Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология профессионализации






Если профессионализм рассматривается в акмеологии как вершина акме в профессиональной сфере, то долгий путь к этому акме обозначается термином «профессионализация». Рассмотрим это понятие, историю его становления и специфику изучения в отечественной науке и за рубежом, опираясь на монографию Натальи Степановны Глуханюк «Психология профессионализации педагога» (2005).

На сегодняшний день выделяется два подхода к рассмотрению этой проблемы: социально-экономический и психолого-педагогический. Первый изучает движение и формирование трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал, специфику рынков занятости и рабочей силы. Второй рассматривает профессионализацию как процесс, являющийся двусторонним. С одной стороны, это процесс вхождения человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой – это процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, самосовершенствования (Н.С. Глуханюк, 2005).

Работая преимущественно в рамках психолого-педагогического подхода, уточним, каким образом взаимосвязаны понятия: «профессиональное становление», «профессиональное (и/или профессионально-должностное) развитие», «профессионализация».

Термин «профессиональное становление» встречается достаточно часто в научных публикациях 1970 – 90-х гг. Толковый словарь Н.Ю. Ожегова трактует становление как возникновение, образование чего-либо в процессе развития. В контексте рассматриваемой проблемы под профессиональным становлением понимается «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности.

Под профессиональным развитием многие авторы подразумевают процесс прогрессивного изменения личности, детерминированный профессиональной деятельностью, социальной средой и собственной активностью человека. Психологи при определении понятий «развитие» (genes) и «происхождение» (gonos) настаивают на их различении: развивается то, что есть; то, чего нет, происходит или может происходить.

Профессионализация в работах исследователей, изучающих эту проблему, трактуется как процесс целостного, непрерывного становления личности специалиста и профессионала (А.К. Маркова, 1996; Ю.П. Поваренков, 1991). Достаточно часто анализируемые термины используются как синонимы, и авторы, вероятно, подразумевая очевидность соотношения термин – явление, не определяют их специфические особенности. Таким образом, динамика отношений человека и профессии в контексте его жизненного пути и социального окружения обозначается рассматриваемыми терминами без их уточнения.

Во-первых, данные понятия можно соотнести по основанию общего и частного. Это позволяет определить профессионализацию как наиболее общий процесс, включающий профессиональное и «должностное» развитие. Поскольку профессиональная деятельность реализуется в форме определенной социальной роли (в конкретной должности и конкретной организации), то профессиональное развитие создает предпосылки «должностному» развитию, которое также является одним из направлений профессионализации.

Во-вторых, данные явления соотносятся через категории формы и содержания. Профессиональное развитие человека выражается в совокупности изменений, которые придают его отношению к окружающему миру, образу мыслей и способу действий профессиональную специфику. Эта специфика структурируется, обретает относительно упорядоченную, устоявшуюся форму и выражается в его поведении как профессионала; принятии им профессиональных норм, правил, ценностей; отождествлении себя с членами профессиональной группы. Все это придает содержанию профессионального развития человека определенность формы – профессионализацию (Н.С. Глуханюк, 2005).

Эволюция понятия профессионализации начинается с первоначального отождествления его содержания в конце 50-х – начале 60-х гг. с уровнем развития профессиональных качеств личности (Р.В. Шрейдер, 1979). Далее профессионализация связывалась с развитием системы профессиональной подготовки, а в содержание понятия вносились признаки социального явления. Так, В.Г. Подмарков рассматривает профессионализацию в широком социальном смысле как создание и развитие социальных институтов, правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические цели и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. В индивидуальном смысле, по мнению В.Г. Подмаркова, профессионализация означает пригодность и готовность к выполнению данной профессиональной роли (В.Г. Подмарков, 1972).

Наиболее активное развитие данное понятие получило в педагогике и психологии, где его содержание отражало процессы подготовки к труду; психологию профессиональной деятельности, ее влияние на психику человека; специализацию и прагматизацию образовательных программ, профориентацию, профадаптацию и т.п.

Особенно интенсивно развивалось понятие в конце 1970 – 80-х гг., когда в его содержании нашла отражение динамикаразвития профессионально важных качеств человека при овладении профессией (Р.В. Шрейдер, 1979; В.Д. Шадриков, 1982; Т.Л. Бадоев, 1984; В.А. Бодров, 1991; А.И. Каптерев, 1990; Ю.П. Поваренков, 1991). В научный оборот вводятся такие лексические группы, как «стадии профессионализации», «критерии профессионализации», «уровни» и «этапы».

Теоретическая модель профессионализации как процесса включения человека в мир профессиональной деятельности использовалась в исследовании проблем профессиональной подготовки, процесса становления профессионала, педагогических и психологических проблем профессионализма.

В психологических работах начала 1990-х гг., утверждается подход к пониманию профессионализации как одного из направлений развития личности, как целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала, который длится с момента выбора профессии в течение всей жизни и завершается, когда человек прекращает профессиональную деятельность. К середине 1990-х гг., в исследованиях акмеологического направления понятие профессионализации отождествляется с процессом восхождения человека к профессионализму (А.К. Маркова, 1996).

Последние 10 – 15 лет понятие профессионализации использовалось для объяснения изменений, происходящих при освоении человеком профессии на социальном, личностном и индивидуальном уровнях, а также обоснования развития человека в зрелом возрасте. В общественном сознании это понятие эксплицируется как процесс овладения профессией, становления профессионала (Н.С. Глуханюк, 2005).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.