Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сущности искусства (в истории и современности).






Искусство — это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.

Можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов. i.e.в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства — во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства-являлась идеология. Логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей и др.→ необходимо говорить об определенной самостоятельности развития искусства, о возможности его прорыва в сферу нового, неизвестного в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит, в конечном итоге, к расширенному воспроизводству всей культуры. Кроме этого, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк — начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтический герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман М.Горького «Мать», роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и т.д.).

Искусство — это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. То есть искусство — это, прежде всего, творчество, т. е. инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда — одна из самых острых проблем существования искусства — ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они суборидинированы и координированны по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на формирования идеала прекрасного, являются: Природные условия, характерные для данной конкретной культуры, Некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии (надо сказать, что именно эти представления подвергаются наиболее жесткой корректировке со стороны конкретной культуры), художественные традиции данного исторического типа культуры, Национальное представление об идеале прекрасного Социально-классовое понятие прекрасного Субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет все эти представления о прекрасном сквозь призму своего индивидуального творчества, предлагая собственный взгляд на идеал.

Искусство — это особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научного познания идеальным, по преимуществу, является такой вариант, когда субъект (активная сторона в познавательном отношении, тот, кто познает) максимально дистанцирован от объекта познания (то, что познается, пассивная сторона познавательного отношения). Чем меньше личностного в результатах научного исследования — тем лучше это для науки. В искусстве субъект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведения искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме. Отсюда — единичность и уникальность подлинных произведений искусства, и их отличие от способов промышленного тиражирования (отличие подлинника и репродукции). Более того, произведение искусства теряет свою пассивность как объект познавательного отношения и начинает активно вторгаться в сам творческий процесс, задавая художнику новую, внутреннюю логику развития образной системы в произведении искусства (Г. Флобер вспоминал о том, что смерть госпожи Бовари, которую он описывал в своем романе, была пережита им самым почтим как собственная, у него рождались ощущения, сопоставимые с подлинными физическими страданиями). И если мы имеем в виду, что искусство — это творческий процесс взаимодействия с действительностью, (в качестве таковой может выступать не только наличная материальная действительность, но и мыслительная деятельность, творческое воображение, образы подсознания) то задача искусства — не удвоение действительности, а выделение в нем некоторого, общего, типического. Даже самая, казалось бы, частная проблема, получившая свое отражение в произведении искусства, — это претензия на универсальность, прорыв во всеобщее.

Вопрос о сущности иск-ва – вечный вопрос. Роль иск-ва в жизни любого общ-ва явл-тся фундамент-ой. Каждое поколение д. ответить на вопрос о том, что такое иск-во. Сущ-ет целый спектр подходов, связанных с сущностью иск-ва: 1) иск-во как мимесис (иск-во – это гносеол. Феномен). Платон, Аристотель. Постижение мира – задача иск-ва. В эпоху RS иск-во сближает с нк (нк живописи), гегелевская эстетика, эстетика критич. реализма, марксистско-ленинская Э. 2) иск-во как эст. освоение мира, раскрытие эст. ЦЦ, как эст. преобраз-ие мира, путь к эст. идеалу. Неоплатоники, классицисты (подлинная прда – это совершенная прда), романтизм (иск-во – воссоздание соверш. R). 3) иск-во как воспитание (гл. – воздействие иск-ва, содержательность на 2-ом плане), иск-во формирует С. чел-ка. 4) креативная модель иск-ва, иск-во как творч. деят-ть, переделка мира, формотворч-во. Дизайн, промышл. иск-во. 5) иск-во как коммуникат. деят-ть, т.е. способ связи му людьми иск-во как особый язык, иск-во как знаковая система (Лотман) 8) психотерапевтич. подходы к иск-ву (Выготский: иск-во – способ психол-ой обработки чел-ка, катарсис – разрядка). 9) подходы в 20 в.: а) видение вписанности иск-ва в социокульт. сис-му (иск-во – некий орган, кот. сущ-ет ради потребностей социокульт. сис-мы). б) системное видение сущности иск-ва (иск-во системно, т.к. занимает место в системе чел. Б + иск-во – это система возможностей, полифункц. сила, она способствует чел-му в чел-ке. Иск-во – это система, в кот. воспроизводится целостная дух-ть чел-ка). Каган выделяет 4 типа чел. деят-ти (трудовая, пз-ая, ценностно-ориентац., общение). Синтез всех 4-х типов – это худ. деят-ть  иск-во – уникальная часть чел. К, кот. удваивает весь чел. опыт.

