Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 4 страница






Карнап попытались рассмотреть отношение подтвер­ждения как вероятностную функцию. Первый проин­терпретировал ее в терминах статистической вероят­ности (меры истинностной частоты подобного рода гипотез по отношению к подобного рода следствиям), тогда как второй — в терминах логической вероятно­сти. Однако оба варианта столкнулись с целым рядом принципиальных трудностей логического, гносеологи­ческого и практического порядка и были в конечном счете признаны, в том числе и сторонниками логичес­кого позитивизма, как несостоятельные. (См. вероят­ностная логика, контекст подтверждения).

НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА — в отличие от классики и неклассики, фун­кционировавших как знания-отображения существен­ных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание-инстру­мент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бы­тия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бы­тия, отвечающего нашим запросам. Таким образом, в неонеклассике очевиден сдвиг с субстанциализма на креативизм, с онтологии на телеологию, который оп­равдывается встройкой знания в новые преобладаю­щие тенденции. В их числе: синкретизм — увязыва­ние интенции фундаментальной науки на получение достоверного знания с интенциями прикладной науки на получение социально работоспособного утилизуе­мого знания; тслеономия — вскрытие антропоморф­ной определенности мира, целесообразно-смыслово­го начала, пронизывающего и пропитывающего мир; новая рациональность — бытие-сгусток ценностно-целевых воплощений, воспринимаемого через призму оптимальных путей выживания.

Разделяемая классикой гносеологическая утопия внутренне самоочевидного, принудительно-необходи­мого, во всех частях доопределенного, неопровержи­мого знания потерпела фиаско. Фронтальную корро­зию, а вслед за тем банкротство классического идеала знания обусловили объективные всеохватные изме­нения как в предметном поле науки (создание неевк- 175

лидовой геометрии, небулевых алгебр, квантово-реля-тивистских построений и др.), ток и в ее методологии (ограничительные результаты Геделя, Тарского, Чер-ча, Коэна, Левенгсйма, Сколема, Бриджмена, Бора, Гейзенберга). (См. классическая наука, неклассичес­кая наука, история науки).

В.В. Ильин

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП - один из ос­новных принципов квантовой механики как одной из парадигмальных теорий неклассической науки. Со­гласно обобщенному его пониманию, для ряда сопря­женных параметров, характеризующих состояние любой физической системы (например, се траектории и импульса) в принципе невозможно одновременно точное их задание. Авторство этого принципа принад­лежит В. Гейзенбергу. Если мы точно задаем значение одного сопряженного параметра, то вынуждены не точно (неопределенно) задавать значение другого. Хотя интервал этой неопределенности не превышает постоянной Планка и с практической точки зрения не имеет существенного значения, однако с гносеологи­ческой, философской позиции он чрезвычайно важен, подчеркивая принципиальную неустранимость нео­пределенности из человеческого познания природы. При онтологической же интерпретации данного прин­ципа следует, что неопределенность внутренне прису­ща и самой природе. (См. определенность, однознач­ность, принцип).

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — отсугствие полного тож­дества некоторого материального или идеального предмета (А) самому себе и возможности проведения жесткой разграничительной линии между А и не-А. (См. определенность, закон тождества).

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ — информация, используемая в практической и познавательной (в том числе науч­ной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционального оформления. Хранилищем неяв­ного знания является сфера чувственной и интеллек­туальной интуиции, а пользование им сродни искус­ству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, так сказать, «из рук в руки». Согласно со-

временной философии науки, любая научная теория (втом числе формальная) в существенной степени опи­рается на специфический для нее пласт неявного зна­ния, являющийся своеобразным проявлением в науке ее «когнитивного бессознательного». Любой научный текст всегда является частью, элементом более широ­кой и менее определенной по сравнению с ним ког­нитивной реальности (ее контекста), а последний — частью еще более широкой и неопределенной реаль­ности — интертекста. (См. личностное знание, кон­текст, интертекст).

НЕ-Я — сфера реальности, противостоящая Я. (См. Я, сознание, бытие, Оно).

НИЧТО — категория философии, обозначающая пустое множество объектов, которое выступает пре­дельным (нулевым) случаем определенного и потому положительного бытия. Ничто — абсолютно исходный пункт, начало всякого конкретного бытия; в ничто — начало и конец всякого бытия. Диалектику категорий Абсолютное бытие и Ничто, доходящую до их полного тождества, гениально раскрыл Гегель в «Науке логи­ки». (См. бытие).

