Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.С. Макаренко о воспитании детей в семье






 

А.С. Макаренко оставил бесценное педагогическое наследие по семейному воспитанию, в том числе и по ликвидации беспризорности и перевоспитанию безнадзорных детей. В своих работах он вскрыл взаимосвязь и взаимообусловленность этих проблем. В книге «Беспризорность и борьба с ней» автор указывает истоки этого явления: «…беспризорность приходит к нам из семей, приходит на наши улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния» [1, с. 315]. Убедившись на своем опыте работы с правонарушителями, Антон Семенович писал: «…для дела воспитания беспризорных необходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком» [1, с. 312]. Поэтому правильно налаженное с самого начала воспитание будет намного более легким делом, «тогда не нужно будет искать самоотверженных героев на должности педагогов» [1, с. 316].

Вопросы семейного воспитания являются органической частью педагогической системы А.С. Макаренко.

Его взгляды на значение семьи в деле воспитания с течением времени менялись. Сначала Антон Семенович придерживался мнения, что правильно организованный и оснащенный детский дом даст ребенку в воспитательном отношении больше, чем «старая», патриархальная семья. «Как наша пятилетка рушит кустарные магазинчики и прилавки…точно так же она разрушит и кустарное воспитание в семье, построит взамен него фабрики воспитания, полные света и воздуха, внимания к ребенку и заботы, коллективной силы и творческого труда» [1, с. 315]. Однако это не означало, что ребенок отрывается от семьи и «растет как ничейный ребенок». «Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания» [1, с. 316].

Впоследствии осмысление наработанного опыта с беспризорниками и детьми из неблагополучных семей привело педагога к выводу о решающем значении семейного воспитания в формировании личности.

Проблемам семейного воспитания А.С. Макаренко посвятил две специальные работы – «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей», которые написал в 1937 г. В «Лекциях о воспитании детей» им рассмотрены основные вопросы теории и методики семейного воспитания, определены условия правильного воспитания, его содержание, методы. Все лекции начинаются с изложения общих положений, которые затем аргументируются, наполняются конкретным содержанием и заканчиваются подытоживанием основных мыслей автора. Отбирая тематику лекций, А.С. Макаренко дает необходимый минимум педагогических знаний, а также указывает на наиболее типичные ошибки семейного воспитания. «Книга для родителей» - художественно-публицистическое произведение, написанное Антоном Семеновичем в соавторстве с женой Галиной Стахиевной, задумывалось как четырехтомный труд. Однако написан был только первый том. Эта работа посвящена рассмотрению социальных, философских, нравственных проблем семьи, раскрытию сущности семейного воспитания, педагогическому анализу наиболее важных вопросов, на примерах конкретных семей иллюстрируются положения, данные в «Лекциях о воспитании детей».

«Книга для родителей» включает девять глав, каждая из которых посвящена одной из проблем педагогики семьи: 1 – гражданской позиции родителей в новой семье, 2 – воспитанию потребностей, педагогическому значению семейного хозяйства, 3 – семейному коллективу, стилю его жизнедеятельности, 4 – деньгам в семейном хозяйстве, 5 – факторам, разрушающим семейный коллектив, 6 – авторитету, дисциплине и игре в семейном воспитании, 7 – половому воспитанию, 8 – материнской любви и долгу, 9 – общественному и личному в семье.

А.С. Макаренко не ставил своей целью дать рецепты семейного воспитания, он пытался привлечь внимание родителей к «узловым вопросам семьи», «помочь родителям избежать семейных «катастроф», в которых ломаются и взрываются характеры будущих людей СССР» [2, с. 3], помочь увидеть предвестников этих катастроф.

А.С. Макаренко пишет о значении семьи и детей в жизни человека. В семье «реализуется прелесть человеческой жизни», сюда «приходят отдыхать победные силы человека», здесь «растут и живут дети – главная радость жизни». Антон Семенович показывает, насколько велика роль семейного воспитания в развитии общества. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, историю мира» [2, с. 3]. Семейное воспитание формирует ребенка и как будущего семьянина. От него зависит горькая или счастливая старость самих родителей. Поэтому воспитание детей – это большое серьезное и «страшно ответственное» дело.

