Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 3 страница
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА - структурная единица научного знания более общая, чем отдельная научная теория, и менее общая, чем научная дисциплина или область науки. В философии науки фундаментальную роль этой структурной единицы обосновал И. Лакатос. Научно-исследовательская программа состоит из следующих элементов: 1)ядро программы (совокупность ее общих онтологических утверждений о фундаментальных объектах и отношениях изучаемой области, конвенционально принятых сторонниками данной программы за безусловно истинные); 2) се защитный пояс (совокупность менее общих онтологических утверждений программы, являющихся конкретизациями ее ядра и реализующихся в серии конкретных теорий — репрезентантов данной программы); 3) положительная и отрицательная эвристика программы, способствующая подтверждению или фальсификации научных теорий. Главным назначением научно-исследовательской программы является не столько объяснение имеющихся фактов, сколько предсказание новых. Конкурирующие научно-исследовательские программы в принципе способны к бесконечному сосуществованию, благодаря возможности их постоянного улучшения. Предпочтение должно отдаваться каждый раз в конечном счете той программе, которая на протяжении длительного времени демонстрирует бульшую предсказательную силу, чем ее соперница. (См. теория, наука). НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) - наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 — 60 гг. XX в. В результате возник качественно новый в истории человечества тип экономики — инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство — продажа — потребление». Вклад научной составляющей в общую стоимость высокотехнологи- 1СП ческого продукта составляет от 7 до 20 процентов. Воз- IbU можности научно-технической революции оказались наиболее эффективно используемыми в странах с развитой рыночной экономикой, позволившим им сделать существенный экономический рывок и выиграть в конце XX в. конкурентную борьбу у более инерционной планово-директивной экономики социалистических стран, несмотря на их огромные бюджетные расходы на развитие науки. (См. национальный научно-технический потенциал, инновационная система). НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (НТП) - интегральная характеристика мощности различных научных организаций (от отдельных небольших фирм и лабораторий до государственных и национальных систем науки). В характеристику НТП входят размеры его кадрового, финансового, материального, информационного и организационно-управленческого обеспечения. Эффективность функционирования НТП зависит как от каждого из указанных выше параметров (все они являются необходимыми условиями его эффективности), так и в значительной степени не только и не столько от их абсолютной величины (величина каждого из них может значительно колебаться в определенных пределах), сколько от их взаимосвязи для решения конкретных задач научных систем. Эффективность управления НТП — одна из главных проблем научного менеджмента. (См. государственный научно-технический потенциал, управление наукой, государственная научно-техническая политика, научный менеджмент). НАУЧНЫЕ КОНВЕНЦИИ - одна из самых простых форм проявления научного консенсуса, которая состоит: а) в принятии договоренностей о значениях научных терминов (либо с помощью явных определений, либо с помощью неявных аксиоматических определений); б) в принятии договоренностей об истинных системах измерений, стандартов и эталонных единиц; в) в принятии форм представления научных результатов эмпирического и теоретического характера; г) в принятии законов об авторском праве в науке, закреплении и защите интеллектуальной собственности и т. д. (См. научный консенсус, конвенционализм). НАУЧНЫЙ ЗАКОН — форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Логической формой научных законов является следующая: Vx(A(x) = В(х)), где V — квантор всеобщности («Все»), х — определенная переменная, областью значения которой является некоторый неопределенно-конечный или бесконечный класс, А, В — имена для обозначения некоторых свойств или отношения, = — знак импликации. В зависимости от типа значений переменной х (эмпирический класс или класс идеализированных объектов) различают эмпирические законы («Все тела при нагревании расширяются» и т. п.) и теоретические (F = ma и т. п.). В зависимости от логического отношения классов А и В (полное вхождение элементов класса А в класс В или только частичное) различают динамические и статистические законы. Известно также различение научных законов по содержательному смыслу переменных А и В (физические, химические, биологические, социальные и т. п.). Адаптивно-биологический смысл введения категории «научный закон» в структуру научного знания состоит в возможности моделирования, «конденсации», «сжатия» множества (часто в принципе бесконечного) повторяющихся, сходных свойств и отношений в краткой логической форме. (См. закон, наука). НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - профессиональная группа исследователей, распределенный субъект научного познания, дисциплинарное или междисциплинарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материального обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллективе существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генераторы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реализаторы, технический и вспомогательный персонал, JCJ) коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученые способны выполнять несколько ролей. Когнитивным ядром, связывающим коллектив в нечто единое, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации. Существуют три основные модели управления научными коллективами: 1)директивная, 2) демократическая, 3) либеральная. Каждая из них зарекомендовала себя как наиболее эффективная в зависимости от типа научной деятельности, выполняемой коллективом, или этапа выполнения научной программы. Как'показали историко-социо-логические исследования, на этапе разработки программы, как и в целом для теоретической деятельности в науке, наиболее эффективным оказывается либеральный (попустительский) тип руководства, основанный на полном доверии и максимальной свободе, предоставляемой членам коллектива, включая их рабочий график и форму отчетности. На этапе конкретизации, доводки и усовершенствования принятой научной программы, где важную роль играет согласованная деятельность членов научного коллектива, наиболее эффективным является демократический централизм как стиль управления. Наконец, на этапе практической реализации и технологического внедрения научной программы, самым эффективным является директивный (командно-приказной) метод управления и форма контроля за деятельностью научного коллектива, вертикальная модель управления, когда на первый план выступают сроки и точность реализации программы. (См. научное сообщество, научно-исследовательская программа, социальная психология науки). НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС - категория философии и социологии научного знания, фиксирующая важнейшую роль в функционировании и развитии научного знания когнитивных коммуникаций между членами научного сообщества. Введение этого понятия в философию науки означало по существу признание провала всех попыток позитивистов и постпозитивистов осуществить рациональную реконструкцию структуры и развития науки только логико-методологическими средствам, только в рамках логико-эмпирического |()3 моделирования процесса научного познания, только в рамках дихотомий «эмпирическое — теоретическое», «объект — субъект». Оказалось, что невозможно адекватно объяснить ни процесс открытия научных законов и теорий, ни процесс их обоснования и принятия, не обращаясь к дихотомии «субъект 1 — субъект 2», т. с. не учитывая принципиально социальный (а отнюдь не индивидуально-эмпирический или трансцендентальный) характер и субъекта научного познания, и самого процесса научного познания, включающего взаимодействия, коммуникацию реальных ученых в процессе выработки и принятия научным сообществом когнитивных решений на всех этапах и уровнях научного познания. Как показали социологи научного познания (М. Малкей, Дж. Блур, Кнорр-Цети-на и др.), процесс когнитивных переговоров по оценке значимости и приемлемости эмпирических и теоретических инноваций (гипотез) занимает довольно длительное время, особенно если затрагивает вопросы пересмотра устоявшегося парадигмального знания (так процесс принятия неевклидовых геометрий в качестве полноценных математических теорий занял около 50 лет, частной теории относительности — 15 лет, квантовой механики — 20 лет, гелиоцентрической модели Солнечной системы — 200 лет и т. д. и т. п.). Все такого рода когнитивные переговоры включают в себя как минимум три репертуара (эмпирический, теоретический и социальный). В конечном счете после ожесточенных научных споров, критических письменных и устных выступлений, выслушиваний мнений научных авторитетов, «независимой» экспертизы эти переговоры заканчиваются выработкой определенного консенсуса (согласия) по обсуждавшимся вопросам. Этот консенсус, как показывает история науки, всегда имеет условный и временный характер и в принципе открыт пересмотру. Необходимость консенсуса в науке с логико-методологической точки зрения обусловлена всегда имеющей место актуальной и потенциальной недоопределенностью любых научных высказываний как в теоретическом отношении (возможность бесконечного регресса при требовании их дедуктив- 