Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика эпохи. Творческий путь И.Г. Песталоцци.






 

Иоганн Генрих Песталоцци, выдающийся швейцарский педагог-демократ, принадлежит к плеяде классиков науки о воспитании и образовании. Свыше 50 лет жизни, преодолевая свою нищету, бесправное положение, он посвятил воспитанию и обучению детей. Педагогическое творчество великого педагога было направлено на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. В посвящении, поставленном на одной из его книг, он так характеризует значение своей деятельности: «Низшему классу населения Гельвеции». «Я долго смотрел на твое жалкое, тяжелое положение, и сердце мое исполнилось скорбью. Дорогой мой народ, сказал я себе, я помогу тебе... Я хорошо знаю тебя и отдаю тебе все, что успел приобресть в течение моей жизни. Я отдаю тебе всего себя».

В недрах феодальной Швейцарии идет зарождение капитализма, усиление классовой борьбы, что способствовало общественному подъему, интенсивному развитию науки, литературы, прогрессивной социально-политической и педагогической мысли. Создаются научные и литературные общества, различные просветительские организации, возникают периодические издания. В них критиковались сохранившиеся в стране феодальные общественные отношения, обсуждались вопросы политики, философии, морали, воспитания.

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в Цюрихе. Его отец (хирург) умер рано. Мальчик рос в бедности, воспитывался матерью и преданной служанкой, простой крестьянкой, которая, по воспоминаниям Песталоцци, была «ангелом-хранителем» их семьи. Много времени ребенок проводил в деревне у деда, где наблюдал, как невыносимо трудно живется крестьянам в условиях складывающихся буржуазных отношений. По свидетельству современников, впечатлительный 5-летний Иоганн Генрих произнес: «Когда вырасту, буду помогать крестьянам».

Доброта, мягкость, взаимная любовь, забота друг о друге, царившие в семье, развили в Песталоцци благоговейное отношение к семейным узам. Семейные отношения впоследствии заняли одно из ведущих мест в системе его взглядов на воспитание.

Образование И.Г. Песталоцци получил сначала в начальной и латинской школах, а затем в высшей школе гуманитарного направления, основанной в начале XVI в. и названной Каролинум в честь Карла Великого. В Коллегиуме Песталоцци год проучился в филологическом и полтора года в философском классах. Осенью 1765 года, не явившись на переводной экзамен в последний богословский класс, таким образом прекратил обучение.

В «Коллегиум Каролинум» возникает общество «патриотов», члены которого изучали современную литературу, произведения Монтескье, Вольтера, Руссо, английских и немецких просветителей. «Патриоты» подвергли резкому осуждению господствовавшие в Швейцарии общественные отношения и мечтали об установлении в ней «разумного и справедливого» общественного строя. Деятельность общества вызывала все большее недовольство со стороны правителей Цюриха. В 1767 году несколько наиболее активных членов общества, в том числе и Песталоцци, были подвергнуты кратковременному аресту.

В 1769 году И.Г. Песталоцци женился на дочери богатого купца. Перед свадьбой он отправил невесте письмо, в котором предупреждал о том, какие трудности ее ожидают, если она согласится на брак с ним. Он обещает доставить ей счастье, полагая, что очень склонен к семейной жизни. Вместе с тем заявляет, что ему, несомненно, придется переживать жизнь, полную горя и трудов: «Я никогда не стану молчать из боязни людей, лишь только увижу, что польза моего отечества требует, чтобы я говорил. Ему принадлежит все мое сердце, и я готов на все, чтобы уменьшить нужду и бедность в моем народе».

Определяющее влияние на общественно-политические взгляды Песталоцци оказали идеи Ж.-Ж. Руссо. Чтение Руссо заставило его серьезно задуматься и над вопросами воспитания. Знакомство с произведениями Руссо, в частности, с «Эмилем», побудило Песталоцци, по его признанию, отказаться от духовной карьеры по окончании «Коллегиум Каролинум» и отдать все силы служению народу. «Давно уже, аж с самых молодых лет сердце мое словно мощный поток стремилось исключительно к единственной цели - уничтожить... источник бедствий, в который, как я видел, погружен окружавшей меня народ», – писал впоследствии Песталоцци.

