Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Финансовые показатели эффективности использования оборотного капитала






Наибольшее влияние на состояние оборотных средств оказывает оборачиваемость оборотного капитала (оборотных средств). Оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств по всем фазам кругооборота и определяется рядом взаимосвязанных показателей:

1.Продолжительность одного оборота оборотных средств:

Од = (Со х Д)/ Вп, где

Од - продолжительность одного оборота оборотных средств, в днях.

Со – средние остатки оборотных средств за период.

Д – число дней в периоде (360, 270, 180, 90).

Вп–выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг).

Уменьшение длительности одного оборота оборотных средств свидетельствует об улучшении их использования на предприятии.

2.Количество оборотов за период (прямой коэффициент оборачиваемости)

Ко = Вп/Со или Ко = Д/Од

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства на предприятии.

3.Коэффициент загрузки средств в обороте (обратный коэффициент оборачиваемости).

Кз = 1/Ко = Со/Вп

Чем меньше коэффициент загрузки, тем лучше используются оборотные средства на предприятии.

Возможно также определение частных показателей оборачиваемости, отражающих степень использования оборотных средств в каждой отдельной фазе кругооборота, в каждой группе, а также по отдельным элементам оборотных средств.

Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным (прямое уменьшение потребности в оборотных средствах для выполнения планового объема производства продукции) и относительным (при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности обеспечивается перевыполнение плана производства продукции).

Абсолютное высвобождение происходит, если

где Со.факт — фактические остатки оборотных средств;

Со.план — планируемые остатки оборотных средств;

Vреал — объем реализации.

Абсолютное высвобождение определяется по формуле

Относительное высвобождение оборотных средств происходит при ускорении оборачиваемости с ростом объема производства. В отличие от абсолютного высвобождения высвобожденные при этом средства не могут быть изъяты из оборота без сохранения непрерывности производства. Минимальная переходящая задолженность по оплате труда определяется по формуле:

Мз*=Ф Д

где Ф- Фонд оплаты труда в предыдущем квартале.

Д -количество дней до выплаты.

Время полного кругооборота оборотных средств называется временем (периодом) оборота оборотных средств.

Время (длительность) оборота оборотных средств представляет собой один из показателей оборачиваемости. Другим показателем оборачиваемости служит коэффициент оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости - это количество оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период; его рассчитывают по формуле:

где Р – объем реализованной продукции за рассматриваемый период;

ОбС – средняя сумма оборотных средств за тот же период.

Время (длительность) оборота принято называть оборачиваемостью в днях. Этот показатель определяют по формуле:

где Д – число дней в данном периоде (360, 90, 30);

Коб – коэффициент оборачиваемости.

После подстановки в формулу соответствующих величин можно получить для показателя оборачиваемости развернутое выражение:

На каждой стадии кругооборота оборотных средств можно определять частную оборачиваемость каждого элемента оборотных средств:

Частные показатели оборачиваемости можно рассчитать по особому обороту. Особым оборотом для материальных запасов является их расход на производство, для незавершенного производства – поступление товаров на склад, для готовой продукции – отгрузка, для отгруженной продукции – ее реализация.

Средние за период суммы оборотных средств, используемые при расчете показателей оборачиваемости, определяются с использованием формулы средней арифметической.

Сумма оборотных средств, находящаяся в распоряжении предприятия должна быть достаточно большой, чтобы процесс кругооборота не прерывался. В то же время, наличие излишков оборотных средств негативно сказывается на результатах его деятельности.

Помимо показателей оборачиваемости для оценки эффективности использования оборотного капитала также используется показатель рентабельности:

Рок = Пп/Со, где

Рок - рентабельность оборотного капитала.

Пп – прибыль от продажи продукции.

Со – средние остатки оборотных средств за период.

 

Вопрос 5. Типы финансовой устойчивости предприятия. Оценка финансового состояния и пути достижения финансовой устойчивости организации (предприятия)

Сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность товарно-материальных запасов источниками средств для их формирования, степень которой устанавливается в процессе анализа. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Наиболее обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) источников средств для формирования запасов и затрат, т. е. разница между величиной источников средств и величиной запасов и затрат. Для характеристики источников средств для формирования запасов используется несколько показателей, отражающих различную степень охвата различных видов источников:

1. Наличие собственного оборотного капитала (Ес), определяемое, как разность между величиной собственного капитала (СК) и внеоборотных активов (F), по формуле: Ес = СК - F