Заслугой А.С. Макаренко является то, что он по-новому подошел к пониманию семьи. Он считал, что настоящая семья – это не случайное объединение членов общества, а естественный коллектив, обладающий всеми его признаками (единые общественно-значимые цели, отношения «взаимной ответственности и ответственной зависимости», органы самоуправления, педагогическое руководство). Правильное и эффективное воспитание возможно только в условиях семейного коллектива. «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья» [2, с. 45].

А.С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» глубоко и разносторонне раскрыл основы семейной педагогики. К общим условиям правильного семейного воспитания он относил следующие. 1) Стремление родителей к правильному воспитанию, чтобы потом не перевоспитывать. «Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать» [2, с. 8]. 2) Руководство своей семьей, ответственность за нее. «…помните, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной» [3, с. 65]. 3) Правильная структура семьи. Наличие обоих родителей – важное условие целостности семейного коллектива. А.С. Макаренко подчеркивает, что положение брошенных детей сложнее и опаснее положения сирот, в этом случае дети испытывают невыносимое ощущение будто кто-то их «небрежно завернул в старую газету и выбросил в сорный ящик». Обида, ощущение своей ущербности губительно влияют на психику и характер детей.

Угроза потери семьей «качеств коллектива» возникает и в случае воспитания единственного ребенка, т.к. это приводит «к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники» со стороны родителей. Гипертрофия родительской любви приводит к тому, что мера любви и заботы превышает все разумные пределы, деформирует личность ребенка. И даже в ситуации чрезмерной любви единственный ребенок обделен, т.к. «ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения – просто ничего нет, даже обыкновенного соседства» [2, с. 51]. А.С. Макаренко приходит к важному выводу: воспитание единственного ребенка представляет исключительно сложную задачу. Он советует родителям, желающим правильно воспитать своих детей, взять в свою семью чужого ребенка и полюбить, как собственного, как бы ни затруднительно было материальное положение.

Целостность и единство семейного коллектива зависит от семейных взаимоотношений, которое разрушается «и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери» [2, с. 69]. Любовь родителей друг к другу, к детям – обязательное условие семейного воспитания. «Люди, воспитанные без любви, - часто искалеченные люди» [2, с. 14]. 4) Точная цель и программа воспитания. Родители должны знать, какого человека и что они хотят воспитать в нем, причем не только для себя, но и будущего гражданина для общества. «Я убежден, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым» [4, с. 214]. Поэтому, обращаясь к родителям, А.С. Макаренко писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, … но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем» [4, с. 214]. 5) Родители сами должны быть хорошими гражданами. 6) Предъявление самых строгих требований к своему поведению. Воспитательную работу, писал А.С. Макаренко, нужно начинать с самого себя, «прежде самого себя положить под микроскоп». 7) Правильная организация жизни семьи с пристальным учетом мелочей. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании не бывает мелочей, оно происходит даже тогда, когда родителей нет рядом с ребенком. Важную роль в единстве, целостности, индивидуальности семьи, по мнению педагога, играют семейные традиции. 8) Умение руководить ребенком, а не оберегать его от жизни. Это заключается в искусстве соблюдения меры в воспитании. «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости…» [4, с. 220]. Родители должны предоставлять ребенку необходимую свободу, но не пускать воспитание на самотек, знать своего ребенка и его окружение. 9) Естественность и простота в воспитании. «Не нужно надеяться на рецепты и фокусы, нужно быть серьезным, простым, искренним» [3, с. 65].

Сущностью семейного воспитания А.С. Макаренко считал правильную организацию семьи, личной и общественной жизни родителей, организацию жизни ребенка. «Истинная сущность воспитательной работы …заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личности и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. … В воспитательной работе нет пустяков» [3, с. 64].

Понимание современными родителями сущности воспитания является весьма важным и сегодня, когда все усилия большинства отцов и матерей направлены на материальное обеспечение семьи и детей, а об организации жизни ребенка, его досуга мало кто задумывается. Дети оказываются предоставлены сами себе, формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием дворовой компании, средств массовой информации, компьютерных игр, содержанием которых взрослые часто не интересуются. А.С. Макаренко указывал, что сущность воспитания ребенка состоит в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» [2, с. 7].