НОВИЗНА — одна из основных ценностей и целей научного познания наряду с адекватностью (истин­ностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как социально организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огром­ного массива знания, его передача и усвоение новы­ми поколениями через разветвленную систему обра­зования — безусловно, важное условие и предпосыл­ка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется преж­де всего, теми новыми знаниями, тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основ­ным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина. Новое знание бывает двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому; и 2) как отрица­ние старого, как утверждение альтернативных взгля-

дов, противоречащих прежним устоявшимся в науке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напря­жения сил и личного мужества. (См. этос науки, ког­нитивные ценности).

НОМОГЕНЕЗ — «эволюция на основе законо­мерностей» — концепция, выдвинутая русским геогра­фом и биологом Л.С. Бергом (1922) и противопостав­ленная им дарвиновской концепции естественного отбора как, по его мнению, тихогенетической (от греч. tyche — случай), т. е. основанной не на законах и за­кономерностях, а на случайности. Эта эволюционная идея Берга получила поддержку и дальнейшую разра­ботку в работах его последователей в нашей стране — неономогенстиков, среди которых наиболее известны­ми были энтомолог и систематик А.А. Любищев (1890- 1972) и палеоботаник СВ. Мейсн (1935-1987). Общая идея номогенеза (т. е. закономерного характе­ра эволюции) была расчленена в их работах на два главных аспекта: 1) идею ограниченного числа путей и направлений эволюции жизни; и 2) идею ограничен­ного формообразования. Полемика неономогенетиков с дарвинистами и современными представителями синтетической теории эволюции — важная веха в ис­тории философского и методологического осмысления эволюционной проблематики, значимость которой выходит далеко за пределы биологии. В процессе этой полемики были подняты и детально обсуждены такие фундаментальные проблемы, как соотношение случай­ного и закономерного, динамического и структурного аспектов процесса исторического развития живой природы; выделены основные архетипы эволюциоп-но-биологического мышления (тихо, номо и телеоге-нез); глубоко переосмыслены такие важные пробле­мы теории эволюции, как проблема направленности, соотношение микро- и макроэволюции, градуализма и пунктуализма и др. Главная слабость номогенеза, как показали эти дискуссии, состоит в безоговорочной квалификации его представителями дарвиновской 1/о концепции как, якобы, сугубо «тихогенетической».

Между тем как дарвинизм — и в классическом и в со­временном его варианте — глубоко опирается на идею закономерности процесса исторического развития живой природы и реально вскрывает и формулирует эти законы и закономерности, наличию которых от­нюдь не противоречит постулат об исходно случайном характере наследственной изменчивости как матери­ала для творческой деятельности естественного отбо­ра. Но с достаточной степенью отчетливости это про­яснилось как раз в ходе полемики между дарвиниста­ми и номогенетиками в 1960— 1970-е гг. (См. биология, научный закон, дарвинизм).

В.Г. Борзенков

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - введенное нео­кантианцами (Г. Рикксрт, В. Виндельбанд и др.) обо­значение познавательной установки на получение, конструирование, формулировку и обоснование лю­бого общего знания, рассмотрение любых конкретных вещей, объектов и процессов не в их индивидуальном бытии, а как элементов, представителей некоторого класса, с некоторой общей точки зрения. Результатом такой познавательной установки является введение в качестве непосредственного предмета научного позна­ния абстрактных и идеализированных предметов и структур, поиск и формулировка общих законов и структур, которым подчиняется функционирование отдельных предметов. С точки зрения неокантианцев, именно номотетический метод лежит в основе есте­ствознания и математики, конституируя их главное отличие от гуманитарного и исторического познания. (См. идеографический метод, идеалы и нормы науч­ного исследования).

НООСФЕРА— понятие, обозначающее часть зем­ной биосферы, функционирующую благодаря деятель­ности человека и ого разума. К середине XX в. влия­ние антропогенной деятельности на биосферу и ее эво­люцию настолько резко возросло, что стало но своим масштабам сравнимо с энергетическим влиянием дру­гих оболочек Земли (литосферы, гидросферы и др.). 170

Появились все основания для выделения энергии чело­веческого воздействия на условия и судьбы существо­вания Земли и особенно ее биосферы в качестве само­стоятельного фактора огромной геологической значи­мости, что и было терминологически закреплено введением понятия ноосферы (лс Руа, В.И. Вернадский, Тейяр до Шардсн и др.). (См. биосфера, экология).

