Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 5 страница






ПОДТВЕРЖДЕНИЕ — установление соответствия (тождества в определенном отношении) подмножества эмпирически интерпретированных следствий некото­рой теории с эмпирически (экспериментально) наблю­даемым положением дел. Подтверждение научной теории никогда не является полным и окончательным, поскольку множество потенциально возможных след­ствий из содержательной достаточно богатой теории всегда заведомо больше числа се следствий, подтвер­жденных на опыте. Поэтому с логической точки зре­ния подтверждение любого числа следствий теории с

помощью наблюдений и эксперимента никогда не может считаться не только доказательством ее истин­ности, но и вероятности ее истинности. И это связано с тем, что согласно одному из законов силлогистичес­кой логики (modus tollendo ponens), нельзя не только заключать об истинности следствий вывода к истин­ности его оснований (посылок), но и об увеличении вероятности истинности посылок по мере увеличения количества подтверждающих их следствий. Согласно формальным правилам определения логического вы­вода (в основе которого лежит определение матери­альной импликации как логической экспликации выражения «если...то» естественного языка путем таблично-комбинаторного ее задания, исходя из логи­чески возможных комбинаций значений истины и лжи для посылок и заключения вывода), логический вывод является правильным не только тогда, когда истинным посылкам соответствуют истинные следствия, но и в том случае, когда ложным посылкам соответствуют истинные следствия. Таким образом, установление истинности следствий теории говорит не только о ее истинности, но и не противоречит предположению о ее возможной ложности. В этом состоит основная логическая трудность истолкования индукции (выво­дов от частного к общему) как метода подтверждения истинности теории или вероятности ее истинности. Принятие учеными решения о подтверждении неко­торой теории опытом является не чисто логическим, а условно-консенсуальным. Условным, так как истин­ные следствия подтверждают истинность посылок только в том случае, если заранее (условно) принята гипотеза об истинности посылок. Консенсуально, по­скольку всегда необходимо достижение согласия уче­ных относительно качества (существенности) удос­товеренных на опыте следствий и их достаточнос­ти как основания для суждения об ее истинности. (См. фальсификация, неоиндуктивизм, научный консенсус).

ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений филосо­фии, представители которого исходят из того, что единственно надежным и практически важным для че­ловечества видом познания и знания является то, ко-

торое получается методами частных наук. Это знание называется «положительным», или «позитивным», от­сюда и название направления. Частно-научный вид познания получил мощное распространение и разви­тие, начиная с Нового времени, и за это время дока­зал свои убедительные преимущества и колоссальную эффективность, особенно в познании природы. По своему методу позитивное или частно-научное позна­ние является экспериментально-математическим ис­следованием любых объектов, как природных, так и социальных, а также различных форм сознания и познания. Позитивисты признают исторические зас­луги других форм и методов познания (мифологии, религии, философии), однако считают, что их время безвозвратно прошло, и использование их как ору­дий познания после того, как новая наука доказала свою эффективность, есть дань архаике, отвлекающей силы и талант людей на бесполезные, а скорее даже социально вредные занятия. Родоначальником пози­тивизма, сформулировавшим достаточно четко пози­тивистское кредо, был французский философ О. Конт. Позитивисты признают подлинную ценность только за синтетическим апостериорным (т. е. эмпирическим) знанием и за аналитическим априорным (логика и математика). Наибольшей критике с их стороны под­вергалось синтетически-априорное знание, как непро­веряемое опытом и логическим анализом, а потому произвольно-спекулятивное и ненаучное. Особенно вредна с точки зрения позитивистов философия, так как она мимикрирует под науку. Борьба за чистоту научного знания и «выкорчевывание» из нее любых проявлений и вторжений философии («метафизики») — одна из главных задач, провозглашенная позитивист­ской философией. Позитивистами, начиная с Конта, была выдвинута задача построения взамен старой спекулятивной философии хорошей, позитивной, на­учной философии. За долгую историю позитивизма были предложены различные варианты научной фи­лософии (методология науки — Конт, Дж. Ст. Милль; научная картина мира — Г. Спенсер; психология на­учного творчества и инструмснталистская теория мышления - Э. Мах, П. Дюгем; логический анализ языка науки - М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап; лингви-