Соц. функции иск-ва: 1)инф-коммуникат. ф-ции: сохранение и накопление (иск-во – хранитель опыта чел-ва, часть коллект. памяти); коммуникат-ая (иск-во – организатор комм-ции му людьми, культурами); общение (встреча двух миров, создание некой общности) 2)социально-личностные ф-ции: гедонистич. (непосрдств. эффект – наслаж-ие); эвристич. (иск-во вкл-ет и развивает творч. силы чел-ка, его интеллект. способ-ти); компенсаторная; психотерапевтическая; 3)ф-ции надинд. порядка: соц-организующая (иск-во программирует деят-ть людей, опр. сис-му соц. отн-ий); соц – интегративная (сплочение коллектива, приобщение к нац. традициям, чел-ву).

(ЧУТЬ ПО ДРУГОМУ, ПО АВТОРАМ)

И. с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувствен. выраж-я невербализуемого дух опыта, прежде всего эстетического. Определение сущности ис-ва на протяжении истории претерпевает изменения, и до наст t. не м.б. закреплено однозначно, им. поэтому явл. проблемой.

В ант-ти термин-м «и» обзнач. всю широкую сферу искусной практической и теоретической деят-ти, кот. треб. опред. практич. навыков, обучения, умения. В разряд ис-ва попадали и типичн. ремесла (плотницк. дело, гонч-е пр-во), науки (арифметика, диалектика) и то, что новоевроп-я эст-ка отнесла к и., т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, арх-ра, живопись), ис-ва как концентрир. выраж-е эстет. опыта.

Античность видела происх-е ис-ва (гр.techne) в энтузиастическом, божественном. Счит, что поэты, муз-ты, танцоры получ свои знания непоср. в энтузиастическом (энтуз-м - божественное воодуш-е, ниспосланное свыше) экстазе непоср. от дочерей Зевса – муз, -мусические ис-ва. Этой линии, в далнейшем придерживалась платоновско-неоплатоническая эст-ка.

Аристотель относил и. (равно творчество-poiesis) к чел. разуму, складу души, «истинному суждению», напр. на созд-е того, чего еще нет, что не может возникнуть естественным путем: «это некий причастный к истинному суждению склад души, предполаг. тв-во». Призв-я и. равноценны природным объектам.

Трактат Ар-ля «Об ис-ве поэзии» посвящ. осн. принципу и.-подражанию (мимесис). По миметическому признаку Ар-ль различал ис-ва на созидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подражающие уже существующим в природе вещам. Теория подражания строится на учении о бытии, диалектике формы и материи. Кажд. вещь есть единство формы и материи. Худ. тв-во: переход материи в форму и формы в материю. Согл. Аристотелю, все, что созд-ся ис-вом, возник-т из соотнесения материи с формой, кот. содерж. в душе чк. Форма не творима, она лишь реализуется в материале. Творч. деят-ть – реализация того, что наличествует в душе чк. Худ-к не творит новых форм и не создает ничего нов., чего не было бы в природе. Он т. умело сочетает форму, хранящ-ся в его душе с материей. Все ис-ва по своей природе явл подражательными. Подр-е - деят-ть, к кот. чк. склонен по природе, оно носит познавательный хар-р.

Христ к-ра в понимании сущ-ти ис-ва опир. на теории антич-х авторов. С эпохи Возрождения ис-во нач. отл-ть от науки и ремесла и усматривают в качестве его сущности его эстет. специфику. В спец класс выдел ис-ва, цель кот. изображение или созд-е прекрасного, возбужд-е эмоц впечатл-я, т.е. выражение невербализ. эстет. опыта. К сер. 18в такое понимание ис-ва закрепл. термином «изящные ис-ва»(музыка, поэзия, живопись, скульптура)– т.е. акцент нач. ставиться на неутилитарности, ортениация на прекрасное и возвышенное и эстетическое наслаждение).

