Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поглощающие аппараты






Раздельные ударно-тяговые приборы первых отечественных двухосных вагонов, включавшие в себя крюк с винтовой стяжкой и буфера, имели незамкнутую листовую рессору для смягчения продольных усилий и поглощения кинетической энергии. Такой вариант установки листовой рессоры по существу являлся первым поглощающим аппаратом.

В настоящее время на вагоны устанавливают поглощающие аппараты различных типов в зависимости от назначения вагонов. Каждый поглощающий аппарат, независимо от его конструкции, характеризуется следующими показателями:

- рабочим ходом подвижных частей аппарата, выходящих за пределы его корпуса;

- энергоемкостью, т.е. количеством поглощаемой энергии при полном ходе при усилии 2 МН (200 тс);

- усилием начального сопротивления.

На основе анализа условий эксплуатации, показавшего значительные различия требований в зависимости от рода перевозимых грузов, был разработан типоразмерный ряд поглощающих аппаратов автосцепного устройства грузовых вагонов (таблица 7.1).

 

Таблица 7.1 Типоразмерный ряд поглощающих аппаратов

Наименование показателя Т-1 Т-2 Т-3 Т-4
Номинальная энергоемкость, кДж, не менее 60 – 80 100 – 120 140 – 160 200 – 400
Максимальная энергоемкость кДж, не менее 80 – 110 30 – 160 190 – 220 400 – 800
Ход аппарата, мм 70 – 120 90 – 120   250 – 500
Примеры аппаратов ПМК-110; ПМКП-110; РТ-120 73-ZW; АПЭ-95-УВЗ 73-ZW-Y-2; АПЭ-120; ГА-100М; ГА-500-120  
Рекомендуемые типы вагонов Полувагоны, платформы, крытые для грузов общего назначения, маршрутные поезда Цистерны, крытые для ценных и экологически опасных грузов Газовые и химические цистерны для особо опасных грузов Специализи-рованные вагоны

 

На современных отечественных грузовых вагонах широкое распространение получили пружинно-фрикционные и эластомерные поглощающие аппараты.

Пружинно-фрикционные аппараты получили наибольшее распространение в вагонах из-за простоты конструкции и возможности их проектирования с удовлетворительными параметрами. Основная часть подвижного состава российских железных дорог оснащена пружинно-фрикционными поглощающими аппаратами шестигранного типа (Ш-6-ТО-4 (рис. 7.1), Ш-1-ТМ, Ш-2-В (рис. 7.2), Ш-2-Т). Эти аппараты по своей энергоемкости относятся к классу «Т-0» и в настоящее время могут использоваться только как запчасти. На вновь строящиеся вагоны устанавливать их запрещено. Гашение энергии в таких аппаратах происходит за счет трения нажимного конуса о фрикционные клинья.

Рисунок 7.1 Поглощающий аппарат Ш-6-ТО-4

 

Рисунок 7.2 Поглощающий аппарат Ш-2-В

К пружинно-фрикционным относится также поглощающий аппарат класса «Т-1» ПМК-110 (рис. 7.3), имеющий металлокерамические фрикционные элементы.

Рисунок 7.3 Поглощающий аппарат ПМК-110

 

Для вагонов, требующих повышенной защиты, применяются эластомерные поглощающие аппараты. Действие этих аппаратов основано на перетекании эластомера в зазор между поршнем и цилиндром, который составляет десятые доли миллиметра, или на сжатии эластомера. Это приводит к увеличению энергоемкости аппарата по сравнению с пружинно-фрикционными системами.

Поглощающий аппарат 73-ZW (рис. 7.4)относится к категории амортизаторов, в которых используют в качестве рабочей среды силиконовые эластомеры.

Рисунок 7.4 Поглощающий аппарат 73-ZW

Внутри корпуса аппарата размещается амортизатор (цилиндр с поршнем и эластомером). Шток амортизатора упирается в днище корпуса аппарата, а основание — в упорную плиту. Плита удерживается четырьмя закрепленными на ней болтами с гайками и шплинтами с помощью двух монтажных планок. Аппарат 73-ZW относится к классу «Т-2» и устанавливается на цистернах для перевозки нефтепродуктов.

