Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория знания: знание, мнение и вера. Знание и информация.






Знание – зафиксированная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых объектов, предметов и явлений окружающего мира. Знания – конечный итог познания. Всякое сознание существует в форме знания. Знание есть не только приобретение опыта в сознание путем структуризации, обозначения его элементов, не только фиксация опыта в социальной памяти. Оно является способом трансформации знаковых систем, сознания, деятельности и общения, придания им новой формы, т.е. нового смысла и значения. Знание возникает как осмысление человеком контекстов его опыта. Различают 3 смысла словоупотребления термина «знание»:

1- имеют в виду, говоря о предрасположении, способности, умении, навыке, которые базируются на осведомленности как что-либо делать, осуществлять.

2- подразумевают в случае идентификации знания с познавательно значимой информацией. Знание здесь заключает специфически ценностное отношение S-та к истине. Признание истины по субъективному основанию коренится в особом характере S-та и имеет 3 ступени: мнение, вера и знание (Кант “КЧР”). Кант говорит о том, что признание чего-то истинным требует не только объективных оснований, но и субъективных причин в душе того, кто высказывает суждение. Если это суждение значимо для всех, тогда признание его истинности называется убеждением, а если оно значимо только для некоторых, то оно называется уверенностью. Для Канта истинность основывается на соответствии с объектом, поэтому все люди (познавательные способности у всех одинаковы) должны одинаково воспринимать истину и выражать ее в суждении. Утверждать, по мнению Канта, можно только то, что приводит к убеждению. В отношении убеждения признание истинности суждения имеет три ступени: мнение, веру и знание. «Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность – достоверностью (для каждого)».

3- смысл соответствует специализированному толкованию знания как особой познавательной единицы. В отличии от задачи когнитивных наук, философский анализ знания связан прежде всего с пониманием его не как информации о внешней и независимой реальности, но, напротив, как элемента мира человека, говорящем о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность.

Следует отметить, что данная Кантом классификация не универсальна. В религиозной философии, например, очень часто веру называют высшим способом познания и даже противопоставляют веру и знание. Так русский философ Лев Шестов полагал, что знание является результатом грехопадения, оно вводит человека в мир необходимости. Стремление к знанию несет с собой грех, потому что в нем (в стремлении) заложено желание человека сравниться с Богом, который якобы все знает. Но, по мнению Шестова, Бог не обладает знанием вообще. Освободиться от соблазна познания можно только при помощи веры.

Знание можно трактовать по-разному, в зависимости от того, какой гносеологической модели мы придерживаемся.

1.Объективистско-реалистская модель: подчинена принципу реальности. Знанием является только то, что в той или иной форме (той или иной степени) соотносимо с миром самих вещей, предметных связей и так или иначе зависимо от них. Знания это совокупность познавательных образов, обладающих сходством с познаваемым объектом, являющихся его портретной (зеркальной, фотографической) копией. Подобный критерий знания, во-первых, отсекает от него мир грез и фантазий и все то, что построено на голом воображении; во-вторых, максимально стремится оградить мир знаний от привнесений, идущих со стороны самого познающего. Знание отличается от мнений, верований, идеалов, норм, оценок и пр. Исходя из этого внутренняя логика, принуждаемая принципом реальности, заставляет совершить такой ход мысли: раз в знаниях раскрывается мир вещей (процессов, связей, отношений, изменений, свойств и пр.) как они есть сами по себе, значит, в знаниях перед нами предстает подлинное бытие. Такая трактовка знаний знакома нам – она отвечает духу платоновско-аристотелевской традиции.

2. Конструкционистская гносеологическая модель: здесь сконструированный познаваемый предмет собственно и является искомым результатом - продуктом познавательной деятельности. Поскольку конструирование происходит благодаря тому, чем располагает познающий субъект, значит, знания в самом первом приближении можно определить как своеобразные трансформации способностей познающего субъекта. Никакого воспроизведения сущности познаваемого в знаниях не происходит. Скорее, в знаниях мы имеем мир, являющийся человеку. Кант: Оценивая современную ему науку, обнаруживает в ней такую отличительную особенность, которую до него философы не фиксировали: Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, заставляет природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее на поводу. Выходит, что своими открытиями ученые обязаны в первую очередь себе самим, а не их обнаружению в действительности. Мы думаем, что одна из важнейших целей человечества получать знания о природе, те природа главный О познавательной деятельности. Кант устраняет эту очевидность, рассуждая то: мы сами вносим порядок и закономерность в явления, называемые нами природой, и их нельзя было бы найти в явлениях, если бы мы или природа нашей души не вложили их первоначально. Для него атрибутивной составляющей любого рода знаний является то, что наша познавательная способность дает от себя самой. В этом смысле и для него знания это своеобразные состояния познавательных способностей субъекта, а именно: чувственного созерцания, рассудка, разума. Существенный признак знания, по Канту, в его интегрирующей, объединяющей, упорядочивающей хаос впечатлений функции - синтез многообразного порождает знания; он считает, что связь есть единственное, которое не дается объектом, а может быть создано только самим субъектом.

