Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.С. Макаренко о трудовом воспитании и политехническом образовании






 

В педагогической системе А.С. Макаренко проблема трудового воспитания занимала ведущее место. А.С. Макаренко исходил не только из того, что он работал в трудовых колониях, но из того, что жизнь человека немыслима без труда: трудом создаются материальные и духовные ценности, отношением к результатам труда определяются отношения людей, статус человека в обществе. Труд – это такая деятельность, через которую проходит каждый человек без исключения, какие бы задатки и способности он не имел, к какому бы социальному слою он не принадлежал. Труда никто и никогда не может отменить, он является условием существования и развития общества; изменяются лишь виды, характер и отношение к его результатам.

Внимание к воспитанию в труде в истории педагогической мысли всегда имело место. Достаточно сослаться на древних мыслителей: когда с греческим мудрецом Антисфеном заговаривали о роскошной и беззаботной жизни, он неизменно отвечал: такую бы жизнь пожелать детям врагов наших. На протяжении истории всей зарубежной и отечественной педагогики одни педагоги относились к труду как методу, возможности воспитания (Коменский, Локк, Руссо), другие – как специальной задаче воспитания (Песталоцци), как возможности перехода от одного строя к другому (Томас Мор, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.); утверждению того, что не всякий труд способствует нравственному совершенствованию личности и развитию его психики (К.Д. Ушинский).

В результате поисков мыслителей проблема «трудовой школы», «трудового воспитания» на рубеже XIX – ХХ веков стала «магической». Одни считали, что ручной труд надо ввести в школу как учебный предмет, приобретаемые трудовые умения и навыки будут полезными при изучении других предметов. Другие считали, что труд в школе способствует выработке таких черт характера, как старательность, добросовестность, исполнительность, тщательность в выполнении работы, т.е. в конечном счете – воспитанию гражданина. Третьи труд в школе рассматривали как разнообразную самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Естественно, что во всех этих подходах есть рациональные зерна, но они в основном были ориентированы на народную школу, которая не ставила целью дать всем серьезное научное образование.

Необходимость органической связи научных знаний с трудом, а затем идею политехнического образования как основного пути всестороннего развития личности впервые обосновали классики марксизма, ссылаясь на закон перемены труда, который в условиях развивающегося производства как вопрос жизни и смерти потребовал качественно другого образования. Поэтому в «Инструкции делегатам…» в планах создания справедливого общества, которое и не мыслилось как нетрудовое, Маркс подчеркнул, что каждый здоровый ребенок может включаться в посильный труд, начиная с девятилетнего возраста, потому что должен понимать, что чтобы жить, надо есть и пить, а для этого надо работать, работать головой и руками. Такой подход к роли труда в условиях развития крупной промышленности привел к обоснованию идеи политехнического образования.

Победа социалистической революции в октябре 1917 года знаменовала собою освоение новых марксистских подходов в решении всех системообразующих педагогических проблем, в том числе и проблемы трудового воспитания и политехнического образования. Революция подняла в обществе роль труда, предоставила гражданам право на труд, труд мыслился высшим мерилом достоинства личности, а потому и школа получила название «единая», «трудовая», а принципы соединения обучения с трудом и политехнизма стали ведущими принципами создания новой школы. Советские педагоги развернули активный поиск форм реализации этого принципа. В первые годы советской власти были созданы опытные учреждения: Болшевская трудовая коммуна, возглавляемая М.С. Погребинским ШКИД (школа им. Достоевского) во главе с В.Н. Сорокой-Росинским), Одесский школьный городок (Ривес С.М., Шульман Н.М.), школа-коммуна им. Лепешинского (Пистрак М.М.). Активное участие в разработке и реализации проблем трудовой школы и политехнизации ее принял и А.С. Макаренко.