2. Наличие собственного оборотного и долгосрочного заемного капитала (Ет), получаемое путем суммирования собственного оборотного капитала (Ес), долгосрочных кредитов и займов (Кт): Ет = Ес + Кт

3. Общая величина основных источников формирования запасов (ЕЕ) равна сумме собственного оборотного капитала (Ес), долгосрочных (Кт) и краткосрочных (Кt) кредитов и займов. ЕЕ = ЕС + КТ + Кt

Трем показателям наличия источников средств соответствуют три показателя обеспеченности ими запасов (включая НДС по приобретенным ценностям):

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственного оборотного капитала: ± Ес

2. Излишек (+) или недостаток (-) собственного оборотного и долгосрочного капитала: ± Ет

3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников средств для формирования запасов: ± E

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. При определении типа финансовой ситуации используется трехмерный (трехкомпонентный) показатель (S): {S1(±Ec), S2(±ET), S3(±E)}

где функция определяется следующим образом:

Можно выделить четыре типа финансовой ситуации:

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Она задается следующими условиями:

Трехмерный показатель ситуации: S = (1, 1, 1)

2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая платежеспособность:

Трехмерный показатель ситуации: S = (0, 1, 1)

3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности. При этом сохраняется возможность восстановления платежеспособности за счет пополнения источников собственных средств и дополнительного привлечения источников заемных средств:

Трехмерный показатель ситуации: S = (0, 0, 1)

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд:

Трехмерный показатель ситуации: S = (0, 0, 0)

Финансовое состояние - это комплексное понятие, являющееся результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые выражаются определенной совокупностью показателей. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Для стабилизации финансового состояния и достижения финансовой устойчивости важное значение имеют увеличение доли собственного капитала в оборотных активах, снижение остатков товарно-материальных ценностей за счет реализации излишних и ненужных запасов, составление оперативного баланса платежной готовности предприятия, рациональное управление дебиторской задолженностью и др. Уровень устойчивости финансового состояния предприятия характеризует качество управления финансами.

 

ТЕМА 10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.Содержание, цели и задачи финансового планирования. Основные этапы процесса финансового планирования.

2. Организация финансового планирования и виды финансовых планов.

3.Методы финансового планирования в организациях (предприятиях).

4.Содержание основных документов финансового планирования.

5. Планирование потока денежных средств.

6. Оперативное финансовое планирование.

7. План финансового оздоровления предприятия при антикризисном управлении.

Вопрос 1. Содержание, цели и задачи финансового планирования. Основные этапы процесса финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде[3].

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

- воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;

- служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Цели финансового планирования:

1. Новаторские – творческие, перспективные цели.

2. Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль).

3. Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее).

4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

В условиях рыночных отношений финансовое планирование имеет огромное значение, так как оно преобразует выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; устанавливает стандарты для организации финансовой информации; определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов предприятия; дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности.

Главная цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей, целесообразных направлений их расходования в плановом периоде.

В ходе финансового планирования решаются следующие основные задачи:

· осуществляется обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

· выявление внутрихозяйственных резервов предприятия для пополнения собственных источников финансовых ресурсов; поиск и выбор эффективных каналов привлечения финансовых ресурсов из внешних источников на финансовом рынке;

· рациональное использование временно свободных финансовых ресурсов предприятия;

· определение объемов, структуры, направлений использования денежных доходов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного производства и материального стимулирования работающих;

· уточнение целесообразности и экономической эффективности планируемых инвестиций;

· определение финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом, банками, вышестоящими организациями;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· осуществление контроля за финансовым состоянием, платежеспособно­стью и кредитоспособностью предприятия.

Процесс финансового планирования включает следующие основные этапы:

1. Анализ финансовой ситуации и важнейших показателей за предыдущий период

2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия и перспективных финансовых планов

3. Составление текущих финансовых планов

4. Корректировка, увязка, конкретизация финансового плана с производственным, инвестиционным, коммерческим и др. планами и программами предприятия

5. Разработка оперативных финансовых планов

6. Анализ и контроль за выполнением финансовых планов.

 

Вопрос 2. Организация финансового планирования и виды финансовых планов

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях.

В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

Функции финансового отдела в области планирования: составление проектов финансовых планов; кредитных заявок и кассовых планов; составление смет на создание и использование специальных фондов; составление плана распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений; доведение показателей финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия и т.д.

Финансовое планирование, в общем-то, как и в целом, планирование, включает в себя перспективное годовое и оперативное планирование.

