Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кумулятивизм






нитивной деятельности (обыденное познание, фи­лософия, литература, религия) развивается только прогрессивно, от одних истин к другим, от менее общих истин к более общим, от менее фундамен­тальных теорий к более фундаментальным, от от­носительной истины к абсолютной и т. п. С точки зрения современной философии науки кумуляти-визм является слишком простой и наивной концеп­цией, чтобы быть истинной. (См. принцип соответ­ствия, развитие науки, научная революция).

ЛАМАРКИЗМ — направление в эволюционной биологии, противостоящее дарвинизму в трактовке ос­новных механизмов и движущих сил исторического развития живой природы. Если, согласно Ч. Дарвину и дарвинизму, основными факторами и движущими силами эволюции являются борьба за существование (понимаемая, правда, достаточно широко) и естествен­ный отбор (на основе исходно случайной наследствен­ной изменчивости живых организмов), то ламаркизм настаивает на второстепенной роли естественного отбора в качестве фактора эволюции, отводя главную роль в эволюции жизни либо прямому направляюще­му влиянию внешней среды (механоламаркизм), либо волевым усилиям самих живых организмов (психола­маркизм). Хотя основы этого учения, как это и следу­ет из названия, были сформулированы еще в самом начале XIX в. великим французским естествоиспыта­телем Ж.Б.Ламарком (1744—1829), расцвет и особая популярность этого направления падает на конец XIX — первые десятилетия XX в., т. е. на период известного кризиса дарвинизма. Ламаркизм в любой своей вер­сии в обязательном порядке базируется, как минимум, па двух основополагающих предпосылках, полностью не совместимых с современными представлениями о принципах организации и функционировании генно-молекулярных структур: 1) признание изначальной способности живых организмов всегда целесообраз­но (а не случайно) изменяться в ответ на любые изме­нения внешних условий (или на изменения своих собственных внутренних потребностей), и 2) призна­нием способности живых организмов передавать по

наследству своим потомкам все таким образом благо­приобретенные изменения. Оба эти постулата (в ка­кой бы смягченной форме они ни формулировались) оказались полностью несостоятельными в свете основ­ных принципов организации генных структур, все более полно выявляемые современной генетикой. В результате, к середине XX в. популярность ламар­кизма в среде профессиональных эволюционистов практически сошла на нет, а все (весьма, кстати, ред­кие) попытки воскрешения этих идей на базе обще­принятых на сегодня представлений о механизмах функционирования молекулярно-генетических струк­тур выглядят откровенной натяжкой и малоубедитель­ны. (См. биология, детерминизм, научно-исследова­тельская программа).

В.Г. Борзенков

ЛЖЕНАУКА — идеи и концепции, выступающие от имени науки, мимикрирующиеся под нее путем имитации некоторых ее внешних черт (дискурсность, рациональность, аппеляция к опыту, практике и соци­ально-важным целям), однако не выдерживающие серьезной критики со стороны соответствующего профессионального научного сообщества на соответ­ствие ее заявок общепринятым стандартом научности знания. Лженаука выступает в двух основных вариан­тах: 1) когда от имени науки пытаются выступать раз­личные вненаучные формы знания (религия, филосо­фия, искусство, здравый смысл и т. д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспери­ментальной апробации теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, име­ющие по существу ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый ха­рактер. Яркими примерами лженауки в истории по­знания являлись расистские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохо­зяйственных науках, марксистско-ленинская идеоло­гия и т. п. (См. наука, критерии научности, научная 116 рациональность).

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ -

одно из направлений аналитической философии (Райл, Остин и др.), генетически связанное с распадом логи­ческого позитивизма, считавшего предметом позитив­ной философии логический анализ научного знания. Лингвистические философы согласны с тезисом логи­ческих позитивистов, что предметом философии науки должно быть научное знание. Однако они утверждают, что, во-первых, это знание должно рассматриваться только со стороны его языковой данности, как специ­фический вид языковой игры (здесь они опираются на взгляды позднего Витгенштейна), а, во-вторых, что этот анализ не должен проводиться средствами только ма­тематической логики, как слишком узкой базы лингви­стического анализа языка науки. (См. аналитическая философия, философия науки).

ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, исходящее при описании поведения любых объектов из следующей аксиомы: любое воздействие на объект предполагает со стороны последнего определенный отклик, прямо про­порциональный силе воздействия. С математической точки зрения в основе линейного мышления лежат два принципа: теорема единственности (начальные и гранич­ные условия полностью определяют дальнейшее пове­дение системы, свойства которой не зависят от време­ни) и принцип суперпозиции, рассматривающий конеч­ный результат как сумму индивидуальных. Линейное мышление — методологическая основа всей классичес­кой науки. (См. синергетика, бифуркация).

Л.В. Лесков

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР (лицензия) - юри­дическое соглашение между правообладателем (лицен­зиаром) и любым другим лицом (лицензиатом), при­нимающим от лицензиара право на использование объекта интеллектуальной собственности на услови­ях, оговоренных в этом соглашении. (См. интеллекту­альная собственность).

Г.В. Бромберг

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ - термин, введенный в методологию науки американским философом М. Пола-ни и означающий тот объем неявного знания, которым ]\]

располагает и использует в своей научной деятельнос­ти отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». (См. неявное знание, знание, на­учная деятельность).

ЛИЧНОСТЬ — человек, сформировавший себя как относительно замкнутую и развитую систему по отно­шению к окружающему его миру. Личность ищет и имеет основания своего поведения и соответствующе­го ему выбора прежде всего в самой себе. В этом смыс­ле личность суть свободный и ответственный индивид. Противоположностью личности является конформист­ский человек — дитя, слуга и орудие внешних обстоя­тельств. (См. Человек, Я).

ЛОГИКА — наука о формах, законах и методах правильного (т. с. построенного в соответствии с опре­деленными логическими стандартами) мышления. Раз­личают формальную и содержательную логику. Фор­мальная логика изучает мышление опосредованно, только через репрезентацию его в дискурсе, в языке. Главным предметом формальной логики является пра­вильное рассуждение, то есть такое, которое от истин­ных посылок в силу только их логической формы ведет к истинным (опять же только в силу их логической формы) заключениям. Современная формальная ло­гика строит и описывает абстрактные (математические) модели (структуры) доказательных рассуждений, поэто­му кратко ее определяют как теорию (формального) доказательства, или теорию дедукции. Содержательная логика стремится построить теорию мышления как спе­цифического познавательного процесса, ответственно­го за продуцирование (конструирование) определен­ных новых единиц знания (абстрактных и идеальных объектов, эмпирических и теоретических гипотез, научных моделей, теорий, научных дисциплин и др.). Содержательная логика в таком се понимании являет­ся имманентной частью теории научного познания, а именно учением о предпосылках, возможностях, ме­ханизме и методах научного мышления. Другими на­званиями содержательной логики являются «логика научного познания», «логика и методология науки», «логика научного исследования», «диалектическая ло-

гика», «генетически-конструктивная логика» и др. (См. мышление, рассудок, разум).

ЛОГИКА НАУКИ — совокупность правил логичес­кой организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических мето­дов построения научных теорий выступают дедукция и конструктивно-генетический метод. Наряду со сред­ствами формальной логики при создании научных теорий о развивающихся системах и объектах приме­няют методы диалектической логики (метод восхож­дения от абстрактного к конкретному, исторический метод и др.) Сознательная фиксация логических средств разворачивания содержания научных теорий особое значение имеет в математике, поскольку здесь первостепенную роль играют непротиворечивость и доказательность теоретических структур знания. (См. логика, вывод, определение, доказательство, обосно­вание).

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ- направление в философии и методологии науки, представители ко­торого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной фи­лософии науки логический анализ структуры и язы­ка конкретных наук с помощью аппарата современ­ной (математической) логики и семантики. К4ощные попытки, предпринятые в этом направлении логичес­кими позитивистами в первой половине XX в., пока­зали тем, не менее, явную ограниченность чисто логи­ческих методов моделирования (реконструкции) как структуры, так и динамики научного знания. В наи­большей степени методология логического позитивиз­ма оказалось реализуемой в анализе логических и ма­тематических теорий, да и то с известными ограниче­ниями (результаты Чсрча, Геделя и др.), плохо реализуемо — в естественно-научном познании и явно нереализуемой в историческом и гуманитарном позна­нии. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни пробле­му обоснования научного знания, ни проблему при­роды научных теорий, ни проблему предпочтения и 119

выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Как показало обращение к реальной истории и практике науки, образцы идеально построенной и функциони­рующей науки логических позитивистов оказались слишком далеки от ее реальных образцов. Осознание этого обстоятельства самими логическими позитиви­стами, а также мощная внешняя критика их конструк­ций и тех философских оснований, на которых они базировались, привели к саморазрушению логическо­го позитивизма и уходу его к 70-м гг. XX в. со сцены как влиятельного течения в философии и методоло­гии науки. (См. позитивизм, эмпиризм).

ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - последова­тельность высказываний, часть которых является ее исходными утверждениями — аксиомами, а все дру­гие выводятся из них по четко указанным правилам вывода (основные из них — дедукция, математичес­кая индукция, правило подстановки) или вводятся с помощью вспомогательных высказываний, определе­ний и лемм. Основное применение логические дока­зательства имеют в логических и математических науках, а также на теоретическом уровне познания в других науках. В последних логическое доказательство является лишь одним из фрагментов научной теории. Разработкой законов и правил логического доказатель­ства занимается современная (математическая) логи­ка, которую часто кратко определяют как науку о до­казательстве. Методологическая ценность логическо­го доказательства состоит в том, что сколь бы длинным оно ни было (с увеличением длины его методологичес­кая ценность только возрастает), оно всегда гаранти­рует истинность любого своего следствия (теоремы), если посылки (аксиомы) были истинными. Однако имеются определенные ограничения на мощность ло­гических доказательств для научных теорий. Как до­казал К. Гедель, даже самая простая в содержатель­ном отношении математическая теория — арифмети­ка натуральных чисел не может быть представлена в виде одного логического доказательства, так как мно­жество ее истинных утверждений всегда будет боль­ше множества ее доказанных утверждений в рамках одного доказательства. Поэтому для любой, особенно

достаточно богатой по содержанию научной теории, всегда неизбежно имеет место дополнение ее логичес­ки доказанной части соображениями содержательного характера, принимаемых на эмпирической или интуи­тивной основе. (См. вывод, доказательство, логика).

ЛОГИЦИЗМ — направление в философии матема­тики, возникшее в конце XIX — начале XX в. Его ос­новоположниками были Г. Фреге и Б. Рассел. Сущ­ность логицизма состояла в стремлении свести мате­матику к логике (математической) и таким образом обосновать истинность и непротиворечивость матема­тики. Первую серьезную попытку в этом направлении предпринял Г. Фреге, определив основные понятия арифметики натуральных чисел (натуральное число, сложение и умножение) в терминах логики (класс, дизъюнкция, конъюнкция). Так, натуральное число оп­ределялось как класс всех равночисленных классов (определение натурального числа Фреге —Рассела). К тому времени уже была показана принципиальная возможность сведения всей математики либо к тео­рии множеств (теоретико-множественная интерпре­тация и обоснование всех разделов и теорий матема­тики), либо к арифметике натуральных чисел, а сами теория множеств и арифметика натуральных чисел были построены аксиоматически (последнее было осуществлено в конце XIX в. школой Пеано). Таким образом, проблема сведения математики к логике сводилась в принципе к решению вполне обозримой проблемы: переформулировке аксиом арифметики натуральных чисел в терминах логики и выведение этих логических высказываний в качестве теорем одного из логических исчислений. Попытка Фреге закончилась, однако, неудачей, так как в рамках его конструкции оказалось возможным сформулировать логический парадокс. Это сделал молодой Б. Рассел. По он же взял на себя роль продолжателя дела Фреге. Новая попытка была реализована в совместной моно­графии Б. Рассела и Н. Уайтхсда «Principia Mathematica». Благодаря введению иерархической теории идеально­го языка (теории типов) система Рассела-Уайтхеда была надежно защищена от логических парадоксов типа парадокса Рассела. Расселу и Уайтхеду в предло- Itl

