Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Министерство образования и науки Российской Федерации






Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы

   

Абрамовских Елена Валерьевна

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическое пособие

Для студентов филологического факультета,

Обучающихся по направлению

050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки– «Русский язык», «Литература»

(бакалавриат)

Самара – 2015

 


 

Е.В. Абрамовских

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки

Педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование

Самара – 2015

 


 

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 

УДК

ББК

 

 

Ответственный редактор: доктор филологических наук, доктор педагогических наук профессор О.М.Буранок

Рецензенты:

кандидат филол. наук, доцент С.Е.Подлесова (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»)

 

доктор филол. наук, доцент Т.Ф.Семьян (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Научно-исследовательский университет)

Абрамовских Е.В.

Теория литературы: учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета, обучающихся по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат). Изд. 2, испр. и доп. Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2014.

ISBN

 

Учебно-методическое пособие «Теория литературы» содержит авторскую программу, конспект лекции по литературоведческим направлениям и школам, планы практических занятий, материалы для самостоятельной работы, тематику письменных работ и методические рекомендации для студентов, обучающихся на филологическом факультете по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат).

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ПРОГРАММА КУРСА.. 9

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ». 27

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 47

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 64

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 66

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 72

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 83

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи дисциплины: сформировать у студентов представления о проблемном поле и исследовательском аппарате литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке, понимание специфики литературы как предмета научного исследования, место литературоведения в системе других гуманитарных дисциплин; владение основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, а также сформировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.



Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Дисциплина читается на 1 и 2 семестре 1 курса, поэтому знания умения и навыки для освоения дисциплины у студентов не сформированы предшествующими вузовскими дисциплинами. Используются остаточные знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения школьного курса «Литературы», как-то: знания о родах и жанрах литературы, некоторых категориях поэтики (сюжет, композиция, понятие о тропах и фигурах), входящих в школьную программу. Для освоения дисциплины должны быть установлены межпредметные связи со следующими дисциплинами: «Античная литература», «Древнерусская литература», «Фольклор».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, которые характеризуются:

а) общекультурные (ОК):

– способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

– способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

в) специальные (СК)

– владением знаниями в области фольклора, истории и теории литературы и современного литературного процесса, знаниями о художественном своеобразии литературного произведения и творчества отдельных писателей (СК-1);

– способностью применять знания в области русского языка, теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста в своей педагогической и научно-исследовательской деятельности (СК-4);

– способностью отбирать учебно-методические материалы для преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях разного типа, проводить занятия и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе на основе общепринятых и авторских программ (методик) (СК-6).

 

Образовательные результаты:

а) общекультурные, ОК-3:

умеет:

– собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы: письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности;

ОК-9:

знает:

– новейшие электронные ресурсы, подготовленные работниками высших учебных заведений, научно-исследовательских центров;

б) профессиональные, ПК-1:

знает:

– понятийный аппарат теории литературы, принципы анализа текста;

умеет:

– использовать знания по теории литературы в преподавании базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

в) специальные, СК-1, СК-4, СК-6:

знает:

–проблемное поле и исследовательский аппарат литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке;

– специфику литературы как предмета научного исследования, место теории литературы в системе других гуманитарных дисциплин;

– понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально разбираться в научных направлениях и школах современного литературоведения, анализировать художественные произведения различных жанров и форм;

умеет:

ориентироваться в закономерностях родов и жанров, в смысле и структуре отдельных произведений;

– применить весь спектр знаний и навыков в области освоения теории литературы в дисциплинах, связанных с методикой преподавания литературы в школе, а также в ходе педагогической практики;

владеет:

основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами;

– навыками использовать полученные знания и умения в области освоения теории литературы при подготовке квалификационной работы на степень бакалавра.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.