В 1769 году Песталоцци решил поселиться в деревне, организовать образцовое хозяйство и научить обнищавших крестьян рациональной организации сельских работ. На деньги, оставшиеся по наследству отца, и средства, взятые в долг, он купил участок земли около 100 десятин. Когда его сельскохозяйственные опыты оказались неудачными, Песталоцци разорился.

Сельское население Швейцарии находилось в бесправном положении. По стране бродили толпы нищих, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища. Смотря на этих несчастных, чья будущность определялась словами – нищенство, разврат и преступление, – Песталоцци решил в своем имении «Нейгоф» создать «Учреждение для бедных». Педагогический эксперимент проходил (с 1774-1780 гг.). В организованном приюте, он собирает детей из малообеспеченных многодетных семей, детей-сирот, беспризорников. Возраст детей от 7 до 14 лет. Дети работали в поле и на огороде, а также в прядильной и ткацкой мастерских. Одновременно Песталоцци обучал их чтению, письму, счету, начаткам географии. Он весь отдался работе в приюте, о которой писал впоследствии: «Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей; я делил с ними в бедности мой хлеб; я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески». Он впервые попытался претворить в жизнь свой идеал народной школы, которая готовит молодое поколение к жизни, сочетая обучение с непосредственным участием в производительном труде.

Обязанности воспитателя и все заботы лежали на нем, так как средств для оплаты помощников не было. Невозможно было найти и единомышленников. Единственным помощником была жена. Вдвоем они заботились о том, чтобы воспитанники были сыты, одеты, учились труду и приобретали знания. Год спустя педагогически запущенные дети, недостаточно развитые в физическом, умственном и нравственном отношении, стали неузнаваемы.

Нейгофский опыт Песталоцци оказался весьма эффективным по своим педагогическим результатам. Однако его расчет на то, что приют сможет существовать на самоокупаемости, не оправдался: педагог-гуманист не мог допустить эксплуатации детского труда. Отчеты о работе «Учреждение для бедных» (за 1777 и 1778 гг.) проникнуты исключительным педагогическим оптимизмом, глубокой верой в большие возможности каждого человека, каким бы обездоленным он ни был.

В Нейгофе Песталоцци хотел осуществить мечту Ж.-Ж. Руссо о возрождении независимого человеческого существования вдали от цивилизации города. Как отмечено выше, он стремился познакомить детей с экономической стороной жизни и содействовать каждому ребенку в развитии своей независимой личности. «Учреждение для бедных» в Нейгофе, где Песталоцци впервые осуществил идею соединения обучения детей с их участием в труде, не получило поддержки со стороны имущих классов, «друзей человечества», к которым он наивно обращался с просьбой о материальной поддержке. В 1780 году приют в Нейгофе был закрыт, так как средств на его содержание у Песталоцци не было. За 10 лет он израсходовал все свое состояние и состояние жены.

В 1780 году Песталоцци пишет «Вечерний час отшельника», где высказывает мысль о том, что образование, готовя каждого человека к той деятельности, которая ему предстоит в зависимости от его общественного положения, прежде всего должно сформировать из него человека. В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (1781-1787 гг.) он обосновывает идею единства духовно-нравственного развития человека с трудовым воспитанием, пытается органично соединить обучение детей с их подготовкой к хозяйственной деятельностьи, к овладению профессией.

Эксперимент в Нейгофе, литературно-педагогическая деятельность принесли Песталоцци широкую известность. В августе 1792 года Законодательное собрание революционной Франции удостоило звания почетного гражданина Французской республики 18 иностранцев, послуживших делу свободы. В числе этих выдающихся общественных деятелей эпохи (таких, как Г. Вашингтон, Т. Костюшко, Ф. Шиллер и др.) был и Г. Песталоцци.

В 1797 году Песталоцци завершил работу над своим главным философским трудом «Мои исследования о ходе природы в развитии человеческого рода». В нем автор проводит мысль о том, что человек одновременно причастен к природному, социальному и нравственному состоянию, каждое из которых господствует в определенном возрасте каждого отдельного индивида и человечества в целом. Задача воспитания, по мнению Песталоцци, помочь человеку прийти к нравственному состоянию, стать творцом самого себя.