ОБОБЩЕНИЕ — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которо­му соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять мно­жества различных вещей и явлений. (См. индукция, абстрагирование, закон).

Ф.В. Лазарев

ОБОСНОВАНИЕ — способ рационального убежде­ния в надежности или в истинности какого-либо выс­казывания, теории, концепции путем приведения в его пользу каких-либо дополнительных аргументов обще­го или частного характера. Существуют три основных способа обоснования: доказательство (дедукция), под­тверждение (индукция) и объяснение. Однако пред­варительным необходимым условием обоснования любого высказывания, теории, концепции является установление их логической непротиворечивости и осмысленности. (См. научное обоснование, объясне­ние, логическое доказательство, подтверждение).

ОБРАЗОВАНИЕ — сфера социально-культурной деятельности, целью которой является хранение и вос­производство накопленных человечеством знаний, умений и навыков в различных областях, создание тех­нологий по успешному усвоению огромного массива имеющихся научных знаний, приобщение к нему как можно большего количества населения, формирова-

ние навыков эффективного и гуманитарно-ориентиро­ванного использования усвоенных знаний. Современ­ное и будущее общество — это социокультурная сис­тема, главным ресурсом функционирования и разви­тия которой становятся объем и качество используемой научной информации во всех сферах жизнедеятельно­сти, особенно в сферах современной экономики, осно­ванной на высоких технологиях. Непрерывное обра­зование подавляющего числа работников в течение всей жизни является абсолютной необходимостью успешного функционирования современного инфор­мационного общества. Непрерывное обучение и само­образование предполагают высокомотивированную и развитую личность. Вот почему реализация целей и задач современного образования невозможна без со­здания соответствующей ей системы воспитания субъектов образования, особенно молодого поколения (школы, лицеи, средние специальные учебные заведе­ния, вузы). Сфера образования тесно связана со сфе­рой науки: во-первых, наука производит основной объем информации, являющийся предметом образо­вательной деятельности; во-вторых, сама образова­тельная деятельность опирается на научные разработ­ки по ее эффективному осуществлению; в-третьих, одной из важнейших задач образования является подготовка будущих ученых-производителей новой научной информации; в-четвертых, большинство со­временных педагогов должно в той или иной мере заниматься научной деятельностью; наконец, в-пятых, многие ученые обязаны непосредственно участвовать в образовательном процессе, передавая свои знания и творческий потенциал. Современная сфера образова­ния требует от общества огромных затрат (более 5% от валового внутреннего продукта), всемерной госу­дарственной, законодательной и общественной под­держки, понимания высокого статуса учителя и его достойного материального обеспечения как одного из главных субъектов современной культуры. (См. педа­гогические науки, научно-техническая политика, об­щество, культура, личность).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, ди-

намику, развитие, историю, так и его отдельных под­систем (экономику, политику, государство, гражданс­кое общество, правовое устройство, духовную жизнь). Основные категории общественных наук: общество, базис, надстройка, классовая структура, тип экономи­ки, управление обществом, мировоззрение, культу­ра, закономерности общественного развития и др. (См. общество, социальные- науки, гуманитарные на­уки, исторические науки, науки о культуре).

ОБЩЕСТВО — высокоорганизованная, иерархи­чески упорядоченная социальная система, воспроиз­водство и функционирование которой в целом, а так­же всех ее подсистем, регулируются определенными установлениями и институтами (экономическими, мо­ральными, правовыми, политическими и др.). (См. социальная система, культура).

ОБЪЕКТ — 1) то, на что в данный момент направ­лено сознание определенного субъекта, его воля. Это может быть и сознание другого субъекта, и свое соб­ственное сознание. В качестве объекта рефлексии вы­ступают и отчужденные продукты самого сознания (теории, понятия, суждения и др.). При таком опреде­лении «объекта», понятия «объект» и «субъект», «объект» и «сознание» являются существенно отно­сительными и соотносительными;

2) то, что находится вне и независимо от сознания неконкретного субъекта, а от сознания трансценден­тального субъекта (или от сознания вообще) («вещь в себе» — Кант»);

3) предметы, данные сознанию через внешний опыт (ощущения, восприятия, наблюдения);

4) предмет, поведение которого полностью детер­минировано извне и/или который не обладает свобо­дой воли и способностью принимать самостоятельные действия.

