Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 2 страница






в области науки, информационных процессов форми­рования и функционирования научного знания, струк­туры научного потенциала, научно-технического про­гнозирования, применения науки в глобальных и ре­гиональных научно-технических программах. Н. широко применяет современные методы эмпиричес­кой и вычислительной техники, математическое мо­делирование объектов изучения, системные методы исследования (См. наука, системный анализ, систем­ный подход).

Э.М. Мирский

НАУКОЕМКАЯ ОТРАСЛЬ - отрасль производства или услуг, в которой преобладающее значение име­ют наукоемкие технологии. (См. инновационная дея­тельность, управление наукой).

А.Н. Авдулов

НАУКОЕМКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология, при использовании которой объемы ИР превышают сред­нее значение этого показателя в определенной обла­сти экономики (обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. п.). (См. инновационная деятельность, управление наукой).

А.Н. Авдулов

НАУКОЕМКОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, в себесто­имости или добавленной стоимости которого затра­ты на ИР выше, чгм в среднем в изделиях данной отрасли.

В англоязычной литературе используется термин high tech — высокая технология, изделие и т. д., отра­жающий именно высокий уровень затрат па ИР в отрасли или изготовлении какого-либо изделия.

Стандартизированной классификации отраслей или изделий хозяйства по признаку наукоемкое™ не существует. Примерами наукоемких отраслей про­изводства могуг служить аэрокосмическая промышлен­ность, производство компьютерной и сложной техни­ки, производство электронных средств связи, фарма­цевтическая промышленность. В сфере услуг это образование, здравоохранение, разработка нромыш-

ленного обеспечения, маркетинговые услуги и др. (См. инновационная деятельность, прикладная наука).

А.Н. Авдулов

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА — непротиворечивое эмпи­рическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Самым простым способом удостоверяется ис­тинность эмпирических гипотез, имеющих форму еди­ничных высказываний о наличии или отсутствии оп­ределенного свойства у конкретного объекта. Это делается непосредственным сопоставлением содержа­ния таких гипотез с реально наблюдаемым положени­ем дел и установлением тождества (или отсутствия такового) между тем, что утверждается в гипотезе, и тем, что показывают результаты наблюдения и экспе­римента. Например, истинность гипотезы «длина дан­ного стола менее двух метров» устанавливается путем непосредственного измерения его длины и сопостав­ления результатов этого измерения на предмет тож­дества тому, что утверждалось в гипотезе. Гораздо сложнее осуществляется проверка на истинность об­щих эмпирических гипотез, а тем более теоретичес­ких, особенно тех, которые лежат в основе научных теорий, являясь ее аксиомами. Такая проверка может быть только косвенной, путем выведения из общих гипотез их следствий, установления тождества или различия содержания последних с наблюдаемым по­ложением дел и наконец принятия субъектом научно­го познания решения о достаточном количестве про­веренных следствий из общей гипотезы для вынесе­ния суждения об ее истинности или неистинности (в частном случае, ложности). Например, истинность гипотезы о независимости постулата о параллельных от остальных аксиом геометрии Эвклида была уста­новлена только путем установления тождества утверж­дений геометрии Лобачевского со свойствами поверх­ностей (плоскостей) с постоянной отрицательной кри­визной, которые в свою очередь непротиворечиво описывались в рамках геометрии Эвклида, правда, в ее стереометрии, а не планиметрии. Однако, посколь­ку относительно стереометрии Эвклида среди матема­тиков имелся консенсус о ее непротиворечивости, то

из установления факта взаимно однозначного соответ­ствия между подмножествами высказываний стерео­метрии Эвклида и планиметрии Лобачевского с необ­ходимостью следовали утверждения и о непротиворе­чивости геометрии Лобачевского и о независимости постулата о параллельных от остальных аксиом гео­метрии. Гелиоцентрическая система Коперника ос­тавалась научной гипотезой до тех пор, пока не были сформулированы законы небесной механики И. Кеп­лера, а последние выведены в качестве следствий из динамики Ньютона, которая консенсуально была при­нята сообществом физиков за истинную теорию, бла­годаря ее огромной объясняющей и предсказательной силе. Процесс принятия научным сообществом реше­ния об истинности научных гипотез занимает часто очень длительное время и при этом никогда не явля­ется окончательным. Конкретные гипотезы и истины являются относительными, диалектическими, подвиж­ными категориями в реальной динамике научного знания. (См. научное открытие, научное творчество, научная истина).