В декабре 1798 года Песталоцци удалось возобновить практическую педагогическую деятельность: по заданию нового революционного правительства Швейцарии он создал приют для осиротевших безнадзорных детей в Станце. Условия работы в самом приюте были крайне неблагоприятны. В здании бывшего монастыря было размещено около 80 воспитанников в возрасте от 5 до 10 лет, которые поступали в приют в крайне тяжелом физическом и моральном состоянии. Отсутствовали учителя. Не было необходимых пособий. Однако один, не имея помощников, Песталоцци с огромным энтузиазмом принимается за воспитание сирот. В те времена, когда бездушное отношение к ребенку было типичным явлением для учреждений общественного воспитания, педагог-гуманист считал необходимым построить приют по типу семьи, в которой он взял на себя роль любящего и заботливого отца. «С утра до вечера, – писал впоследствии Песталоцци в своем «Письме другу о пребывании в Станце, – я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Мои слезы текли вместе с их слезами и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники отвечали ему искренней привязанностью, что способствовало успешному проведению всей его педагогической работы. В предельно короткий срок Песталоцци удалось сплотить в Станце детей. Приют просуществовал всего лишь полгода, в июне 1799 года был закрыт. Здание приюта было отдано под лазарет.

Возглавляя учреждение, существовавшее на государственные средства, Песталоцци имел возможность не думать теперь о том, как окупить трудом детей стоимость их содержания, а всецело подчинить их труд только педагогическим требованиям. Им было сделано ценное наблюдение: использование труда в качестве средства развития в полной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к деятельности.

В Станце Песталоцци отказывается от механического соединения обучения с трудом. Он ищет такие формы связи между ними, которые позволяют расширить круг даваемых детям знаний, углубить их общеобразовательную подготовку. Труд детей приюта в Станце, в отличие от «Учреждения для бедных» в Нейгофе, проводился не одновременно с обучением: «...время на труд и учение у нас теперь распределено следующим образом: с шести часов утра до восьми – учебные занятия, затем часы до четырех дня отводятся работе, после этого до восьми часов вечера – снова учебные занятия. Состояние здоровья воспитанников становится все лучше и лучше». Обобщая опыт своей воспитательной деятельности в Станце, Песталоцци сделал важнейший для педагогической науки вывод о необходимости установления внутренней связи между обучением и трудом.

В Станце у него зарождаются идеи о развивающем школьном обучении и элементарном образовании, призванном стимулировать присущее ребенку стремление к деятельности. Эти идеи были им развиты сначала в Бургдорфе (1800–1804), а затем в Ивердоне (1805–1825). В своем практическом применении они получили широкую известность как «метод Песталоцци».

С закрытием приюта в Станце вновь были разбиты мечты Песталоцци о широкой воспитательной деятельности среди детей из народа. Вынужденный покинуть Станц, педагог-энтузиаст тем не менее твердо решил продолжить начатую им работу по установлению простейших и лучших методов первоначального обучения. В июле 1799 года он добивается назначения в начальную школу Бургдорфа, с которым связан новый этап его деятельности. В Бургдорфе Песталоцци сначала получил место помощника учителя в школе, которую возглавлял малограмотный сапожник. Вскоре ему удалось перейти в «городскую школу для малолетних детей», где находились маль­чики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. В этом, по существу дошкольном, учреждении Песталоцци плодотворно трудился над разработкой методики изучения детьми формы предметов, развитии у них числовых представлений и речи.

Осенью 1800 года Песталоцци возглавил Бугдорфский институт –среднюю школу с интернатом и семинарией при ней для подготовки учителей. Это учреждение обслуживало детей обеспеченных родителей. В 1801 году он публикует свое произведение «Как Гертруда учит своих детей», а в 1803–1804 гг. создает при участии учителей Бургдорфского института шесть книг для первоначального обучения: «Книгу матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбуку наглядности, или Наглядное учение об измерении» (в двух частях), «Наглядное учение о числе» (в трех частях). Эти книги вскоре были переведены на ряд европейских языков; в 1806–1807 гг. они были изданы в России. В Бургдорфе (1800–1804) Песталоцци достиг важных результатов в разработке идеи элементарного образования и частных методик первоначального обучения.