Специалистами ГУП «Уралвагонзавод» был разработан эластомерный поглощающий аппарат класса «Т-2» АПЭ-95-УВЗ (рис. 7.5).

Рисунок 7.5 Поглощающий аппарат АПЭ-95-УВЗ

 

Внутри корпуса аппарата АПЭ-95-УВЗ располагается амортизатор, который представляет собой цилиндр с эластомером и поршнем. Шток поршня упирается в днище корпуса аппарата, а основание выходит за пределы корпуса. Этот поглощающий аппарат устанавливается на цистернах для перевозки нефтепродуктов.

Позже аппарат 73-ZW был доработан, была увеличена его энергоемкость, ход увеличился с 90 до 120 мм. Доработанному аппарату было присвоено название 73-ZW-Y-2 (рис. 7.6) и класс «Т-3». На штоке аппарата разместили дополнительный упругий элемент, представляющий собой жесткий эластомер.

Рисунок 7.6 Поглощающий аппарат 73-ZW-Y-2

 

Аппарат 73-ZW-Y-2 устанавливается на цистернах, перевозящих сжиженные газы. Помимо этого аппарата для установки на цистерны для сжиженных газов устанавливается поглощающий аппарат класса «Т-3» АПЭ-120 (рис. 7.7) производства завода «Авиаагрегат» (г. Самара).

Рисунок 7.7 Поглощающий аппарат АПЭ-120

 

Внутри корпуса аппарата АПЭ-120 размещается амортизатор с поршнем, шток которого упирается в упорную плиту. Упорная плита крепится к корпусу аппарата при помощи двух болтов. Эксплуатация аппарата АПЭ-120 показала, что из-за неудачной конструкции аппараты быстро выходят из строя.

На восьмиосные грузовые вагоны устанавливались поглощающие аппараты Ш-1-ТМ и Ш-2-Т. В 60-х годах были предприняты попытки заменить их гидрогазовыми аппаратами повышенной энергоемкости. Такие аппараты создавались в МИИТе на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство». На рисунке 7.8 показан поглощающий аппарат ГА-100М с ходом 70 мм. На рисунке 7.9 показан аппарат ГА-500 с ходом 120 мм. По своей энергоемкости эти аппараты можно отнести к классу «Т-3».

В конструкции гидрогазовых поглощающих аппаратов имеются две камеры, заполненные газом под давлением, и две камеры с жидкостью (маслом). Камеры с газом выполняют роль упругого элемента, возвращающего аппарат в исходное состояние после снятия нагрузки, а гашение энергии происходит при перетекании жидкости из одной камеры в другую через калибровочные отверстия.

Рисунок 7.8 Поглощающий аппарат ГА-100М

 

Рисунок 7.9 Поглощающий аппарат ГА-500

 

В настоящее время разработаны и широко используются новые поглощающие аппараты РТ-120 (рис. 7.10) класса «Т-1», изготавливаемые ООО «Вагонмаш». Эти аппараты относятся к фрикционным. Вместо пружин в них применяются упругие элементы.

Рисунок 7.10 Поглощающий аппарат РТ-120

 

Поглощающий аппарат ПМКП-110 (рис. 7.11) класса «Т-1» представляет собой доработанный аппарат ПМК-110. Пружины в нем заменены упругими элементами.

Рисунок 7.11 Поглощающий аппарат ПМКП-110

 

На пассажирском подвижном составе первоначально применялись фрикционные поглощающие аппараты ЦНИИ-Н6 (рис. 7.12).

Рисунок 7.12 Поглощающий аппарат ЦНИИ-Н6

 

В настоящее время на пассажирских вагонах устанавливаются резинометаллические аппараты Р2П (рис. 7.13) и Р5П.

Рисунок 7.13 Поглощающий аппарат Р2П

 

Аппарат Р2П состоит из корпуса 1, нажимной плиты 2, резинометаллических элементов 3 и стальной плиты-разделителя 4. Гашение энергии происходит в резинометаллических элементах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.