Проблема трудового воспитания и политехнического образования в опыте и работах А.С. Макаренко изучена и представлена достаточно широко в исследованиях отечественных и зарубежных макаренковедов И.Ф. Козлова, М.П. Павловой, Г.Е. Жураковского, Н.П. Нежинского, А.А. Фролова, М.Д. Виноградовой, Г. Хиллига в воспоминаниях коллег-соратников и воспитанников. Но наиболее обстоятельный анализ этой проблемы дан, на наш взгляд, в предисловии Л.Ю. Гордина к книге «А.С. Макаренко. Трудовое воспитание» (Минск, 1977 г.). Анализируя работы Антона Семеновича, в которых он так или иначе затрагивал вопросы воспитания в труде, специальные его работы, посвященные этому вопросу, работы педагогов-исследователей, мы попытаемся осмыслить вклад выдающегося педагога в решение этой важнейшей и в наши дни педагогической проблемы.

Теоретическое и практическое решение задачи трудового и политехнического образования А.С. Макаренко следует рассматривать в связи с уже существовавшими подходами в педагогике, а также иметь в виду, что взгляды самого Антона Семеновича за годы работы в колонии, а затем в коммуне претерпевали серьезные изменения. Так, Л.Ю. Гордин выделяет три этапа в решении этой проблемы, которые качественно между собою различаются: первый – 1920-1924 гг.; второй – 1925-1928 гг. в колонии им. Горького и третий – 1928-1935 гг. в коммуне Дзержинского.

Колония им. Горького, как известно, была организована в сентябре 1920 года под Полтавой. Голод, разруха, гражданская война – фон, на котором предстояло бороться с детской беспризорностью. В декабре этого года Антон Семенович принимает первых шесть воспитанников, четверо из которых – восемнадцатилетние, участвовали в грабежах и убийствах. Колония для некоторых стала лишь пристанищем для ночлега, а в остальное время они по-прежнему занимались своими прежними делами (в основном грабительскими), поскольку в тех условиях даже досыта накормить детей было трудно решаемой проблемой. Макаренко пришел к выводу, что для удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей в пище, одежде, топливе другого выхода, кроме как включиться в труд самим воспитанникам, не было. Однако это оказалось непростым делом. И первое, что было в этом плане – категорическое требование Антона Семеновича: или «идти рубить дрова», или «к чертовой матери». Надо было много работать педагогическому коллективу, чтобы постепенно включить воспитанников в трудовую деятельность в первую очередь для обеспечения своей жизни.

До наступления весенне-летних полевых работ воспитанники включались в различные виды общественно полезного труда: охрана государственного леса от порубщиков и большака, ведущего в Полтаву, борьба против самогоноварения на окрестных кулацких хуторах, потому что и эта беда – пьянство среди воспитанников – не миновало колонию, ремонт жилого помещения, работа в мастерских, на мельнице. По весне важным делом была организация сельскохозяйственного производства: выращивание зерновых, овощей, фруктов и др. Макаренко радовало, что многие ребята охотно и хорошо трудились. На страницах «Педагогической поэмы» он с восхищением пишет о Карабанове, Митягине как о прекрасных работниках: «Карабанов… умел размахнуться широко и со страстью, умел в работе находить радость и других заражать ею… из-под рук буквально рассыпались искры энергии и вдохновения…» О Митягине: «Его движения отличались мягкостью и вкрадчивостью… у него все выходило ладно, удачливо и добродушно-весело». Известна привязанность и любовь к лошадям Братченко, который готов был день и ночь за ними ухаживать; у ряда воспитанников проявились такие качества, как хозяйственность, заинтересованность в труде. На общем собрании Денис Кудлатый, заведующий кладовой, приказывал: «Завтра посдавайте ботинки в кладовку, летом можно и босому ходить». У многих проявлялся интерес к трудовой деятельности как таковой. Однако, как отмечал Антон Семенович, несмотря на грандиозные усилия колонистов, результаты «выражались в позорных цифрах - поля пшеницы были слишком засорены, урожай картофеля и свеклы был ничтожен. Сказывалось отсутствие сельскохозяйственных знаний» («Педагогическая поэма»). Колония жила прежде всего борьбой с трудностями за выживание.