Кант усматривает сущность иск-ва как занятие, кот. приятно само по себе, сранив-т ис-во с игрой. Цель кот.- чув-во удовольствия и специфич. познание, скорее прозрение – ис-во как откровение.

Гегель критиковал упрощенное понимание миметического принципа ис-ва как подражание видимым формам реальной дейст-ти. Г. в качестве важней-й предмета выдвигал идеал. Диалектич. хар-р природы идеала: соразмер-ть формы выражения выражаемой идее, объедин. общезначим-ти и индивид.содержания. Идеал – подчин-ть всех эл-в произ-я единой цели. Пр-е ис-ва – продукт чистого духа.

Три стадии: символическая(нет адекв-х форм выражения, Др. Восток); классическая (форма и идея достиг-т полной адекватности; Др.Греция); романтическая(духовность перерастает конкр.формы чувств-го выраж-я, дух рвется в иные формы самопозн-я – религию и фс.; ис-во исчерпывает свои возмож-ти). И. – инобытие абсол. духа.

Марксизм определяет сущность ис-ва как форму общественного сознания, кот. отражает общ. бытие и его классовую сущ-ть. И. появл. в рез-те опред. соц потребности.(опред. сущ-ти И. в социологич-м ключе – социолог. концепция).

М выделить след. трактовки сущ-ти И.: (по А.Ф.Еремееву, «Границы иск-ва»)

Гносеологическая: Идея И., достоверно познающего R(И.-зеркало). Аристотель, Гегель(И.-непоср. созерц. истины), Черныш-й. И. раскрываеи О-ю сущ-ть чк в его дух стан-и. В данной тракт-ке не раскрыв-ся. сущ-ть ис-ва, нго отл-е от нк и фс.

Деятельностная: И. –единство 4-х видов деят-ти: преобразовательной, познав-й, ценностно-ориентац-й, коммуникативн. Продуктивно-творч. хар-р худ.деят-ти: восприятие, осмысление, интерпрет-я. По Еремееву, здесь не вскрыв-ся специфики ис-ва. Еще одна попытка опред-ть сущ-ть И. ч/з один абсолютизир-й признак.

Аксиологическая: И. представляет собой духовно-ценностный синтез в конкр. об-ве, оно выполн-т f-ю транслирования ценн-го отношения к действительности.

Феноменологическая: И. моделирует особую реальность, некую феноменологич. данность, кот. восприн с пом-ю воображения и переживания. И. моделирует поток опред. видимостей сознания, кот. несет в себе дух.ценностную информацию.

На рубеже 19-20вв нач развив. отдельн. дисциплины, посвящ ис-ву: психология И., социология И, семиотика И., в рез-те из поля зрения выпад. эстеитч. ядро ис-ва, что привело во 2-й половине 20в, к полному размыванию границ И как худ.-эстет. феномена. Этому спос-ло появление ряда новых

Ис-в, осн-х на достижении новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, видеоклипа.

На сегодн. день в культуре сформиров-сь полисемантичное многоуровневое смысловое поле фс. И-ва, включ-й. общий для европ-й к-ры комплекс сущнос-х хар-к ис-ва, и множ-во частных пониманий, противополож-х друг другу, но в целом укладыв-ся в классич-ю европейскую фс. И.

Сущность классич. евр. фс. И. сводится к пониманию его как миметической деят-ти, ориентир. на выраж-е красоты. М.б сформул. след образом: -И. вторично в Универсуме. Его произ-е – дело рук чк. Они сотворены по принципу подраж-я об`ект-но существующей. R в худ образах(понимаемых от зеркальн. копий до условн. знаков), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания никакими др. ср-ми. Сущ-ть И. в евр. трад-и всегда связ. с красотой, прекрасным, поэт. И. в конечн. счете понималось как выр-е или созидание красоты, доставл. S`ту восприятия эстет. наслажд-е.(Р.Гаманн)

Адорно: всякое общее определение И – опред-е того, чем оно стало. Ретроспективн. ед-во определений. И. не абстрактно, оно пребыв. в живом становлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.