женной ими системе действительно удалось вывести аксиомы арифметики натуральных чисел в качестве теорем логики. Однако сама их система вызвала с самого начала серьезные возражения как чисто логи­ческая, то есть как совокупность только логически-истинных высказываний. Обоснованные сомнения в их логическом характере касались трех аксиом: акси­омы выбора, аксиомы сводимости и аксиомы беско­нечности. Таким образом, логицистская программа Рассела-Уайтхсда оказалась по меткому выражению А. Черча реализованной «не более чем наполовину». Окончательно же бесперспективность логицизма была показана в 30-х гг. XX в., благодаря известным резуль­татом К. Геделя, доказавшим строго интуиционистс­кими методами принципиальную невозможность аб­солютно полной формализации любыми средствами (а значит и чисто логическими) арифметики натураль­ных чисел (теорема о неполноте любых формализо­ванных систем арифметики по отношению к ее содер­жательному варианту). Таким образом, гипотеза логи-цистов о том, что математика — суть не более сложная («зрелая») чем логика, оказалась неверной. Матема­тика не есть совокупность чисто логических истин (в силу только их логической формы). Однако, с другой стороны, логицисты убедительно продемонстриро­вали огромную роль чисто логических методов в построении и обосновании математики. (См. фило­софия математики, метаматематика).

ЛОЖЬ — одно из истинностных значений выска­зываний (концепций), означающего фиксацию отсут­ствия тождества (вплоть до полного несоответствия) содержания высказывания о предмете с содержани­ем самого предмета. (См. истина, истинностные зна­чения).

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - созданная К. Марксом принципиально новая, не имевшая ана­логов в истории философии, система мировоззрения, в основу которой было положено понятие обществен­но-исторической практики. Под последней понима­лась система деятельности по производству и воспро­изводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях. Один тип общества отличается от дру­гого именно различными типами практики. Среди многообразия аспектов практики ведущим, первич­ным является господствующий в обществе способ ма­териального производства, то есть тот или иной уро­вень развития производительных сил и производ­ственных отношений. Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующе­му способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслужива­ют и выражают его (государство, политические и пра­вовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения — философия, религия, мораль, искусство и др.). Сущность аутентичной мар­ксистской философии четко выражается понятием «исторический материализм», где, в отличие от фи­лософии французского материализма, роль материи отведена не природе (она по Марксу — суверенный предмет естествознания), а практике или социальной материи. Кратко философию Маркса часто называ­ют также теорией практики. Практика, а не природа сама по себе, является основой, источником и крите­рием истинности любых когнитивных построений, в

том числе и самой философии. В науке имеет место осо­бый вид практики — материальный эксперимент как результат взаимодействия субъекта науки и изучаемого им объекта. Однако эксперимент по самой своей сути всегда локален и ограничен в пространстве и времени и поэтому может выступать проверочной инстанцией лишь отдельных, частных научных моделей и теорий. Критерием же истинности науки в целом как специфи­ческой формы познавательной деятельности может быть только вся практика в целом в ее развитии. Крушение специфической системы социализма, построенной в СССР и других странах, является скорее подтвержде­нием правоты марксистской философии, нежели опро­вержением последней, ибо, во-первых, социализм в России был построен не по марксистской теории, а, скорее, вопреки ей, а, во-вторых, он оказался не конку­рентоспособным с развитыми индустриальными страна­ми Запада прежде всего именно в сфере материального производства, не сумев обеспечить более высокий уро­вень производительности труда и эффективности всей системы социальной практики в целом. Марксистская философия как мировоззренческая парадигма вызыва­ет по-прежнему пристальный интерес у многих мысли­телей всего мира, а многие ее положения получили даль­нейшее развитие не только в ряде трудов отечествен­ных философов (особенно в области теории познания и философии науки, философии культуры и методологии деятельности), но и в трудах зарубежных философов (неомарксизм, франкфуртская школа, технико-техноло­гический детермизм и др.). (См. философия, практика).

МАТЕМАТИКА — наука о количественных отноше­ниях самих по себе, взятых в отвлечении от их действи­тельных носителей, от качественной стороны объектов, или, как говорят, «о количественных отношениях в чи­стом виде» (Ф. Энгельс, АЛ. Колмогоров). Иногда мате­матику определяют как науку «об абстрактных структу­рах» (Н. Бурбаки). Понятие «абстрактной структуры» очень близко по содержанию понятию «форма» в ее теоретико-множественном определении, поэтому иног­да математику определяют как науку «о формах». (П.С. Александров). Для более однозначного понима­ния предмета математики важно четкое определение