стический анализ языка — Райл, Остин, поздний Вит­генштейн; логико-эмпирическая реконструкция дина­мики науки — Поппер, Лакатос). Однако, все назван­ные варианты позитивной философии были раскрити­кованы и прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, не удовлетворяли принятым позитивиста­ми критериям научности, а, во-вторых, неизбежно опирались на явно (а чаще — не явно) принятые опре­деленные «метафизические» предпосылки. Ригоризм позитивистов в отношении «метафизики» не выдержал проверки временем. Она оказалась неустранимым и, более того, важным звеном не только как форма миро­воззрения, но и как когнитивной ресурс самой реаль­ной науки. (См. эмпиризм, позитивистская концепция соотношения философии и науки).

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получив­шая впоследствии широкое распространение в фило­софии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижи­тельно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозритель­ным теоретизированием, не имеющим для современ­ной науки не только никакого позитивного значения, а скорее — отрицательное, так как философский дис­курс способен только «заразить» науку вирусом псев­дознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для позна­ния этих предметов научный метод, то есть наблюде­ние, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет — не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Нью­тон) вот формулы позитивистского решения воп­роса о соотношении философии и науки. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из 10G конкретных наук, отличающуюся от других только ее luD специфическим предметом (научная система мира

Г. Спенсер, методология науки — Дж. Ст. Милль, пси­хология научной деятельности — Э. Мах, логико-ма­тематический анализ языка науки — М. Шлик, R. Рас­сел, Р. Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер и др., лингвистический анализ языка пауки), закончились провалом. Наука принципиально не сво­бодна от определенных философских допущений «ме­тафизического» характера, что обусловлено целостно­стью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. (См. эмпириокритицизм, неоиндуктивизм, постпозитивизм).

ПОЗНАНИЕ — чувственная и мыслительная дея­тельность по сбору, обработке, переработке, констру­ированию и хранению информации. (См. деятель­ность, сознание, информация).

ПОКОЙ — отсутствие какого бы то ни было дви­жения или изменения; постоянство местопребывания тела в фиксированной точке пространства. (См. дви­жение, изменение, тождество).

ПОЛЕ — понятие, первоначально введенное в на­уку Дж. К. Максвеллом для описания электромагнит­ных явлений. Согласно его представлениям, электро­магнитное поле — это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в элек­трическом и магнитном состоянии. Из теории Макс­велла следовало, что электромагнитное поле может обладать возмущениями, которые способны распрос­траниться в пространстве. Им было, в частности, показано, что свет — это распространяющиеся волны электромагнитного поля.

Позднее стало ясно, что, кроме электромагнитно­го, существуют и другие виды полей — гравитацион­ное, ядерное — сильные и слабые. Перенос полей носит квантованный характер. Переносчиками полей служат частицы, обладающие целостным спином: фотоны, векторные бозоны, глюоны и гравитоны. Следствием наличия у квантовых полей целостного спина является тот факт, что в некоторых случаях они обладают классическими свойствами. Эти свойства 1а/

обнаруживаются в первую очередь у электромагнит-пых и гравитационных полей.

В классической физике поле рассматривалось как разновидность материи, резко отличающаяся от веще­ства: если структура вещества дискретна, то поле — непрерывно. В квантовой механике был открыт корпус-кулярно-колновой дуализм всех материальных микро­объектов, и это противопоставление утратило смысл. Следует также заметить, что поле, подобно веществу, также обладает энергией, а его волны способны энер­гию переносить. (См. вещество, энергия, материя).

Л.В. Лесков

ПОЛИТИКА — 1) система мер по эффективному уп­равлению любой социальной системой (научная поли­тика, социальная политика, экономическая политика, финансовая политика и т. д.); 2) система мер по эффек­тивному управлению обществом и государством. (См. политология, политические науки, государство, право).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ - множество политичес­ких, экономических и юридических дисциплин, имею­щих своим предметом исследование различных аспек­тов властных отношений в обществе и государстве (со­циальная идеология, теория государства и права, политическая экономия, военное строительство, кон­ституционное право, геополитика и др.). (См. полити­ка, политология, государство, право).

