Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное бытие как деятельность людей.






Социальное бытие – это, прежде всего, процесс. Это процесс постоянного взаимодействия людей, некоторых групп, более больших общностей, наконец, индивидов посредством их деятельности. Социальное бытие – сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей. И оно может быть понято как воспроизводство, становление, которое возможно благодаря активным деятельностным членам социального бытия.

Эти измерения, в отличие от физических, создаются и меняются только людьми. Здесь мы из-за активного отношения людей к окружающему миру вышли на понятие «деятельности». Таким образом, деятельность есть тот процесс, который связывает все фрагменты социального бытия.

Деятельность в соц.фил. выступает методологическим принципом, с помощью которого соц. бытие рассматривается как длящийся процесс: включающий в себя одновременно, развитие (качественное изменение) и устойчивость (воспроизводство соц. процессов).

Элементы социальной структуры существуют дискретно: как индивиды, так и вещи, - поэтому деятельность, понимаемая как воспроизводство элементов социальной структуры в их связанности, позволяет сохранять социальному процессу континуальность и создает особый тип социальной длительности: общество представляется процессом связанности индивидов не только в пространстве, но и во времени. Деятельность оказывается средством перемещения и воспроизводства социального опыта: социальных практик и навыков. На этом основании можно охарактеризовать д-ть как динамичный объект, как полисубъектное образование: процесс деятельности складывается из отдельных актов, в каждом из которых этот процесс вопроизводится к-либо субъектом.

Человеческая д-ть опосредована вещами, с помощью которых связь между людьми может носить характер дальнодействия, за счет особой природы вещи: вещь несет запрограммированные схемы деятельности, не обнаруживаемые вне включенности в чел-ю д-ть, – т.н. сверхчувственные связи. Подобно вещам, имеющим наряду с чувственной (физической) природой сверхчувственную, человек также оказывается носителем социальных смыслов, не обнаруживаемых вне включенности в процесс соц-й д-ти: взаимодействия с вещами и людьми (вещи как и люди транслируют социо-культурный опыт, культурные ценности).

Деят-ть чел-ка как минимум 3-хмерный процесс, т.к. она вкл-ет в себя отн-ие чел-ка к предмету, его отн-ие к др. чел-ку (обществу, личности) и к самому себе: соответственно – предметная д-ть (предм. асп.), общение (совместный асп.) и самореализация (индивидный асп.).

Предметный аспект. Чел-к существует предметно: 1. в процессе преобразования создаются предметы как носители сил и способностей; 2. чел-к сам выступает в процессе преобразования носителем сил и навыков и использует предметы для преобразования; 3. предметен сам процесс соц-го воспроизводства, который основывается на освоении социальных качеств, выраженных предметно в вещах;

Совместный аспект (Общение): - важнейший компонент чел-й д-ти, характеризующий процессы аккумуляции, передачи и воспроизводства социального опыта; - общение выступает вместе с тем условием контакта с вещами (как навыки прочитывать социальные смыслы) и условие разворачивания чел-й индивидуальности. Особенности общения как компон. чел-й д-ти: - возможность выходить за пределы непосредственного контакта (как в простр-ве, так и во времени); - обеспеченость предметным характером чел-й д-ти.

Индивидный аспект: - внутреннее условие развития коммуникативных аспектов чел-й деятельности, гарант развития и воспроизводства соц. бытия.

Понятие Д. служит для того, чтобы понять общество как живое, активное, движущееся (общество как процесс). Об-во – это не машина, это то, что возникает повседневно из Д. людей. Устойчивость общества обеспечивается его постоянным воспроизводством в Д. людей.

Социальный процесс разворачивается во времени длящихся, сочетающихся и сменяющих друг друга человеческих деятельностей; вместе с тем он " стягивается" в пространстве, где эти деятельности предстают относительно стабильными структурами, кристаллизуются в предметных условиях жизни людей, " сплетаются" в их непосредственное общение.