1G/I ного обоснования), так и в эмпирическом (в силу воз- 1иЧ можности требовать все новых и новых эмпиричес- ких данных в их поддержку или для опровержения). Прекращение регресса в обоих случаях всегда осуществляется принятием индивидуального или коллективного решений, имеющих в принципе когнитивно-волевой характер. Второй причиной необходимости выработки научного консенсуса при принятии научных гипотез и теорий в качестве обоснованных или истинных является отсутствие абсолютной однозначности смысла и значений терминов и утверждений любой научной теории. В науке выработан целый ряд методов и приемов, направленных на уменьшение этой неоднозначности (введение различного рода конвенциональных определений, требования потенциально бесконечной воспроизводимости наблюдений и экспериментов, формализация научного языка и т. д.). Однако в силу контекстуальное™ любого дискурса (а это универсальный закон существования языка), опоры любых языковых структур на неявное (интуитивное) знание, абсолютная (трансцендентальная) определенность в науке недостижима. (См. истина, субъект научного познания, когнитивная социология науки). НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ - языковая или социокультурная структура, более широкая, чем любой научный текст, как конечная и замкнутая его единица. Так, любая научная теория или даже отдельная научная дисциплина всегда существует в некоем знанис-вом фоне, накопленном в ходе развития науки, границы которого, с одной стороны, всегда существуют, а с другой — очерчены не вполне ясно, составляют неявное знание, которым пользуются часто как чем-то само собой разумеющимся и в индивидуальном научном творчестве и в процессе научного общения. Так, вплоть до формального построения эвклидовой геометрии Д. Гильбертом, большинством математиков предметом этой науки считалось, как что-то само собой разумеющееся, реальное физическое пространство, хотя это оказалось устойчивым научным заблуждением. (См. текст, гипертекст, дискурс). НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область науки и практики, занимающаяся разработкой методов уп-равления наукой на уровне отдельных частных фирм и государственных научных организаций в условиях рыночной экономики. Научный менеджмент является значимой областью современной экономики, науковедения, права, социологии и философии науки. (См. менеджмент). НАУЧНЫЙ МЕТОД — собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использования) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, инженерные, исторические и гуманитарные науки) и для качественно различных уровней одной и той же науки (в частности, ее эмпирического и теоретического уровня). Например, в логико-математических науках основными методами являются когнитивное конструирование исходных абстрактных структур, разворачивание их содержания с помощью генетического или аксиоматического методов (дедукция), тогда как в естественных науках основными средствами получения и обоснования знания является систематические наблюдения, эксперимент, индукция, моделирование. Для комплекса же гуманитарных и социальных наук в качестве специфических и наиболее значимых средств выступают понимание, исторический метод, синхронный и диахронный анализ структур и эволюции предмета исследования и т. п. Анализ истории науки и ее современного состояния убедительно свидетельствует о том, что в науке никогда не существовало единой для всех областей науки и уровней научного познания процедуры получения и обоснования знания (универсального научного метода). Имевшие место в философии и методологии науки неоднократные попытки выработки такого универсального метода (индуктивизм, дедуктивизм, гипотети-ко-дедуктивизм, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т. д.) всегда заканчивались неудачей, так как не учитывали весьма дифференцированного, исторически изменчивого характера такой социально-когнитивной структуры как наука. (См. научная деятельность, метод). НАУЧНЫЙ ОБЪЕКТ - сущность (реальная или абстрактная, естественная или сконструированная), находящаяся вне сознания ученых и являющаяся предметом их исследования. Имеются разные типы научных объектов в зависимости от средств фиксации их существования: 1) чувственные объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью различных чувственных анализаторов познающего объекта, как правило, с помощью определенных приборов (посредников между чувственными анализаторами и реальными объектами); 2) эмпирические объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью абстрагирующей, аналитической и синтетической деятельности мышления (рассудка), например, теплота, плотность, геометрическая форма и т. д.; 3) теоретические объекты, создаваемые путем конструктивной, идеализирующей деятельности мышления (разума). Взаимосвязь между различными типами научных объектов устанавливается путем интерпретации одних в терминах других, путем процедуры их отождествления в рамках определенного интервала абстракции. (См. объект, абстрактный объект, теоретический объект). НАУЧНЫЙ ПАРК (исследовательский парк, технологический парк) - научно-производственный территориальный комплекс (обычно одно или несколько зданий), в котором на условиях аренды размещаются малые и средние наукоемкие фирмы. Администрация парка предоставляет клиентам некоторый набор услуг бесплатно или за небольшую плату. Обычно парк формируется при крупном исследовательском или образовательном центре. (См. инкубатор, управление наукой, регион науки). А.