Финансовое планирование на предприятии бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: стратегическое (перспективное), текущее и оперативное. Формы реализации и горизонт планирования, соответствующие основным подсистемам финансового планирования, представлены в таблице 1.

Основной результат стратегического финансового планирования - определение основных направлений и целевых параметров финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем разработки общей финансовой стратегии предприятия.

Таблица 1- Виды финансового планирования и формы реализации их результатов

Виды (подсистемы) финансового планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период (горизонт) планирования
Стратегическое финансовое планирование     Перспективное финансовое планирование Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям управления финансами предприятия Стратегия финансирования (в рамках бизнес-плана) Формирование перспективных финансовых планов: Прогноз прибылей и убытков Прогноз движения денежных средств Прогноз бухгалтерского баланса Прогноз ключевых финансовых показателей Бюджет капитальных вложений Отсутствует единый горизонт планирования   3-5 лет   До 3 (5) лет
Текущее финансовое планирование План доходов и расходов План поступления и расходования денежных средств Балансовый план График безубыточности (составной элемент финансового раздела бизнес-плана инвестиционного проекта) Инвестиционный план (бюджет) План распределения чистой прибыли 1 год
Оперативное финансовое планирование Платежный календарь, Налоговый календарь (бюджет), Кассовая заявка (план), Валютный план Расчет потребности в кредите (кредитный план) Декада, Месяц, квартал

 

Перспективное финансовое планирование определяет важ­нейшие финансовые показатели, пропорции и темпы расширенного вос­производства. Основу перспективного финансового планирования составляет прогнози­рование. Прогнозирование (от греч. peognosis — предвидение) со­стоит в изучении возможного финансового состояния предпри­ятия на длительную перспективу.

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана с конкретизацией его показателей. Текущие финансовые планы составляются на период, равный одному году. Это объясняется сезонными колебаниями конъюнктуры рынка и законодательными тре­бованиями к отчетному периоду. Основным текущим финансовым планом предприятия является план доходов и расходов по операционной деятельности, который формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных в процессе дополнительных расчетов по каждой его статье в рамках разделов «Доходы и поступления средств» и «Расходы и отчисления».

Оперативное финансовое планирование дополняет текущее финансовое планирование и применяется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных денежных средств. Оперативное финансовое планирование включает составле­ние и исполнение платежного календаря, кассового плана (кассовой заявки) и расчет потребности в краткосрочном кредите. Так, например, кассовый план (план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу) в форме кассовой заявки предоставляется предприятиями в обязательном порядке за 45 дней до планируемого квартала в банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Финансовое планирование в составе бизнес-плана. Важнейшим элементом бизнес-плана является финансовый раздел (финансовый план, финансовая стратегия), который обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися финансовыми ресурсами. Финансовый раздел бизнес-плана как правило включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости). В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования.

Вопрос 3. Методы финансового планирования в организациях (предприятиях)

В практике финансового планирования применяются сле­дующие методы для разработки финансовых планов: экономического анализа, нормативный, ба­лансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантно­сти, экономико-математическое моделирование и др.

Метод экономического анализа (расчетно-аналитический) позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается на основе изучения из динамики за ряд периодов. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п. Подобным образом определяют плановую потребность в оборотных активах, амортизационные отчисления и другие показатели.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъ­екта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормати­вами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизацион­ных отчислений, учетная банковская процентная ставка, отчисления в государственные социальные фонды и др.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составлении квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т.п.

Метод денежных потоков служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необхо­димых финансовых ресурсов, носит универсальный характер при составлении финансовых планов. На ожидаемых поступлениях средств на опре­деленную дату и бюджетировании всех издержек и расходов основывается теория прогноза денежных пото­ков.

Метод многовариантностирасчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы вы­брать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные: минимум приведенных затрат; минимум текущих затрат; минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорения оборачиваемости авансированных средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум доходности капитала (прибыли на рубль вложенного капитала); максимум сохранности финансовых ресурсов.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финан­совыми показателями и основными факторами, их определяю­щими. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль).

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

где У - показатель; х - факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели с множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия.

Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

 

Содержание основных документов финансового планирования

Финансовое планирование как стратегическое, так и текущее включает в себя разработку следующих разделов:

- план по финансовым результатам и распределению прибыли;

- баланс доходов и расходов (бюджет предприятия);

- план по инвестициям и их финансированию;

- плановый агрегированный баланс предприятия;

- план обеспечения безубыточности производства.