В Бургдорфе Песталоцци проработал до июля 1804 года. Новое аристократическое правительство не позволило ему продолжить аренду на замок, где помещался его институт. Оно рассматривало это учреждение как «рассадник демократизма». Песталоцци вынужден был перевести его во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое наименование Ифертен). Ивердонский институт существовал с 1805 по 1825 г. Он состоял из средней школы, в которой в пору ее расцвета учились свыше ста учеников, и учреждения для подготовки учителей. В этот период «метод» элементарного образования получает дальнейшее развитие, он связывается с процессом приобретения учащимися научных знаний и гармонического развития ребенка, с формированием его «ума, сердца и руки» в их неразрывном единстве.

Руководимые Песталоцци педагогические учреждения в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международное признание. Помимо швейцарцев, в нем были учащиеся из России, Германии, Франции, Англии, Италии и других стран. Ряд известных общественных деятелей, учителя из многих европейских стран приезжали сюда изучать «метод Песталоцци». В их числе английский социалист-утопист Р. Оуэн, немецкий философ И.Г. Фихте, философ и теоретик педагогики И.Ф. Гербарт, русские педагоги Ф.И. Буслаев, А.Г. Ободовский, К.Ф. Свенске, М.М. Тимаев и др.

Интерес к личности Песталоцци и его теории возник в России в начале XIX в. В связи с предпринятой реформой просвещения. Узнав об интересе к его педагогическим начинаниям в России, Песталоцци был заинтересован в перенесении своего «метода» в нашу страну, наивно рассматривая русского царя Александра I как искреннего поборника просвещения. Как было отмечено ранее, в начале XIX в. Песталоцци оказался в тяжелом положении и серьезно помышлял о переезде из Швейцарии в Россию. Но переезд не состоялся. Впоследствии его деятельность развернулась в Бургдорфе, а затем в Ивердоне.

В январе 1814 года И.Г. Песталоцци, воспользовавшись пребыванием русского царя Александра I в Базеле, решил обратиться к русскому самодержцу с просьбой спасти Ивердонский институт от нависшей над ним угрозы в связи с намерением австрийского военного командования занять его здание под лазарет. Александр I милостиво принял Песталоцци. Очевидец этой встречи в своих воспоминаниях отметил, что Песталоцци начал убеждать русского царя отменить крепостное право в России и дать крестьянам образование. Он пришел в азарт и наступал на своего собеседника, а тот пятился от него, пятился, пока не уперся в стену. Отступать было некуда, а Песталоцци, настигнув царя, сделал движение, чтобы схватить его за пуговицу мундира. Царь отшатнулся, старик опомнился. Александр I на прощание лицемерно расцеловал знаменитого педагога.

В письмах 1814–1818 гг. Песталоцци неоднократно обращался к русскому царю, благодарил за награждение его орденом Владимира IV степени,

просил принять в дар его труд «Обращение к невинности, мудрости и благородству моего времени», ходатайствовал о поддержке его начинаний. Песталоцци рассчитывал, в частности, на то, что Александр I поддержит материально подготовлявшееся им издание собрания своих сочинений, весь доход от реализации которого предназначался на организацию учреждения для бедных детей. В конце 1816 года Александр I проявил «благородный жест»: ассигновал в порядке подписки на собрание сочинений Песталоцци пять тысяч рублей.

Хотя Ивердонский институт приобрел мировую известность, тем не менее Песталоцци не покидала мысль работать с крестьянскими детьми. Учащиеся среднего учебного заведения Ивердонского института принадлежали к состоятельным слоям населения, которых Песталоцци должен был готовить главным образом к поступлению в высшие учебные заведения.

