Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Практическое занятие 5. Художественное время и пространство






    1. Пространство и время как атрибуты мира произведения. Понятие хронотопа (по М. Бахтину). Художественное время и пространство в контексте культурологи.

    2. Формы выражения времени (биографическое, историческое, календарное, космическое, утопическое и т.д.) и пространства (замкнутое и открытое пространство, граница, верх и низ и т. п.)

    3. Некоторые жанровые хронотопы: миф, волшебная сказка, героический эпос, идиллия, утопия, исторический роман, готический роман и др.

    4. Время и пространство в индивидуальной художественной системе: их маркированность (" Евгений Онегин") или подчеркнутая неопределенность (" Жизнь человека" Л. Андреева).

    5. Функции художественного пространства и времени в литературном произведении (роман В. Набокова " Машенька").

     

    Основная литература:

    · Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. № 8. (конспект)

    · Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984 (Гл.2, с. 36-45).

    · Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987: ст. Художественное пространство и время.

    · Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. (конспект)

    · Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. (конспект)

    · Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

     

    Творческое задание: проанализировать с точки зрения хронотопа рассказ И.А.Бунина «Качели».

     

    Иван Бунин

    Качели

    В летний вечер сидел в гостиной, бренча на фортепьяно, услыхал на балконе ее шаги, дико ударил по клавишам и не в лад закричал, запел:

    Не завидую богам, Не завидую царям, Как увижу очи томны, Стройный стан и косы темны!

    Вошла в синем сарафане, с двумя длинными темными косами на спине, в коралловом ожерелье, усмехаясь синими глазами на загорелом лице:

    — Это все про меня? И ария собственной композиции?

    — Да!

    И опять ударил и закричал:

    Не завидую богам...

    — Ну и слух же у вас!

    — Зато я знаменитый живописец. И красив, как Леонид Андреев. На беду вашу заехал я к вам!

    — Он пугает, а мне не страшно, сказал Толстой про вашего Андреева.

    — Посмотрим, посмотрим!

    — А дедушкин костыль?

    — Дедушка хоть и севастопольский герой, только с виду грозен. Убежим, повенчаемся, потом кинемся ему к ноги — заплачет и простит...

    В сумерки, перед ужином, когда в поварской жарили пахучие битки с луком и в росистом парке свежело, носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи, визжа кольцами, дуя ветром, развевавшим ее подол. Он, натягивая веревки и поддавая взмах доски, делал страшные глаза, она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно и радостно.

    — Ау! А вон первая звезда и молодой месяц и небо над озером зеленое-зеленое — живописец, посмотрите, какой тонкий серпик! Месяц, месяц, золотые рога... Ой, мы сорвемся!

    Слетев с высоты и соскочив на землю, сели на доску, сдерживая взволнованное дыхание и глядя друг на друга.

    — Ну что? Я говорил!

    — Что говорил?

    — Вы уже влюблены в меня.

    — Может быть... Постойте, зовут к ужину... Ау, идем, идем!

    — Погодите минутку. Первая звезда, молодой месяц, зеленое небо, запах росы, запах из кухни, — верно, опять мои любимые битки в сметане! — и синие глаза и прекрасное счастливое лицо...

    — Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет...

    — Данте говорил о Беатриче: «В ее глазах — начало любви, а конец — в устах». Итак? — сказал он, беря ее руку.

    Она закрыла глаза, клонясь к нему опущенной головой. Он обнял ее плечи с мягкими косами, поднял ее лицо:

    — Конец в устах?

    — Да...

    Когда шли по аллее, он смотрел себе под ноги:

    — Что ж нам теперь делать? Идти к дедушке и, упав на колени, просить его благословения? Но какой же я муж?

    — Нет, нет, только не это.

    — А что же?

    — Не знаю. Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет.

    10 апреля 1945

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.