имевшие место в философии и методологии на­уки неоднократные попытки выработки такого универ­сального метода (индуктивизм, дедуктивизм, гипотети-ко-дедуктивизм, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т. д.) всегда заканчивались неудачей, так как не учитывали весьма дифференцированного, исто­рически изменчивого характера такой социально-когни­тивной структуры как наука. (См. научная деятельность, метод).

НАУЧНЫЙ ОБЪЕКТ - сущность (реальная или абстрактная, естественная или сконструированная), находящаяся вне сознания ученых и являющаяся пред­метом их исследования. Имеются разные типы науч­ных объектов в зависимости от средств фиксации их существования: 1) чувственные объекты, существова­ние и свойства которых фиксируются с помощью раз­личных чувственных анализаторов познающего объек­та, как правило, с помощью определенных приборов (посредников между чувственными анализаторами и реальными объектами); 2) эмпирические объекты, су­ществование и свойства которых фиксируются с по­мощью абстрагирующей, аналитической и синтетичес­кой деятельности мышления (рассудка), например, теплота, плотность, геометрическая форма и т. д.; 3) теоретические объекты, создаваемые путем конст­руктивной, идеализирующей деятельности мышления (разума). Взаимосвязь между различными типами на­учных объектов устанавливается путем интерпрета­ции одних в терминах других, путем процедуры их отождествления в рамках определенного интервала абстракции. (См. объект, абстрактный объект, теоре­тический объект).

НАУЧНЫЙ ПАРК (исследовательский парк, техно­логический парк) - научно-производственный терри­ториальный комплекс (обычно одно или несколько зданий), в котором на условиях аренды размещаются малые и средние наукоемкие фирмы. Администрация парка предоставляет клиентам некоторый набор ус­луг бесплатно или за небольшую плату. Обычно парк формируется при крупном исследовательском или образовательном центре. (См. инкубатор, управление наукой, регион науки).

А.Н. Авдулов

НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП - один из элементов ос­нований научной теории, выполняющий интегрирую­щую, синтезирующую и организующую функции по отношению ко всему массиву истинных высказыва­ний определенной области науки. В отличие от зако­нов науки, всегда утверждающих нечто о существен-

ных связях между объектами теории, принципы на­уки, как правило, являются высказываниями не объек­тного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий (принцип относительности Галилея, принцип дополнительности Н. Бора, принцип соответ­ствия, принцип простоты, принцип конструктивнос­ти математических объектов, принцип непротиворе­чивости и т. д.). (См. основания научной теории, мета-теоретическое знание).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРО­ГРАММА — организационная форма кооперации уси­лий всех секторов национальной науки для решения крупной и сложной технической проблемы. Работы в рамках национальной программы охватывают так на­зываемую «доконкурентную» стадию ИР. Совместно решаются фундаментальные научные проблемы, ис­следуются новые физические эффекты, изыскивают­ся принципиальные технические решения, создаются макеты и прототипы, испытательные стенды и комп­лексы для апробации новых технологий, но не конк­ретная рыночная продукция. Чтобы перейти от совме­стно полученных результатов к конкретному изделию, необходима основательная конструктивная и техно­логическая доработка применительно к возможностям и профилю того или иного участка программы. На этой, теперь уже «конкурентной», стадии и развора­чивается борьба за то, чтобы быстрее и эффективнее реализовать коллективно созданный научно-техничес­кий задел. При этом на базе какого-либо прототипа, разработанного на «доконкуронтном» этапе, могут появиться десятки разнообразных устройств и систем. В итоге конкуренция не спадает, а технический уро­вень всех участников национальной программы под­нимается на новую, более высокую ступень. (См. уп­равление наукой).

А.Н. Авдулов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

ПОТЕНЦИАЛ — совокупность кадровых, материаль-

.- ных, финансовых и информационных ресурсов, а так-

1ЬВ же организационно-управленческих и образователь-

ных структур той или иной страны, обеспечивающих функционирование ее сферы «наука — техника». (См. управление наукой, научно-технический потенциал).

НАЦИЯ — особая социально-политическая общ­ность. Нация — образование историческое; это груп­повая целостность с признаками политического, тер­риториального, хозяйственного, культурного един­ства. Нация замыкается на некую этническую определенность, но «этническое» — не сущнообразу-ющий атрибут нации. Таковым выступает «держав-ность» — политико-государственная организация ос­ваивающего данную территорию народа, которая по­зволяет охранять, сохранять, поддерживать имеющийся во владении народа исторически закреп­ленный за ним фрагмент земной поверхности. Подра­зумевая радикальность черты «государственность» для нации (равно как «культуры», «языка» — для нацио­нальности), возможно понимать «нацию» как совокуп­ность граждан державы на базе конституированного отношения согражданства. (См. этнос, социальная си­стема, общество).

