Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Творческий путь В.А. Сухомлинского
Годы жизни В.А. Сухомлинского - 1918-1970: Учитель - не поэт, он не может прославиться в двадцать лет. Такого случая в истории педагогики не было. Нужны годы и годы труда, раздумий, прежде чем можно сказать в педагогике слово, нужное всем. В.А. Сухомлинский ушел в расцвете творческих сил, оставив много незавершенных работ, неосуществленных замыслов, планов, но он успел создать главное детище своей жизни - Павлышскую среднюю школу и оставить нам - учителям, воспитателям и родителям богатое педагогическое наследие. Общее число монографических работ В.А. Сухомлинского - 40, научных статей - 500 и более тысячи сочинений-миниатюр, сказок. Не все равноценно в его наследии. Такие книги, как «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека», «Мудрая власть коллектива» признаны классическими в педагогической науке, а «Сердце отдаю детям» - книга века. Сам В.А. Сухомлинский никогда не стремился канонизировать свои идеи, свои труды. Он писал: «Надо...спорить, спорить со мной, ругать». А чтобы спорить, надо исследовать, анализировать. В его трудах много острого, полемического. Повседневная работа директора, учителя, воспитателя питала педагогические поиски Василия Александровича. Общение с детьми давало импульс его творчеству, открытиям. Не только по образованию, но и по складу своей души, своего характера он был прирожденным педагогом. Тридцать пять лет длилась педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Единственный перерыв — Великая Отечественная война, но на войне, будучи политруком роты, он не переставал чувствовать себя учителем. В.А. Сухомлинский воспитал несколько поколений школьников, в последние годы жизни учил детей своих учеников и даже внуков. В.А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области, на Украине, в семье крестьянина, у которого было четверо детей - три сына и дочь - и все стали учителями. 1934 г. - В.А. Сухомлинский студент филологического факультета Кременчугского педагогического института, но прервал учебу из-за болезни. 1935-38 гг. - преподает украинский язык и литературу в школе в своем селе. 1936-38 гг. - заочно учится в Полтавском учительском институте, получает диплом. 1939 г. - экстерном сдает экзамены и получает 2-ой диплом, но уже Полтавского педагогического института и продолжает работать в школе. С первых дней ВОВ - после окончания краткосрочных курсов политруков - на фронте, сражался под Москвой и Калинином, в 1942 г. под Ржевом был тяжело ранен и до самой смерти сохранил в груди были осколки снаряда: операция была опасна. После демобилизации в 24 года становится директором средней школы в г. Ува, в Удмуртии, где проходит лечение. Война не закончилась, но как только родные берега Днепра были освобождены от фашистских захватчиков, В.А. Сухомлинский возвращается домой. Его назначают на пост заведующего РОНО в своем районе. После окончания войны В.А. Сухомлинский просит освободить его с административной должности. В 1947 году он становится директором Павлышской средней школы (село Павлыш Онуфриевского района) и бессменно проработал в этой должности 23 года до конца своей жизни. 1954 г. - Ученый Совет Киевского университета присвоил В.А. Сухомлинскому ученую степень кандидата педагогических наук. Тема диссертации: «Директор школы - руководитель учебно-воспитательного процесса». 1957 г. - избран членом-корреспондентом АПН РСФСР. 1959 г. - присвоено почетное звание Заслуженного учителя УССР. 1968 г. - избран членом-корреспондентом АПН СССР и присвоено звание Героя социалистического труда. За участие в ВОВ В.А. Сухомлинский был награжден орденом «Красной Звезды», медалями - «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над фашистской Германией», за заслуги в области образования - орденом Ленина, медалью Ушинского и медалью Макаренко. Последняя прижизненная статья В.А. Сухомлинского - «Слово к ученикам», опубликованная 1 сентября 1970 г. в газете «Правда», а 2 сентября во время операции сердце В.А. Сухомлинского перестало биться. В последний путь В.А. Сухомлинского провожала вся школа, весь Павлыш и огромное количество людей, приехавших на похороны со всех концов тогда огромной страны v СССР. Вся дорога от клуба до кладбища была усыпана розами, астрами, георгинами, выращенными ребятами на многочисленных клумбах, окружавших школу, в оранжерее и теперь по этим цветам шли девочки с черными бантиками и вихрастые мальчики, а за ними несли их Учителя. Многие годы В.А. Сухомлинский был смертельно болен, осколок в груди остался с фронта, но никто никогда не слышал от него жалоб. Ежедневно на протяжении десятилетий он вставал в четыре часа утра, выходил через коридор в свой кабинет директора (жил с семьей при школе) и садился за работу до 8 часов. Каждое утро он обязательно шел на порог школы, встречая детей и новый школьный день. В последние годы, когда его приглашали в разные страны поделиться своими идеями, опытом работы (был в Германии, Болгарии, на Кубе...) всегда торопился вернуться в школу с подарками для детей, а летом часть своего отпуска проводил вместе с детьми школы. Большие педагоги обычно появляются в тот момент, когда они особенно необходимы детям. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского закладывались в годы Великой Отечественной войны, когда миллионы детей остались без отцов и перенесли в период оккупации тяжести, непосильные для детской психологии. В.А. Сухомлинский пиал: «Вся сложность, мучительная трудность, вся изумительная роскошь и радость, все тревоги, все боли и огорчения, муки и торжество воспитания в том и заключается, чтобы в сердце ребенка поселилось счастье и радость. Я отдал этому всю жизнь. Для меня величайшее счастье - быть с детьми». Павлышской средней школе сегодня присвоено имя В.А. Сухомлинского, при школе создан музей великого педагога. B.A. Сухомлинский единственный педагог-ученый, после смерти которого продолжали выходить его новые произведения. Обладая феноменальной трудоспособностью, он успел «впрок» заготовить статьи и книги на пятилетие вперед: при жизни не торопился отдавать их в издательство, думал, вносил дополнения. Ученые, работавшие над оставленным В.