В соответствии с различными пониманиями «объекта» различают: 1) объекты как элементы мате­риального мира; 2) объекты как предметы чувствен­ного опыта; 3) мысленные (абстрактные) объекты; 4) идеальные (теоретические) объекты. (См. научный объект, субъект, сознание, Я, нс-Я).

ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО­СТИ — объекты, состав которых определен Статьей 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой в 1967 г.:

«...Интеллектуальная собственность включает пра­ва, относящиеся к:

•литературным, художественным и научным про­изведениям;

• исполнительской деятельности артистов, звуко­записи, радио- и телевизионным передачам;

• изобретениям во всех областях человеческой де­ятельности;

• научным открытиям;

• промышленным образцам;

• товарным знакам, знакам обслуживания, фирмен­ным наименованиям и коммерческим обозначениям;

• защите против недобросовестной конкуренции;

• а также все другие права, относящиеся к интел­лектуальной деятельности в производственной, науч­ной, литературной и художественной области». (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ОБЪЯСНЕНИЕ — логическая операция, состоящая в подведении утверждений о фактах, законах под более общие законы, принципы и теории. (См. науч­ное объяснение, закон, вывод).

ОДНОЗНАЧНОСТЬ — единственность значения и/или смысла у понятия или высказывания. (См. неоднозначность, значение, смысл).

ОН — субъект, внеположенный Я. (См. Я, субъект).

ОНО — все, существующее вне Я. (См. Я, субъект, бытие, сознание).

ОНТОЛОГИЯ — учение об основных свойствах, структуре и закономерностях предметной действи­тельности (бытия) в отличие от других разделов фило­софии: гносеологии (учение о сознании и познании), 10/1 аксиологии (учение о ценностях) и антропологии (уче-1о4 ние о человеке). Онтологии различаются по степени

общности и средствам моделирования (религиозная онтология, философская онтология, общенаучная кар­тина мира, частно-научная картина мира и т. д.). Как и всякая теория (учение), онтология любого уровня общности основана на принятии определенных гно­сеологических предпосылок при ее построении. (См. философия, мировоззрение, бытие).

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в филосо­фии и методологии науки (одним из его создателей был американский физик П. Бриджмен), согласно которо­му значением любых научных понятий (особенно в ес­тествознании) является не множество каких-то пред­метов (денотатов) и их свойств, называемых этим по­нятием, а совокупность операций (прежде всего — материальных, физических). Способность к осуществ­лению определенного набора операций (то есть опре­деленной, квантованной последовательности элемен­тарных действий) — есть единственное, необходимое и достаточное условие доказательства того, что вы действительно знаете значение соответствующего понятия, обозначающего эту совокупность операций. Знать значение слова «прямая» означает уметь начер­тить ее; знать значение слова «электрический ток», значит уметь измерить, например, его силу; знать, что такое «одновременность», значит уметь определить ее с помощью конкретного набора физических опера­ций, которые необходимо совершить, чтобы устано­вить ее существование. Поскольку многие понятия современной науки являются высокоабстрактными и ненаглядными, подходить к их определению с помо­щью указания их эмпирических депотатов действи­тельно оказывается во многом бессмысленным и из­лишним. Вот почему операциональное определение многих научных понятий получило столь широкое распространение в современной науке. Было бы, од­нако, ошибочным и неэффективным отказываться от традиционного понимания «значения понятий» и сво­дить научные определения понятий только к их опе­рациональным определениям. (См. определение, зна­чение, смысл, понятие). 1QR

ОПИСАНИЕ — лингвистическая процедура про­цесса познания, состоящая в констатации с помощью слов и предложений естественного или искусственно­го языка предмета познания, его свойств, отношений, закономерностей. Для научного описания характер­но стремление к максимальной однозначности, точно­сти, определенности всех используемых слов (пред­метных, логических и грамматических). В науке одним из главных средств достижения этой цели является ис­пользование языка математики. Описание составляет необходимый начальный этап научного исследования любого предмета, на смену которому впоследствии приходят его объяснение, обоснование, понимание. (См. язык, синтаксис, семантика).