Но работа сама по себе мало в чем изменяла колонистов: процветали грубость, воровство, азартные игры. Антон Семенович много думал над тем, каким должен быть труд, чтобы он помогал становлению личности и коллектива, анализировал, почему включение детей в трудовой процесс не давал ожидаемых результатов. «Я был когда-то сторонником «трудовых процессов», – говорил Макаренко в своем последнем выступлении перед учителями 29 марта 1939 г., – Мы все считали, что в трудовых процессах ребенок дает выход своим трудовым инстинктам. Я тоже думал, что трудовой процесс нужен для придания ребенку трудового колорита». И далее Антон Семенович говорил, что мы считали, что мы даем воспитаннику хорошую квалификацию, а на самом деле учили делать плохую табуретку, сшить трусики, хорошо чинить ботинки. А на самом деле это – большой предрассудок, потому что детей надо учить какому-то серьезному производительному труду, какой есть на фабриках, заводах, то есть добиваться высокой квалификации. А это значит, что воспитанники должны производить продукцию не каждый в отдельности и работать не просто рядом друг с другом, но вместе. Одним из первых педагогов Антон Семенович показал огромное воспитательное значение коллективного труда. Коллективный труд – это работа объединяющая усилия всех в общем результате, в совокупном продукте. Исходя их конкретных условий и возможностей колонии, Макаренко берет курс на создание коллективного производства, способного давать товарную продукцию. Таким образом, в первые годы существования колонии это был опыт мучительных поисков и героической борьбы за выживание, и первый значимый результат – закалка самого коллектива в борьбе. В первый период колонисты научились организовывать свой труд и отвечать за него («сводные» отряды, например).

Новый этап реализации проблемы трудового воспитания наметился в 1924 году, когда самые большие трудности в бедности были преодолены, и Антон Семенович мог приступить к организации коллективного труда воспитанников. Настоящим соратником и помощником в этом деле был Н.Э. Шере, прекрасно знающий свое дело агроном и настоящий организатор дела воспитанников.

Хозяйство колонии становится многоотраслевым: зерновые культуры, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство. Ведение хозяйства велось на передовых для того времени достижениях в области агрономии и животноводства. Колонисты с большим запалом и увлечением выполняют сельскохозяйственные работы; широкий размах получает опытничество, развертывается соцсоревнование за повышение производительности труда.

Коллективный, творческий труд воспитанников действительно дал более ощутимые результаты. Появилась возможность быстрыми темпами не только преодолевать бедность: «клифты», изодранные картузы, ватные одеяла «эпохи последнего Романова» оставались в прошлом. Уже и парикмахер, по словам Макаренко, выращивал на колонийских головах «польки», «политики» и «другие плоды европейской культуры». Рентабельность хозяйства дала возможность по-настоящему организовывать и культурную жизнь воспитанников: клуб, кино, театр, оркестр, библиотека, походы, стипендии рабфаковцам. Правда, бедности еще хватало, но это потому, что «главные куски доходов тратились на инвентарь, инструмент – на основной капитал», – писал Макаренко в письме М. Горькому.

Вместе с тем успехи хозяйственной деятельности, по мнению Макаренко, способствовали появлению у воспитанников частнособственнических устремлений, обывательской психологии, что конечно же, мешало формированию коллективиста, гармонично развитой личности. Поэтому Антон Семенович всячески стремился к тому, чтобы труд был связан с потребностью в знаниях, другими словами, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные.

Рабочий день колонистов, поначалу длившийся по крестьянской традиции «от зари до зари», особенно в дни страды, постепенно сокращается, появляется необходимое время для учебы в школе, активного участия в общественной деятельности, различных формах организации досуга. Антон Семенович все больше и больше убеждался, что производительный труд должен сочетаться с обучением и многообразными видами творческой деятельности. Этот огромнейшей значимости вывод поставил Антона Семеновича перед необходимостью выстраивать систему трудового воспитания, не допуская стихийности в этом деле.