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфический вид когнитивной активности, предметом которой являет­ся множество любых возможных объектов (эмпири­ческих и теоретических), целью — производство на­учного знания о свойствах, отношениях и закономер­ностях этих объектов, средствами — различные методы и процедуры эмпирического и теоретическо­го исследования. (См. деятельность, наука, научное знание, научное познание).

НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА - базовая форма орга­низации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области науч­ного знания сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы раз­вития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дис­циплине используется как максимальная аналитичес­кая единица исследования науки в работах по социо­логии науки, науковедению, истории, философии, экономике науки и научно-технического прогресса.

Дисциплинарная форма организации науки про­явилась в том, что она оказалась инвариантной отно­сительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не име­ет организационных альтернатив. Более того, по дис­циплинарному принципу строится организация зна­ния и система подготовки специалистов во всех сфе­рах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), вынужден­ных в процессе передачи опыта новым поколениям специалистов оперировать с обработкой и трансляци­ей больших массивов знания.

Несмотря на то, что конкретные события и про­цессы, определяющие существование дисциплины, рассредоточены в пространстве, на значительных вре­менных интервалах и протекают в различном социо­культурном и организационном окружении, дисцип­лина обладает механизмами, обеспечивающими ее устойчивость и инвариантность. Столь высокая эф­фективность дисциплинарной организации напрямую связана с постоянной интенсивной работой по поддер­жанию и развитию организационной структуры дис­циплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношение с другими институтами и пр.), при­чем в эту работу вовлечены практически все участни­ки дисциплинарного сообщества, какой бы конкрет­ной научной или научно-организационной деятельно­стью они ни занимались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформи­ровались специальные механизмы, которые постоян­но совершенствуются и развиваются. (См. социология науки, научное сообщество).

Э.М. Мирский

НАУЧНАЯ ИСТИНА — множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие со­держания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Двумя основными формами такого удреговерсния являются: 1) соответствие резуль­татам систематических, статистически правильно об- 1/IB Работанных данных наблюдения и эксперимента (для 1" о эмпирических высказываний), 2) конвонциалыюе (ус-

ловное) полагание наличия такого тождества у исход­ных (как правило, весьма простых по содержанию) утверждений (аксиом) и выведение из них всех логи­ческих следствий (теорем), истинность которых гаран­тируется корректным применением соответствуюидих правил логики. Последняя форма удостоверения истин­ности научного знания применяется в основном для теоретических высказываний. (См. истина, аналитичес­кое знание, синтетическое знание, научный консенсус).

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - совокупность об­щих представлений науки определенного историчес­кого периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема мета-научного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философс­кими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Напри­мер, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объек­тов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обоб­щение, синтез онтологических схем различных част­ных областей научного знания (физики, химии, био­логии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онто­логической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возмож­но сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное вли­яние на построение, обоснование, отбор и интерпре­тацию отдельных научных теорий (например, квали­фикация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира ока­зывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтоло­гии (например, глобальный эволюционизм современ­ной научной картины мира существенно опирается на

диалектическую и теологическую философию). (См. картина мира, метатеоретическое знание, основания научной теории).

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - способ упорядо­чения множества изучаемых определенной наукой объектов по каким-то определенным свойствам (их наличию или отсутствию), а также по степени их ин­тенсивности (классификация геометрических объек­тов по их геометрической форме, топологической структуре, классификации видов минералов, растений и животных в геологии, ботанике и зоологии, болез­ней — в медицине и т. п.). Является методом эмпири­ческого и теоретического познания, как правило, пред­шествующим созданию научных теорий. Различают естественные и искусственные классификации в на­уке. В основе естественных классификаций лежат те или иные существенные свойства объектов, различие между проявлениями которых хорошо фиксируется в опыте и поддается количественному измерению (на­пример, периодическая система химических элемен­тов Д.И. Менделеева). (См. классификация, эмпири­ческое знание, объект).

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - совокупность ви­дов профессионального общения в научном сообще­стве, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследовате­лей и экспертизы полученных результатов.

Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по инфор­матике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлет­ворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.

При этом коммуникационную интерпретацию по­лучили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с мас-.__ сива дисциплинарных публикаций и важнейших ин- 13U формационных собраний (конференции, симпозиумы,

конгрессы...) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов иссле­довательской деятельности.

Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информацион­ных и социально-психологических исследований.

Были выявлены основные коммуникационные структуры, которые позволяют в считанные недели подключить к срочной экспертизе важного исследо­вательского результата практически всех участников мирового научного сообщества данной дисциплины. Эти, как правило, двухуровневые структуры включа­ют сравнительно небольшую группу признанных ли­деров, находящихся в постоянном деловом общении, и их сотрудников и аспирантов, получающих значи­тельную часть информации через лидеров и обеспе­чивающих ее оперативное обсуждение.

Была получена систематическая картина обработ­ки знания сообществом на наименее изученном эта­пе — между получением результата и его публикаци­ей. Процедуры и события экспертизы знания в пред-публикационный период позволили существенно продвинуться в теоретическом и эмпирическом иссле­довании важнейших процессов творческого взаимо­действия ученых.

Впечатляющим прикладным результатом реализа­ции этого подхода явилось создание в Филадельфий­ском институте научной информации системы указа­телей научных ссылок (Science Citation Index, Social Science Citation Index и т. п.) — одной из самых эф­фективных информационных систем современной науки. (См. социология науки, когнитивная социоло­гия науки, научный консенсус).

Э.М. Мирский

НАУЧНАЯ КРИТИКА— имманентная ценность на­уки, необходимое условие и важнейший метод се со­вершенствования и развития, одна из обязанностей любого ученого по отношению к любому фрагменту научного знания, в том числе к своим собственным 131

концептуальным построениям и взглядам. Основа научной критики — сомнение в безусловной истин­ности и окончательной обоснованности любого эле­мента научного знания, а тем более — вненаучного. Способы научной критики — анализ продуктов науч­ной деятельности на их соответствие принятым стан­дартам, идеалам и нормам научной деятельности, анализ самих стандартов с точки зрения их универ­сальности, эффективности и полезности; формы — дискурсная, опытная (наблюдательно-эксперименталь­ная) и практическая аргументация и контраргумента­ция, выдвижение альтернативных концепций и спо­собов решения имеющихся познавательных и прак­тических проблем. Научная критика — единственное эффективное противоядие против догматизма и авто­ритаризма в науке. Однако ее абсолютизация, превра­щение в самоцель ведет к односторонним и гибельным для существования науки стратегиям научного кри­тиканства и безбрежного релятивизма. Мера «критич­ности» не может быть задана априорно ни в целом, ни для каждого отдельного случая. Она вырабатывается в процессе конкретных научных коммуникаций чле­нов научного сообщества на основе здравого смысла и научного консенсуса. (См. критицизм, идеалы и нормы научного исследования, научный консенсус).

НАУЧНАЯ ПРАКТИКА - область материальной деятельности в науке, тесно связанная с познаватель­ной деятельностью. Прежде всего, это эксперимен­тальная деятельность, искусство создания таких усло­вий протекания материальных процессов, при кото­рых объект исследования, его свойства и отношения могли бы многократно воспроизводиться, контроли­роваться и измеряться. Эксперимент всегда включает в себя: 1) определенные допущения о свойствах моде­лируемых материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе экспе­римента или подтвердиться, или опровергнуться, или уточниться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. Любой научный эксперимент есть не чисто матери­альная деятельность, а материально-когнитивная де-

ятсльность, опирающаяся на определенную систему знания, удостоверенную в прошлом опыте. Кроме эксперимента, важнейшими разновидностями науч­ной практики являются инженерная, техническая и технологическая деятельность. Все вместе они высту­пают важнейшими основаниями и источниками раз­вития научного знания, а также критериями его ис­тинности. (См. практика, эксперимент, научная дея­тельность).

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного иссле­дования, его структуры, способов познания, практи­ческого использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследова­ния была впервые предложена и обоснована британ­ским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предпо­лагаемых решений (гипотетических ответов) постав­ленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» яв­ляется некий внеположенный научному знанию «объект науки». Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адек­ватное осмысление невозможно только в рамках ло­гики и методологии науки, но требует также привле­чения языка социологии и психологии науки. (См. проблема, фаллибилизм, критицизм).

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ- специфический вид рациональности, характерный для науки. Отлича­ется от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объектив­ной истинности рационального знания. Научная рацио­нальность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования пред- |[j[j

ставлениях об идеале научного знания и способах его достижения. (См. рациональность, критерии научности).

