Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 4 страница
Карнап попытались рассмотреть отношение подтверждения как вероятностную функцию. Первый проинтерпретировал ее в терминах статистической вероятности (меры истинностной частоты подобного рода гипотез по отношению к подобного рода следствиям), тогда как второй — в терминах логической вероятности. Однако оба варианта столкнулись с целым рядом принципиальных трудностей логического, гносеологического и практического порядка и были в конечном счете признаны, в том числе и сторонниками логического позитивизма, как несостоятельные. (См. вероятностная логика, контекст подтверждения). НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА — в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания-отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Таким образом, в неонеклассике очевиден сдвиг с субстанциализма на креативизм, с онтологии на телеологию, который оправдывается встройкой знания в новые преобладающие тенденции. В их числе: синкретизм — увязывание интенции фундаментальной науки на получение достоверного знания с интенциями прикладной науки на получение социально работоспособного утилизуемого знания; тслеономия — вскрытие антропоморфной определенности мира, целесообразно-смыслового начала, пронизывающего и пропитывающего мир; новая рациональность — бытие-сгусток ценностно-целевых воплощений, воспринимаемого через призму оптимальных путей выживания. Разделяемая классикой гносеологическая утопия внутренне самоочевидного, принудительно-необходимого, во всех частях доопределенного, неопровержимого знания потерпела фиаско. Фронтальную коррозию, а вслед за тем банкротство классического идеала знания обусловили объективные всеохватные изменения как в предметном поле науки (создание неевк- 175 лидовой геометрии, небулевых алгебр, квантово-реля-тивистских построений и др.), ток и в ее методологии (ограничительные результаты Геделя, Тарского, Чер-ча, Коэна, Левенгсйма, Сколема, Бриджмена, Бора, Гейзенберга). (См. классическая наука, неклассическая наука, история науки). В.В. Ильин НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП - один из основных принципов квантовой механики как одной из парадигмальных теорий неклассической науки. Согласно обобщенному его пониманию, для ряда сопряженных параметров, характеризующих состояние любой физической системы (например, се траектории и импульса) в принципе невозможно одновременно точное их задание. Авторство этого принципа принадлежит В. Гейзенбергу. Если мы точно задаем значение одного сопряженного параметра, то вынуждены не точно (неопределенно) задавать значение другого. Хотя интервал этой неопределенности не превышает постоянной Планка и с практической точки зрения не имеет существенного значения, однако с гносеологической, философской позиции он чрезвычайно важен, подчеркивая принципиальную неустранимость неопределенности из человеческого познания природы. При онтологической же интерпретации данного принципа следует, что неопределенность внутренне присуща и самой природе. (См. определенность, однозначность, принцип). НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — отсугствие полного тождества некоторого материального или идеального предмета (А) самому себе и возможности проведения жесткой разграничительной линии между А и не-А. (См. определенность, закон тождества). НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ — информация, используемая в практической и познавательной (в том числе научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционального оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, так сказать, «из рук в руки». Согласно со- временной философии науки, любая научная теория (втом числе формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее «когнитивного бессознательного». Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний — частью еще более широкой и неопределенной реальности — интертекста. (См. личностное знание, контекст, интертекст). НЕ-Я — сфера реальности, противостоящая Я. (См. Я, сознание, бытие, Оно). НИЧТО — категория философии, обозначающая пустое множество объектов, которое выступает предельным (нулевым) случаем определенного и потому положительного бытия. Ничто — абсолютно исходный пункт, начало всякого конкретного бытия; в ничто — начало и конец всякого бытия. Диалектику категорий Абсолютное бытие и Ничто, доходящую до их полного тождества, гениально раскрыл Гегель в «Науке логики». (См. бытие). НОВИЗНА — одна из основных ценностей и целей научного познания наряду с адекватностью (истинностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как социально организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огромного массива знания, его передача и усвоение новыми поколениями через разветвленную систему образования — безусловно, важное условие и предпосылка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется прежде всего, теми новыми знаниями, тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина. Новое знание бывает двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому; и 2) как отрицание старого, как утверждение альтернативных взгля- дов, противоречащих прежним устоявшимся в науке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напряжения сил и личного мужества. (См. этос науки, когнитивные ценности). НОМОГЕНЕЗ — «эволюция на основе закономерностей» — концепция, выдвинутая русским географом и биологом Л.