А. Сухомлинским архивом, решили, что все они - «Мудрая власть коллектива», «Как воспитать настоящего человека», «Хрестоматия по этике», «Письма о любви» и другие должны быть опубликованы, поскольку по существу все эти книги автором были завершены. Научные труды В.А. Сухомлинского переведены и изданы на 32 язы-; ках народов нашей страны и зарубежных стран. В 60-е годы Сухомлинский был самым читаемым педагогом. Наряду у с образной формой изложения, так выгодно отличающей публикации В.А. Сухомлинского от традиционных наукообразных статей ряда ученых того времени, внимание к его книгам привлекали исследуемые им проблемы современной педагогической науки. В центре внимания его философии образования, в палитре педагогических воздействий, такие общечеловеческие качества и ценности, как счастье и любовь для каждого, доброта, сострадание и взаимопомощь, всестороннее гармоническое развитие личности: духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое развитие личности, забота о физическом здоровье детей; развитие проблемы детского воспитательного коллектива; методические рекомендации по работе с «трудными» детьми; советы молодому директору школы по руководству учебно-воспитательным процессом; «сто советов» учителям; мудрость родительской педагогики. Это далеко не полный перечень проблем, надкоторыми работал В.А. Сухомлинский. Двадцатилетний опыт работы обобщен им в книге «Павлышская средняя школа», в которой он глубоко осветил проблему воспитания подрастающего поколения, сочетая теоретические обобщения с богатейшим практическим опытом. Перейдя на позиции гуманистической педагогики, проповедуя идеи, близкие идеям свободного воспитания, он, по существу, разошелся с направленностью официальной педагогики. Увенчанный высшими наградами, он одновременно был объектом образцово-показательной травли, подвергался незаслуженным и необоснованным обвинениям в отступлении от установленных педагогических догм. Историко-педагогический феномен В.А. Сухомлинского в том, что он развил идеи гуманной педагогики начала XX века, а от нее пошел к корням народной педагогики. Он стремился превратить весь Павлыш в своеобразное гуманистическое педагогическое пространство, где бы действовали только положительные для воспитания факторы. Сухомлинский перечеркнул все наши представления о возможностях детей. Его ученики до 10 лет носили в школу свои любимые игрушки и в тоже время в этом возрасте управляют моторами, они до 6 класса слушают сказки и пишут сочинения с 1 класса. 30 лет нет с нами В.А. Сухомлинского, но беспристрастное зеркало времени с годами все больше оттеняет значимость и актуальность педагогических воззрений и деятельности В.А. Сухомлинского. 2. Система педагогических взглядов В.А. Сухомлинского: 2.1. Цель, задачи, принципы воспитания В.А. Сухомлинский утверждал: быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем, без участия в воспитательной работе вся его педагогическая культура являются мертвым багажом. Три тысячи семьсот ребячьих судеб прошли через учительскую жизнь В.А. Сухомлинского. И каждый ребенок был миром совершенно особым, уникальным. «Слово «воспитание», - писал В.А. Сухомлинский, - ежедневно произносится в школе десятки раз. О воспитании задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание, и, следовательно, как надо осуществлять воспитание? Какова цель, идеал воспитания?» Воспитательный идеал школы, по мнению В.А. Сухомлинского, - всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного прогресса. Гармоническое, всестороннее развитие означает единство труда, духовность богатства всех сфер деятельности человека, моральную чистоту его поведения, взаимоотношения с другими людьми, физическое совершенство, богатство эстетических запросов, многогранность общественных и личных интересов. Гармоническое развитие означает, что человек раскрывается, во-первых, как творец в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества, во-вторых, как потребитель материальных и духовных благ, в-третьих, как нравственная и культурная личность, как ценитель и бережный хранитель культурных ценностей, созданных человечеством, в-четвертых, как активный общественный деятель, гражданин, и, наконец, как создатель семьи, построенной на высокой моральной основе. В противовес тенденциям авторитарного воспитания, характерного для 50-60-х гг. Сухомлинский В.А. утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом. Он пришел к глубокому убеждению, что из школы должны быть изгнаны насилие и принуждение. В практике работы школы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников. В работе «Моя педагогическая система» В.А. Сухомлинский обосновал основные принципы своей педагогической системы: • смысл и содержание воспитания определяется постулатом: наивысшей ценностью является человек; • эффективность педагогического влияния на коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармоничного единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния; • воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов и многогранной деятельности; • результативность воспитательного влияния определяется, в том числе и тем, насколько педагог глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему - детству - период развития человеческой индивидуальности; • в воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал. Осуществление всестороннего развития личности, подчеркивал В.А. Сухомлинский, требуют глубокого переплетения и взаимного проникновения умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания, чтобы все эти задачи воспитания представляли собой единый целостный процесс. Все, что воспитанникам дается, и что они дают обществу, преследует единую конечную цель: воспитать человека со светлым разумным, благородным сердцем, золотыми руками, с уважением относящегося к другим членам общества, способного ценить, беречь, уважать труд, нравственное достоинство, разум, красоту других людей. Так, осуществляя задачу и умственное воспитание, учителя Павлышской средней школы стремились не только помочь ученикам приобрести необходимый объем знаний, но и воспитать у них желание приобретать знания всю жизнь, сформировать у детей убеждение, что знания, образованность, интеллектуальная культура - это необходимое условие интересной, полноценной, духовно богатой жизни. Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Дух творчества, исследование, опытничество, преобразование труда на основе достижений науки и техники - это важная черта духовной жизни школьного коллектива. Ребенок работает думая и думает работая. 2.2 Умственное воспитание Павлышская школа при жизни В.А. Сухомлинского приобрела мировую известность. Не было тогда ни одной союзной республики, края или области СССР откуда бы не приезжали в эту школу делегации работников просвещения. Приезжали и из стран бывшего социалистического содружества - Болгарии, Польши, Венгрии, Кубы, были делегации из капиталистических стран, в частности, Японии. Чем их всех привлекала эта сельская школа? Павлышская школа достигла больших успехов в развитии и воспитании своих учеников. В 70-е годы в школе не было неуспевающих учащихся, много было сделано для укрепления здоровья детей, с дошкольного возраста дети приучались к посильному труду, у них формировалось эстетическое восприятие окружающего мира, они учились видеть и радоваться зеленому листочку, восходу солнца, росинке на траве, проявляли сочувствие и заботу о раненом птенчике, в школьниках воспитывались высоконравственные качества личности. Одним из важнейших звеньев системы всестороннего развития личности в Павлышской школе составляло умственное образование. Оно включало в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, стремление в постоянном обогащении себя новыми знаниями, в применении их на практике. В.А. Сухомлинский считал, что первый источник, питающий детскую любовь к знаниям - это высокая интеллектуальная культура учителя. Он пришел к выводу, что невозможно эффективно руководить учебно-воспитательным процессом в школе без знания предметов учебного плана. С первых дней работы директором школы он - филолог по образованию принялся за изучение физики, математики, химии, биологии, географии, истории. За 3 года он самостоятельно изучил все школьные учебники и методическую литературу к ним. Мог заменить любого преподавателя в любом классе. Для В.А. Сухомлинского стало правилом следить за новейшими достижениями в различных научных областях. Свои интересы и увлечения он передавал учителям и своим воспитанникам. Например, его увлекли исследования биохимических процессов в почве. Опыты в этой области, производимые у нас и за рубежом, открывали широкие перспективы повышения урожайности. Этой интересной проблеме Сухомлинский посвятил свои беседы с учителями, любящими растениеводство и садоводство. Постепенно ею увлекается биолог и несколько учителей начальных классов. Затем подключились и дети, они ставили опыты в кабинете живой природы, в зеленой лаборатории, в теплице, на учебно-опытном участке. Все учителя школы стали следить за последними достижениями в области той науки, основы которой они преподавали. В 60-70-е годы все школы страны - городские и сельские - работали по единым учебным планам и программам, школьники учились по одинаковым учебникам. Учителя нашей страны, приезжавшие в Павлышскую школу, и посетившие хотя бы один урок, недоумевали: почему здесь дети знают предмет лучше и учатся охотнее? Успех секрета раскрывал сам В.А. Сухомлинский: школа живет свободным временем учеников и учителей. Результаты успеваемости зависят не толькоот того, каково его общее развитие, как много он читает, как много свободного времени у ученика для занятия любимым предметом. Да, на первое место В.А. Сухомлинский поставил процесс обучения. Успех умственного воспитания, считал он, определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома. В книге для почетных посетителей, заведенной в школе, учителя из разных уголков нашей страны оставили самые лестные отзывы о посещенных ими уроков своих коллег из Павлышской школы. Каждый урок в этой школе учителя стремились превратить в урок мышления. После изложения нового материала больше внимания уделяли этапу осмысления учащимися новых знаний. Этот самостоятельный умственный труд предполагал, что ученик припоминает, анализирует, мысленно углубляется в сущность материала, проверяет свои знания. Для осмысления знаний предоставлялось достаточно времени и проводились различные виды работ. Проверка домашнего задания (особенно в старших классах на уроках математики, физики, биологии, географии), как правило, проводилась без вызовов к доске. Каждый ученик самостоятельно работал со своей тетрадкой, выполнял задания, давал ответ, а учитель оценивал его знание. Учителя стремились, чтобы дети на каждом этапе обучения достигали успеха, хотя бы маленького, и знали, чувствовали, переживали свой духовный рост. Основной принцип школы - не ловить ребенка на незнании, не ставить ему двоек. В.А. Сухомлинский считал, что если главным стимулом, побуждающим к учению, становится отметка, школа перестает быть светочем знаний. Необходимо у детей разжечь любознательность, пробудить познавательный интерес. Удовлетворить детское любопытство, развить в них природные задатки, дарования, сформировать у них устойчивый интерес к знаниям, выработать практические умения помогала ученикам их работа в школьных кружках. Все учителя школы вели по 1-2 кружка. Так, А.А. Филиппов — преподаватель физики - вел научно-технический кружок для старшеклассников, где учащиеся изучали проблемы физики, радиоэлектроники, и кружок слесарей-моделистов. За 19 лет его работы 85 его воспитанников стали инженерами. А в дни школьных праздников, туристических походах Филиппов играет на баяне. Учитель литературы В.Т. Дороган - руководитель кружков художественного чтения, учитель истории - одновременно влюблен в садоводство... В.А. Сухомлинский писал: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ матери, культ книги и культ родного слова». В Павлышской школе много стендов. Первый большой стенд в школе обращен не к детям, а к матери: «Мать, помни, что ты главный воспитатель. От тебя зависит будущее общества». Далее картинки с советами матерям и среди них: «Мамы, рассказывайте своим детям родные сказки». В.