Родители должны понимать, что воспитание – естественный, целостный, непрерывный процесс. Ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. И в зависимости от того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а, следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е. определенным образом воспитывается.

Потребностно-мотивационная сфера ребенка формируется под влиянием множества факторов, отдельные из которых не замечаются родителями, а некоторые воспринимаются пустяками. Только понимая потребности и мотивы ребенка, родитель может разобраться в его эмоционально-поведенческих реакциях, а также влиять на их формирование. А для этого каждому необходимо научиться анализировать детскую жизнь, изучать отношения и их результаты. «… прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное» [3, с. 70]. Многие ли родители смогут ответить на эти вопросы? И это показатель того, знает ли родитель своего ребенка и пытается ли он это сделать, или он просто живет рядом с ним. «Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать» [3, с. 70 - 71]. Образ жизни родителей, вся семейная атмосфера обусловливают результаты воспитания детей. «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель» [2, с. 9]. Жить правильно – в этом залог верного воспитания детей в семье, условие счастья родителей и детей.

Главным методом семейного воспитания, по мнению А.С. Макаренко, является «родительское требование к себе, родительское уважение, родительский контроль над каждым своим шагом». А.С. Макаренко был убежден, что воспитание требует от родителей самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Даже самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия обрекают воспитание на неудачу. Воспитывает все. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями…» [3, с. 63]. «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания» [3, с. 86]. А.С. Макаренко не был и сторонником широкого использования поощрений. «Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей» [3, с. 87].

Особое внимание в творчестве педагога получила проблема родительского авторитета. Раскрыв сущность авторитетов, основанных на ложных основаниях (подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа), А.С. Макаренко указывает, что настоящий авторитет родителей базируется на их гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни ребенка, помощи ему и ответственности за его воспитание.

Важным средством воспитания А.С. Макаренко считал целесообразный режим, целью которого является накопление правильного дисциплинарного опыта, что позволяет избежать крайностей в воспитании – излишних поощрений и ненужных наказаний. Он писал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети» [3, с. 80].

Игру А.С. Макаренко признавал важным видом деятельности, ценность которой заключается в том, что в ней происходит формирование будущего деятеля, труженика, складывается отношение к другим людям, к коллективу, развиваются способности. Антон Семенович рекомендовал родителям помогать детям в организации игр в раннем возрасте, а затем предоставлять большую свободу, контролируя общую направленность их интересов, помогая разумно сочетать игру с учебными, трудовыми и другими обязанностями, с соблюдением рационального режима дня. Кто из родителей сегодня задумывается об этом? В лучшем случае их забота сводится к обеспечению ребенка игрушками, запрещением засиживаться у компьютера. А во что играет ребенок, какова направленность его игр – это зачастую остается вне поля родительского внимания. А.С. Макаренко охарактеризовал стадии развития детской игры, дал рекомендации родителям по руководству игрой.

Главное назначение труда в семье, по мнению А.С. Макаренко, - формирование нравственных качеств личности: бережливости, чувства заботы о других, достоинства и т.д. Эта мысль педагога особенно значима сегодня, когда материальная нужда, нежелание и неумение трудиться толкают детей и подростков к преступлениям, когда у молодежи гипертрофированы материальные потребности. Этому способствует культивирование мещанства, вещизма, потребительства, отсутствие трудового воспитания в семье, которое заменяют навязчивая реклама в СМИ, кинофильмы о богатой и праздной жизни, развлечениях и удовольствиях, о красивой одежде и вкусной пище, «боевики» и блокбастеры, романтизирующие уголовные «бригады». А.С. Макаренко считал, что родители должны стремиться воспитать у ребенка готовность к труду, «когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу» [3, с. 99]. Главная область трудовой деятельности в семье – самообслуживание, труд-забота. А.С. Макаренко был решительным противником использования поощрений и наказаний в трудовом воспитании. В семье, по его мнению, ребенок может и должен получать гораздо больше разумно предоставляемой свободы, возможности выбора тех или иных занятий, инициативы в полезных делах, в оказании помощи родителям, в проявлении заботы о них.

