Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 3.






План лекции:

1) Понятие мотива и цели преступления.  
2) Эмоции.  
3) Значение мотива целей и эмоций.  
4) Понятие ошибки в уголовном праве.  
5) Юридическая ошибка.  
6) Фактическая ошибка.  

1) Понятие мотива и цели преступления.
Помимо форм вины в число элементов субъективной стороны включаются мотив и цель совершения преступления. Это самостоятельные признаки субъективной стороны преступления, играющие важную роль в определении вины лица в совершении преступления, ее степени и степени опасности совершенного преступления. Если тот или иной мотив, или та или иная цель специально предусмотрены в норме Особенной части, определяющей конкретный состав преступления, то их установление в действиях лица влияет на квалификацию преступления.
Мотив преступления - это обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, вызывающие у лица решимость совершить преступление.
Цель преступления - это представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление.
Между мотивом и целью существует внутренняя связь. Мотив является той движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели. Вместе с тем мотив и цель - понятия не совпадающие, поскольку по-разному характеризуют психическое отношение виновного к совершаемому деянию. Если в отношении мотива можно задать вопрос, почему человек совершил общественно опасное действие, то в отношении цели - к чему стремился виновный. Следовательно, цель определяет направленность действий.
Мотивы и цели всегда конкретны и указываются, как правило, в статьях Особенной части УК либо в качестве основного признака состава либо в качестве квалифицирующего и привилегированного признака. При указании мотива как обязательного признака состава законодатель обычно использует термин " побуждения" или " заинтересованность". Например, ст. 153 УК предусматривает ответственность за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений. В ст. 292 УК (служебный подлог) говорится о корыстной или иной личной заинтересованности.
В ряде случаев законодатель хотя и не называет, однако подразумевает наличие определенных мотивов и цели. Такие, например, преступления как кража, мошенничество, грабеж и другие виды хищения (ст. 158-162) предполагают наличие корыстной цели, о чем прямо говорится в примечании к ст. 158 УК, определяющей понятие хищения.
В уголовно-правовой литературе все мотивы и цели разделяются на две группы:
а) низменные;
б) лишенные низменного содержания;
К низменным относятся такие мотивы и цели, с которыми законодатель связывает установление или усиление уголовной ответственности. Так, захват заложника влечет более суровое наказание по ч. 2 ст. 206 УК, если он осуществлен из корыстных побуждений.
Корыстный мотив и корыстная цель относятся к числу низменных побуждений. Об этом прямо говорит законодатель в некоторых статьях Особенной части. Так, разглашение тайны усыновления влечет уголовную ответственность в случаях, когда такое разглашение совершается " из корыстных или низменных побуждений" (ст.155 УК).
Иными низменными побуждениями являются мотивы национальной, расовой, религиозной ненависти, цель воспрепятствования законной деятельности лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295 УК), цель искусственного создания доказательств совершения преступления (ст. 304 УК), хулиганские мотивы (ст. 213 УК) и др.
Второй вид мотивов и целей - такие, которые лишены низменного характера. Законодатель не связывает с этими мотивами и целями усиление уголовной ответственности. Это мотивы трусости, ложно понятые интересы дела и пр. Некоторые авторы предлагают такие мотивы назвать асоциальными в отличие от антисоциальных (низменных).
Однако и в том, и в другом случаях мотивы и цели, хотя и в разной степени, являются общественно опасными, так как обусловливают совершение преступления и свидетельствуют о стремлении лица причинить вред правоохраняемым интересам.

2) Эмоции.
Эмоции представляют собой чувства и переживания, которые испытывает человек. Поэтому эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности, в том числе и преступной. Однако уголовно-правовое значение, как обязательный признак определенных составов преступления, имеет только чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, бурно протекающее и характеризующееся значительным изменением сознания, нарушением волевого сознания за действиями - аффект.
В действующем УК эмоциональное состояние лица учитывается законодателем в трех случаях:
а) убийство матерью новорожденного ребенка в психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст.106);
б) убийство, совершенное в состоянии аффекта, вызванного противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст.107);
в) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, вызванного противоправными или аморальными действиями виновного (ст. 113 УК).