Социальное бытие как деятельность людей. Совместный, предметный и индивидный аспекты чел деятельности. (Никитин: соцбытие – обмен деятельностью (Парсонс), это и есть бытие об-ва. Аспекты: совместн – деятельность одного всегда обращена к деятельности другого, предметн. – посреднич., чел деят-сть всегда предметна, напр. На что-л., индивидный – чел деятсть объединена, но разобщена, действуя, чк ощущает что действие исходит от него)+ видимо, люди, вещи. Связи, инд способен освобождаться от конкр соц форм, предметн – обособл особую форму. Обво- благ. Вещным зависимостям. Эк-ка высветила функционир-е и разв-е связи людей через пр-во, с начала 18в(вместе с выделением таких самост. наук как социология, политэкономия, политология) взгляд на эту проблему изменился. Поэтому вопросы: Как жить в таком обществе? Что это за бытие? Какие законы управляют им? Соц. бытие - это, п. в., процесс. Это процесс постоянного взаим-я людей, нек. групп, более больших общностей, наконец, индивидов посредством их деят-ти. Т.о., деят-ть есть тот процесс, кот.связывает все фрагменты соц. бытия. Говоря о фрагментарности соц. бытия, следует подразумевать то, что оно состоит из многочисленных, но отдельных актов, взаимодействий. Именно в этом проявляется его дискретность, то есть его разделённость. Тогда как же возможна некая целостность? Как можно ухватить общее? Попробуем решить эту проблему, отталкиваясь от понятия «опыт». Неоспорим тот факт, что опыт есть результат чел. активности. Более того, опыт является вневременным феноменом. Опыт прошлого органично вливается в нашу реальность. Люди могут отделять его от себя и передавать («переплавлять»), причём на любые расстояния: как через пр-во, так и через время. Благодаря деят-ти, кот. мы можем прикладывать к к-л объектам. Т.о., вследствие этого наша жизнь м/б представлена как целостность, другими словами континуум. Теперь следует более чётче разъяснить понятие «деятельности». Н/ сделать пояснение, что деят-ть можно понимать двояко: деят-ть как объект и как принцип. В перв. случае деят-ть является предметом изучения к-л науки. А во втором - способом познания любых объектов. Рассмотрение деят-ти как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей чел. бытия.В рез обнаружим в них воплощения и следы чел. деят-ти, раскрываем способ их «жизни» в соц. процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитого и раздельного (континуального и дискретного). Вещи чел. мира в таком освещении показывают свои соц. значения, свою наполненность чел. силами и способностями. Так, выявляется предметность чел. деят-ти, её реализуемость в материале и её зависимость от материала. Однако предметность деятельности, означает социальность её, ибо предмет не замыкает чел. самореализацию, а открывает её соц. миру, др. чел., представляет её разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» её в пространстве и времени соц. процесса. Связь предметности и социальности деят-ти -её соц. характер не свод. к её совместности, т.е. что индивид. деят-ть чел. тоже является социальной, т.к. она реализует (выявляет, создаёт, достраивает, синтезирует) чел. силы и способности и т.о. участвует в воспроизводстве соц. процесса. Иными словами, деятельность без самореализации индивидов попросту невозможна. Предметность и социальность деятельности продуктивно реализуются только при наличии самореализации.В этом и заключается чувственный (как предметность) и сверх-чувственный (наличие в вещах скрыт. кач-ва, то, что привносит социальность) характер соц. бытия. Одновременно мы можем уловить наряду с материальной стороной некое непроявленное смысловое содержание, новые, доселе неизвестные качества вещей. Эти кач-ва «живут» только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей., в динамике воспроизводства и обновления.

Понятие социального бытия является фундаментальным для социальной онтологии как учения о бытии общества. СБ трактуется в качестве процесса, в формах его воспроизведения и обновления, в формах, сочетающих различным образом его воспроизводство и изменение. СБ предстает как становление и в связи с этим важна роль человеческих индивидов в социальном бытии. В этом плане взаимосвязанное бытие людей оказывается фундаментальным слоем бытия, а различные сочетания индивидного бытия людей обнаруживают значение «ядерных» сил и структур социального процесса.

В своем предметном бытии индивид оказывается связан через средства жизни и деятельности со множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал, те субъект вступает в связь с людьми, непосредственно с ним не связанными. Получается, что люди могут транслировать свой опыт. Человеческая д-ть опосредована множеством субъектов и создаваемых ими вещей, связь между людьми – это некоторое дальнодействие. Вещи обладают сложной природой – тем, что мы видим и чем-то еще. Без д-ти человека вторая природа вещи не раскрывается, самое важное в вещах скрыто. Человек тоже является носителем скрытых соц качеств, их нельзя увидеть в зеркале, но только в деятельности. Человек является субъектом обнаружения того социального опыта, который заложен в вещах. В процессе д-ти обнаруживаются и используются соц качества вещей. Вещи нам нужны, чтобы обнаруживать схемы, которые в них опредмечены. Способность человека открывать в предметах их сверхчувственные социальные свойства предполагает и в нем носителя и творца подобных свойств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.