А. Сухомлинский прекрасно знал, что ни одна школа мира, начиная еще с Вавилона, Древнего Египта, античной Греции и Рима, Индии, Киевской Руси и заканчивая нашим временем, не обходилась и не обходится без сказки. Сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Высокое поэтическое достоинство сказки объясняется тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли, чувства народа. Русская народная сказка пронизана атмосферой света, добра, любви, красоты, мудрости. Народная речь сказки отличается мягкостью, в ней много ласковых слов, она плавная, гармоничная. Дети тянутся к сказке, потому что она учит и воспитывает. В мировой практике нет аналогов эксперименту, более 10 лет продолжавшемуся в Павлышской школе, по развитию безукоризненного чувства родного слова, развитию у них умения самому ребенку с дошкольного возраста составлять сказки, а с первого класса уже и творческие сочинения. Свой эксперимент и полученные результаты В.А. Сухомлинский описал в книге «Сердце отдаю детям». В течение 33 лет он изучал словарный запас детей, а также взрослых людей (родителей) и пришел к выводу, что семилетний ребенок из обычной семьи крестьянина понимает, чувствует эмоциональную окраску 3 - 3, 5 тысяч слов родной речи, - при условии, если в семье есть библиотека из 300 - 400 книг, из них - 1, 5 тысяч слов - его активный запас. Рабочий, крестьянин со средним образованием в 45 -50 лет понимает, чувствует эмоциональную окраску - 5 - 5, 5 тысяч слов родной речи, из них в активном запасе не больше 2 - 2, 5 тысяч слов. Этот факт говорил о необходимости начала работы с детьми дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский один из первых в стране начал работать с детьми - 6-летками, им предстояло прийти учиться через год. Для них он организовал школу под голубым небом, школу радости. Первый урок прошел не в школьном классе, а в увитой виноградом беседке, где он сказал детям: «Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце». Дети увидели перед собой не учителя, а доброго сказочника. Уроки проходили в цветущем школьном саду, на поляне, на берегу реки, в лесу. В.А. Сухомлинский учил детей увидеть и восхититься красотой природы, восходом и закатом солнца, услышать шелест трав и песню кузнечика, песни соловьев и уметь подобрать нужное и красивое слово, чтобы выразить переполнявшие их чувства. Сначала сказки составляли коллективно, потом, уже, учась в начальных классах, пробовали написать мини-сочинения, сказку индивидуально. В школе был специально оборудован кабинет - «комната сказки», где коллективно или индивидуально можно было прочитать сказки А.С. Пушкина, Андерсена, братьев Гримм. У самого В.А. Сухомлинского более тысячи написанных им сказок, они «рассыпаны» в его книгах. Он собирал учителей начальных классов и учил их искусству творчества, чтобы они в свою очередь помогли каждому школьнику проявить себя в этом интересном эксперименте. В итоге за 10 лет было составлено 45 томов сказок (том - толстая тетрадка). Лучшие сказки были отобраны, и вышел сборник - «Павлышские сказки». Сегодня педагоги, родители, вся общественность озабочена тем, что молодежь не знает и не умеет правильно использовать свое свободное время. Это одна из причин пьянства, хулиганства, наркомании и других отрицательных явлений. Вносятся предложения - побольше открыть молодежных кафе, танцевальных площадок, ужесточить законы. Но еще В.А. Сухомлинский разъяснял, что никакие, даже строгие и беспощадные законы, никакие ограничения и запреты не помогут, если не будет тонкой, умелой, кропотливой воспитательной работы. Надо воспитывать у юных граждан страстную увлеченность духовными интересами. Школа должна воспитать у своих питомцев отношение к свободному времени как бесценному богатству. И помочь в этом может книга. Опасной болезнью школы может стать бескнижность, т.е. когда книга не вошла в жизнь учеников, не стала их повседневной потребностью. Книг на библиотечных полках может быть и много, но они как спящие великаны. Во многих школах есть кабинеты, мастерские, но нет главного - комнаты для чтения, комнаты книги. В младших классах Павлышской школы учитель составлял список книг для прочтения. Перечень книг для параллельных классов составлялся общий, но в каждом классе указывались одновременно и такие книги, которые предназначались для отдельных учеников с учетом их интересов. Ученикам начальных классов не надо было идти за книгой в общую библиотеку, они всебыли на полке в своем классе. Как только в школу поступали новые книги, организовывалась выставка новинок, и вечером, уходя из школы, можно было взять с собой домой любую понравившуюся книгу с условием - утром ее вернуть на выставку, а после окончания выставки можно было взять ее в библиотеке. В.А. Сухомлинский писал: «Я не представляю себе полноценного, всестороннего развития подростка, юноши, девушки без того, чтобы они не имели своих любимых книг, своих любимых писателей». В 1968 году Павлышскую школу посетила делегация учителей с Алтая. Дети вернулись в школу после весенних каникул, и у них спросили: «Дети, что вы делали во время каникул?» - «Бегали, читали», - «А что больше вы делали - бегали или читали?» - «Читали». Самым любимым и дорогим подарком в семье стала книга. Для подростков В.А. Сухомлинским была составлена «Золотая библиотека отрочества», куда вошло около 360 наименований книг, в которых дети этого возраста могли найти ответы на мучившие их вопросы: «В чем смысл жизни?», «Мое место в жизни», «Кому можно подражать, с кого брать пример?» А.И. Герцен писал, что есть «вечные книги», мимо которых не может пройти человек, который хочет считать себя образованным. В.А. Сухомлинский составил такой список книг - от Гомера до Хемингуэя, включив в него сокровища мировой литературы -отечественных и зарубежных писателей. В личной библиотеке В.А. Сухомлинского было 19 тысяч томов, много он выписывал периодической печати, читал не только на родном языке, но и в подлиннике. В.