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ — логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отноше­ниях и законах некоторого множества идеализирован­ных объектов (точка, число, материальная точка, инер­ция, абсолютно черное тело, идеальный газ, актуаль­ная бесконечность, общественно-экономическая формация, сознание и т. д. и т. п.). Цель научной теории — введение таких базовых идеальных объек­тов и утверждений о их свойствах и отношениях (зако­нов, принципов), чтобы затем чисто логически (т. е. мыс­ленно) вывести (построить) из них максимально боль­шое количество следствий, которые при подборе определенной эмпирической интерпретации макси­мально адекватно соответствовали бы наблюдаемым данным о некоторой реальной области объектов (при­родных, социальных, экспериментально созданных, психических и т. д.). Основные структурные элемен­ты любой научной теории: 1) исходные объекты и понятия; 2) производные объекты и понятия (связь между производными и исходными понятиями теории задается путем определения первых в конечном счете только через исходные); 3) исходные утверждения (аксиомы); 4) производные утверждения (теоремы; леммы), их связь с аксиомами задается с помощью определенных правил вывода; 5) метатеоретические основания (картина мира, идеалы и нормы научного исследования, общенаучные принципы и т. д.). Пер­вой научной теорией в истории познания явилась эвк­лидова геометрия, строившаяся античными математи­ками в течение около трехсот лет (VII — IV в. до н. э.) и завершившаяся гениальным обобщением в труде Эв-клида «Начала». (См. теория, наука, идеализация).

НАУЧНАЯ ШКОЛА — коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, конструктора новой исследователь­ской программы; 2) наличие «учеников», последова­телей, приверженцев созданной лидером научно-ис­следовательской программы (объединенных либо в шт формальную научную группу, либо в «невидимый»

колледж); 3) воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) приверженцев данной программы; 4) эф­фективность программы, подтвержденная деятельно­стью ее приверженцев. В условиях резко возросшей динамики современных научных коммуникаций (в час­тности через Интернет и др.), дивергенции по реги­онам последователей определенных научных идей, их роль в общей динамике науки становится менее зна­чимой. (См. психология науки, социальная психоло­гия науки).

НАУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность ло­гических и методологических приемов, используемых в науке для принятия определенного решения об ис­тинности (или ложности) теории, закона, отдельного эмпирического высказывания. Анализ истории науки и ее современного состояния показывает, что как в диахронном (историческом), так и в синхронном сре­зах бытия науки не существует единого понимания данной совокупности приемов. «Доказать» в матема­тике означает существенно иное, чем «доказать» в физике или в истории. Даже в логике и математике не существует единства в понимании объема и содержа­ния термина «доказательство» (например, в классичес­кой и интуиционистской логике и математике). Иде­алы и нормы «доказательности» в науке существенно эволюционируют вместе с развитием науки. Так Ари­стотель никогда не принял бы классической механи­ки Ньютона в качестве доказательной теории, так как последняя принимает за истинное утверждение закон инерции, который, по Аристотелю, постоянно опро­вергается на опыте в силу принципиальной неустра­нимое™ трения при движения любого тела. В то же время Ньютон никогда не принял бы за доказатель­ную теорию механику Аристотеля, исходившей из ка­чественного различия небесных и земных движений тел, из идеи всеобщей целесообразности движения любого тела в природе, в том числе и в неорганичес­кой природе (каждое тело стремится, по Аристотелю, занять свое естественное, сообразное его природе место в структуре бытия). Научное доказательство, как и подтверждение и опровержение, имеет в целом не чисто аналитический, а содсржательно-консенсуаль- Ш

ный характер, всегда опираясь при этом на некоторое (часто неявное) предпосылочное, контекстуальное, «само собой разумеющееся» знание. В науке исполь­зуют различные типы доказательства: теоретическое и эмпирическое, когнитивное и практическое, анали­тическое и синтетическое, дедуктивное и индуктив­ное. Во всех диахронических и синхронических сре­зах и состояниях науки имеет место явное и отчетли­вое стремление к достижению доказательного, теоретически и практически обоснованного знания, что коренным образом отличает науку от различных форм вненаучного знания. (См. подтверждение, оп­ровержение, доказательство).

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — знание, получаемое и фик­сируемое специфическими научными методами и сред­ствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, дока­зательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформи­ровавшийся в той или иной науке или области иссле­дования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и еди­ницы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисцип­линарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математичес­кие, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носи­тели организованы в соответствующие профессиональ­ные сообщества и институты, фиксирующие и распро­страняющие научное знание в виде печатной продук­ции и компьютерных баз данных. (См. знание, научный метод).