ОППОНЕНТНЫЙ КРУГ - категория психологии науки, введенная М.Г. Ярошевским. Обозначает один из необходимых факторов функционирования и раз­вития науки, как открытой когнитивной системы, а именно то множество ученых, которое по тем или иным причинам критически относится к определен­ным научным идеям, не принимает их, выискивает слабые места в их обосновании и тем самым создает определенное коммуникационное когнитивное на­пряжение, интенсивный диалог между учеными. Так, И.М. Сеченов всегда выступал оппонентом Н.Е. Вве­денского, оппонентом Ньютона был Гете, а сам Нью­тон был непримиримым оппонентом Гука и Лейбни­ца. Подобные примеры оппонирования в науке мож­но множить бесконечно. Иногда в ходе диалога постепенно вызревает и формируется определенная форма консенсуса между сторонниками и противни­ками определенных идей (Эйнштейн и Планк, Гсйзсн-берг и Бори и др.). Позитивная роль оппонентного круга в развитии науки несомненна, так как выступа­ет действенным фактором отбора и выбраковки не­удачных научных инноваций, не говоря уже о защите от проникновения на территорию науки вненаучных, паранаучных и явно антинаучных идей. Частичными издержками обязательного существования в науке оппонентного круга является использование его сто­ронниками своих функций в угоду личному честолю­бию и борьбе за научное лидерство и авторитет в

альное и коллективное, направленное во вне и во внутрь сознания. В более узком значении, наиболее часто употребляемом в науке, «опыт» обозначает «чув­ственное» или «эмпирическое» познание объекта, осуществляемое в ходе непосредственного контакта с ним с помощью приборов. Бинарной оппозицией «опыта» в этом узком его значении является понятие «теория». (См. сознание, мышление, теория).

ОСНОВАНИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ - совокуп­ность принципов и допущений теоретического и эм­пирического характера, которые определяют содержа­ние научной теории. Прежде всего, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее собственная аксиоматика, 2) общенаучная или заимствованная у других фундаментальных наук совокупность законов и принципов, 3) философские основания (онтологи­ческие, гносеологические, методологические, логичес­кие и аксиологические понятия и принципы филосо­фии). Все указанные виды оснований образуют общий базис научной теории, ограничивая и регулируя ее со­держание, так сказать, «сверху». Кроме того, важней­шим видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», является множество утверждений ее эмпирического базиса, аккумулирующих в себе соответствующие результа­ты наблюдений и экспериментов. (См. метатеорети-ческое знание, основания науки, структура науки).

ОТКРЫТИЕ — обнаружение новых объективных феноменов (предметов, структур, процессов, свойств, отношений, законов, констант). (См. изобретение, инновации).

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОС­ТИ — процесс определения полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, инди­видуализации продукции, выполняемых работ или услуг в денежном выражении. (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ - система методов, при­меняемых для определения того, насколько безопасна в применении будет та или иная новая технология, на­сколько она эффективна но сравнению с существую­щими технологиями, и какие преимущества может принести ее применение. (См. техника, технология, этика науки, биоэтика).

Б.Г. Юдин

ОХРАННЫЙ ДОКУМЕНТ - патент или иной до­кумент, подтверждающий права правообладателя на владение и распоряжение результатами научно-техни­ческого характера: изобретениями, полезными моде­лями, промышленными образцами, товарными знака­ми (знаками обслуживания), наименованиями мест происхождения товаров и иными объектами интеллек­туальной собственности. Под правообладателем пони­мается автор, его наследник, а также любое физичес­кое или юридическое лицо, которое обладает исклю­чительными имущественными правами, полученными в силу закона или договора. (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ПАРАДИГМА — понятие, введенное в философию науки американским историком науки Т. Куном. Па­радигма — это общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания. Например, в области астрономии функции такой теории выполняла долгое время (со II в. вплоть до XVII в.) геоцентрическая система Птолемея; в области физики — механика Ньютона (с XVII в. вплоть до XX в.); в области математики — геометрия Эвклида (с IV в. до н. э. вплоть до середины XIX в.). Парадигме принадлежит решающая функция в орга­низации всего процесса научного познания в отдель­ной науке, начиная от формулировки проблем («голо­воломок») и вплоть до их удовлетворительного реше­ния. Когда число аномалий (внутренних противоречий между «курируемыми» парадигмой теорией и опытом) постоянно растет и достигает некоторой интуитивно неприемлемой меры, происходит интенсивный поиск новой парадигмы. После ее нахождения происходит обращение ученых в «новую веру», присяга на вер­ность новой фундаментальной теории, рассматривае­мой ее сторонниками в качестве нового образца по­становки и решения проблем в конкретной научной области. Согласно Т. Куну, смену парадигм is науке и процесс обращения части ученых в новую научную веру невозможно объяснить только с помощью поня­тий логики и опыта. Переход от старой парадигмы к новой, во многих отношениях несовместимой со ста­рой, это сложный, социально-психологический про­цесс, где гораздо легче определеннее зафиксировать сам результат, нежели те причины, которые привели