Исходными данными для разработки финансовых планов служат:

-стоимостные показатели, взятые из разработанные планов производственной деятельности предприятия в виде стратегического плана развития предприятия, технико-экономического плана для промышленного предприятия, производственно-финансового плана для сельскохозяйственного предприятия, бизнес-плана;

-целевые стратегические и текущие нормативы по основным направлениям деятельности на предстоящий период;

-результаты финансового анализа за предыдущий период;

-действующая система ставок налоговых платежей и кредитных ставок на рынке капитала;

-финансовая политика на предстоящий период по всем направлениям финансовой деятельности.

План по финансовым результатам и распределению прибыли по своей форме и содержанию в основном соответствует «Отчету о прибылях и убытках». Существенным отличием является то, что в плановую таблицу добавляются показатели, связанные с распределением чистой прибыли при создании фондов накопления и потребления на предприятии и то, что в отчетной форме показываются фактические показатели, а в плановой прогнозируемые.

Исходными данными для планирования финансовых результатов являет­ся информация:

-о плановой выручке предприятия от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налоговых платежей);

-об издержках на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг, в том числе об управленческих и коммерческих расходах;

-о плановых поступлениях и расходах по прочей операционной и инвестиционной деятельности;

-о плановых внереализационных доходах и расходах;

-о ставках налоговых платежей.

Финансовый результат определяет чистую прибыль (убыток) предприя­тия, остающуюся в его распоряжении и используемую в целях финанси­рования его деятельности.

Планирование распределения прибыли осуществляется в соответствии с дивидендной политикой предприятия, плановой потребностью в финансовых средствах на образование фондов потребления и накопления, в том числе на цели производственного и социального развития предприятия.

Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

При планировании прибыли используются следующие наиболее распространенные методы: метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной себестоимости за вычетом НДС, акцизов и таможенных пошлин.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

-определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

-исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

-учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышение качества ее и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 августа отчетного года, то это повышение следует распространить не весь период и до 1 августа, так как иначе уровень рентабельность отчетного года не сможет служить базовым для планового.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этого фактора на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг вспомогательных служб и подсобных производств и т.д.) планируется методом прямого счета.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе прошлых лет. Что качается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного предприятия.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли – существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов как изменение себестоимости, повышение качества и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Для прогнозирования прибыли, исходя из зарубежного опыта, можно использовать маржинальный метод анализа взаимосвязи и «затраты – выручка – прибыль», позволяющий рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации. Суть его заключается в следующем. Сначала определяется маржинальный доход как разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Затем передаточное отношение, т.е. операционного или производственного рычага, определяемое как отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции. На основании этих показателей рассчитывается темп роста прибыли по формуле:

DП = ПО х DВ,

Где DП – темпы роста прибыли в планируемом периоде, %;

DВ – темпы роста выручки от продаж в планируемом периоде, %;

ПО – передаточное отношение.

К примеру, темп роста выручки на планируемый год прогнозируется в размере 10 %, операционный рычаг составил 2, 5, тогда темп роста прибыли составит 25 % (10 % х 2, 5).

Баланс доходов и расходов (бюджет предприятия) позволяет спланиро­вать во взаимной увязке и провести синхронизацию всех плановых по­ступлений и расходов предприятия по целевым направлениям.

Плановые поступления финансовых средств включают:

выручку от реализационной деятельности;

доходы от инвестиционной деятельности, операционные и внереализационные ­доходы;

прочие поступления, в том числе целевого назначения в порядке долевого участия в строительстве, по договорам на НИОКР, поступления из внебюджетных фондов и другие средства целевого финансирования, включая бюджетное целевое безвозвратное финансирование дотационно­го характера;

кредиты и займы.

Плановые расходы предприятия формируются по всем направлениям его финансово-хозяйственной деятельности:

издержки производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг);

расходы по прочей реализационной и другой операционной дея­тельности;

платежи в бюджет (по видам налогов) и во внебюджетные фонды (по видам платежей);

платежи по возврату кредитов и займов с учетом процентов;

расходы по инвестиционной деятельности, в том числе на капи­тальные вложения, приобретение других основных средств, в создание и приобретение нематериальных активов, на приобретение долей, паев, пакетов акций других предприятий и т.п.;

расходы на пополнение оборотных средств;

внереализационные расходы;

займы другим организациям;

расходы на содержание социальной сферы и выплаты социального
характера;

расходы на выплату дивидендов;

другие расходы.