Колонисты включались в различные виды труда: производительный, самообслуживание, общественно-полезный, учебный. Какое место в системе воспитания занимает каждый вид труда? Среди этих видов труда Макаренко выделяет самообслуживание и указывает на всегдашнюю его необходимость и в то же время низкую воспитательную значимость. Причину он видит в ничтожном мотивационном значении работ по самообслуживанию, значительной утомляемости, слабом интеллектуальном содержании работы. Придавая большое значение чистоте, порядку во всем, он разработал гибкую систему единых требований в организации самообслуживания в каждом из видов деятельности воспитанников. Он требовал продуманного планирования предстоящей работы, обращая внимание на обеспечение воспитанников необходимыми орудиями труда, материалами, их распределением. Макаренко придавал значение обучению ребят рациональным навыкам труда по самообслуживанию, привитию творческого, а главное – ответственного отношения к любому, самому простому поручению.

Наибольшую воспитательную значимость, по мнению Макаренко, имеет производительный, общественно-полезный труд, сочетающийся с учебным трудом. С.А. Калабалин в своих воспоминаниях писал, что в колонии Горького было две школы: одна – для всех общая, а другая – для подготовки на рабфак. В ней занимались десять колонистов, программа была составлена самим Макаренко и по всем предметам занятия проводил только он.

Итак, подчеркнем, какие аспекты трудового воспитания разрешались на втором этапе (1925 – 1928 гг.). Макаренко добивается участия воспитанников в коллективном производительном труде, включенном в производственные отношения. Во-вторых, Антон Семенович приходит к выводу о необходимости подчинения узкохозяйственных целей педагогическим целям, что привело его к созданию системы трудового воспитания. Обоснование воспитательной значимости каждого из видов труда в соответствии с требованиями А.С. Макаренко – сочетание обучения и труда, связь сельскохозяйственного труда с опытничеством (исследовательской работой), творчество в кружках, клубных объединениях, органическое включение самообслуживания в систему всех видов труда и следует рассматривать как систему трудового воспитания.

Можно сказать, что в опыте работы в колонии Горького имели место и элементы политехнического образования, более смелым планам Антона Семеновича по созданию высокотехнологичного сельскохозяйственного производства сбыться было не суждено; вместо этого воспитанники «штурмовали» Куряж.

В полном объеме задачи трудового воспитания и политехнического образования А.С. Макаренко осуществил на третьем этапе (1928 – 1935 гг.), во время работы в коммуне им. Дзержинского.

В самом начале (1928 г.) в пользование коммуны был отдан совхоз «Красные зори». Однако, встав во главе коммуны, Макаренко посчитал, что в воспитательном отношении важнее сориентироваться на индустриальный труд, с ним связаны более широкие перспективы для воспитанников, ибо вся страна была охвачена планами пятилеток, развитием производства. Макаренко считал, что эта задача новому коллективу по плечу, поскольку ядром нового коллектива были шестьдесят бывших его воспитанников, а это означало, что на организационные моменты уйдет меньше времени.

Работа в коммуне началась с работы в мастерских ремесленного типа, которые существенно отличались от мастерских колонии Горького. Во-первых, здесь были созданы цехи полукустарного типа, что давало возможность ввести разделение труда, а оно в свою очередь способствовало улучшению качества изготовляемой продукции и повышению производительности труда. Воспитанники включались в отношения, типичные для производственного коллектива, они приобретали навыки управления производством. Во-вторых, коммуна от выполнения случайных заказов переходит к выпуску массовой продукции, что становится важным обстоятельством для более продуктивного решения задач, поставленных выше. В-третьих, производство коммуны с 1930 г. становится хозрасчетным, то есть она полностью переходит на самоокупаемость; несколько позже вводится зарплата для коммунаров. Ничего этого не было в колонии Горького.

А.С. Макаренко понимал, что ремесленные мастерские не могут быть базой для осуществления идеи трудового воспитания и политехнического образования в полном объеме. В «Объяснительной записке к проекту организации трудового детского корпуса» он категорически протестует против кустарных мастерских в детдомах: «Этому самому ребенку на линиях политграмотности рассказываем об индустриализации, о Днепрострое, об автомобильных заводах. Даем ему газету, в которой он читает о технике, о рационализации, о стройках. А работать заставляем в сапожной мастерской или в столярной, при этом работать так, как работали только сапожники в старой России, заставляем сучить дратву и строгать рубанком».