ПОЛИТОЛОГИЯ — наука об управлении обще­ством, методах такого управления, типах и иерархии систем власти, политических процессах, функциях го­сударства в обществе. (См. политические науки, госу­дарство, право, политика).

ПОНИМАНИЕ — нахождение или приписывание смысла элементам любой (материальной или идеаль­ной) реальности (см. смысл, научное понимание, гер­меневтика).

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ НАУКА - название эта­па в развитии науки, который в терминологии пост­модернистских философов начался в XX в. В результа-

те кризиса классической (модернистской) науки, осознания иллюзорности се представлений о возмож­ностях науки, на смену модернистской науке прихо­дят постмодернистские теории, основанные на прин­ципиально иной системе ценностей (квантовая меха­ника, ограничительные теоремы К. Геделя, космология, синергетика, экология, глобалистика, радикальный плюрализм и фрагментарность современных экономи­ческих, политических, исторических и гуманитарных научных построений). Постмодернистская наука осно­вана на идеях принципиальной недоопределенности любого дискурса, в том числе и научного, существен­ной роли неявного знания в функционировании на­уки, относительности и принципиальной неустранимо­сти субъекта из результатов научного познания, ког­нитивной ответственности ученых за принимаемые решения и утверждаемые взгляды, гуманистического предназначения науки, служения ее раскрытию твор­ческого потенциала человека на Земле, продлению существования человеческого рода. (См. «модернист­ская наука», «постмодернизм», «постмодернистская философия науки»).

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ -

одно из направлений в современной философии на­уки, основанное на распространении теории общих за­кономерностей, структуры и функционирования любого языка (дискурса) на язык научного знания. Вышедший из постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан и др.), как одного из течений лингвистичес­кой философии, постмодернизм (Ф. Лиотар, Ю. Кри-стева и др.) сделал последовательные и решительные выводы из постструктуралистского анализа функцио­нирования языка для понимания закономерностей бытия всей культуры, и особенно современной, кото­рая насквозь пронизана дискурсами во всех своих от­ветвлениях и проявлениях. Именно к современной культуре в наибольшей степени применима характе­ристика постмодернистов: культура — это текст, ибо часто уже почти невозможно различить текст как реп­резентацию явлений культуры от смысла самой куль­туры. Среди фундаментальных и вместе с тем универ­сальных характеристик бытия любого дискурса, неза-

висимо от его содержания (обыденное познание, фи­лософия, поэзия, художественная литература, наука), постструктуралисты открыли его сюжетность (любой дискурс, в том числе и научные теории, есть всегда рассказ, story). Это означает, во-первых, телеологи­ческий способ его организации, а отнюдь не объек­тивно-описательный. Во-вторых, это означает, что любой научный текст самой своей структурой всегда предполагает коммуникативность, обращение к дру­гому субъекту, как необходимому соучастнику позна­вательного акта. Таким образом, с точки зрения пост­модернистов основное направление познавательного акта проходит не но оси «объект — субъект», а по линии «субъект 1 — субъект 2 —...».

Любой текст, а значит и научный, всегда опирает­ся на большой массив бессознательно принятого не­явного знания (интуитивной информации), являясь частью более обширного целого — некоторого контек­ста, границы которого нельзя определить полностью и точно. В этом отношении, утверждают постмодер­нистские философы науки (В. Вельш, Ф. Джеймисон и др.), наука качественно ничем не отличается от мифологии, литературы, философии и других видов дискурса. Везде — принципиальная многозначность, везде недоговоренность (и невыговоренность), везде — открытость для новой интерпретации. Различие лишь в степени этих характеристик. Как любят повторять постмодернисты: «никто до конца не знает, ни что он точно сказал (или написал), ни о чем именно». В пол­ной мере это относится и к научным текстам, хотя наука в отличие от других видов дискурса, прилагает сознательные и огромные усилия, чтобы максимально минимизировать присущую любому языку неопреде­ленность. Исходя из этого, само представление о на­учном знании как о чем-то объективно-истинном, доказательном и однозначном постмодернистские философы называют одним из самых больших со­циокультурных мифов. Они считают, что весь ход истории науки (с XVII по XX в.), основанной на этом мифе, убедительно продемонстрировал несоответ­ствие реальной науки этому мифу. Природа языка, ос­нованная на нем человеческая культура и все ее про­явления (в том числе и наука) таковы, что человек вы-