На основании указанной плановой информации составляется баланс дохо­дов и расходов (бюджет предприятия) на плановый период по форме таблице 2. В результате возможно превышение доходной части над расходной, т.е. образуются свободные средства, которые могут быть направлены на развитие предприятия в соответствии с его стратегическими целями. Если расходная часть бюджета превышает его доходную часть, то образуется дефицит бюджета, что служит сигналом для корректировки планов пред­приятия и принятия управленческих решений по изменению его финан­совой стратегии.

Таблица 2- Баланс доходов и расходов (бюджет предприятия)на год, тыс. руб.

Доходы     Фактически за предше­ствующий период     План на 200... г.     В том числе по кварталам
       
             
1. Выручка от реализации продук­ции, работ, услуг            
2. Выручка от прочей реализации            
3. Доходы от инвестиционной деятельности            
4. Доходы от внереализационной деятельности            
5. Прочие поступления            
6. Остаток денежных средств на начало периода            
7. Кредиты и займы            
Остаток средств на конец периода (свободные средства - в случае превышения доходов над расхо­дами)            
Расходы            
1. Материальные затраты - всего в том числе 1.1 Закупка сырья и материалов 1.2. Оплата энергии всех видов 1.3. Прочие материальные затраты            
2. Заработная плата ППП            
3. Платежи в бюджет              
1. Платежи во внебюджетные 2.     3. 4. 5. ффофонды            
5. Выплаты по кредитам и займам (с учётом процентов)            
6. Прочие текущие расходы - всего в том числе - по инвестиционной деятельности по внереализационной деятель­ности            
7. Покупка оборудования, транс­портных средств и других основ­ных фондов              
8. Капитальные вложения            
9. Расходы социальной сферы            
10. Прочие расходы - -        
Дефицит бюджета (в случае пре­вышения расходов над доходами) - -        

 

В плане по инвестициям указываются потребность в инвестициях и источники их фи­нансирования, поэтому этот план целесообразно также разрабатывать по форме таблицы 3.

Потребность в инвестициях целесообразно разделить:

«на капитальные вложения, в том числе в производственное развитие предприятия и социальную сферу. При этом можно выделить инвестирова­ние

Таблица 3 - План по инвестициям и источникам их финансирования, тыс. руб.

Потребность в инвестициях План на 200... год В том числе по кварталам
       
           
1. Капитальные вложения – всего в том числе: 1.1. В производственное развитие предприятия - капитальное строительство - приобретение оборудования и других основных средств - создание и приобретение нематериальных активов - пополнение оборотных средств -НИОКР прочие цели 1.2. В социальную сферу 2. Портфельные инвестиции – всего в том числе в ценные бумаги депозитные вложения прочие инвестиции       -        
3. Займы другим организациям          
Всего потребность в инвестициях          
Источники покрытия потребности План на 200... год В том числе по кварталам
       
1. Амортизационные отчисления 2. Средства из чистой прибыли 3. Кредиты банков – всего в том числе - долгосрочные - краткосрочные 4. Займы других организаций – всего в том числе - долгосрочные - краткосрочные 5. Выпуск ценных бумаг 6. Лизинг 7. Целевое финансирование 8. Средства собственников (участников, учредителей) и работников предприятия              
Всего источников покрытия потребности в инвестициях          
                       

создания и приобретения основных фондов, нематериальных активов, пополнение оборотных средств, затраты на НИОКР и другие цели;

на портфельные инвестиции, т. е. затраты на приобретение ценных бумаг, депозитные вложения, приобретение пакетов акций и долей в ус­тавном капитале других организаций и т.п.;

на займы другим организациям в целях извлечения дохода (плани­руются, если есть свободные средства).

В качестве источников покрытия потребности в инвестициях используются:

собственные средства в форме амортизационных отчислений и ча­сти чистой прибыли, запланированной для целей реинвестирования в де­ятельность предприятия;

заемные средства в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов
банков и займов других организаций, а также в форме лизинга;

привлеченные средства, к которым относятся средства, получае­мые от выпуска ценных бумаг, и средства, которые могут быть получены на различных условиях от собственников (участников, учредителей) и от работников предприятия;

средства целевого финансирования.

Целесообразность выбора источников финансирования обусловливается их экономической сущностью и выработанной стратегией финансирования.

На основании проведенных ранее расчетов и показателей планов по годам планируемого периода составляется агрегированный прогнозный ба­ланс на соответствующий период разработки финансового плана. Прогнозные показатели агрегированного баланса в дальнейшем должны быть проанализированы для оценки будущего финансового состояния предприятия и осуществления финансового контроля.

