Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное время и социальное пространство.






Человек живет не в ньютоновском мире, а в социальном пространстве и социальном времени, созданном людьми. До 19 века ¼ часа была самой большой единицей, сейчас до доли секунд. Время и пространство оказываются формами человеческой деятельности, континуально-дискретными единицами. Типы общества являются разными типами организации социального пространства и социального времени. Социальное пространство и социальное время не существуют порознь, время связывает разные пространства, в пространство обуславливает разно использование времени. Расписание, связывающее не аудитории а разные типы деятельности. Общество нормально функционирует соблюдая социальное пространство и социальное время. Каждый новый тип общества это перестройка социального пространства и социального времени. Социальный хронотоп меняется и обусловлен деятельностью людей, полисубъективным образованием – обществом.

Соц. t и соц. S – это категории, кот. хар-ют соц. Б как процесс сочетающихся и сменяющих др. др. деят-ей людей. Соц. t фиксирует устойчивость соц. форм и их воспроизводимость; соц. S представляет движение чел. Б. в виде опр. координации людей, их действий и предметных усл-ий, средств и рез-ов их жизн. процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Во времени фиксируется последовательность событий или смена вещей др. др-м, в пространстве – сосуществование вещей. Соц. хронотоп подразумевает определенный порядок связи соц. вр-ни и соц. пр-ва как форму воспроизводства чел-й д-ти.

С изменением содержания и интенсивности чел. деят-ти, модифицируется и представление о соц-м хронотопе, с помощью которого определяется соц. бытие. Т.о. от абстрактного, " пустого" прост-ва времени классической науки и философии, мы переходим к наполненному действию и событию чел-й жизни соц-му времени-пространству.

Соц. t-S имеет не-физич. х-р, т.е. оно задается не движениями тел, а соц. формами возобновления чел. деят-ей. Формы соц. S неявно выражают соц. t, они обусловлены системами чел. деят-ти. В разные эпохи на первый план выступали различные формы S-t-го освоения и предст-ия мира: в основе древнеегип. К – горизонталь, Др. Греция – круг (и в пр-м и во вр-м отношении), СВ-е – вертикаль, VR – поиск средств для глубины S, в Новое время доминантой стан-ся t. В эту эпоху абстр. S и абстр. t – организующие принципы теор. и практич. деят-ти людей. Абстр. S и абстр.t сохраняют значение абсолютных и объективных координат до конца 19 в. Абсолютных в смысле независимости от каких бы то ни было систем, объективных, т.е. внешних по отн-ию к конкр. природным и соц. фактам. В 20 в. идеи историзма нач-ют проникать в ест/зн-ие. Возникает осознание единства пр-вр – теория относит-ти, кот. связала воедино движение, S и t и поставила перед всеми задачу иссл-ия S и t как форм Б конкр. природных и соц. сис-м.

Таким образом, S-t явл-тся важнейшей составляющей порядка вещей и людей, что обеспечивает протекание повсед-ой ж. людей, их общение, уклад личностного Б. Форм-ие чел. индивида, становление его личности в значит. мере детерминировано приобщением его к существующему порядку S-t: процесс социализации основан на постепенном включении в соц. вр-я и соц. пр-во.

Соц. фс 20 в. сфокусировала внимание на знаково-символич. аспектах бытования чел. предметов, на их способности представлять разл. языки, формы К, соц-ти, З., дух. связей. Все это намечало метафизич. план бытования соц. предм-ти, ее вкл-ие в разннобраз. связи Б. Метафизика соц. фс – это не попытка преодоления физ. логики (способа понимания вещей), но установка на разоблачение нк, кот. оперирует бескачественными вещами, одномерными хар-ми людей и предметов из ж/деят-ти. Соц. фс как метафизика анализирует способ-ть физ. логики служить основой, стандартом чел. рац-ти. Она ищет и находит такие способы рац. и науч. деят-ти, кот. не противостоят Б. и пз конктр. чел. индивидов, но выявляют формы их Б и пз, углубляют предст-ия о ж. людей. Соц. фс м. назвать соц. онтологией, кот. описывает соц. динамику и стрру соц. процесса, его конктр. формы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.