нужден жить в созданном им плюралистическом и всегда не до конца определснЕюм мире. Но это же составляет необходимое условие и возможность че­ловеческого творчества как естественную для него, высокоадаптивную по сравнению с другими биологи­ческими видами животных, форму существования. Однако возможность поддержания необходимого раз­нообразия и плюрализма в обществе как условия и следствия творческой природы человека требует от людей в качестве необходимого компенсаторного механизма продолжения их существования, соблюде­ния ими норм толерантности, 1" уманизма, консенсуаль-ности, ответственного поведения, в том числе и пер­сональной когнитивной ответственности. Таким обра­зом, согласно постмодернистам, общей основой философии всех наук является вовсе не трансценден­тальная философия («метафизика») и логика в любом ее понимании, а лингвистика как общая теория струк­туры и закономерностей функционирования языка. (См. философия науки, неклассическая философия науки, контекст, нарратив, пастиш).

ПОСТПОЗИТИВИЗМ — направление в западной философии и методологии науки, пришедшее в 60 — 70 гг. XX в. на смену логическому позитивизму. Лиде­рами постпозитивизма явились К. Поппер, И. Лакатас, Т. Кун, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд и др. Фундаментальной оппозицией логическому позити­визму явились, прежде всего, методологические пост­роения К. Поппсра, предложившего радикально но­вый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение на­блюдений и эксперимента отнюдь не в подтвержде­нии научных гипотез и теорий, а тем более доказатель­стве их истинности (и то и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможнос­тям по отношению к теориям). Назначение опыта — в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, кото­рые имели большую вероятность быть опровергнуты­ми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Бо­лее того, согласно Попперу, только те теории могут till

вообще считаться научными, которые принципиаль­но могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнуты. Критицизм Поппера был удачно дополнен в постпозитивизме теориями научных революций Т. Куна, концепцией неявного и личностного знания как неустранимого элемента научного познания М. Полаии, концепцией проли­ферации теорий и методологического разнообразия П. Фейерабенда, идеей возможности применения те­орий биологической эволюции к развитию научного знания Ст. Тулмина и др. Однако, к концу 80-х гг. XX в. постпозитивизм исчерпал свои возможности в объяс­нении структуры и динамики научного знания. Глав­ной слабостью постпозитивизма явилось абстрагирова­ние от социокультурного контекста функционирования науки, от социальных и социально-психологических параметров бытия науки. Оказалось, что без обраще­ния к ним невозможно построить адекватные модели науки. (См. критицизм, фальсификационизм, парадиг­ма, неявное знание).

ПРАВИЛО СООТВЕТСТВИЯ - регулятивный прин­цип установления «должных» отношений между старой теорией и сменяющей ее новой теоретической концеп­цией в определенной области науки. Согласно этому принципу, новая теория является «хорошей» в том и только том случае, если старая теория может быть получена из нее в качестве частного или предельного случая. Принцип соответствия основан на завышенной оценке значимости момента преемственности, прогрес­са в развитии научного знания. Слабой стороной дан­ного правила является игнорирование столь же важ­ной значимости в развитии любой системы моментов прерывности, качественного отличия и, в частности, несоизмеримости старых и новых теорий. (См. прин­цип, структура науки, основания научной теории).

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУ­АЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - получение патента, иного охранного документа или иное подтверждение права интеллектуальной собственности. (См. патент, интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ПРАВО — система юридических законов и норм, принятых в той или иной стране и регулирующих на се территории все возможные типы отношений меж­ду гражданами, гражданами и государством, государ­ством и обществом (гражданское право, хозяйствен­ное право, уголовное право, конституционное право и др.). Основная цель права обеспечение социаль­ной справедливости в обществе в соответствии с его возможностями на данном этапе развития. Право все­гда поддерживает статус-кво наличной общественной системы и поэтому изменяется вместе с развитием общества. В философии права исследуется сущность права, формулируются и обосновываются основные концепции его происхождения и природы, его отли­чие от морали, взаимоотношение с различными сис­темами права и т. д. (См. государство, политика, юри­дические науки).