Как известно баланс не отражает результатов деятельности предприятия, за какой либо период времени, а представляет собой ее мгновенный «снимок», показывающий с финансовой точки зрения ее сильные и слабые стороны на данный момент.

Прогнозные балансы составляются на основе исходного баланса базисного года с учетом предполагаемых особенностей развития предприятия в прогнозируемом периоде.

При подготовке прогнозов балансов необходимо обратить особое внимание на следующие особенности:

- большое значение для кредиторов и инвесторов имеет доля собственного капитала в валюте баланса, так как значительные финансовые обязательства такого рода означают серьезность намерений по развитию предпринимательства;

- уровень ликвидности баланса играет существенную роль, так как наличие достаточной ликвидности позволяет предприятию проводить более маневренную политику.

План обеспечения безубыточности производства

Одним из методов финансового планирования, позволяющим обеспечивать гибкость финансовых планов, является метод «издержки – объем – прибыль», который изложен в предыдущих лекциях.

Планирование потока денежных средств

Финансы - это система отношений, возникающих при денеж­ном потоке. Денежный поток есть оборот денег, протекающий не­прерывно во времени. Оборот денег включает в себя поступ­ление денег (приток денег) и их расходование (отток денег). Дви­жение денежных средств отражается в плане денежных потоков.

В плане денежных потоков все поступления денег (выручка от реализации продукции, услуг, работ, амортизационные отчис­ления, прибыль от реализации имущества и активов, взносы в уставный капитал, полученные кредиты и др.) и все расходы денег (затраты на производство и реализацию продукции, услуг, работ, уплата налогов, выплата дивидендов, погашение кредитов и т.п.) отражаются в периоды времени, соответствующие фак­тическим датам осуществления этих платежей с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию, работы, услуги, времени задержки платежей за поставки сырья и материалов, условий реализации продукции (авансовые платежи, рассрочка платежей), а также условий формирования производственных за­пасов.

Хозяйственная деятельность организации под­разделяется на три вида: производственно-торговая, инвестици­онная, финансовая. Для каждого из них определяется показатель «каш флоу» (cash flow).

«Каш флоу» (от англ. cash - деньги, денежная наличность; flow - поток, течь) означает денежный поток, поток денежной на­личности или просто денежную наличность. Показатель «каш флоу» означает ту часть денежных средств, которая остается у хозяйствующего субъекта, хотя бы и временно, до дальнейшего их распределения.

" Каш флоу" от производственно-торговой деятельности равен сумме амортизационных отчислений, чистой прибыли и других денежных запасов (КФ);

кф = а + п + н + к + у,

где А - амортизационные отчисления, руб.;

П - чистая прибыль, руб.;

Н - неиспользованные средства ремонтного фонда и фондов специального и целевого назначения, руб.;

К - кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, руб.:

У - прирост стоимости основных фондов и нематериальных активов в результате их переоценки, руб.

" Каш флоу" от производственно-торговой деятельности пока­зывает, как хозяйствующий субъект выполняет свою основную функцию - производить и реализовывать продукцию (работы, услуги).

В разделе «каш флоу» от инвестиционной деятельности отражаются платежи за приобретенные имущество и активы, а источником поступления денег служат денежные средства от реализации имущества и активов.

В разделе " каш флоу" от финансовой деятельности в каче­стве источников поступления денег учитывают акционерный ка­питал, взятые кредиты и займы, полученные проценты, дивиденды и другие вклады. В качестве денежных выплат учи­тывают погашение кредитов и займов, выплаченные дивиденды, проценты сделанные вклады и др.

Сумма " каш флоу" каждого из разделов «Плана денежных потоков» будет составлять остаток ликвидных средств в соот­ветствующий период. Чем выше сумма этого остатка, тем лучше финансовое положение хозяйствующего субъекта.

План денежных потоков заканчивается составлением «каш-баланса». На конец расчетного периода он будет равен сумме " каш-баланса" предыдущего периода плюс остатки ликвидных средств текущего периода времени.

Целью финансирования является обеспечение положитель­ной суммы остатка ликвидных средств во все периоды времени. Это будет свидетельствовать о финансовой устойчивости хозяй­ствующего субъекта. Поэтому величина " каш-баланса" должна быть всегда положительной. Отрицательная величина " каш-баланса" означает, что хозяйствующий субъект не в состоянии за счет денежных средств, находящихся в его распоряжении (собст­венных и чужих), покрыть свои, расходы, т.е. фактически является банкротом.

План денежных потоков является документом, позволяющим определить потребность в капитале и служащим для оценки эф­фективности использования капитала.