А. Сухомлинский мог читать и объясняться на 15 языках. Он в совершенстве изучил немецкий, принялся за болгарский, чешский, польский, испанский, английский, французский, стал изучать японский. Личная библиотека В.А. Сухомлинского была открыта для учителей и учеников. Постепенно обзаводились фамильной библиотекой учителя и питомцы школы. Нельзя не согласиться с Сухомлинским, что книга, личная библиотека – это, прежде всего воздух для учителя. Без книги, без страсти к чтению нет учителя, это сама жизнь. Все педагогические системы рушатся, если нет потребности в книге. Постепенно в школе добились, что каждый ученик читал литературы в 4-5 раз больше, чем надо было по учебнику. Самостоятельное чтение стало главным средством богатой интеллектуальной жизни воспитанников. Все перечисленные выше пути приобщения школьников к знаниям дали свои положительные результаты – впоследние годы работы В.А. Сухомлинского Павлышская средняя школа работала без неуспевающих, без второгодников, из школы выходили грамотные, образованные выпускники, многие из которых продолжали учиться в высших учебных заведениях. 2.3 В.А. Сухомлинский о цели, содержании и методах нравственного воспитания личности Центральной проблемой, пронизывающей все произведения В.А. Сухомлинского, является нравственное воспитание школьников. На основе многолетней практической деятельности В.А. Сухомлинский пришел к глубокому убеждению, что идеальный образец человека - это настоящий человек. В таком человеке должны быть воспитаны такие черты, как: • умение дорожить святынями Отечества, беззаветная любовь к Родине - матери; • гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; • богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; • потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей; • активное отношение к добру и злу, умение близко принимать к сердцу все, что происходит вокруг; • чувство человеческого достоинства - уважение самого себя, умение дорожить своей честью, своим именем, постоянно стремиться к нравственному совершенству; • эстетическое богатство, тонко развитая потребность трудового мастерства; физическое совершенство. Каков же механизм, чтобы нравственный идеал, как цель воспитания, стал реальностью? / Прежде всего, отмечал В.А. Сухомлинский, в каждом ребенке нужно пробудить желание, стремление, потребность стать настоящим человеком. Следовательно, в работе воспитателя на первое место выступают словесные методы воспитания, методы убеждения. «Слово, - писал В.А. Сухомлинский, - это самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцу наших питомцев... Совершенной нелепостью является утверждение о том, что недостаток воспитательной работы во многих школах - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом». В.А. Сухомлинский разработал азбуку моральной культуры, в которой были заложены нормы поведения детей с первых дней их пребывания в школе: 1. Ты живешь среди людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 2. Все блага и радости жизни создаются трудом. Ученье - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу. 3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Не причиняй людям зла. 4. Не будь равнодушным к людям. Борись против зла, обмана, несправедливости… Коллектив школы должен стремиться к тому, чтобы вся жизнь и деятельность коллектива, многогранность отношений, интересы школьников - все это имело глубокий гражданский смысл, вызывало личное отношение к тому, что человек видит, узнает, делает. В раннем детстве и отрочестве закладываются основы нравственных убеждений, а от нравственного сознания дальше путь лежит к нравственным поступкам, к формированию привычки поведения. В этом возрасте добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, наблюдает, поэтому детей приучали к следующим поступкам: • если ты увидел иссохшуюся, потрескавшуюся почву вокруг розового куста, яблоньки или куста винограда, разрыхли почву, а вечером полей дерево или кустарник; • сдавая после работы инструмент, посмотри, не надо ли наточить: если надо - сделай это; • книга, которую ты возвращаешь в библиотеку, должна быть в значительно лучшем состоянии, чем ты получил; • не выступай с критикой недостатков товарища перед коллективом, если ты перед этим не сказал товарищу о его недостатках наедине, постарайся убедить его, что он не прав... Неоднократное участие в подобных поступках, организация соответствующим образом жизни коллектива ведет к тому, что у воспитанника нет расхождения между его нравственным убеждением, сознанием и тем, как он поступает. Например, воспитание таких тончайших моральных чувств, как человеческого долга, чуткости, отзывчивости. Азбука воспитания человечности, по мысли Сухомлинского, в том, чтобы ребенок, отдавая тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость. Главное же в этой самой тонкой сфере воспитательной работы, как показывает опыт - переживание ребенком горя, забот, страданий другого человека, личное участие в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии. Учителя Павлышской школы рассказывали детям о людях, которые нуждаются в помощи, сочувствии, душевном участии. Так > однажды В.А. Сухомлинский рассказал малышам-первоклассникам о 7-летнем Мише, который не может ходить в школу, так как прикован к постели. Детям захотелось пойти к мальчику, и первое же посещение оставило глубокий след в душе детей. Для каждого ребенка посещение больного мальчика стало не обязанностью, а душевной потребностью, внутренним долгом. Миша выучил азбуку, научился читать, писать. У него оказались незаурядные способности к рисованию. Он рисовал картинки и дарил их товарищам, Миша в учении не отставал от товарищей, перешел в 3-й класс. Мальчик окреп oi когда он сделал несколько шагов, каждый из его друзей переживал это как личное счастье. Несколько месяцев дети привозили Мишу в школу на маленькой коляске. С каждым годом здоровье его улучшалось, он окончил среднюю школу, стал спортсменом, работает на машиностроительном заводе. Забота о товарище сыграла большую роль в духовной жизни детей. У всех, кто дружил с Мишей и помогал