Много ценных рекомендаций родителям дал А.С. Макаренко по воспитанию культурных навыков, которое является сегодня одной из слабых сторон семейного воспитания. Условиями культурного воспитания являются культурные устремления родителей, «культурный тон в семье». Культурное воспитание должно начинаться рано и быть сознательно организовано, «сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем». А.С. Макаренко дал полезные советы по приобщению детей к чтению сказок, газет, книг, посещению кино, театра, выставок, привлечению к спорту.

А.С. Макаренко не обошел вниманием и важную проблему полового воспитания. Он был убежден, что представления о взаимоотношениях полов ребенок должен получить в семье. Антон Семенович считал, что половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Родители должны помнить, что половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры социальной личности. Главное в половом воспитании – чтобы дети учились понимать смысл половых отношений как высшего проявления любви людей друг к другу. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» [2, с. 103].

Проблема полового воспитания весьма актуальна сегодня, когда вопросы половых взаимоотношений из разных источников становятся рано известны ребенку, опошляются и сводятся к животному проявлению инстинкта. Примитивность и цинизм, с которыми осуществляется преждевременное и настойчивое половое просвещение усилиями СМИ, калечат душу ребенка. Многие родители не задумываются об этом вопросе, некоторые стесняются и пугаются, некоторые надеются, что он решится без их участия. А.С. Макаренко подчеркивал главное: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом» [2, с. 116]. Поэтому культура любовного переживания невозможна «без тормозов», организованных в детстве. «Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее умение…» [2, с. 116].

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что «половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим отдельно от всего развития личности. Но в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя» [2, с. 116]. Родители должны понимать, что истоки половой любви лежат в опыте неполовой человеческой симпатии. «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [2, с. 116].

Актуальна мысль А.С. Макаренко о том, что правильное половое воспитание нельзя осуществить только усилиями семьи и школы, этому вопросу должно уделять внимание все общество. «В самом обществе должны все сильнее и требовательнее звучать настойчивые суждения общественного мнения и моральный контроль над соблюдением нравственной нормы» [2, с. 118]. Общество должно четко определить свое отношение к матерной ругани и установить контроль за соблюдением этой нормы, что, как справедливо отмечал А.С. Макаренко, является важным фактором полового воспитания.

На первый взгляд кажется «мелочь», но пахабное слово чрезвычайно вредно для детей. Матерное слово обнажает половую тайну в самой безобразной, циничной и безнравственной форме. Частое использование ругательных слов привлекает внимание ребенка к половой сфере, к однобокой игре воображения, к нездоровому интересу. В наши дни, когда матерные слова стали нормой и образцом общения, весьма злободневно звучит изречение А.С. Макаренко: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» [2, с. 119]. «Половое воспитание, - настаивал А.С. Макаренко, - должно быть воспитанием именно любви, т.е большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» [3, с. 106].

Главным результатом воспитания детей в семье, по А.С. Макаренко, должно быть формирование определенного типа социального поведения, основанного на разумных потребностях.

Ценность и актуальность работ А.С. Макаренко в том, что подробно раскрывая важнейшие проблемы семейного воспитания, он учит читателей искусству педагогического анализа всех, даже мельчайших деталей семейной жизни.

Большое внимание в своих работах А.С. Макаренко уделял связи семьи и школы. Школа, по его мнению, обязана организовать помощь семье в воспитании детей, всемерно помогать ей, повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и пропагандировать опыт лучших семей.

Разработав широкий диапазон вопросов семейной педагогики, А.С. Макаренко подчеркивал: «Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий, каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи…» [2, с. 160]. А.С. Макаренко был далек от мысли дать родителям педагогические рецепты, пригодные для всех случаев жизни. Он стремился побудить родителей к педагогическому анализу, т.к. результативность семейного воспитания зависит не столько от знания ими азов методики воспитания, сколько от умения их применить в конкретных обстоятельствах жизни. Эффективность же умелого применения методических рекомендаций обусловлена способностью родителей осмысливать свой опыт, свои действия и их последствия, а также прогнозировать эти последствия.