Н. Авдулов НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП - один из элементов оснований научной теории, выполняющий интегрирующую, синтезирующую и организующую функции по отношению ко всему массиву истинных высказываний определенной области науки. В отличие от законов науки, всегда утверждающих нечто о существен- ных связях между объектами теории, принципы науки, как правило, являются высказываниями не объектного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий (принцип относительности Галилея, принцип дополнительности Н. Бора, принцип соответствия, принцип простоты, принцип конструктивности математических объектов, принцип непротиворечивости и т. д.). (См. основания научной теории, мета-теоретическое знание). НАЦИОНАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА — организационная форма кооперации усилий всех секторов национальной науки для решения крупной и сложной технической проблемы. Работы в рамках национальной программы охватывают так называемую «доконкурентную» стадию ИР. Совместно решаются фундаментальные научные проблемы, исследуются новые физические эффекты, изыскиваются принципиальные технические решения, создаются макеты и прототипы, испытательные стенды и комплексы для апробации новых технологий, но не конкретная рыночная продукция. Чтобы перейти от совместно полученных результатов к конкретному изделию, необходима основательная конструктивная и технологическая доработка применительно к возможностям и профилю того или иного участка программы. На этой, теперь уже «конкурентной», стадии и разворачивается борьба за то, чтобы быстрее и эффективнее реализовать коллективно созданный научно-технический задел. При этом на базе какого-либо прототипа, разработанного на «доконкуронтном» этапе, могут появиться десятки разнообразных устройств и систем. В итоге конкуренция не спадает, а технический уровень всех участников национальной программы поднимается на новую, более высокую ступень. (См. управление наукой). А.Н. Авдулов НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — совокупность кадровых, материаль- .- ных, финансовых и информационных ресурсов, а так- 1ЬВ же организационно-управленческих и образователь- ных структур той или иной страны, обеспечивающих функционирование ее сферы «наука — техника». (См. управление наукой, научно-технический потенциал). НАЦИЯ — особая социально-политическая общность. Нация — образование историческое; это групповая целостность с признаками политического, территориального, хозяйственного, культурного единства. Нация замыкается на некую этническую определенность, но «этническое» — не сущнообразу-ющий атрибут нации. Таковым выступает «держав-ность» — политико-государственная организация осваивающего данную территорию народа, которая позволяет охранять, сохранять, поддерживать имеющийся во владении народа исторически закрепленный за ним фрагмент земной поверхности. Подразумевая радикальность черты «государственность» для нации (равно как «культуры», «языка» — для национальности), возможно понимать «нацию» как совокупность граждан державы на базе конституированного отношения согражданства. (См. этнос, социальная система, общество). В.В. Ильин «НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ» - неинституциона-лизированная группа исследователей, согласованно работающая над общей проблематикой. Термин, введенный в науковедение Д. Берналом, был развернут Д. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как коммуникационных объединениях, имеющих определенную, достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Гипотеза о «невидимом колледже» была в 1960-е — 1970-е гг. подвергнута тщательному эмпирическому исследованию с неожиданно серьезными результатами. В ходе исследований не только подтвердилось наличие групп с совершенно определенными и достаточно устойчивыми параметрами, но и выяснились структурные, динамические закономерности развития таких групп как общей формы становления новых исследовательских направлений и специальностей. При этом отчетливо выделяются четыре фазы, через которые проходит научная специальность в своем становлении. Нормальная фаза. Это период относительно разрозненной работы будущих участников и их небольших групп (часто группы аспирантов во главе с руководителем) над близкой по содержанию проблематикой. Общение идет, в основном, через формальные каналы, причем его участники еще не считают себя связанными друг с другом внутри какого-нибудь объединения. Фаза формирования и развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами, приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций. Участники формируют сеть устойчивых коммуникаций. Фаза интенсивного развития программы нового направления за счет действий сплоченной группы, которую образуют наиболее активные участники сети коммуникаций. Эта группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое число наиболее важных проблем (в идеальном случае одну проблему), в то время как остальные участники сети получают оперативную информацию о каждом достижении новой группировки, ориентируются на нее в планировании своих исследований и обеспечивают тем самым разработку проблематики по всему фронту. Фаза институционализации новой специальности. Научные результаты, полученные сплоченной группой, обеспечивают новому подходу признание сообщества, возникают новые направления исследований, базирующиеся на программе сплоченной группы. При этом, однако, сплоченная группа распадается, ее бывшие члены возглавляют самостоятельные группировки, каждая из которых разрабатывает по собственной программе группу специальных проблем. В каждой фазе развития «невидимого колледжа» самосознание участников формирующейся специальности претерпевает изменения следующим образом: романтический период (по времени совпадающий с нормальной фазой развития специальности); догматический (по времени совпадающий с фазой коммуникационной сети и сплоченной группы); академический (фаза специальности). В настоящее время специальному исследованию подвергается уже не гипотеза о «невидимом колледже», а конкретные данные о ста- новлении научных специальностей и коммуникационных структур. (См. научное сообщество, научный коллектив, социальная психология науки). Э.М. Мирский НЕИЗМЕННОСТЬ — одна из фундаментальных категорий и установок сознания, направленная на фиксацию тождества предмета познания с самим собой (в качестве такого предмета может выступать как отдельный объект, его свойства и отношения, так и системы таких объектов любой природы и мощности, включая мир в целом). Конкретными выражениями такой установки в научном познании выступают принципы симметрии, константы, законы сохранения, принцип относительности, редукционизм и др. Неизменность выступает бинарной оппозицией такой фундаментальной категории сознания и познания, как изменение. Они равноправны, взаимодополнительны и относительны в своем конкретном применении к действительности. Изменение требует для своей фиксации существования неизменного и, наоборот, установление чего-то как неизменного возможно только в результате его фиксации как сохраняющегося при определенных изменениях. (См. симметрия, тождество, изменение, движение). НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - идейные предтечи неклассики — многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. — такие, как новаторство, ревизия, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности. В данной, во всех отношениях стимулирующей смысложизненной, среде сложилась нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством неканонических показателей. В их числе: полифундаментализм, интегратизм, синергизм, холизм, дополнительность, релятивизм, нелинейность, когерентность, утрата наглядности, интертеоретичность. (См. классическая наука, постнеклас-сическая наука, история науки). В.В. Ильин 171 НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - би парная оппозиция «классической философии науки». Категориальный кластер «неклассической философии науки» как одного из теоретически возможных философских конструктов: социальная (эмпирическая) субъсктность, релятивность, партикулярность, субъект -объектность научного знания, конструктивно-творческий характер научно-познавательной деятельности, методологический и теоретический плюрализм, качественное многообразие типов научного знания, уровней научного знания, видов научной деятельности; социокультурная обусловленность научного познания и знания (экстернализм), коммуникативность, когерентность, комлемснтарность, общезначимость, констектуальность, частичная имилицитность, антифундаментализм, условность, аксиологичность, проблематизм, антропоморфность, финальность, критицизм, открытость к фундаментальным изменениям, антисциентизм. Исторически реализованные версии неклассической философии науки: эмпириокритизм, конвенционализм, неомарксизм, франкфуртская школа, постпозитивизм, когнитивная социология науки. (См. философия науки, классическая философия науки, методологический кластер). НЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА - научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных сферах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близко родственных смежных научных дисциплин: термодинамику необратимых процессов (И. Пригожин), теорию катастроф (Р. Томз, В.