именно к данному результату, а не к какому-либо другому, также возможному. (См. научная теория, научно-исследовательская программа).

ПАРАНАУКА — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в при­знании их полноправными элементами системы науч­ного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов*и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно подда­ются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной обла­сти. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекаю­щим фактором в ее развитии, требующим значитель­ных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженау­ка, научный консенсус).

ПАСТИШ— одно из фундаментальных понятий философии постмодернизма, обозначающее свобод­ный, гетерогенный, разнородный по составу входящих в него когнитивных единиц (по лингвистической фор­ме и содержанию) дискурс, организованный в неко­торое целое с помощью совокупности логических и лингвистических приемов и средств (суждение, мета­фора, аналогия, сравнение, вывод, восклицание, мно­готочие и т. д.). Именно пастиш, считают постмодер­нисты, является наиболее естественной, адекватной и универсальной формой выражения человеческого знания во всем его объеме, глубине и целостности. Всякая другая форма дискурса и особенно строго ло­гически организованный научный дискурс есть про­явление насилия над языком и естественными зако­нами его бытия. Логически организованный дискурс-сеть вивисекция живой истины, сублимативное се вытеснение и подмена, попытка одной части сознания (рассудка) говорить от имени всего сознания («бунт» lul

части против целого). Однако, законы целого дают о себе знать в науке и в виде проблемы неявного (лич­ного и коллективного знания), и в виде проблемы контекста, интертскста и гипертекста, и в виде про­блемы когнитивной коммуникации (проблемы науч­ного диалога), научного понимания, научного консен­суса. Сторонники абсолютизации логической формы организации научного дискурса забыли простую ис­тину, что естественный закон хотя и можно обойти, подменить суррогатом, но его нельзя отменить. Имен­но здесь простая причина большинства противоречий и неразрешимых проблем позитивистской философии науки, необоснованных претензий ее представителей видеть только в логически организованном дискурсе наиболее адекватный способ представления научной истины. (См. рассказ, постмодернистская философия науки).

ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения, содер­жащиеся в патентах и других охранных документах (первичная информация), а также в документах, явля­ющихся результатом аналитико-статистической обра­ботки первичной информации (вторичная информа­ция). В соответствии с Федеральным Законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и про­цессах, независимо от формы их представления. (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - это соглашение о передаче прав на использование объекта промышлен­ной собственности, т. с. технического решения, име­ющего правовую охрану. (См. промышленная соб­ственность).

Г.В. Бромберг

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность тео­ретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленными традициями, возмож-

ностями (материальными, кадровыми и информаци­онными) и перспективами. Наибольшее внимание в педагогических науках отводится методике эффектив­ного преподавания различных предметов в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, а также методике эффективной подготовки самих будущих преподавателей и воспитателей. Наряду с универсальными принципами образования и воспита­ния, педагогические системы различных стран всегда отражают потребности и возможности этих стран, соответствуя достигнутому уровню их материального и духовного развития, а также пониманию перспек­тив своего будущего. В современную эпоху усиления мирового сотрудничества и взаимодействия одной из актуальных проблем педагогики становятся сближе­ние, конвергенция национальных систем и стандар­тов образования, выработка общих подходов и мето­дик в преподавании к дисциплинам на уровне опреде­лений необходимого объема информации и качества ее усвоения по каждому учебному предмету на раз­личных стадиях обучения. Основные категории педа­гогических наук: образование, воспитание, педагоги­ческий процесс, учитель, учащийся, эффективность образования, управление образованием, уровни обра­зования, формы образования и воспитания, образо­вательное пространство, социальная детерминация си­стем образования и педагогического процесса, психо­логические основы процесса усвоения знания, педагогика и творчество и др. (См. социальная систе­ма, культура, психологические науки, гуманитарные науки).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.