ПРАГМАТИЗМ — направление в теории познания и философии науки (Ч. Пирс, Дж. Дьюи и др.), соглас­но которому все человеческое знание имеет, прежде всего, адаптационно-практическую природу и соци­альную направленность — приносить пользу людям в их взаимодействии с природой и между собой. Поэто­му главным критерием в его оценке должна быть не степень его соответствия эмпирическим, чувственно-наблюдаемым данным, а тем более — тождества с ними, что практически недостижимо, особенно в отношении высокоабстрактных эмпирических поня­тий и теоретических конструктов. Истинная, то есть подходящая, хорошая, ценная теория — та, которая приносит обществу пользу, успех, если придерживать­ся именно ее. «Польза» при этом трактуется в самом широком смысле слова (объяснительная и предсказа­тельная сила теории, постановка и решение новых, теоретически и практически важных проблем, для со­циальных же и мировоззренческих теорий — это их социально-мобилизующая, ведущая к единству обще­ства роль, утверждение положительных адаптивных ценностей в обществе, улучшение качества человечес­кой жизни). Прагматизм можно рассматривать как обобщение инструментализма. (См. инструментализм, операционализм).

ПРАКТИКА — материальная деятельность людей в различных ее аспектах (экономическом, технико-технологическом, организационном и др.). Основная категория в системе философии К. Маркса (см. мар­ксистская философия). В науке формами практичес­кой деятельности являются производство и воспро­изводство технической и приборной базы научных исследований, экспериментальные исследования, ин­новационная деятельность, организация научных ис­следований. (См. эксперимент, прибор, техника, тех­нология).

ПРИБОР — познавательное средство, представля­ющее собой искусственное устройство или есте­ственное материальное образование, которое чело­век в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью по­лучения о последнем полезной информации. По спе­цифике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функцио­нальным характеристиками — на приборы-усилите­ли, анализаторы, преобразователи и регистраторы. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации).

Ф.В. Лазарев

ПРИКЛАДНАЯ НАУКА — исследования, направ­ленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование существующих видов про­дукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчеты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации).

А. П. А вдуло в

ПРИНЦИП — нормативное общее высказывание4, содержащее определенное требование к осуществле­нию познавательной, практической и духовной дея­тельности (принцип относительности, принцип со- ()ТВ(? т< -твия, принцип эффективности, моральные за- поведи и т. п.). (См. деятельность, ценности, сознание).

ПРИНЦИП ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ - принцип, " применяемый при оценке новых технологий перед том, как дается разрешение на их применение?. В со­ответствии с этим принципом, при возникновении ра­зумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны пред­ставить убедительные аргументы в пользу ее безопас­ности. (См. принцип, деятельность, этика науки, био­этика).

Б. Г. Юдин

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - требование смот­реть на любой предмет познания как на систему, фун­кционирование которой подчиняется общим законо­мерностям существования и эволюции любых систем­ных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстра­полировать на него общие системные закономернос­ти любой системы, независимо от ее конкретного со­держания. Такие особенности изучаются в таком раз­деле современной математики как общая теория систем. (См. принцип, система, познание).

ПРИРОДА — в широком смысле — вся совокуп­ность предметов, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от че­ловека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, — как потенциальный объект его практической и познава­тельной деятельности и материал для формирования культуры. (См. бытие, культура, объект).

ПРИЧИНА — явление, процесс, состояние, предше­ствующее другому явлению, процессу или состоянию объекта и вызывающее, обусловливающее появление последнего (нагревание жидкости — причина ее испа­рения; молния — частная причина лесных пожаров; кооперативное, резонансное поведение частиц — одна из причин их самоорганизации и т. д.). Целенаправ­ленный поиск причин разнообразных явлений — одна из важных функций науки, однако отнюдь не един-

ственная и даже не главная, вопреки взглядам на на­значение науки в период классического этапа разви­тия естествознания. (См. детерминизм, закон).