А.С. Макаренко заложил научные основы семейной педагогики. В своих работах он обосновал, что настоящая полноценная семья, в которой имеются условия для правильного воспитания детей – это коллектив. «В тех случаях, когда этот коллектив дает трещину по разным причинам: либо по причине раздора между родителями, либо по причине ухода одного из родителей, либо по такой причине как отсутствие режима, отсутствие родительского авторитета, и даже по такой причине, которой до сих пор не придавалось должного значения как единственный ребенок в семье, - условия воспитания становятся более тяжелыми, так как коллектив теряет признаки коллектива» [5, с. 290].

Основные идеи А.С. Макаренко получили дальнейшее развитие в работах педагогов, психологов, психиатров. Сегодня семья ими рассматривается как ячейка, малая социальная группа, важнейшая форма организации личной жизни, многоуровневая и многофункциональная система. Современными исследователями раскрыто понятие «неблагополучная семья», показано ее влияние на психическое здоровье и формирование личности ребенка. Более углубленное изучение получили вопросы о функциях, структуре, динамике семьи, коммуникативных процессах, ролевом взаимодействии, эмпатических характеристиках членов семьи, разработаны различные классификации семей. Относительно недавно в научной литературе появилось понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи», к характеристикам которого относят тип, структуру, материальную обеспеченность, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие особенности семьи. Эти факторы выделил и дал им характеристику в своих работах А.С. Макаренко.

Сегодня более благоприятные материальные условия для воспитания детей имеет однодетная семья. Экономические обстоятельства таковы, что дети стали дорогим удовольствием для родителей. Далеко не всякая семья может позволить себе «завести» более одного ребенка. Более 70 лет назад А.С. Макаренко ратовал за семью с несколькими детьми, т.к. такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг к другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы, как в воспитании единственного ребенка, так и нескольких детей. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что при положительных сторонах воспитания единственного ребенка (усиленное внимание к нему, атмосфера любви, создание максимума условий для развития, самодостаточность, уверенность в себе), велика опасность формирования эгоцентричного типа личности с завышенными самооценкой и притязаниями. Гиперопека, избыточная любовь, отсутствие необходимой требовательности и дисциплины нередко влекут формирование негативных черт характера (агрессия, низкая адаптивность, др.), приводят к возникновению стрессов, неврозов. Обо всем этом и писал в своих книгах Антон Семенович. Требующая безотлагательного решения проблема сиротства и социального сиротства, обострила сегодня внимание к вопросам воспитания в сиротских учреждениях и приемных семьях, в том числе и к вопросам перевоспитания детей и подростков. Ответы на многие из этих вопросов также можно обнаружить в работах А.С. Макаренко.

Много времени прошло с тех пор, как вышли в свет замечательные работы А.С. Макаренко, многое изменилось в нашей жизни. Однако актуальными остаются вечные вопросы семейной педагогики: как воспитать ребенка настоящим человеком, как сделать его счастливым, как подготовить к жизненным испытаниям, как решить проблему отцов и детей, как добиться авторитета, как избежать ошибок, какие важные вопросы не упустить из виду и многие-многие другие. Жизнь подтвердила правоту многих педагогических рекомендаций Антона Семеновича. «Книга для родителей» остается тем же острым, ярким, талантливо щедрым обращением к разуму и сердцу каждой семьи, добрым и требовательным советчиком на ее пути к счастью и продолжению себя в самом прекрасном, самом тревожном, самом ответственном, что дано пережить людям, - в детях» [6, с.23]. Очень жаль, что автор не успел изложить всех своих мыслей и идей о семейном воспитании, остались не написанными три тома «Книги для родителей».

Несмотря на обилие современной педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам семейного воспитания, в книгах А.С. Макаренко каждый родитель и педагог смогут почерпнуть для себя немало полезного, а главное – получить пищу для размышлений, для собственного активного педагогического мышления, научиться искусству педагогического анализа семейных обстоятельств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.