Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период грудного возраста и его основная патология






 

Этот период начинается с 3 – 4 недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последу­ющие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребен­ка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы – на 12 см, а окружность груди – на 13–15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес. ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4–5 мес. перевора­чивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес. самостоятель­но садится, а к концу года начинает ходить. К 5 – 6 мес. начинают проре­зываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 – 3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сиг­нальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес. движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3—4 мес. он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого мо­мента начинается развитие речи — вторая сигнальная система), выполняет про­стые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется фи­зическое развитие, его опережает психическое.

Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режи­ма, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 — 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16—18 ч, из них 10— 11 ч ночью и 6 —7 ч днем в 3 — 4 приема; в возрасте 3 — 6 мес длительность сна — 16 чв сут; от 6 до 10 мес. — 15—16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14, 5 — 15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормле­ния — бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных ус­ловиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высо­кую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веще­ствах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим де­фицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного трак­та затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.

В первые 3—4 мес. ребенок проявляет повышенную устойчивость ко мно­гим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутроб­но через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализа­ции воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.