Макаренко ставит грандиозные цели – на собственные средства построить в коммуне настоящий, оснащенный по последнему слову техники завод, прилагая все усилия, чтобы реализовать этот проект. Он показывает, какое политическое и материальное значение будет иметь этот завод для страны в целом, а также политического воспитания коммунаров, ведь эта продукция завозилась из Австрии и Америки.

Накопив самостоятельные средства, коммуна построила два первоклассных завода: электроинструментов и фотоаппаратов.

Все коммунары работали четыре часа на производстве и в обязательном порядке учились в средней школе, участвовали в общественно-полезном труде, в самообслуживании, то есть все звенья системы трудового воспитания сохранялись. Вся работа, вся система отношений была организована и направлена на то, чтобы воспитать человека нужного и полезного обществу. «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего, следовательно, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса», – писал А.С. Макаренко в своей лекции о трудовом воспитании. Цель эту он рассчитывал осуществить через основное звено в системе трудового воспитания – сочетание производительного труда и обучения.

Прежде всего труд. Труд коллективный, труд на производстве, труд интересный и напряженный. С.П. Пушников, один из соратников Макаренко, в одном из писем писал о требованиях Антона Семеновича: «Обращаю внимание на одно из главных условий высокой политехнизации – это организация самой обстановки: здание, орудия производства, инвентарь, территория… заводское здание построено с учетом лучших достижений техники: просторное, чистое; новые, последних «марок» станки, выписываемые из Германии, Англии…»

Макаренко вглядывается в производственный труд внимательно, как педагог. Теперь он пишет: «Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из завиральных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина, – писал Антон Семенович и продолжал: «…кому нужна тысяча сверлилок, если для этого нужно ввести двенадцатичасовой рабочий день, разрушить всю коммунарскую организацию, покончить с книжкой и всякой другой культурной работой, перемешать днем с ночью, а некоторых прямо вогнать в туберкулез».

Это было сказано в ответ тем, кто требовал для воспитанников коммуны не четырехчасового рабочего дня, а восьмичасового, требовали свернуть работу десятилетки, свести до минимума всю клубную работу и поставить коллектив в условия рабочего производства.

А.С. Макаренко снова отстаивает положение, что производительный труд должен органически вплетаться в педагогический процесс.

Осуществляя тесную связь трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, Макаренко использовал все возможности, чтобы сделать труд до предела воспитывающим. Возьмем такой аспект, как выплата заработной платы.

Коммуна работала с 1928года. Зарплата было введена лишь в 1932, то есть она введена на определенном этапе жизни коллектива, когда производство стало рентабельным, а коллектив уже достиг в своем становлении самого высокого уровня.

А.С. Макаренко разработал специальную систему педагогического руководства распределением заработанных коммунарами денег:

· из зарплаты удерживалась полная стоимость содержания коммунаров

· остальные деньги:

– ¼ – отчислялась на содержание младших коммунаров

– ¼ – на сберкнижку коммунара

– ⅛ – в фонд Совета коммунаров, где деньги обобществлялись и расходовались на выплату премий, стипендий, организацию походов и т.д.

– ⅜ – личные и карманные расходы.

Такое решение принималось на общем собрании, в выработке его принимали участие сами воспитанники, а органы самоуправления периодически отчитывались, когда и на что потрачены деньги. Такое распределение денег не воспитывало жадности к ним, приучало быть экономным, учило умению распоряжаться деньгами.

Большое воспитательное значение имела организация соревнования, в которой воспитанники проявили творчество, выдумку.

Как уже было сказано, за утверждением «труд связывался с обучением» у Макаренко мы видим образец органического проникновения друг в друга задач трудового и умственного воспитания детей благодаря подчинению труда педагогическим целям.

Созданная им целостная педагогическая система предполагала следующее:

1. В круг обязательных школьных предметов были введены технология производства, электромеханика, организация производства, техническое черчение. Таким образом, появлялись «мостики» между теорией и практикой, обучением и трудовой деятельностью. Работа на заводе строилась так, что она стимулировала образование.