3. Символическая модель: знания это символическая (=языковая, словесная) реальность, являющая в смысловых образах сущность познаваемого. Для этой модели целью является понимание. Познание оказывается не чем иным, как осмысленным общением человека с окружающим его миром смыслов. Познание как понимание выводит гносеологию в тематическое поле герменевтики. Знание - не чисто ментальное или какое-либо другое психическое образование, оно слито с языком, они не разделимы и составляют единое целое: язык и представляет собой реальность знания, он есть знаниевая реальность. Знания по сути своей являются объектно-субъектным образованием; и в этом пункте эта модель противостоит и 1ОГМ, (трактующей знания как копию, образ, репрезентацию объектов) и 2ОГМ (привязывающей знания к субъекту).

Понятие информации уже не имеет никакого отношения ни к Канту, ни к религиозной философии. В науку это словечко было введено в 1928 году Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемым по техническим каналам связи (заметим, безотносительно к содержанию этих сведений). Информация, дошедшая до адресата, всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. В 40-е годы другой американский ученый К. Шеннон придал этой мере количества более универсальную форму: количество информации стало пониматься как величина энтропии, на которую уменьшается общая энтропия системы в результате получения этой системой информации. Иными словами, информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности, предсказуемости, вероятности: чем менее предсказуемо сообщение, тем больше информации оно несет для получателя. Проблема информации многоаспектна и в общенаучном, и в философском плане. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение информации с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия, в гносеологическом аспекте – соотнести информацию с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями, в логико-методологическом аспекте – выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов. В обыденном языке информация – это термин, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, в обыденном смысле информация есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта – содержательная – сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной. По-видимому в соотношении знания и информации следует делать акцент на техническом, функциональном и количественном характере информации в противоположность качественному и гуманитарному характеру знания.

Обоснование знания:

1. античность впервые связала науку с теорией (наука - это теоретическое знание), theoria - " рассмотрение, исследование", умозрение, духовное созерцание абстрактных вещей, но оно основывается на логическом выведении, опирается на некоторые исходные принципы, аксиоматическое дедуктивное построение (аксиома - исходный, ни из чего не выводимый принцип). Цель - достижение истины.

2. новоевропейская наука - отказ от сверхчувственного опыта, идеи имеют достоверность только тогда, когда подтверждены органами чувств. Мыслимый эксперимент.

3. настоящее время - научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Теории неизбежно присущ гипотетический элемент, она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает её менее достоверной, вероятной.

У человека, в отличие от животного, информация познания опирается на знак. В знаковых системах человека мы имеем именное кодирование. Необходимо различать обыденный опыт и опыт научный. Может ли ТП опираться на чувства? Где есть близость к обыденной жизни, там философии нет!

Г. Риккерт выступал против тех философов, которые пытаются обосновать свою философию непосредственными переживаниями. Наши переживания внутри эпистемологии ничего не доказывают. Интуиции и переживания не должно быть в философии.

Б. Спиноза. Если мы ничего не переживаем, только тогда философствуем.

Парменид: Знание достигается лишь чистым разумом. Мнение – результат чувственного восприятия. Чувства говорят, что вещи рождаются и умирают, но это не так для разума. Настаивая на сохр. переживаний, мы настаиваем не как философ!

Платон считал, что предмет знания – идеи, а предмет мнений – чувственно воспринимаемые вещи. Мнения относятся к единичным вещам, но наука не занимается инд. вещами. Она занимается идеями. Чувства – препятствия на пути к познанию.

Кант. Объективные основания – общезначимые аргументы достаточные для того, чтобы каждый разум их признал. Субъективные основания – наши убеждения в истинности.

Знание – такое утверждение, которое имеет как достаточные объективные, так и субъективные основания для признания его истинности.

Верование – утверждение, которое имеет достаточные субъективные основания, но недостаточные объективные для признания его истинности. Догматические верования не требуют дополнительных условий («Каждый из нас верит, что он человек»). Прагматические верования – нужны условия («Если…, то…»). Жесткой границы между мнением и прагматическим верованием не существует.

Мнение – некие утверждения, которые мы признаем истинными при отсутствии достаточно объективных и достаточно субъективных оснований. В отличие от знания во мнении нет обоснований.

Жесткой границы между мнением и прагматическим верованием не существует.

Всякое объективное знание имеет форму суждения (И.Кант).

Информация - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Информация передается, раскрываясь в каким-либо носителе – сообщении. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется через категорию информации.

Всякое знание есть истинная информация, но не всякая истинная информация есть знание:

А) Знание – такая истинная информация, которая обосновано признается истинной.

Б) Знание – такая ист. информация, которая признается ист., известна и принимается всеми.

В) Знание – такая истинная информация, которая является интерсубъективной.

Г) Знание обладает определенной целесообразностью, имеет некоторую ценность.

Говорить «Я знаю» имеет смысл тогда, когда вы надеетесь с этой помощью разрешить чьи-то сомнения. Иначе говорить «Я знаю» - абсурдно.

Мы не можем сомневаться во всем. Знание там, где есть сомнение.

Витгенштейн: Знание лишь там, где мы имеем реальные средства для разрешения реальной ситуации.

Гадамер: сомнение = преднамеренная ложь. Мы не можем сомневаться по собственной воле. Процесс мышл. вызывается неким конфликтом. Приятного мышления не бывает. Полная достоверность знания не достижима.

Поппер: Мы лишь бесконечно приближаемся к истине. Всякое знание содержит ошибку.

Авторитеты, в отличие от малоизвестных авторов, не подлежат сомнению – Ср. века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.