Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Заключительная сцена к пушкинской «Русалке»






 

В.Набоков

Заключительная сцена к пушкинской «Русалке»

БЕРЕГ

 

 

Князь

Печальные, печальные мечты

Вчерашняя мне встреча оживила.

Отец несчастный! Как ужасен он!

Авось опять его сегодня встречу,

И согласится он оставить лес

И к нам переселиться…

(Русалочка выходит на берег)

Что я вижу!

Откуда ты, прекрасное дитя?

 

Русалочка

Из терема.

 

Князь.

Где ж терем твой? Отсюда

До теремов далече.

 

Русалочка.

Он в реке.

 

Князь.

Вот так мы в детстве тщимся бытие

Сравнять мечтой с каким-то миром тайным.

А звать тебя?

 

Русалочка.

Русалочкой зови.

 

Князь.

В причудливом ты, видно, мастерица,

То слушатель я слишком суеверный,

И чудеса ребенку впрок нейдут

Вблизи развалин ночью. Вот тебе

Серебряная денежка. Ступай.

 

Русалочка.

Я б деду отнесла, да мудрено

Его поймать. Крылом мах-мах

И скрылся.

 

Князь.

Кто – скрылся?

 

Русалочка.

Ворон.

 

Князь.

Будет лепетать.

Да что ж ты смотришь на меня

Так кратко?

Скажи… Нет, я обманут

Тенью листьев,

Игрой луны. Скажи мне… мать твоя

В лесу, должно быть, ягоду сбирала

И к ночи заблудилась… иль попав

На топкий берег… нет, не то. Скажи,

Ты – дочка рыбака, меньшая дочь,

Не правда ли? Он ждет тебя, он кличет.

Поди к нему.

 

Русалочка.

Вот я пришла, отец.

 

Князь.

Чур, чур меня!

 

Русалочка.

Так ты меня боишься?

Не верю я. Мне говорила мать,

Что ты силен, приветлив и отважен,

Что пересвищешь соловья в ночи,

Что лань лесную пеший перегонишь.

В реке-Днепре она у нас царица,

«Но, говорит, в русалку обратясь,

я все люблю его, все улыбаюсь,

как в ночи прежние, когда бежала,

платок забывши впопыхах, к нему

за мельницу».

 

Князь.

Да, этот голос милый

Мне памятен. И это все безумье –

И я погибну…

 

Русалочка.

Ты погибнешь, если

Не навестишь нас только человек

Боится нежити и наважденья;

А ты не человек. Ты наш с тех пор,

Как мать мою покинул и тоскуешь.

На темном дне отчизну ты узнаешь,

Где жизнь течет, души не утруждая.

Ты этого хотел, дай руку. Видишь,

Луна скользит, как чешуя, а там…

 

Князь.

Ее глаза сквозь воду ясно светят,

Дрожащие ко мне струятся руки!

Веди меня, мне страшно, дочь моя…

(Исчезает в Днепре.)

 

Русалки (поют)

Всплываем, играем

И пеним волну.

На свадьбу речную

Зовем мы луну.

Все тише качаясь

Туманный жених

На дно опустился

И вовсе затих.

И вот осторожно,

До самого дна,

До лба голубого

Доходит луна.

И тихо смеется,

Склоняясь к нему,

Царица-Русалка

В своем терему.

 

(Скрываются. Пушкин пожимает плечами).

 

 

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Научный статус литературоведения.

2. Литературное произведение как художественное целое.

3. Семиотическая природа литературы.

4. Специфика художественного образа.

5. Эстетические категории.

6. Проблема формы и содержания в словесном искусстве.

7. Герой. Персонаж. Система персонажей. Характер.

8. Поэзия и проза. Принципы разграничения.

9. Литературные роды. Принципы их выделения.

10. Лирика как литературный род. Жанры лирики.

11. Эпос как литературный род. Эпические жанры.

12. Структура эпического сюжета.

13. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Фигуры речи.

14. Поэтика. Ее основные категории.

15. Жанр как литературоведческая категория.

16. Специфика драматического произведения.

17. Жанры драмы.

18. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа.

19. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.

20. Концепция романа М. М.Бахтина.

21. Концепция Ю.М.Лотмана о многоуровневой структуре текста.

22. Типы повествования.

23. Специфика поэтического языка.

24. Читатель и «внутренний» мир произведения.

25. Образ автора. Основные подходы к изучению категории образа автора. Субъектные и внесубъектные формы реализации образа автора.

26. Интертекстуальные отношения в литературе.

27. Понятие предметного мира художественного произведения.

28. Теории литературных родов (Гегель, А. Веселовский).

29. Понятие жанровой системы.

30. Категория автора.

31. Категория читателя.

32. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия)

33. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.

34. Соотношение понятий сюжет и фабула.

35. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие.

36. Теория «литературного образного стиля (В. В. Виноградов).

37. Сюжет и мотив.

38. Значение термина композиция. Понятие архитектоники. Соотношение композиции и сюжета.

39. Художественная деталь, её функции в тексте.

40. Понятие о художественном мире. Его составляющие.

41. «Вещный мир» художественного произведения.

42. Эволюция понимания отдельных категорий поэтики (понятие мотива у Веселовского – формалистов – Проппа – Фрейденберг – Барта)

43. Понятие о литературном процессе. Исторические этапы функционирования литературы.

44. Традиция в художественном произведении.

45. Системы стихосложения.

46. Строфа и ее виды. Типы рифмовки.

47. Классификация рифмы. Понятие клаузулы.

48. Метр и ритм.

49. Явления поэтизации прозы и прозаизации поэзии

50. Литературоведческие школы XIX – XXI вв.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.