ПРИЧИННОСТЬ — отношение между одним явле­нием, процессом, состоянием объекта, которые счита­ются причиной, и другим явлением, процессом, состо­янием объекта, которые рассматриваются как резуль­тат действия данной причины (се следствие). Причинность может иметь как однозначный, необхо­димый характер по отношению к своему следствию, так и вероятностный. Во втором случае принимают во вни­мание дополнительный фактор — условия осуществ­ления причинной связи между явлениями. Причин­ность является одним из видов детерминационной свя­зи между объектами наряду с функциональными, организационными, целевыми и другими видами детер­минации. (См. детерминизм, индетерминизм, закон).

ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточ­но, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятель­ность, научное познание).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — научное исследование и оценка веро­ятных перспектив, направлений совершенствования технологий, техники, создания новых направлений. (См. прогноз, проект, инновационная система).

Г.В. Бромберг

ПРОГРЕСС — оценочное понятие, характеризую­щее процесс развития с точки зрения положительных, «желательных» для человека результатов, в целях их последующего использования для расширения про­странства «блага» и более адаптивного существования как общества в целом, так и отдельных его подсистем. Как общая философская категория используется в ак­сиологических основаниях всех наук, как для внутрен­ней оценки собственных когнитивных результатов, ЧПО так и для их потенциальной и актуальной ценности для tllu всего общества. (См. эволюция, развитие, изменение).

ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ - категория гно­сеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободно­му (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и пред­ставлений), так и мысленных (идей разного рода). Впер­вые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеоло­гию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна).

ПРОЛИФЕРАЦИЯ —одно из основных понятий фи­лософии науки П. Фсйерабенда, означающего размно­жение, максимальное увеличение разнообразия взаим­но исключающих гипотез и теорий, как необходимое ус­ловие успешного развития науки. Важным условием отбора наилучшей из когнитивных инноваций (по суще­ству — научных мутаций) является именно количество ad hoc гипотез, так как только при этом условии имеется большая вероятность появления действительно важной теории, которая пройдет жесткое сито отбора научным сообществом на ее приемлемость как наиболее предпоч­тительная из альтернатив. Без должной пролиферации и разнообразия самых, казалось бы, невероятных, сумас­шедших теорий, говорить о возможном прогрессе в раз­витии научного знания, согласно Фейсрабенду, не воз­можно. (См. научный метод, развитие науки, постпози­тивизм).

ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - исключи­тельное право на владение и распоряжение результата­ми научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, то­варными знаками (знаками обслуживания), наименова­ниями мест происхождения товаров. (См. интеллекту­альная собственность, объекты интеллектуальной соб­ственности).

Г.В. Бромберг

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ - совокуп­ность научных центров и исследовательских лабораторий, принадлежащих промышленным, сельскохозяйственным или сервисным предприятиям. (См. организация науки, научно-технический потенциал).

Л.Н. Авдулов 2D7

ПРОСТРАНСТВО — одна из базовых категорий на­уки. Категория пространства характеризует взаимное расположение существующих объектов. Она возника­ла и формировалась для выражения рядорасиоложен-ности тел и их протяженности.

В истории пауки и философии были выдвинуты две основные концепции пространства, которые сохрани­ли свое влияние вплоть до настоящего времени: кон­цепция субстанционального пространства и концеп­ция атрибутивного пространства. Согласно первой (Ньютон и др.), пространство — самостоятельная суб­станция, свойства и бытие которой не зависят от свойств и изменений в других субстанциях — време­ни и материи. Согласно второй (Аристотель, Лейбниц, современная физика), пространство есть аспект либо самих материальных тел, либо их взаимоотношений.

Классическая физика наделяла пространство сле­дующими свойствами: трехмерность, непрерывность, бесконечность, однородность, изотропность, абсолют­ные метрические свойства. С дальнейшим развитием науки стало ясно, что различные сферы реальности могут характеризоваться пространствами с различны­ми свойствами. Например, различные метрические свойства пространства потеряли абсолютность в тео­рии относительности. Объективное физическое про­странство, с которым, прежде всего, ассоциируется представление о пространстве, в котором живет чело­век и существует природа, т. е. пространство Вселен­ной, изучается в космологии. В ней построено несколь­ко моделей Вселенной с соответствующими простран­ственными свойствами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.