С. Бергом (1922) и противопоставленная им дарвиновской концепции естественного отбора как, по его мнению, тихогенетической (от греч. tyche — случай), т. е. основанной не на законах и закономерностях, а на случайности. Эта эволюционная идея Берга получила поддержку и дальнейшую разработку в работах его последователей в нашей стране — неономогенстиков, среди которых наиболее известными были энтомолог и систематик А.А. Любищев (1890- 1972) и палеоботаник СВ. Мейсн (1935-1987). Общая идея номогенеза (т. е. закономерного характера эволюции) была расчленена в их работах на два главных аспекта: 1) идею ограниченного числа путей и направлений эволюции жизни; и 2) идею ограниченного формообразования. Полемика неономогенетиков с дарвинистами и современными представителями синтетической теории эволюции — важная веха в истории философского и методологического осмысления эволюционной проблематики, значимость которой выходит далеко за пределы биологии. В процессе этой полемики были подняты и детально обсуждены такие фундаментальные проблемы, как соотношение случайного и закономерного, динамического и структурного аспектов процесса исторического развития живой природы; выделены основные архетипы эволюциоп-но-биологического мышления (тихо, номо и телеоге-нез); глубоко переосмыслены такие важные проблемы теории эволюции, как проблема направленности, соотношение микро- и макроэволюции, градуализма и пунктуализма и др. Главная слабость номогенеза, как показали эти дискуссии, состоит в безоговорочной квалификации его представителями дарвиновской 1/о концепции как, якобы, сугубо «тихогенетической». Между тем как дарвинизм — и в классическом и в современном его варианте — глубоко опирается на идею закономерности процесса исторического развития живой природы и реально вскрывает и формулирует эти законы и закономерности, наличию которых отнюдь не противоречит постулат об исходно случайном характере наследственной изменчивости как материала для творческой деятельности естественного отбора. Но с достаточной степенью отчетливости это прояснилось как раз в ходе полемики между дарвинистами и номогенетиками в 1960— 1970-е гг. (См. биология, научный закон, дарвинизм). В.Г. Борзенков НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - введенное неокантианцами (Г. Рикксрт, В. Виндельбанд и др.) обозначение познавательной установки на получение, конструирование, формулировку и обоснование любого общего знания, рассмотрение любых конкретных вещей, объектов и процессов не в их индивидуальном бытии, а как элементов, представителей некоторого класса, с некоторой общей точки зрения. Результатом такой познавательной установки является введение в качестве непосредственного предмета научного познания абстрактных и идеализированных предметов и структур, поиск и формулировка общих законов и структур, которым подчиняется функционирование отдельных предметов. С точки зрения неокантианцев, именно номотетический метод лежит в основе естествознания и математики, конституируя их главное отличие от гуманитарного и исторического познания. (См. идеографический метод, идеалы и нормы научного исследования). НООСФЕРА— понятие, обозначающее часть земной биосферы, функционирующую благодаря деятельности человека и ого разума. К середине XX в. влияние антропогенной деятельности на биосферу и ее эволюцию настолько резко возросло, что стало но своим масштабам сравнимо с энергетическим влиянием других оболочек Земли (литосферы, гидросферы и др.). 170 Появились все основания для выделения энергии человеческого воздействия на условия и судьбы существования Земли и особенно ее биосферы в качестве самостоятельного фактора огромной геологической значимости, что и было терминологически закреплено введением понятия ноосферы (лс Руа, В.И. Вернадский, Тейяр до Шардсн и др.). (См. биосфера, экология). ОБОБЩЕНИЕ — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений. (См. индукция, абстрагирование, закон). Ф.В. Лазарев ОБОСНОВАНИЕ — способ рационального убеждения в надежности или в истинности какого-либо высказывания, теории, концепции путем приведения в его пользу каких-либо дополнительных аргументов общего или частного характера. Существуют три основных способа обоснования: доказательство (дедукция), подтверждение (индукция) и объяснение. Однако предварительным необходимым условием обоснования любого высказывания, теории, концепции является установление их логической непротиворечивости и осмысленности. (См. научное обоснование, объяснение, логическое доказательство, подтверждение). ОБРАЗОВАНИЕ — сфера социально-культурной деятельности, целью которой является хранение и воспроизводство накопленных человечеством знаний, умений и навыков в различных областях, создание технологий по успешному усвоению огромного массива имеющихся научных знаний, приобщение к нему как можно большего количества населения, формирова- ние навыков эффективного и гуманитарно-ориентированного использования усвоенных знаний. Современное и будущее общество — это социокультурная система, главным ресурсом функционирования и развития которой становятся объем и качество используемой научной информации во всех сферах жизнедеятельности, особенно в сферах современной экономики, основанной на высоких технологиях. Непрерывное образование подавляющего числа работников в течение всей жизни является абсолютной необходимостью успешного функционирования современного информационного общества. Непрерывное обучение и самообразование предполагают высокомотивированную и развитую личность. Вот почему реализация целей и задач современного образования невозможна