категорий «количество», «число», «форма», «абстрак­тная структура». В определении Энгельса —Колмого­рова число рассматривается как частный случай ко­личества, то есть только как метрически заданное ко­личество. Другим видом количества выступают тогда пространственные и топологические отношения, мет­рика которых не задана. С другой стороны, «количе­ство» в широком понимании может истолковываться как частный случай «формы» и даже как тождествен­ное ему понятие. Наконец, понятие «абстрактной структуры», с одной стороны, шире интуитивно-содер­жательного понимания предмета математики (ибо, по крайней мере, логические структуры заведомо явля­ются абстрактными структурами), а, с другой сторо­ны, если под «абстрактными структурами» иметь в виду только «математические структуры», тогда опре­деление математики как «науки об абстрактных структурах» будет очень точным, но тавтологическим. В любом случае важно иметь в виду, что современная математика представляет собой очень сложную мно­гоуровневую и многоаспектную конструкцию. В ней различают «чистую» и «прикладную» математики, формальные и содержательно-интерпретированные теории, конструктивную и неконструктивную (клас­сическую) математику, в которых используются суще­ственно различные средства, методы и критерии при­емлемости математических теорий и доказательств. Если при этом иметь в виду очень большое число раз­личных математических дисциплин со своими частны­ми предметами и проблемами (по отношению к обще­му предмету математики), то становится понятной та огромная мощь и влияние, которые оказывает мате­матика на развитие всей современной науки и куль­туры. И это влияние благодаря поразительной точно­сти, доказательности и эффективности математичес­кого знания будет в дальнейшем только возрастать. (См. количество, форма, вывод, доказательство).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - современная ма­тематическая модель формальной логики как науки о правильном рассуждении. По меткому выражению русского логика Порецкого, математическая логика суть логика по предмету и математика — по методу

решения своих проблем. Систематическая разработка математической логики началась с работ Больцано, Фреге, Рассела и Витгенштейна. Суть этой логики и рас­смотрении большинства логических категорий (поня­тие, предикат, суждение, умозаключение, вывод, дока­зательство) как логических функций, областью значе­ния которых являются истинностные значения. Как логические функции истолковываются и все логичес­кие операторы (термины «Все», «Существует», «Неко­торые», «Один», «Ниодин», «и», «или», «если, то», «тож­дественно», «возможно», «необходимо» и т. д. и т. п.). Все логические функции задаются, в конечном счете, табличным способом с помощью всевозможных соче­таний введенного числа истинностных значений на «входе» и «выходе» этих функций. Так, например, ло­гическое отношение «если, то...» моделируется с помо­щью функции =), называемой материальной имплика­цией. Табличное задание этой функции в системах дву­значной логики выглядит следующим образом:

р D q
и И и
и л л
л и и
л и л

где р и q — суть некоторые высказывания, и — истина, л — ложь, тогда сложное (составное) высказы­вание «р тэ q», связывающее входящие в него (простые) высказывания р и q отношением материальной импли­кации (—>), будет истинным во всех случаях, кроме од­ного, когда р — истинно, a q — ложно. Как показало интенсивное развитие математической логики в XX в., формальная логика может быть представлена бесконеч­ным числом всевозможных логических математических систем, конструктивно моделирующих те или понятия и отношения естественной логики. Построено значи­тельное число математических систем не только двух-

значной, но и многозначной (и даже 8-значной) логик, модальных, временных, вероятностных логик и т. д. Системы математической логики находят важное при­менение при создании различных формализованных языков, с помощью которых только и возможно пред­ставление различных систем знания для компьютеров и ЭВМ. С помощью математической логики был также получен ряд фундаментальных результатов, имеющих огромное философское значение (доказательство Геде-лем принципиальной неполноты любых формализован­ных систем математики по отношению к их содержатель­ным прототипам, доказательство возможности полной формализации логических систем типа исчисления выс­казываний и исчисления предикатов первого порядка, до­казательство невозможности сведения математики к ло­гике, контекстуальный характер любых содержательных рассуждений и др.). (См. логика, математика, вывод).

