Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.А. Сухомлинский о требованиях к педагогическому коллективу






В.А. Сухомлинский вырастил замечательный коллектив педагогов. Он заботливо подбирал учителей в свой коллектив, помогал их росту.

«Что значит хороший учитель?» - опрашивал Сухомлинский. И сам отвечал: «Это, прежде всего, человек, который любит детей находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка».

Хороший учитель - это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предает, влюбленный в нее, знающий ее горизонт, новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы становится учитель, который сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьется его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию.

Хороший учитель, в-третьих, это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании, работать с детьми невозможно.

Хороший учитель - это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. Очень важно, чтобы в школе был прекрасный садовод и человек, влюбленный в машины, и мастер электротехники, и столяр, и растениевод. В хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

...Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, - это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через 3-5 лет после окончания вуза учитель должен знать в 3-5 раз больше, чем он знал в первый год своей работы. Если этого нет, то ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупление, т.к. преподавание, не согретое, не озаренное стремлением учителя к знаниям, превращается в тяжелую для него повинность, в бремя, а у ребенка отбивает охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности.

Сухомлинский никогда не ходил на один урок к учителю - только на систему уроков - 12-15 дней подряд. Первые 3 года он не бранил молодого учителя - только хвалил, только подбадривал, вел от маленького успеха к другому.

Кстати, заботился о том, чтобы поддерживать начинающих материально. Через 3 года молодой учитель или навсегда оставался в Павлышской школе, или уходил.

...Дух школы легко уловить, просидев тихонько в учительской час или два: о чем разговаривают между собой учителя? Учительская в Павлышской школе - единственное место, где, кроме расписания на стене и этажерки с прекрасно подобранными книгами по педагогике и психологии, ничто не напоминает о школе. Домашняя мебель, аквариум с рыбками - все мягкое, тихое: учитель должен, по мнению Василия Александровича, отдыхать в учительской. Здесь раз и навсегда запрещено говорить о болезнях, недомоганиях, семейных неприятностях. В учительской должно царить бодрое, веселое, деловое настроение.

Из 35 учителей Павлышской школы при Сухомлинском высшее педагогическое образование имели 25, незаконченное высшее - 1, среднее педагогическое - 7, общее среднее образование - 2. В коллективе было 15 мужчин, 20 женщин. В школе работали: 2 человека от 25 до 30 лет; 6 человек - от 20 до 25 лет; 12 человек - от 15-20 лет; 5 человек от 10 до 15 лет. Таким образом. 25 человек работали в школе не менее 10 лет.

Большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителей имеет ознакомление с проблемами науки, техники, искусства, духовной жизни общества. Примерно 2 раза в месяц учителя читали для своих товарищей лекции по научным проблемам. В 1961-65 гг.были прочитаны следующие темы: «Мозг и сознание», «Физиологические основы памяти», «Классическая генетика и школьная биология», «Социальные и бытовые причины преступности среди подростков в нашей стране...».

«Любой наш учитель, - писал Сухомлинский, - знает любого из 570 учеников, без этого мы не представляем полноценной духовной жизни коллектива: знает среду, в которой формировалась личность ребенка до поступления в школу и формируется в настоящее время; знает особенности его мышления, знает индивидуальные черты его характера». Два раза в месяц в школе проводятся заседание научно-педагогического совета или психологического семинара, посвященного исключительно ребенку.

Сухомлинский убедительно писал, что «педагогика должна стать наукой для всех» и для учителей, и для родителей. В школе пытаются дать каждому родителю минимум психолого-педагогических знаний.

В Павлышской школе есть, «Книга отзывов». Вот некоторые из записей: «На мой взгляд, это лучшая школа на свете» - Ирина Печерникова. «Я в этой замечательной и содержательной школе пробыл только один день, но получил столько, сколько в институте за 4 года», - М. Манукян, директор школы. «Удивительно прекрасный человек современности» - работники Актюбинского ОблОНО.

Часто бывает, что личная трагедия опустошает, убивает человека, а бывает, как это случилось с Сухомлинским, придает новые силы, и человек становится мужественнее и сильнее духом, Таким человеком был Сухомлинский. В редакцию журнала «Юность» пришло письмо от женщины, которой удалось благодаря советам Сухомлинского сохранить семью, стать по-настоящему счастливой. Она пишет: «Жизнь и творчество Сухомлинского - национальное богатство, которое надо беречь как зеницу ока. Когда родится еще один Сухомлинский? Через 50-100 лет? А может быть еще позднее?»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.