без создания соответствующей ей системы воспитания субъектов образования, особенно молодого поколения (школы, лицеи, средние специальные учебные заведения, вузы). Сфера образования тесно связана со сферой науки: во-первых, наука производит основной объем информации, являющийся предметом образовательной деятельности; во-вторых, сама образовательная деятельность опирается на научные разработки по ее эффективному осуществлению; в-третьих, одной из важнейших задач образования является подготовка будущих ученых-производителей новой научной информации; в-четвертых, большинство современных педагогов должно в той или иной мере заниматься научной деятельностью; наконец, в-пятых, многие ученые обязаны непосредственно участвовать в образовательном процессе, передавая свои знания и творческий потенциал. Современная сфера образования требует от общества огромных затрат (более 5% от валового внутреннего продукта), всемерной государственной, законодательной и общественной поддержки, понимания высокого статуса учителя и его достойного материального обеспечения как одного из главных субъектов современной культуры. (См. педагогические науки, научно-техническая политика, общество, культура, личность). ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, ди- намику, развитие, историю, так и его отдельных подсистем (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь). Основные категории общественных наук: общество, базис, надстройка, классовая структура, тип экономики, управление обществом, мировоззрение, культура, закономерности общественного развития и др. (См. общество, социальные- науки, гуманитарные науки, исторические науки, науки о культуре). ОБЩЕСТВО — высокоорганизованная, иерархически упорядоченная социальная система, воспроизводство и функционирование которой в целом, а также всех ее подсистем, регулируются определенными установлениями и институтами (экономическими, моральными, правовыми, политическими и др.). (См. социальная система, культура). ОБЪЕКТ — 1) то, на что в данный момент направлено сознание определенного субъекта, его воля. Это может быть и сознание другого субъекта, и свое собственное сознание. В качестве объекта рефлексии выступают и отчужденные продукты самого сознания (теории, понятия, суждения и др.). При таком определении «объекта», понятия «объект» и «субъект», «объект» и «сознание» являются существенно относительными и соотносительными; 2) то, что находится вне и независимо от сознания неконкретного субъекта, а от сознания трансцендентального субъекта (или от сознания вообще) («вещь в себе» — Кант»); 3) предметы, данные сознанию через внешний опыт (ощущения, восприятия, наблюдения); 4) предмет, поведение которого полностью детерминировано извне и/или который не обладает свободой воли и способностью принимать самостоятельные действия. В соответствии с различными пониманиями «объекта» различают: 1) объекты как элементы материального мира; 2) объекты как предметы чувственного опыта; 3) мысленные (абстрактные) объекты; 4) идеальные (теоретические) объекты. (См. научный объект, субъект, сознание, Я, нс-Я). ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ — объекты, состав которых определен Статьей 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой в 1967 г.: «...Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: •литературным, художественным и научным произведениям; • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; • изобретениям во всех областях человеческой деятельности; • научным открытиям; • промышленным образцам; • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; • защите против недобросовестной конкуренции; • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной области». (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ОБЪЯСНЕНИЕ — логическая операция, состоящая в подведении утверждений о фактах, законах под более общие законы, принципы и теории. (См. научное объяснение, закон, вывод). ОДНОЗНАЧНОСТЬ — единственность значения и/или смысла у понятия или высказывания. (См. неоднозначность, значение, смысл). ОН — субъект, внеположенный Я. (См. Я, субъект). ОНО — все, существующее вне Я. (См. Я, субъект, бытие, сознание). ОНТОЛОГИЯ — учение об основных свойствах, структуре и закономерностях предметной действительности (бытия) в отличие от других разделов философии: гносеологии (учение о сознании и познании), 10/1 аксиологии (учение о ценностях) и антропологии (уче-1о4 ние о человеке). Онтологии различаются по степени общности и средствам моделирования (религиозная онтология, философская онтология, общенаучная картина мира, частно-научная картина мира и т. д.). Как и всякая теория (учение), онтология любого уровня общности основана на принятии определенных гносеологических предпосылок при ее построении. (См. философия, мировоззрение, бытие). ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в философии и методологии науки (одним из его создателей был американский физик П. Бриджмен), согласно которому значением любых научных понятий (особенно в естествознании) является не множество каких-то предметов (денотатов) и их свойств, называемых этим понятием, а совокупность операций (прежде всего — материальных, физических). Способность к осуществлению определенного набора операций (то есть определенной, квантованной последовательности элементарных действий) — есть единственное, необходимое и достаточное условие доказательства того, что вы действительно знаете значение соответствующего понятия, обозначающего эту совокупность операций. Знать значение слова «прямая» означает уметь начертить ее; знать значение слова «электрический ток», значит уметь измерить, например, его силу; знать, что такое «одновременность», значит уметь определить ее с помощью конкретного набора физических операций, которые необходимо совершить, чтобы установить ее существование. Поскольку многие понятия современной науки являются высокоабстрактными и ненаглядными, подходить к их определению с помощью указания их эмпирических депотатов действительно оказывается во многом бессмысленным и излишним. Вот почему операциональное определение многих научных понятий получило столь широкое распространение в современной науке. Было бы, однако, ошибочным и неэффективным отказываться от традиционного понимания «значения понятий» и сводить научные определения понятий только к их операциональным определениям. (См. определение, значение, смысл, понятие). 1QR ОПИСАНИЕ — лингвистическая процедура процесса познания, состоящая в констатации с помощью слов и предложений естественного или искусственного языка предмета познания, его свойств, отношений, закономерностей. Для научного описания характерно стремление к максимальной однозначности, точности, определенности всех используемых слов (предметных, логических и грамматических). В науке одним из главных средств достижения этой цели является использование языка математики. Описание составляет необходимый начальный этап научного исследования любого предмета, на смену которому впоследствии приходят его объяснение, обоснование, понимание. (См. язык, синтаксис, семантика). ОППОНЕНТНЫЙ КРУГ - категория психологии науки, введенная М.Г. Ярошевским. Обозначает один из необходимых факторов функционирования и развития науки, как открытой когнитивной системы, а именно то множество ученых, которое по тем или иным причинам критически относится к определенным научным идеям, не принимает их, выискивает слабые места в их обосновании и тем самым создает определенное коммуникационное когнитивное напряжение, интенсивный диалог между учеными. Так, И.М. Сеченов всегда выступал оппонентом Н.Е. Введенского, оппонентом Ньютона был Гете, а сам Ньютон был непримиримым оппонентом Гука и Лейбница. Подобные примеры оппонирования в науке можно множить бесконечно. Иногда в ходе диалога постепенно вызревает и формируется определенная форма консенсуса между сторонниками и противниками определенных идей (Эйнштейн и Планк, Гсйзсн-берг и Бори и др.). Позитивная роль оппонентного круга в развитии науки несомненна, так как выступает действенным фактором отбора и выбраковки неудачных научных инноваций, не говоря уже о защите от проникновения на территорию науки вненаучных, паранаучных и явно антинаучных идей. Частичными издержками обязательного существования в науке оппонентного круга является использование его сторонниками своих функций в угоду личному честолюбию и борьбе за научное лидерство и авторитет в альное и коллективное, направленное во вне и во внутрь сознания. В более узком значении, наиболее часто употребляемом в науке, «опыт» обозначает «чувственное» или «эмпирическое» познание объекта, осуществляемое в ходе непосредственного контакта с ним с помощью приборов. Бинарной оппозицией «опыта» в этом узком его значении является понятие «теория». (См. сознание, мышление, теория). ОСНОВАНИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ - совокупность принципов и допущений теоретического и эмпирического характера, которые определяют содержание научной теории. Прежде всего, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее собственная аксиоматика, 2) общенаучная или заимствованная у других фундаментальных наук совокупность законов и принципов, 3) философские основания (онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические понятия и принципы философии). Все указанные виды оснований образуют общий базис научной теории, ограничивая и регулируя ее содержание, так сказать, «сверху». Кроме того, важнейшим видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», является множество утверждений ее эмпирического базиса, аккумулирующих в себе соответствующие результаты наблюдений и экспериментов. (См. метатеорети-ческое знание, основания науки, структура науки). ОТКРЫТИЕ — обнаружение новых объективных феноменов (предметов, структур, процессов, свойств, отношений, законов, констант). (См. изобретение, инновации). ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ — процесс определения полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в денежном выражении. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ - система методов, применяемых для определения того, насколько безопасна в применении будет та или иная новая технология, насколько она эффективна но сравнению с существующими технологиями, и какие преимущества может принести ее применение. (См. техника, технология, этика науки, биоэтика). Б.Г. Юдин ОХРАННЫЙ ДОКУМЕНТ - патент или иной документ, подтверждающий права правообладателя на владение и распоряжение результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, товарными знаками (знаками обслуживания), наименованиями мест происхождения товаров и иными объектами интеллектуальной собственности. Под правообладателем понимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами, полученными в силу закона или договора. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ПАРАДИГМА — понятие, введенное в философию науки американским историком науки Т. Куном. Парадигма — это общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания. Например, в области астрономии функции такой теории выполняла долгое время (со II в. вплоть до XVII в.) геоцентрическая система Птолемея; в области физики — механика Ньютона (с XVII в. вплоть до XX в.); в области математики — геометрия Эвклида (с IV в. до н. э. вплоть до середины XIX в.). Парадигме принадлежит решающая функция в организации всего процесса научного познания в отдельной науке, начиная от формулировки проблем («головоломок») и вплоть до их удовлетворительного решения. Когда число аномалий (внутренних противоречий между «курируемыми» парадигмой теорией и опытом) постоянно растет и достигает некоторой интуитивно неприемлемой меры, происходит интенсивный поиск новой парадигмы. После ее нахождения происходит обращение ученых в «новую веру», присяга на верность новой фундаментальной теории, рассматриваемой ее сторонниками в качестве нового образца постановки и решения проблем в конкретной научной области. Согласно Т. Куну, смену парадигм is науке и процесс обращения части ученых в новую научную веру невозможно объяснить только с помощью понятий логики и опыта. Переход от старой парадигмы к новой, во многих отношениях несовместимой со старой, это сложный, социально-психологический процесс, где гораздо легче определеннее зафиксировать сам результат, нежели те причины, которые привели именно к данному результату, а не к какому-либо другому, также возможному. (См. научная теория, научно-исследовательская программа). ПАРАНАУКА — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов*и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженаука, научный консенсус). ПАСТИШ— одно из фундаментальных понятий философии постмодернизма, обозначающее свободный, гетерогенный, разнородный по составу входящих в него когнитивных единиц (по лингвистической форме и содержанию) дискурс, организованный в некоторое целое с помощью совокупности логических и лингвистических приемов и средств (суждение, метафора, аналогия, сравнение, вывод, восклицание, многоточие и т. д.). Именно пастиш, считают постмодернисты, является наиболее естественной, адекватной и универсальной формой выражения человеческого знания во всем его объеме, глубине и целостности. Всякая другая форма дискурса и особенно строго логически организованный научный дискурс есть проявление насилия над языком и естественными законами его бытия. Логически организованный дискурс-сеть вивисекция живой истины, сублимативное се вытеснение и подмена, попытка одной части сознания (рассудка) говорить от имени всего сознания («бунт» lul части против целого). Однако, законы целого дают о себе знать в науке и в виде проблемы неявного (личного и коллективного знания), и в виде проблемы контекста, интертскста и гипертекста, и в виде проблемы когнитивной коммуникации (проблемы научного диалога), научного понимания, научного консенсуса. Сторонники абсолютизации логической формы организации научного дискурса забыли простую истину, что естественный закон хотя и можно обойти, подменить суррогатом, но его нельзя отменить. Именно здесь простая причина большинства противоречий и неразрешимых проблем позитивистской философии науки, необоснованных претензий ее представителей видеть только в логически организованном дискурсе наиболее адекватный способ представления научной истины. (См. рассказ, постмодернистская философия науки). ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения, содержащиеся в патентах и других охранных документах (первичная информация), а также в документах, являющихся результатом аналитико-статистической обработки первичной информации (вторичная информация). В соответствии с Федеральным Законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - это соглашение о передаче прав на использование объекта промышленной собственности, т. с. технического решения, имеющего правовую охрану. (См. промышленная собственность). Г.В. Бромберг ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность теоретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленными традициями, возмож- ностями (материальными, кадровыми и информационными) и перспективами. Наибольшее внимание в педагогических науках отводится методике эффективного преподавания различных предметов в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, а также методике эффективной подготовки самих будущих преподавателей и воспитателей. Наряду с универсальными принципами образования и воспитания, педагогические системы различных стран всегда отражают потребности и возможности этих стран, соответствуя достигнутому уровню их материального и духовного развития, а также пониманию перспектив своего будущего. В современную эпоху усиления мирового сотрудничества и взаимодействия одной из актуальных проблем педагогики становятся сближение, конвергенция национальных систем и стандартов образования, выработка общих подходов и методик в преподавании к дисциплинам на уровне определений необходимого объема информации и качества ее усвоения по каждому учебному предмету на различных стадиях обучения. Основные категории педагогических наук: образование, воспитание, педагогический процесс, учитель, учащийся, эффективность образования, управление образованием, уровни образования, формы образования и воспитания, образовательное пространство, социальная детерминация систем образования и педагогического процесса, психологические основы процесса усвоения знания, педагогика и творчество и др. (См. социальная система, культура, психологические науки, гуманитарные науки).
|