2. В коммуне была вначале школа-семилетка, а с 1934 года – десятилетка, окончание которой было для всех обязательным. Ф.В. Шатаев, бывший воспитанник коммуны, вспоминает, что Антон Семенович хорошо знал всех неуспевающих. По первой же просьбе Макаренко освобождал от работы на производстве тех, кто отставал в учебе, давая возможность быстро ликвидировать пробелы. Зато никакие причины, в том числе и особенные, не могли заставить Макаренко хоть на один урок освободить воспитанников от занятий. Во «Флагах на башнях» Захаров (Макаренко), выступая перед воспитанниками, говорил: «Предупреждаю, чтоб я не слышал таких разговоров: «Зачем мне школа, я и так ученый». Кто не хочет учиться добровольно, того…буду выводить на середину. Если же кто мечтает о курсах шоферов или киномехаников, все равно с двойками ни на какие курсы не пущу, забудьте об этом и думать!»

Антон Семенович большое значение придавал организации самого учебного процесса: требовал высокой эффективности урока, глубоко и прочного усвоения материала именно на уроке. Внимательно подбирал учителей, чтобы это были люди, взыскательно относившиеся к себе: знали предмет, умели бы заинтересовать воспитанников, логически подвести их к самостоятельным выводам, владеть методами индивидуальной работы с воспитанниками, особенно слабоуспевающими. Учителя успешно осуществляли межпредметные связи.

3. В коммуне были открыты рабфак машиностроительного института, курсы по подготовке в вузы, курсы по повышению технической квалификации, техникум.

4. Не только сочетание учебы с трудом, но и активная общественно-политическая деятельность, работа клуба, разнообразных технических и гуманитарных кружков, театральной, музыкальной и изобразительного искусства студий, спорт, туризм, увлекательные путешествия по стране – все это составляло основу для развития, разнообразных духовных потребностей воспитанников.

5. Организация трудового воспитания способствовала осознанному выбору профессии. Антон Семенович был против ранней специализации. В коммуне была так называемая «Свободная мастерская», где каждый мог сориентироваться, к какому виду деятельности у него склонность. Макаренко не оставлял без внимания воспитанников способных, талантливых. Так, например, Ю. Камышанский, впоследствии ставший художником, освобождался от работы на производстве, он оформлял газеты, клуб, помещения коммуны, спектакли и т.д. Кстати, Макаренко многим помог в выборе профессии, давая консультации, советы, психологически их обосновывая.

6. Общественно-полезный труд воспитанников тоже имел место: они шефствовали над х. Шишковка, помогали колонии им Горького, откликались на просьбы многих харьковских предприятий.

А.С. Макаренко вправе был сказать: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. …Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».

Попытаемся осмыслить, что же сделано А.С. Макаренко в теоретическом и практическом решении проблемы трудового воспитания и политехнического образования в педагогике.

Прежде всего следует отметить, что в поисках и находках А.С. Макаренко нашли отражение прогрессивные тенденции видных педагогов и его современников в решении этой проблемы, что свидетельствует об уважительном отношении к предшественникам, об умении опереться на самое ценное, что было сделано в этом плане и творчески развивать идею трудового воспитания в своей теоретической и практической работе.

А.С. Макаренко не только теоретически, но и экспериментально доказал, что трудовое воспитание и политехническое образование – одна из ведущих задач воспитания гармонично развитой личности.

В ходе напряженного поиска оптимальной пользы труда в воспитании детей Макаренко создал систему трудового воспитания, определив основные виды труда – производительный, учебный, общественно-полезный, труд по самообслуживанию, – показав воспитательные возможности каждого из них, умело «вплетая» их в целостный педагогический процесс.

Антон Семенович показал, что воспитание в труде является основополагающим принципом и методом формирования коллектива. Вместе с тем отметил, что не всякий труд способствует формированию коллектива, а только:

– постоянно совершенствующийся;

– труд, в процессе которого учат не только трудовым умениям и навыкам, а развивающий все задатки человека, ориентированный на всестороннее развитие личности;

– труд, в ходе которого воспитанник учится организаторским навыкам, учит быть рачительным хозяином.