Примерная форма плана движения денежных средств предприятия представлена в таблице 4.

Таблица 4- План денежных потоков хозяйствующего субъекта на год, тыс. руб.

(цифры условные)

Номер строки Показатели Отчетный год Плановый год
  I.От производственно-торговой деятельности Выручка НДС и акцизы Себестоимость    
                в том числе амортизационные отчисления Налоги, уплачиваемые из прибыли Другие денежные запасы (неиспользованные средства денежных фондов) Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта «Каш флоу» от производственно-торговой деятельности (стр.1 – стр.2 – стр.3 + стр.4 – стр.5 + стр.6 + стр.7) II.От инвестиционной деятельности Поступления от продажи имущества и активов Платежи за приобретенные имущество и активы «Каш флоу» от инвестиционной деятельности (стр.9 – стр.10) III. От финансовой деятельности Добавочный капитал Заемный капитал (взятые кредиты) Выплаты в погашение кредитов и процентов по ним Выплаты дивидендов «Каш флоу» от финансовой деятельности (стр.12 + стр.13 – стр.14 – стр.15) IV.Итоговое сальдо «Каш баланс» на начало года «Каш баланс» на конец года (стр.17 + стр.8 + стр.11 + стр.16)           -275   - -   - 171             24, 4 674, 4 -650     -132  

 

На практике датой окупаемости инвестиционного проекта яв­ляется день, когда величина " каш-флоу" от производственно-тор­говой деятельности станет равной сумме инвестиций.

План денежных потоков целесообразно составлять в дина­мике, например, по годам или по кварталам.

По данным таблицы 4 хозяйствующий субъект имеет на конец планового года положительный «каш-баланс» в размере 48358 тыс. руб., который возрастет за год на 12134 тыс. руб., или на 33, 5%. Все это свидетельствует о финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

С помощью такого построения плана движения денежных средств предприятие при планировании охватывает весь оборот денежных средств, что дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать оперативные решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита этих средств.

Оперативное финансовое планирование

Если перспективное и текущее финансовое планирование во многом совпадают по разрабатываемым формам финансовых таблиц, то оперативное финансовое планирование существенно отличается от них. Оно включает в себя составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Необходимость оперативного финансового планирования вызвана потребностью контроля над поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.

Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Платежный календарь отражает доходы, поступления средств, отношения с бюджетом по налогам, кредитные отношения. Поэтому он охватывает движение всех денежных средств хозяйствующего субъекта. Платежный календарь используется для контроля над платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Составляется он по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудные счета предприятия в банке. Это позволяет определить обеспеченность за счет собственных и заемных финансовых средств выполнения всех обязательств по платежам. Платежный календарь разрабатывается, прежде всего путем уточнения и конкретизации плановых показателей по месяцам. Затем показатели можно уточнить и разбить на более мелкие периоды (пятидневки, недели).

В платежном календаре поступление денег и денежные расходы должны быть сбалансированы. Если денежные поступления превышают расходы денег, то в балансе отражаются денежные накопления (остаток средств на расчетном счете), что, в свою очередь, определяет платежеспособность и устойчивость финансового состояния предприятия на предстоящий планируемый период.

Превышение планируемых расходов над ожидаемым поступ­лением денежных средств (вместе с переходящим остатком средств на расчетном счете) означает недостаточность собствен­ных возможностей хозяйствующего субъекта для их покрытия (неплатежеспособность), что свидетельствует об ухудшении фи­нансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период или принять оперативные меры по изысканию дополнительных источников. Платежный календарь составляется исходя из кон­кретных данных оперативного учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведений о состоянии срочных и просроченных платежей, расчетов с дебиторами и кредиторами, об остатках задолженности по срочным и просроченным ссудам и т.п. Платежный календарь составляется по следующей примерной форме, таблица 5.

Таблица 5-Платежный календарь по расчетному счету хозяйствующего субъекта на месяц (цифры условные)

Показатели Сумма, тыс. руб.
1. Начальное сальдо 2. Расходы денежных средств   2.1. Неотложные нужды 2.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи 2.3. Налоги 2.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности 2.5. Просроченная кредиторская задолженность 2.6. Погашение ссуд банка 2.7. Уплата процентов за кредит 2.8. Прочие расходы 2.9. Итого расходов 3. Поступление денежных средств 3.1. От реализации продукции 3.2. От реализации ненужных товарно-материальных ценностей 3.3. Поступление просроченной дебиторской задолженности 3.4. Прочие поступления 3.5. Итого поступлений 4. Сальдо за период 5. Конечное сальдо 6.Недостаток средств(-), излишек (+)       - +370

 

План валютных доходов и расходов могут составлять только те российские предприятия, которые экспортируют свою продукцию, услуги за рубеж и имеют валютную выручку.