В сентябре 1818 года была предпринята еще одна попытка осуществить проект организации учебно-воспитательного учреждения для крестьянских детей. На средства, полученные от издания первого собрания своих сочинений, Песталоцци открыл школу для бедных в местечке Клинди, близ Ивердона, где продолжил начатые им ранее опыты по соединению обучения с трудом. В течение шести лет он тратил последние средства на содержание этого учреждения. По его замыслу школа должна была готовить народных учителей, владеющих его «методом». Однако школа в Клинди, дав всего лишь один выпуск, прекратила свое существование. Это было очередным тяжелым ударом для Песталоцци. Обращение его к власть имущим, естественно ни к чему не привело. Он был вынужден окончательно отказаться от организации воспитательных учреждений для бедняков и остаться во главе педагогических учреждений для детей богачей. Так классовая борьба и классовые противоречия отразились на деятельности великого педагога-гуманиста.

Не все учителя Ивердонского института разделяли педагогические идеи Песталоцци. Это приводило к серьезным разногласиям, вследствие чего из института ушли наиболее квалифицированные учителя. В 1825 году Песталоцци вынужден был закрыть возглавляемое им учебное заведение. Больной и одинокий он возвратился в Нейгоф, где в свое время началась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет книгу «Лебединая песня» (1826) – итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. «Лебединая песня» состоит из двух основных частей: в одной из них Песталоцци обстоятельно раскрывает сущность идеи элементарного образования – развивающего школьного обучения; в другой пытается установить причины, которые не дали ему возможности ее осуществить, полагая, что все дело в особенностях его характера, в отсутствии у него должных организационных умений.

«Лебединая песня» - это своего рода педагогическое завещание Песталоцци. В этой работе некоторые ранее высказанные мысли достигли наибольшей зрелости, а формулировки - наибольшей четкости. Это прежде всего относится к проблеме движущих сил развития человека.

Демократ Песталоцци в своем заключительном труде высказывает надежду, что реализация идеи элементарного образования даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах, направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, что позволит заложить прочные основы народного благополучия и национальной культуры.

Умер Песталоцци 17 февраля 1827 года.

На протяжении всей своей сознательной жизни Песталоцци глубоко возмущался тяжелым положением народа. Выход из постоянного состояния нужды и угнетения представлялся ему в том, чтобы получше приспособить детей бедноты к условиям предстоящей им жизни, подготовить их к тому, чтобы они в дальнейшем стали способными оказать себе «помощь путем самопомощи».

Демократ Песталоцци считал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. В книге «Как Гертруда учит своих детей», осуждая современную ему систему народного образования, он образно сравнивает ее с большим домом, где на великолепном верхнем этаже живут привилегированные люди. Их немного, они имеют возможность пользоваться всеми благами науки и искусства. На среднем этаже «живет значительно больше людей, но им не хватает лестниц, по которым они могут подняться на верхний этаж, как полагается людям; когда же некоторые из них проявляют охоту взобраться на верхний этаж по-звериному, то, если их заметят, большей частью бьют их по пальцам, временами даже переламывают им даже руку или ногу, которой они с этой целью воспользовались. В нижнем этаже живет бесчисленная толпа людей, имеющих совершенно те же права на солнечный свет и свежий воздух, что и верхние жильцы», но они поставлены в такие условия, что не могут даже «взглянуть на этот верхний этаж».

Песталоцци, несомненно, горячо стремился дать народу образование, полагая при этом, что образование должно подготовить каждого человека к деятельности в соответствии с его общественным положением. Это его отличает от Ж.-Ж. Руссо и Р. Оуэна.

Песталоцци выдвинул тезис:

- дети крестьян должны быть крестьянами,

- дети ремесленников – ремесленниками,

- дети дворян – дворянами.

Среди специалистов-исследователей педагогического творчества Песталоцци нет единого мнения в оценке данного тезиса Песталоцци. По мнению профессора В.А. Ротенберг, суждение о том, что Песталоцци был сторонником сословного воспитания, является неправомерным. Фашисты пытались представить Песталоцци своим «союзником» – «каждый сверчок знай свой шесток». Профессор Г.Б. Корнетов полагает, что «по сути, Песталоцци отстаивал идею сословного воспитания, проявляя особую заботу об образовании социальных низов», хотя утверждал, что природа крестьянского ребенка ничем не отличается от природы ребенка князя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.