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкрет­ные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание — как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (все­общей теории бытия). Наука в ее современном пони­мании, как опытное (экспериментальное) теоретичес­кое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в стро­гом смысле этого слова, не является, так как, во-пер-

вых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта пробле­ма является главным вопросом всякого мировоззре­ния), а во-вторых, любое мировоззрение является цен­ностным видом сознания, тогда как наука реализаци­ей когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно боль­шое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, соци­альных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механиз­мах отношения человека к действительности во всех ее сферах. (См. наука, мировоззрение).

НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ - подведение высказы­ваний о каком-то объекте, его свойствах или отноше­ниях под определенный научный закон, как частных случаев последнего. Общая логическая структура объяснения такова: Vx(a(x) => Ь(х)), а(х) н- Ь(х), гдеЬ(х) — высказывание о свойствах некоторого наблюдаемого явления. Например, установлено, что данный объект «х(медь) — электропроводен» (Ь), известно также, что «х(медь) — металл» (а), и что «все металлы — электро­проводный. Тогда необходимо истинно, что «медь — электропроводна». В зависимости от типа законов (универсальные или статистические, механически-причинные или телеологические, причинно-субстрат­ные или функциональные и т. д.), лежащих в основе объяснения как логической процедуры (логического вывода), классифицируют и различные виды объясне­ния (помологические, статистические, причинные, це­левые, функциональные, системные и т. д.). (См. объяс­нение, вывод).

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ - приписывание опре­деленного смысла изучаемым наукой объектам, явле­ниям и процессам. Это «приписывание» осуществля­ется в науке через процедуры идентификации наблю­даемого явления с уже изученным эмпирическим объектом или процессом (на основе аналогии) или путем его интерпретации (идентификации) с опреде­ленным объектом некоторой теории. (См. понимание, интерпретация, герменевтика).

____________________________________________________________________________ НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - предсказание тенденций развития (эволюции) любого предмета, про­цесса, системы на основе имеющейся о них специфи­ческой информации и достигнутого уровня науки. Осуществляется двумя способами: 1) на основе экстра­поляции их поведения в прошлом и настоящем; 2) на основе статистической обработки мнений экспертов по конкретным вопросам и областям знания. (См. на­учная деятельность, экстраполяция, проектирование).

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ - часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание и де­ятельность которого регулируется ценностями, норма­ми и методами получения такого знания. Научное сознание опирается как на чувственную ступень по­знания (данные научного наблюдения и эксперимен­та), так и на рациональную (рассудок, логически орга­низующий понятийную, дискурсную информацию, и разум, творящее и конструирующее мышление). При этом научное сознание активно использует ресурсы и возможности не только когнитивной подсистемы со­знания, но и его ценностной сферы (конструируя определенные стандарты и критерии научности зна­ния, идеалы и нормы научного исследования, нормы научного этоса и др.). (См. сознание, наука).

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО - совокупность уче­ных-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Представление о на­учном сообществе введено для выделения предмета со­циологии науки и ее отличия от социологии знания. Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функциони­рование, несмотря на то, что профессионалы рассре­доточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окру­жении. Деятельность институтов и механизмов на­учного сообщества по реализации основной цели на­уки — увеличения массива достоверного знания — обеспечивает следующие главные характеристики профессии: 1) обладание совокупностью специальных знаний, за

хранение, трансляцию и постоянное расширение IU0 которых ответственно научное сообщество;

2) относительная автономность профессии в привле­чении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения;

3) заинтересованность социального окружения про­фессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гаранти­рующая как существование профессии, так и дей­ственность профессиональных институтов;

4) наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специа­листов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в раз­личных социально-культурных окружениях;

5) поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие про­фессионалов и их объединений в режиме, обес­печивающем высокий темп развития системы на­учного знания. (См. социология науки, социальная психология науки).

Э.М. Мирский

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО - процесс продуцирова­ния когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов тех­ники, технологий). Основу научного творчества состав­ляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинатор­ные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитив­ные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (ког­нитивная смелость), сочетаемая с готовностью их от­стаивания перед лицом неизбежной критики со сторо­ны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исхо­дит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуи­ция, продуктивное воображение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.