И. Арнольд), синергетику или теорию самоорганизующихся систем (Г. Хакен, СП. Курдюмов). Методы нелинейной науки находят широкое применение не только в естественно-научных исследованиях, но также в сфере гуманитарных научных дисциплин (социо- и фугуросинергетика, демография, образование и др.). По своему влиянию на культуру и развитие цивилизации в XX в. нелинейная наука занимает третье — в порядке очередности, но не по важности — место вслед за теорией относительности и квантовой механикой. Нелинейная наука послужила основой существенного уточнения совре-. _ менной общенаучной парадигмы и привела к возник- \1с новению нового феномена в рамках системы научно- го миропредставления — нелинейного, или синерге-тического, мышления. (См. нелинейное мышление, синергетика). Л.В. Лесков НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - термин, введенный Л.И. Мандельштамом. Нелинейное мышление при описании поведения любых объектов исходит из следующих их параметров, которые во многих случаях оказываются существенными: пороговость, насыщение, наличие обратных связей. Воздействие влияет на систему только тогда, когда оно превосходит пороговое значение его восприятия системой. С другой стороны, при превышении воздействием определенной величины, система уже вообще не будет реагировать на это превышение, а итоговый отклик на несколько воздействий уже далеко не всегда будет суммой откликов на каждое воздействие в отдельности. С позиций нелинейного мышления все реальные системы — нелинейны и могут считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова механика, но и теория относительности и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными и по-настоящему постнеклассическими теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хаксн, С. Курдюмов и др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклас-сической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика). Л.В. Лесков НЕОБХОДИМОСТЬ — тип модальной связи между объектами и высказываниями, описываемый словами «не может не быть», «должно иметь место», «всегда, когда» и т. и. В отношениях между объектами формой существования необходимости выступает объективный закон, репрезентируемый в структуре научного знания в виде соответствующего научного закона. В отношениях между высказываниями формой существования необходимого отношения между ними выступает возможность логического вывода (или конструирования) одного высказывания из другого в соответствии с некоторым правилом вывода (логическим законом). Моделирование отношений между объектами и высказываниями в форме необходимости позволяет эффективно управлять сложными системами объектов и высказываний, между которыми установлены такого рода отношения. (См. возможность, закон, научный закон). НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ - отсутствие одного (единственного) значения или смысла у понятий и высказываний. (См. однозначность, значение, смысл). НЕОИНДУКТИВИЗМ — форма индуктивистской методологии, разрабатывавшаяся представителями логического позитивизма (Г. Рейхснбах, Р. Карнап и др.). В отличие от классического индуктивизма Бэкона — Гершеля — Милля, в неоиндуктивизме рассмотрение индукции как метода научного познания было исключено из контекста открытия и доказательства научного знания, но включено в анализ контекста подтверждения научных законов и теорий. Согласно неоиндук-тивистам, индукция не способна ни открывать, ни доказывать, но только подтверждать с некоторой (в общем различной) степенью общее знание. Определение степени подтверждения следствий научных законов и теорий данными опыта имеет важное методологическое значение, так как позволило бы ученым осуществлять рациональный выбор наилучшей из гипотез. С точки зрения стандартов логических позитивистов наилучшей из гипотез должна быть признана та, которая имеет наибольшую степень подтверждения. Существуют два основных варианта неоиндук-тивизма, которые условно можно назвать рейхенбаховским и карнановским. Согласно первому, степень подтверждения гипотезы интерпретируется как степень ее истинности. Согласно карнаповскому варианту, степень подтверждения интерпретируется как степень выводимости гипотезы из данных, приводимых в ее пользу. В первом случае утверждения о степени подтверждения являются фактическими ис- ''" тинами, во втором — логическими. И Рейхснбах и
|