В.В. Ильин

«НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ» - неинституциона-лизированная группа исследователей, согласованно работающая над общей проблематикой. Термин, вве­денный в науковедение Д. Берналом, был развернут Д. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как коммуникационных объединениях, имеющих опреде­ленную, достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Гипотеза о «невидимом колледже» была в 1960-е — 1970-е гг. подвергнута тщательному эмпи­рическому исследованию с неожиданно серьезными результатами. В ходе исследований не только под­твердилось наличие групп с совершенно определен­ными и достаточно устойчивыми параметрами, но и выяснились структурные, динамические закономер­ности развития таких групп как общей формы ста­новления новых исследовательских направлений и специальностей.

При этом отчетливо выделяются четыре фазы, че­рез которые проходит научная специальность в своем становлении.

Нормальная фаза. Это период относительно разроз­ненной работы будущих участников и их небольших групп (часто группы аспирантов во главе с руководите­лем) над близкой по содержанию проблематикой.

Общение идет, в основном, через формальные ка­налы, причем его участники еще не считают себя свя­занными друг с другом внутри какого-нибудь объеди­нения.

Фаза формирования и развития сети характеризу­ется интеллектуальными и организационными сдвига­ми, приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций. Участники формиру­ют сеть устойчивых коммуникаций.

Фаза интенсивного развития программы нового направления за счет действий сплоченной группы, ко­торую образуют наиболее активные участники сети коммуникаций. Эта группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое число наи­более важных проблем (в идеальном случае одну про­блему), в то время как остальные участники сети полу­чают оперативную информацию о каждом достижении новой группировки, ориентируются на нее в планиро­вании своих исследований и обеспечивают тем самым разработку проблематики по всему фронту.

Фаза институционализации новой специальности. Научные результаты, полученные сплоченной груп­пой, обеспечивают новому подходу признание сооб­щества, возникают новые направления исследований, базирующиеся на программе сплоченной группы. При этом, однако, сплоченная группа распадается, ее быв­шие члены возглавляют самостоятельные группиров­ки, каждая из которых разрабатывает по собственной программе группу специальных проблем.

В каждой фазе развития «невидимого колледжа» самосознание участников формирующейся специаль­ности претерпевает изменения следующим образом: романтический период (по времени совпадающий с нормальной фазой развития специальности); догмати­ческий (по времени совпадающий с фазой коммуни­кационной сети и сплоченной группы); академический (фаза специальности). В настоящее время специаль­ному исследованию подвергается уже не гипотеза о «невидимом колледже», а конкретные данные о ста-

новлении научных специальностей и коммуникацион­ных структур. (См. научное сообщество, научный кол­лектив, социальная психология науки).

Э.М. Мирский

НЕИЗМЕННОСТЬ — одна из фундаментальных ка­тегорий и установок сознания, направленная на фиксацию тождества предмета познания с самим со­бой (в качестве такого предмета может выступать как отдельный объект, его свойства и отношения, так и системы таких объектов любой природы и мощности, включая мир в целом). Конкретными выражениями такой установки в научном познании выступают прин­ципы симметрии, константы, законы сохранения, принцип относительности, редукционизм и др. Неиз­менность выступает бинарной оппозицией такой фун­даментальной категории сознания и познания, как изменение. Они равноправны, взаимодополнительны и относительны в своем конкретном применении к действительности. Изменение требует для своей фик­сации существования неизменного и, наоборот, уста­новление чего-то как неизменного возможно только в результате его фиксации как сохраняющегося при оп­ределенных изменениях. (См. симметрия, тождество, изменение, движение).

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - идейные предте­чи неклассики — многозначительные идиомы в архе­типе духовности начала XX в. — такие, как новатор­ство, ревизия, пикировка с традицией, эксперимента­торство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность, изме­ненная стратегия изобразительности. В данной, во всех отношениях стимулирующей смысложизненной, среде сложилась нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством неканонических показате­лей. В их числе: полифундаментализм, интегратизм, синергизм, холизм, дополнительность, релятивизм, не­линейность, когерентность, утрата наглядности, интер­теоретичность. (См. классическая наука, постнеклас-сическая наука, история науки).

В.В. Ильин 171

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - би

парная оппозиция «классической философии науки». Категориальный кластер «неклассической философии науки» как одного из теоретически возможных фило­софских конструктов: социальная (эмпирическая) субъсктность, релятивность, партикулярность, субъект -объектность научного знания, конструктивно-творчес­кий характер научно-познавательной деятельности, ме­тодологический и теоретический плюрализм, качествен­ное многообразие типов научного знания, уровней научного знания, видов научной деятельности; социо­культурная обусловленность научного познания и зна­ния (экстернализм), коммуникативность, когерентность, комлемснтарность, общезначимость, констектуальность, частичная имилицитность, антифундаментализм, услов­ность, аксиологичность, проблематизм, антропоморф­ность, финальность, критицизм, открытость к фундамен­тальным изменениям, антисциентизм. Исторически ре­ализованные версии неклассической философии науки: эмпириокритизм, конвенционализм, неомарксизм, франкфуртская школа, постпозитивизм, когнитивная социология науки. (См. философия науки, классическая философия науки, методологический кластер).

НЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА - научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных сфе­рах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близ­ко родственных смежных научных дисциплин: тер­модинамику необратимых процессов (И. Пригожин), теорию катастроф (Р. Томз, В.И. Арнольд), синергети­ку или теорию самоорганизующихся систем (Г. Хакен, СП. Курдюмов). Методы нелинейной науки находят широкое применение не только в естественно-науч­ных исследованиях, но также в сфере гуманитарных научных дисциплин (социо- и фугуросинергетика, де­мография, образование и др.). По своему влиянию на культуру и развитие цивилизации в XX в. нелиней­ная наука занимает третье — в порядке очередности, но не по важности — место вслед за теорией относи­тельности и квантовой механикой. Нелинейная наука послужила основой существенного уточнения совре-. _ менной общенаучной парадигмы и привела к возник- \1с новению нового феномена в рамках системы научно-

го миропредставления — нелинейного, или синерге-тического, мышления. (См. нелинейное мышление, синергетика).

Л.В. Лесков

НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - термин, введен­ный Л.И. Мандельштамом. Нелинейное мышление при описании поведения любых объектов исходит из следующих их параметров, которые во многих слу­чаях оказываются существенными: пороговость, на­сыщение, наличие обратных связей. Воздействие влияет на систему только тогда, когда оно превосхо­дит пороговое значение его восприятия системой. С другой стороны, при превышении воздействием оп­ределенной величины, система уже вообще не будет реагировать на это превышение, а итоговый отклик на несколько воздействий уже далеко не всегда бу­дет суммой откликов на каждое воздействие в отдель­ности. С позиций нелинейного мышления все реаль­ные системы — нелинейны и могут считаться линей­ными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова механика, но и теория относитель­ности и даже квантовая механика являются линей­ными теориями. Первыми нелинейными и по-насто­ящему постнеклассическими теориями явились тео­рия колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хаксн, С. Курдюмов и др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклас-сической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).

Л.В. Лесков

НЕОБХОДИМОСТЬ — тип модальной связи меж­ду объектами и высказываниями, описываемый сло­вами «не может не быть», «должно иметь место», «все­гда, когда» и т. и. В отношениях между объектами формой существования необходимости выступает объективный закон, репрезентируемый в структуре научного знания в виде соответствующего научного закона. В отношениях между высказываниями фор­мой существования необходимого отношения между

ними выступает возможность логического вывода (или конструирования) одного высказывания из другого в соответствии с некоторым правилом вывода (логичес­ким законом). Моделирование отношений между объектами и высказываниями в форме необходимо­сти позволяет эффективно управлять сложными сис­темами объектов и высказываний, между которыми установлены такого рода отношения. (См. возмож­ность, закон, научный закон).

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ - отсутствие одного (един­ственного) значения или смысла у понятий и выска­зываний. (См. однозначность, значение, смысл).

НЕОИНДУКТИВИЗМ — форма индуктивистской методологии, разрабатывавшаяся представителями ло­гического позитивизма (Г. Рейхснбах, Р. Карнап и др.). В отличие от классического индуктивизма Бэкона — Гершеля — Милля, в неоиндуктивизме рассмотрение индукции как метода научного познания было исклю­чено из контекста открытия и доказательства научно­го знания, но включено в анализ контекста подтверж­дения научных законов и теорий. Согласно неоиндук-тивистам, индукция не способна ни открывать, ни доказывать, но только подтверждать с некоторой (в общем различной) степенью общее знание. Опреде­ление степени подтверждения следствий научных за­конов и теорий данными опыта имеет важное методо­логическое значение, так как позволило бы ученым осуществлять рациональный выбор наилучшей из гипотез. С точки зрения стандартов логических пози­тивистов наилучшей из гипотез должна быть призна­на та, которая имеет наибольшую степень подтверж­дения. Существуют два основных варианта неоиндук-тивизма, которые условно можно назвать рейхенбаховским и карнановским. Согласно первому, степень подтверждения гипотезы интерпретируется как степень ее истинности. Согласно карнаповскому варианту, степень подтверждения интерпретируется как степень выводимости гипотезы из данных, приво­димых в ее пользу. В первом случае утверждения о степени подтверждения являются фактическими ис- ''" тинами, во втором — логическими. И Рейхснбах и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.