План валютных расходов и доходов может относиться к перспективному, текущему и оперативному планированию. Все зависит от срока, на который он разрабатывается.

Составляется такой план на основе предполагаемого объема валютной выручки от реализации то­варов на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, на основе плановых поступлений валюты от реализации товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, других поступлений валюты и предполагаемых расходов в валюте. При расчетах поступлений валютной выручки от экспорта товаров учитывается обязатель­ная продажа части ее (50%) за рубли. Поэтому в расчет при­нимается только поступление валюты на текущий валютный счет хозяйствующего субъекта. План валютных доходов и расходов составляется по форме таблице 6.

Таблица 6- План валютных доходов и расходов хозяйствующего субъекта

(цифры условные)

Поступления валюты Расход валюты
Показатели тыс. долл. США (USD) Показатели тыс. долл. США (USD)
Выручка от реализации товаров на экспорт, поступившая на текущий валютный счет Выручка от реализации товаров, работ, услуг на внутреннем рынке Итого       Затраты на приобретение материальных ценностей и на оплату текущих расходов Затраты на модернизацию Валютный резерв   Итого    

 

Приведенный выше план также составляется в виде баланса. Итоги по доходной и расходной его части должны быть равны. Что же касается продажи выручки за рубли, то эта величина является не постоянной, устанавливается ЦБ и периодически пересматривается в зависимости от потребности ЦБ в золотовалютных резервах.

Кроме выше перечисленных финансовых документов на предприятиях составляют кредитный и кассовый план.

Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план является планом оборота наличных денежных средств, отражающим поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и его трудовым коллективом. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности, предопределяющей всю финансово-коммерческую деятельность предприятия. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов и имеет следующую форму, таблица 7.

Таблица 7- Кассовый план хозяйствующего субъекта на квартал

Показатели Сумма, тыс. руб.
  1. Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке
Товарооборот от реализации продукции Прочие поступления   Итого поступлений Из них расходуется на месте сдается в кассу банка
  1. Расход наличных денег
На оплату труда На командировочные расходы На хозяйственно-операционные расходы Итого
  1. Расчет выплат заработной платы
Фонд оплаты труда Прочие выплаты Общая сумма фонда оплаты труда Удержания всего В том числе: Налоги   добровольное страхование за питание прочие удержания   Подлежит выдаче В том числе: из выручки   из наличных денег, полученных в банке
  1. Календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат
Дата
  -     -     -      

 

План финансового оздоровления предприятия при антикризисном управлении

 

В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий в де­кабре 1994 г. была утверждена форма плана финансового оздоровле­ния (бизнес-плана) и методические рекомендации по егосоставлению.

Тактика предприятия по восстановлению платежеспособности и план финансового оздоровления должны носить комплексный и уни­фицированный характер.

При этом сама тактика предприятия может носить защитный или наступательный характер. Защитная тактика обычно предусматривает сокращение производства и затрат при неблагоприятных внешних условиях и может включать в себя мероприятия:

- сокращение производства;

- снижение затрат, уменьшение убытков;

- закрытие нерентабельных производств;

- сокращение количества работающих сотрудников;

- продажа имущества, долгов;

- поиск резервов увеличения собственных средств, кредитов и займов на приемлемых условиях;

- санация предприятия, получение финансовой поддержки от собственников и региональных органов власти;

- мировое соглашение с кредиторами об уменьшении суммы долга и отсрочке или рассрочке их долга.

Наступательная тактика обычно основывается на концепции развития по результатам анализа и разработанной стратегии и может включать в себя такие действия:

- финансовый анализ деятельности предприятия;

- разработка концепции и плана финансового оздоровления;

- перепрофилирование производства;

- оптимизация затрат, совершенствование организации производства и управления;

- оптимизация инвестиционной политики в перспективе с расчетом на самофинансирование;

- реструктуризация имущества, капитала и долгов;

- конвертация краткосрочных кредитов и займов в долгосрочные;

- активный маркетинг, гибкая ценовая политика;

- реконструкция и модернизация производства.

План финансового оздоровления составляется по следующей форме приведенной в учебном пособии «Антикризисное управление» (3).

Первый раздел: дается общая характ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.