3) Значение мотива целей и эмоций.
Значение мотива, целей и эмоций определяется:
- во-первых, они могут выступать в качестве обязательных элементов конкретных составов преступлений;
- во-вторых, мотив и цель могут быть включены законодателем в статьи Особенной части в качестве квалифицирующих преступление признаков (эмоции в качестве квалифицирующих деяние признаков не предусмотрены;
в-третьих, мотив, цель и эмоции, являясь факультативными признаками субъективной стороны, могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при индивидуализации наказания.

4) Понятие ошибки в уголовном праве.
При совершении преступления в сознании лица могут неправильно отражаться те или иные обстоятельства, имеющие важное значение для его юридической оценки. В этом нет ничего удивительного, так как людям в целом свойственно ошибаться. Однако заблуждение лица, совершающего конкретное преступление, вызывает особый интерес, поскольку самым непосредственным образом связано с его виной, а в конечном счете, с оценкой его деяния. Наличие ошибки может весьма существенно повлиять на квалификацию, совершенного деяния, так как она охватывается признаками субъективной стороны преступления, определяя характер и содержания интеллектуальных и волевых процессов.
Ошибкой в уголовном праве признается неправильное представление (заблуждение) лица о юридических или фактических свойствах (признаках) совершаемого им деяния.
В настоящее время общепринятой классификацией признается классификация в зависимости от заблуждения лица относительно отдельных признаков преступления. В соответствии с этим различаются юридическая и фактическая ошибки.

5) Юридическая ошибка.
Юридическая ошибка - это неправильное представление лица о юридических (уголовно-правовых) свойствах совершаемого им деяния (в первую очередь о его преступности и наказуемости).
Юридическая ошибка может выражаться прежде всего в неправильном представлении лица о преступности или непреступности своего деяния. Так, лицо полагает, что его действия преступны и влекут за собой уголовную ответственность, тогда как они Уголовным кодексом не предусмотрены. В данном случае лицо может заслуживать морального порицания, однако содеянное им не влечет уголовной ответственности, так как преступление - это деяние, прямо предусмотренное УК.
Противоположная ситуация имеет место, когда лицо ошибочно полагает, что не совершает уголовно наказуемого деяния, хотя на самом деле его действия (бездействие) предусмотрены в УК в качестве преступления. Такая ошибка не исключает уголовной ответственности.
Другой вид юридической ошибки может заключаться в неправильном представлении лица относительно квалификации содеянного. Так, В., выдавая себя за законного наследника, попытался получить вклад, принадлежавший умершей А. В. полагал, что таким образом он совершает хищение путем мошенничества (ст. 159 УК).Однако его действия являлись не хищением, а причинением имущественного ущерба путем обмана (ст.165 УК). По этой статье и были квалифицированы действия В. В подобных случаях виновный привлекается к ответственности за то преступление, которое он фактически совершил.
Наконец, юридическая ошибка может касаться вида и размера наказания за преступление, которое совершил виновный. Такая ошибка не влияет на ответственность, так как вид и размер наказания находятся за пределами субъективной стороны.
Таким образом, юридическая ошибка лица, совершившего преступление, не влияет ни на квалификацию, ни на размер и вид определяемого судом наказания, так как ответственность наступает вне зависимости от мнения виновного.