МАТЕРИЯ — одна из центральных и, вместе с тем, многозначных категорий философии и науки. Можно указать на следующие основные значения данного тер­мина: 1) любая объективная реальность как все то, что находится вне человеческого сознания; 2) такая объек­тивная реальность, которая принципиально может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью человечес­ких ощущений (чувственных анализаторов); 3) объектив­ный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает свой­ствами иметь химическую структуру, вес, протяженность, способность к превращениям, движению и т. д.; 4) содер­жание сознания, полученное в результате внешнего опы­та, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с внешним миром, с миром «не-Я»; 5) физическая реаль­ность, то есть аспект бытия, знание о котором может быть получено с помощью использования физических мето­дов и средств познания. Каждое из этих значений терми­на «материя» одинаково законно, однако должно всегда оговариваться в конкретном контексте во избежание фи­лософской путаницы. (См. бытие, сознание, опыт).

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ - совокупность эмпири­ческих и теоретических дисциплин, исследующих стро­ение, функции, состояние различных систем человечес­кого организма и человеческих общностей с точки зре- It/

ния их нормы и патологии, причины и возникновение различных болезней, их симптомы, проявление, течение и способы лечения, методы профилактики, способствую­щие снижению риска возникновения определенных болезней, методы сохранения здоровья и продолжи­тельности жизни. Фундаментальными теоретическими науками, лежащими в основе современной медицины, являются физиология, химия, физика, биология, эколо­гия, психология, информатика, кибернетика, теория систем. Основные категории современной медицины: норма, патология, болезнь, здоровье, гомеостазис, орган, организм, функция, система, жизнь, смерть, врачебная этика и др. (См. науки о Человеке, биология, жизнь, смерть, биоэтика).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

организация исследовательской деятельности, предусмат­ривающая взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин. Внимание к междисциплинарным исследованиям и даже выделение их в специальный тип исследовательской деятельности относится ко второй половине XX в., хотя обсуждение различных аспектов междисциплинарного взаимодей­ствия традиционно привлекало исследователей науки, историков и философов науки. Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одно­временное решение трех видов проблем: 1) методологи­ческой (формирование предмета исследований, в кото­ром объект был бы отражен таким образом, чтобы его можно было изучать средствами всех участвующих дис­циплин, а полученные в ходе исследований результаты могли уточнять и совершенствовать исходное изображе­ние); 2) организационной (создание сети коммуникаций и взаимодействия исследователей, с тем чтобы они могли профессионально участвовать в получении и обсуждении информации, а также привлекать к нему своих коллег из соответствующих дисциплин); 3) информационной (обес­печение передачи прикладных результатов междисцип­линарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения и одновременно пе­редачу собственно научных результатов, полученных уча-Шстниками, для экспертизы в системы дисциплинарного знания). Практика реализации крупных междисципли-

нарных проектов, где вся эта проблематика вынужденно формулируется в явной форме, позволила накопить уже довольно большой опыт.

Ключевую роль играет методологическое обеспе­чение междисциплинарных исследований, которое предполагает создание предметной конструкции, функ­ционально аналогичной предметной конструкции дис­циплины. Поскольку предмет исследования невозмож­но «сложить» из его дисциплинарных изображений, акцент делается на развитии описаний совокупностей и массивов эмпирических данных, их структуризации и превращения баз данных в базы знаний.

В условиях все большей глобализации науки особое значение приобретает комплекс проблем, связанных с передачей результатов крупных междисциплинарных исследовательских проектов в практику. (См. научная дисциплина, управление наукой).

Э.М. Мирский

МЕНЕДЖМЕНТ — одна из основных категорий наук об управлении любыми социальными процессами. Ос­новной состав понятий любых теорий управления ис­ходит из кибернетики и экономики (прямая и обратная связь, эффективность и продуктивность функциониро­вания системы и т.п.). В основе любых теорий менедж­мента лежат два основных принципа: 1) эффективное управление любой системой невозможно вне учета осо­бенностей этой системы, и 2) эффективное управление любой системы существенно зависит от мастерства субъекта управления. (См. кибернетика, цель, соци­альная система).

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ- наиболее высо­кий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм на­учного исследования и др.). В силу системного характе­ра научного знания, метатеорстическое знание не­посредственно относится в первую очередь к фундамен­тальным научным теориям (в математике — к арифметике и геометрии, в физике — к механике, в био­логии — к теории эволюции видов и генетике и т. д.). (См. уровни научного знания). ]си






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.