Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Художественный мир произведения






Тема 1. Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма.

Литературно-художественное произведение как системное единство составляющих его элементов; их взаимосвязь и взаимозависимость. Художественное произведение – «бесконечный лабиринт сцеплений» (Л. Н. Толстой). Условность и необходимость его расчленения. Иерархия элементов, составляющих систему. Проблема содержания и формы в теории литературы. Форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. «Внутренняя» форма произведения (композиция, характеры, обстоятельства, жанры) и «внешняя» форма (размер, визуальный облик, синтаксис, фонетика). Роль художественной детали в литературном тексте. Виды художественных деталей: пейзажные, портретные, детали интерьера, подробности быта и т. д. Роль и функции художественной детали в литературе. Моделирующая роль заглавия. Зависимость «плана выражения» от родовой и жанрово-видовой принадлежности произведения, от метода и стиля писателя.

«Состав» художественного мира и «частные» понятия. Действия (поступки, реакции, душевные движения, жесты и мимика) героя. Их мотивы: связь героя и его мира («обстоятельств»). Пространство и время как общие условия свершения многообразных действий. Зримость пространства и следы в нем времени. «Активность» мира, который окружает персонажа («происшествия»). Перемена в герое и (или) в мире – результат всего свершающегося с персонажем и миром: понятие события. Соотношение реального мира и мира художественного в трактовке Д.С.Лихачева. Внешняя точка зрения на мир героя: система ценностей и ценностных оппозиций. Опыты характеристик изображаемого мира (мир народных сказок у Пушкина) и категория события: мир характеризуется возможностью определенных событий. Понятия сюжетологии и понятия характерологии. Связь тех и других с развертыванием основного события в пространстве и времени произведения.

 

Тема 2. Основные понятия «сюжетологии». Сюжет и мотив. Сюжет и фабула.

Событие и поступок, а также внутренняя граница мира произведения с точки зрения персонажа и с точки зрения автора. Акценты на предметной стороне события в эпике и драме и на смысловой (ценностной) стороне в лирике. Сюжет и фабула. Способы разграничения сюжета и фабулы. Определение сюжета на фольклорном материале (у В.Я.Проппа). Художественная целенаправленность ряда событий.

Ситуация и конфликт (коллизия). Противоречивая природа всякого действия: прерывность и непрерывность, сочетание моментов покоя и изменения.

Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема. Мотив и структура произведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.