ему, выработалась черта, которую можно назвать душевной мягкостью, ласковостью. Или вот дети узнали о судьбе бывшего партизана Андрея Степановича Н. Во время Великой Отечественной войны фашисты убили его жену, а двух сыновей (2 и 4 года) увезли в Германию. Поиски детей оказались безрезультатными. Андрей Степанович не мог забыть горе, жил замкнуто, избегая общения с людьми. Надо было человеку дать радость. Глухую улочку, где жил бывший партизан, дети очистили от сорняков, посадили яблони, но Андрей Степанович долго не обращал на детей внимания. Но потом он попросил у школы несколько виноградных лоз, постепенно стал вступать в беседы. А в воскресенье пошел с детьми в лес. Это был для всех незабываемый день. Казалось, человек несколько лет ожидал, когда к нему придут люди, по-настоящему сочувствующие его горю, ни словом не напоминающие о горе. За десять лет дружбы никто не нарушил данного обещания: никто не попросил рассказать о партизанском прошлом Андрея Степановича. Ученики стали взрослыми людьми, и их дружба с ним стала еще крепче. Воспитание в духе правдивости и честности школа начинала с малого, с самого простого, с чем повседневно соприкасались дети. Весь уклад школьной жизни был продуман так, что ученик на каждом шагу соприкасался с ценностями, принадлежащими коллективу. Пользование этими ценностями входит в привычку. Если ребенку нужна новая тетрадь, он берет ее в шкафу из коллективных запасов. Со стендов в классе или в коридоре берет книжку, которая его интересует, читает ее здесь же или несет домой. Любой ученик мог взять из школы пластинки с записью музыкальных произведений, а потом снова вернуть. В физическом кабинете на столе стоят приборы - среди них и дорогостоящие, и сделанные учениками, - можно прийти в кабинет и снова произвести опыты, поработать с ними. Таким образом, при формировании высоконравственных воспитанников Павлышской школы В.А. Сухомлинский использовал всю палитру методов воспитания: словесные методы воспитания (внушение, убеждение, беседа, рассказ, диспуты) по возможности сочетал с включением детей в разнообразные виды деятельности (игровая, трудовая...), жизненные ситуации, широко применялись такие методы, как упражнение, поручение, общественное мнение, педагогическое требование, пример. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы достигнутый высокий уровень воспитанности учеников позволит исключить всякие меры наказания. Одна из его статей так и называется: «Воспитание без наказаний». Не следует забывать совет В.А. Сухомлинского, обращенный к педагогам и родителям: «Не бойтесь быть ласковыми». Молодого учителя, читателя произведений В.А. Сухомлинского, может сегодня смущать его советская лексика. В его книгах часто встречаем, например, термины «коммунистическое воспитание», «советский патриотизм» и т.д. Надо иметь в виду, что В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, под термином «коммунистическое», «социалистическое» понимал - гуманистическое воспитание, воспитание человека, всегда чувствующего рядом с собой других людей и ответственность перед ними. 2.4 Организация трудового воспитания и политехнического образования Многолетняя работа в школе убедила В.А. Сухомлинского в том, что трудовое воспитание является не только практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве, но вместе с тем и важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. Речь идет не о всяком труде, а в первую очередь о сложном, творческом труде, в котором мысль, тонкое умение, мастерство. Опыт убедил в том, что для умственного развития школьников особенно хорошо выбирать конструирование действующих моделей, приборов. В школе нет ни одного трудноуспевающего ученика, который бы не работал в школьной мастерской над моделями хитроумных машин, механизмов, приборов. Школа в Павлыше развивает интересы детей в сфере трудовой деятельности. Она, например, учит мальчиков водить мотоцикл и мини-машину не в старших классах, а уже в 3-м, когда ребятам все в новинку, все вызывает восторг. Одним из принципов трудового воспитания является высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Все школьники выращивали своими руками хлеб. Осенью 3-й класс получал делянку размером в полкласса, засевал ее озимой пшеницей, весной ребята дежурили, охраняли всходы от воробьев, а перед началом 4 класса косили хлеб, сами обмолачивали его на маленькой молотилке, грузили мешок всем классом, отвозили на мельницу, получали муку, затем в пекарне пекли пироги и каравай для «Праздника урожая». В 1970 году пекли 2 каравая: один общий, на всех, другой - Василию Александровичу, который в это время лежал в больнице и впервые за 23 года не мог прийти на праздник. Школьники принимают участие в повышении плодородия почвы, закладке виноградников, садов, в строительстве хозяйственных и культурно-бытовых сооружений и дорог. Такой труд для общества становился для них школой нравственной закалки, он воспитывал у учащихся чувство долга, чести. Раннее включение в настоящий производительный труд - следующий принцип трудового воспитания. По сложившейся традиции в Павлыше отдельные виды труда выполнялись только детьми. Так, будущие первоклассники за два месяца до начала учебного года собирали семена деревьев. Весной они выполняли свою первую работе большой общественной значимости: сажали семена деревьев на склонах оврагов и балок. Потом они ухаживали за деревцами. Трудом самых маленьких школьников на полях местного колхоза было создано несколько мощных полезащитных полос, благодаря которым в течение 10 лет прекратилась эрозия почвы на площади в 160 гектаров. В школе предусматривалось многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, совмещению двух, трех видов трудовой деятельности. Школьник, который с увлечением выращивал растения на участке или в теплице, с не меньшим удовольствием работал в кружке юных техников или занимался художественным творчеством. Занимаясь одновременно двумя или тремя видами труда, ученик приобретал разные умения и навыки. Постоянность, непрерывность труда - также непременный принцип трудового воспитания. Школа не допускала того, чтобы выполнение трудового задания откладывалось на какое-то время года, месяца или недели. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь. Не раскрывая содержания, ограничимся лишь перечислением других педагогических требований к организации трудовой деятельности, которым следовал коллектив Павлышкой школы: творческий характер труда, сочетание усилий разума и рук; преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков; всеобщий характер производительности труда; посильность трудовой деятельности; учет результатов трудовой деятельности. В сочетании с трудовым воспитанием в Павлышской школе было организовано и политехническое образование. Ученики V-VIII классов делают в мастерских и рабочих комнатах учебные приборы и пособия, действующие модели и инструменты, механические орудия труда, установки для технологических процессов. На учебно-опытном участке ученики выполняют индивидуальные задания: выращивают зерновые и технические культуры, производят прививку культурных сортов плодовых деревьев к дичкам, выращивают плодовые деревья. Каждое задание имеет опытническую, исследовательскую направленность. Ученикам старших классов предоставляется возможность овладевать такими умениями и навыками, которые не входит в программу, например, отдельные ученики по своему желанию овладевают электросварочным делом; желающие занимаются пчеловодством на школьной учебно-опытной пасеке; девушки по своему желанию изучают электрошвейную машину и учатся работать на ней. Старшеклассники в кружке под руководством преподавателей создали минитрактор для обработки огорода, сада при школе, а на созданной минимашине учатся водить ее учащиеся начальных классов. По договоренности с руководителями тогдашнего колхоза старшеклассники школы, работая водителями комбайна, помогали убирать урожай. Стало хорошей традицией в Павлышской школе 1 сентября ученики первого класса сажают свое дерево, за которым ухаживают в течение 10 лет. Благодаря таким посадкам за 10 лет образовалась полезащитная полоса, и эрозия почвы прекратилась на площади в 160 га. 30 августа ученики школы приглашают преподавателей и своих родителей на традиционный праздник урожая, угощая плодами своих трудов на огороде и в саду. Павлышская школа в итоге добилась, чтобы в годы детства, отрочества и ранней юности труд, которым занимаются миллионы рабочих и крестьян, стал для каждого ученика привычкой, потребностью. 2.5 Эстетическое воспитание Важнейшей задачей эстетического воспитания В.А. Сухомлинский считал - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность. В системе эстетического воспитания в Павлышской школе большую роль отводили путешествиям в мир красоты - экскурсиям, походам, наблюдениям и анализам явлений природы. Путешествие совершали в поле, лес, на берег пруда и реки, в плодовый сад - причем в разное время года. Дети видели красоту красок, меняющиеся оттенки в окраске листьев, слушали музыку природы. С удовольствием дети любовались созревшими плодами в саду и на винограднике, сочетанием изумрудной листвы и янтарных гроздьев, игрой солнечных лучей на плодах яблонь, груш, слив. В лесу рано утром слушали пробуждение птиц, после заката солнца наблюдали вечернюю зарю, смотрели, как загораются звезды... Дети школы не только учились видеть красоту окружающей природы, но, начиная с первых лет пребывания в школе каждый ребенок ухаживал за растениями в уголке красоты своего класса, у каждого в палисаднике был свой скворечник. При школе была оранжерея, огромное количество цветочных клумб, и, благодаря многолетним насаждениям детей, постепенно все село утопало в зелени. Большое значение имеет и эстетическое творчество, связанное с восприятием художественных ценностей - литературы, искусства. В младших классах проводили утренники, посвященные любимым произведениям. В средних и старших классах ученики читали отрывки из произведений классической и современной литературы. Время от времени в школе устраивались выставки детских рисунков. На уроках и на внеклассных мероприятиях большое внимание уделялось рассмотрению произведений живописи, конечно, это в основном были репродукции. Проводились и музыкальные вечера. В школе был организован кружок игры на баяне. Большое внимание уделялось созданию эстетической обстановки в классах и рабочих комнатах. Неповторимость эстетической обстановки создается растениями: в одном классе это лимонное дерево, в другом – роза… На столе учителя вазочка, в которой круглый год живые цветы. Значительную роль в эстетическом воспитании играет одежда и внешний вид учеников. Здесь самое важное - простота и изящество. В.А. Сухомлинский был противником ученической формы. Одежда должна была подчеркивать индивидуальные черты ученика, цвета одежды должны быть мягкие. Главные требования к покрою одежды - плавность, мягкость линий, отсутствие угловатости и резкости, обтянутости. Эстетические требования предъявлялись и к прическе: скромность, простота, изящество, соответствие индивидуальным чертам. В.А. Сухомлинский выражал надежду, что педагогические коллективы, которые будут заимствовать опыт Павлышской школы, не будут механически копировать его детали, а найдут собственные пути решения всех задач всестороннего развития личности. 2.6 Забота о здоровье детей и физическое воспитание Успешное осуществление задач всестороннего развития личности немыслимо без постоянной заботы об укреплении здоровья ребенка. Больной, недомогающий с трудом поддается воспитанию. Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей привело Сухомлинского к выводу, у 85% неуспевающих главная причина отставания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и дома, второгодничества - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего незаметное для врача и поддающееся диагностированию только в результате совместных усилий матери, отца, врача, учителя. Что же предпринял коллектив Павлышской школы, заботясь о здоровье и красоте своих учеников? Большое внимание в Павлышской школе уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований и норм режима труда и отдыха школьников. На школьной усадьбе на каждого ученика более 10 деревьев, и эта «фабрика кислорода» из года в год расширялась. В весенние и осенние месяцы часть уроков в I-II классах проводится в зеленых классах - на открытом воздухе, на зеленях лужайках, окруженных со всех сторон виноградом. Школа добилась, что в каждой семье родители и старшие дети строили для младших зеленые беседки, в которых малыши читали, рисовали, писали, занимались ручным трудом. Занятия в школе велись в одну смену, следовательно, уроки в основном проходили при естественном освещении. Младшие школьники ложились спать, как правило, в 8 часов вечера и вставали в 6 часов утра; учащиеся средних и старших классов ложилисьспать в 9 часов вечера и вставали в 5 часов 30 минут утра. После туалета, зарядки и завтрака ученик принимался за работу. В течение полутора-двух часов до ухода в школу он выполняет домашнее задание. Рабочий день начинался, таким образом, с самого трудного. В выполнении домашних заданий преобладающий вид труда не заучивание, а чтение, размышление, анализ фактов. Утро - самое благоприятное время для этого. Среди режимных требований очень важно правильное чередование уроков по степени трудности и по характеру умственного труда. На последние часы, как правило, ставились уроки рисования, пения, физического воспитания, ручного труда, труда в мастерских и на пришкольном участке. Чем больше времени отводилось на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционировали и развивались все органа, выше восстанавливающая роль сна. Ученики спали при открытой форточке, а летом - только во дворе, на сеновале, возле посевов зерновых культур, вблизи луговых массивов. Фитонциды злаковых и луговых растений убивают болезнетворные микробы - возбудителей легочных заболеваний. Если ученик летом дышал воздухом, насыщенным фитонцидами злаковых и луговых растений, он никогда не заболевает простудными болезнями (воспаление горла, бронхов, слизистых оболочек дыхательных путей). Летом ученики обычно отдыхали в своем селе, никуда не выезжая специально для отдыха. Они ежедневно несколько раз купались (в пруду, в реке, под душем). Мальчики летом ходят в майках, до 12 летнего возраста в шортах. С дошкольного возраста до 13-14 лет дети ходят босиком - с весны до осени, в любую погоду. Как правило, эти дети отличаются исключительной выносливостью. Большое значение для здоровья человека имеет полноценное питание. В каждой семье есть памятка школы о нормальном и здоровом питании. Для питания детей родители специально готовили продукты (в частности, в каждой семье создается запас сухих фруктов, чтобы ребенок зимойбыл обеспечен фруктовым сахаром). Многие семьи имели свои пасеки: ведь мед - это лекарство от 90% всех болезней. Большое внимание уделялось труду на открытом воздухе - особенно для детей с большой нервной возбудимостью, детей раздражительных, беспокойных. В спокойной обстановке, требовавшей не столько физических усилий, сколько сосредоточенности, внимательности (например, изготовление поделок из прутьев ивы) оказывало на детей оздоровительное воздействие. Нельзя не согласиться с мнением В.А. Сухомлинского: укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступил в юность хилым и вялым. Это значит дать ему полноту жизненных радостей. Мудрость родительской педагогики В.А. Сухомлинского В.А. Сухомлинский утверждал, что «Педагогика должна стать наукой для всех» и для учителей, и родителей. Многие родители совершенно не знают, как правильно воспитывать своих детей, формировать их характер, взгляды, привычки, в чем заключается этот процесс. В Павлышской школе пытались дать каждому родителю минимум педагогических знаний. В течение многих лет при школе функционировал родительский университет. В нем было несколько групп. Первая - для молодых супругов, у которых еще нет детей. Во второй - родители, дети которых должны были пойти в первый класс. Созданы были специальные группы для отцов и матерей учащихся разных возрастов. Ребенок в школе учился 10 лет, а родители учились в университете - тринадцать лет. Занятия в каждой группе проводились два раза в месяц по полтора часа. Вели их директор, завуч, лучшие учителя. Основная форма занятий - лекции и беседы. На занятиях педагоги стремились конкретно разобрать, что значит правильно воспитывать детей, подростков, юношей и девушек. Так, на занятиях молодоженов - будущих родителей - разговор велся главным образом о культуре взаимоотношений супругов, об умении человека управлять своими желаниями, сообразуясь с желаниями других людей. Уважая неприкосновенность интимного мира, учителя вместе с тем тактично прикасались к самым заветным уголкам человеческих сердец. Л.Н. Толстой писал: «Рождение ребенка создает для родителей особую область уязвимости». Отцам и матерям в родительском университете старались как можно ярче показать эту их «уязвимость» перед детьми: убеждали, что каждым шагом своей жизни они воспитывают ребят, оставляют в них крупицу своего собственного разума, нравственности, своей души. На занятиях с родителями, детям которых предстояло поступить в школу, рассказывали, как развивать умственные способности и речь детей, воспитывать чувства. Специальные лекции посвящались темам: «Отец и сын», «Мать и дочь», «Первые нормы нравственной культуры детей» и т.д. Исключительно важный элемент семейного воспитания — трудовая закалка детей. Идеалом здесь должна служить мудрая народная заповедь: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руке и нести пищу из тарелки в рот. Вместе с отцами и матерями в Павлыше добивались того, что к тому времени - к 7 годам, как надо идти в первый класс, каждый обязательно на своем дворе выращивает яблоню матери и нес ей первые плоды с этого дерева. Только объединяя усилия педагогического коллектива вместе с родителями детей Павлышская школа достигла впечатляющих успехов в воспитании своих питомцев. В 1969 году в школе училось 276 детей, родители которых в свою очередь тоже были учениками школы. Прекрасное знание родословной многих семей, формирование педагогической культуры родителей помогало учителям, воспитателям школы в воспитании подрастающего поколения.
|