Макаренко определил сущность и воспитательную значимость коллективного труда, роль самоуправления воспитанников в организации труда.

Развивая идеи К.Д. Ушинского о том, что не всякий труд формирует нравственность и психику человека, Антон Семенович доказал, что само по себе включение человека в труд без идущего рядом нравственного, политического образования является процессом нейтральным, и даже вредным.

В коммуне имени Дзержинского Макаренко практически реализовал идею политехнического образования показал, ее важность для формирования культурного, образованного, технически грамотного рабочего, для осознанного выбора профессии воспитанниками.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что впервые в истории мировой педагогической теории и практики в полном объеме была реализована идея трудового воспитания и политехнического образования. В неимоверно трудных исторических условиях и обстоятельствах работы Антон Семенович, продолжая свой эксперимент, доказал огромную положительную роль трудового воспитания и политехнического образования в воспитании гармонично развитой личности, а история это подтвердила.

Идеи А.С. Макаренко о трудовом воспитании и политехническом образовании, его месте в развитии личности нашли свое дальнейшее развитие в деятельности многих педагогов советского периода. В 70-е – 80-е годы опыт Макаренко успешно использовался в работе опытно-экспериментального Московского завода «Чайка», в деятельности таких видных педагогов как В.А. Сухомлинский (Павлышская школа), А.А. Захаренко (Сахновская школа, Черкасская область), А.Католиков (г. Сыктывкар), Г.М. Кубраков (Северо-Казахстанская область), З.Г. Шоюбов (Халдонский район) и многих других.

Проблема трудового воспитания, как уже было сказано, была одной из самых востребованных и сложных в истории педагогической мысли. Трудовое воспитание, труд ручной, труд свободный и подневольный, труд личный, труд умственный и физический, труд коллективный и индивидуальный, учебный труд, труд производственный, труд производительный, самообслуживающий труд, общественно-полезный труд – уже только перечисление этих терминов, их содержательная наполненность свидетельствуют о длительном и трудном поиске ученых и практиков о месте труда в воспитании личности. Но и сегодня можно сказать о ней, как о самой сложной и недостаточно решаемой в школе. В большинстве массовых школ трудовое воспитание детей сведено к нулю. Ее и действительно сегодня решить не так просто.

В обществе с большей определенностью ощущается социальное расслоение, которое проявляется прежде всего в сфере трудового воспитания. Из тридцати шести миллионов тружеников сельского хозяйства в настоящее время осталось четыре; из ста процентов выпускников сельских школ восемьдесят не связывают свою жизнь с работой на земле; сотни тысяч предприятий превращены в супермаркеты, где идет торговля в основном чужими товарами, начиная от продуктов питания и кончая суперсовременной техникой.

Социально-педагогические исследования констатируют развал системы профессионально-технического образования, системы трудового воспитания в общеобразовательных школах, отказ от трудового воспитания в элитарных учебно-воспитательных учреждениях. Результатом проводившихся на протяжении многих лет реформ, если говорить о трудовом воспитании, является воспитание поколения, которое трудиться не хочет, следствием чего являются проблемы детского домашнего труда, не говоря уже о разваливающихся семьях и других бедах. Самые большие конкурсы на юридические и экономические специальности в университетах свидетельствуют о желании нынешней молодежи судить, распределять, обслуживать, а не созидать.

К счастью, остаются еще островки-школы, где проблема трудового воспитания и политехнического образования решаются успешно. В частности, об этом свидетельствуют материалы IV Международного конкурса им. Макаренко, организованного и проведенного Международной Макаренковской ассоциацией и редакцией журнала «Народное образование», опубликованные в № 6 за 2006 год. Практика работы школ Ставрополья, Владимирской, Смоленской, Омской, Новосибирской, Московской областей, Краснодарского края свидетельствуют о творческом развитии идей Антона Семеновича о трудовом воспитании и политехническом образовании, о важности, жизненности и востребованности его идей, что вселяет веру в то, что такое богатое наследие не может быть утеряно, ибо без людей труда будущего у страны нет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.