6) Фактическая ошибка.
Фактическая ошибка - это неправильная оценка лицом фактических обстоятельств, являющихся объективными признаками деяния, обязательными элементами состава преступления, т.е. ошибка: а) в объекте и б) ошибка относительно признаков объективной стороны состава преступления.
Ошибка в объекте заключается в неправильном представлении лица, совершающего преступление, о содержании объекта посягательства как обязательного элемента составов. В подобных случаях действия должны квалифицироваться в зависимости от направленности умысла.
От ошибки в объекте посягательства следует отличать ошибку в предмете и ошибку в личности потерпевшего.
При ошибке в предмете посягательства квалификация содеянного зависит от того, обязательным или факультативным элементом состава является предмет в каждом конкретном случае. Ошибка в предмете, являющемся обязательным элементом состава, влияет на квалификацию содеянного. Ошибка в предмете, являющемся факультативным элементом, на квалификацию не влияет.
Это обычно имеет место в случаях, когда предмету присущи особые свойства, например, наркотические вещества, оружие и пр. В таких случаях, как при ошибке в объекте, ответственность должна наступать по направленности умысла.
Ошибка в предмете может относиться и к квалифицирующим признакам предмета, например, его ценности.
Ошибка в личности потерпевшего заключается в том, что субъект, желая причинить вред одному лицу, в результате заблуждения причиняет вред другому лицу. Так, Н., подкарауливавший с целью убийства своего недруга в темном подъезде, выстрелом из пистолета убил по ошибке другого гражданина. Такого рода ошибка не влияет на квалификацию. Виновный посягал на жизнь человека и свое намерение осуществил.
В некоторых случаях ошибка в личности потерпевшего в то же время оказывается и ошибкой в объекте. Например, посягая на жизнь сотрудника правоохранительного органа, субъект по ошибке убил постороннего гражданского человека. Содеянное в таких случаях должно квалифицироваться по направленности умысла как покушение на преступление, которое намеревался совершить виновный (ч. 3 ст.30 и ст. 317 УК), и за убийство человека (ст. 105 УК).
Фактическая ошибка может касаться признаков, характеризующих объективную сторону преступления. Лицо считает свои действия общественно опасными, но на самом деле они таковыми не являются. Так, желая отравить своего конкурента в бизнесе, субъект подсыпает ему в бокал порошок, который он считал ядом. Однако порошок был безвреден. В таком случае ответственность наступает за покушение на преступление (ч. 3 ст. 30 и ст. 105 УК).
Ошибка относительно признаков, характеризующих объективную сторону, может заключаться в ошибке относительно количественной или качественной характеристики общественно опасных последствий. Так, если умысел виновного был направлен на хищение в крупном размере, а он фактически оказался меньшим, содеянное должно квалифицироваться как покушение на хищение в крупном размере.
Ошибка в качественной характеристике последствий, т.е. ошибка в характере вреда, может заключаться в непредвидении вреда, который фактически наступил, и, наоборот, в предвидении вреда, который не наступил. В первом случае исключается ответственность за умышленное преступление, но возможна ответственность за неосторожное причинение вреда. Во втором случае ответственность может наступить за покушение на преступление.
Ошибка в развитии причинной связи заключается в неправильном понимании лицом причинно-следственной зависимости между совершаемым им действием и наступившими последствиями. Так, М., ударил в область сердца Б. и, полагая, что тот мертв, ушел. Однако Б. умер значительно позже от потери крови. М. Был привлечен к ответственности за умышленное убийство. Ошибка в развитии причинной связи не влияет на квалификацию.
Помимо рассмотренных выделяются и другие виды ошибок. Это ошибки в квалифицирующих признаках преступления и ошибки в средствах совершения преступления.
Ошибка первого вида заключается в ошибочном представлении виновного об отсутствии квалифицирующих признаков совершаемого деяния, когда они имеются, либо, наоборот, об их наличии, когда они фактически отсутствуют. В таких случаях ответственность определяется содержанием и направленностью умысла.
Ошибка второго вида выражается в использовании иного, чем было намечено, средства совершения преступления. Эти ошибки могут состоять:
а) в использовании средства, вызвавшего более тяжкие последствия, чем полагал виновный;
б) в использовании средства, которое оказалось непригодным в данных конкретных обстоятельствах;
в) использование абсолютно непригодного средства.
В первом случае ответственность должна наступать за неосторожное причинение фактически наступившего вреда, во втором - за покушение на то преступление, которое намеревался совершить виновный. В третьем случае ответственность исключается, так как деяние объективно не представляет общественной опасности.
Подводя итог изложенному относительно юридической или фактической ошибок представляется, что возможно правы ученые, которые предлагают включить в УК статью, определяющую признаки юридической и фактической ошибок и правила квалификации при их наличии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.