Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родителям необходимо проявлять твердость






В воспитании годовалого ребенка большую роль играет умение определить, где установить предел и когда сказать «нет». Случаев, в которых «нет» необходимо, бесчисленное множество: например, если ребенок на сегодня достаточно съел конфет или поиграл в ванне. В такие моменты противоборство неизбежно, и гнев, ребенка от того, что ему перечат или что-то запрещают, нужно выдержать спокойно. Если в целом родители согласны друг с другом относительно того, когда ребенка нужно остановить, такие сиюминутные конфликты преодолеваются легко. Ребенка невероятно смутит, если родители поведут себя как змей о двух головах: один снисходительновсе разрешает, а другой приходит и наводит порядок. Нередко это приводит к тому, что ребенок натравливает их друг на друга и начинает ими манипулировать. Иногдане вредно дать ребенку немного схитрить и почувствовать, что он может провести маму или папу. Однако важно, чтобы он ясно понимал, где эта игра кончается. Ребенку в этом возрасте необходимо, чтобы родители не давали ему причинять вредили грубо обходиться с другими членами семьи.

Приучаем к горшку

Вопросы контроля и дисциплины связаны и сприучением к туалету. В целом ожидать от.ребенка, чтоон научится соблюдать чистоту до конца второго года, а иногда и позже — нереально. До этого он вряд ли приобретет полный контроль над сфинктерами прямой кишки и мочеиспускательного канала. Он больше нуждается в эмоциональной готовности и желании сотрудничать с родителями. Если его принуждают слишком рано, 11 он может и уступить, но разучится, как только ему придется овладевать какими-нибудь другими физическими навыками.

Для младенца содержимое его тела тесно связано с приятными или неприятными ощущениями. Теплое молоко в животе, сосок во рту, который можно держать и сосать, — благодаря таким ощущениям он чувствует рядом с собой мать, которая о нем заботится. Газы, переполненный кишечник или мочевой пузырь причиняют ему боль и дискомфорт, от которых он инстинктивно избавляется путем испражнений и возвращается таким образом к приятному самочувствию. К этому ребенка поощряет и мать, которая улыбается и говорит: «Вот молодец, вот умница.Так-то лучше», — выражая свое удовольствие при виде грязных пеленок. В конце концов, регулярно загрязняемые пеленки служат добрым знаком того, что организм ребенка функционирует исправно. Когда младенец подрастает, онвсе больше осознает, какое удовольствиедоставляет своей матери, и начинает рассматривать свои испражнения как подарок.

Навтором году жизни, по мере того как ребенок борется за независимость, он воспринимаеткал и мочукак свою собственность, которуюон может вытолкнуть, а может задержатьна сколько ему вздумается, и важно распознавать и уважать подобные желания.

Мать Санни заметила, что около 15 месяцев она забиралась туда, где ее никто не видел, обычно за буфет, к стене, и очень сосредоточенно там испражнялась в пеленки, не разрешая матери подходить близко. Только выбравшись оттуда, она позволяла себя переодеть. Так продолжалось несколько месяцев, прежде чем ее удалось убедить пользоваться для этого горшком.

Избегая сражений

Приучение к горшку пойдет быстрее, если позволить ребенку контролировать процесс. Многим детям требуется масса времени, чтобы научиться оставаться сухими и чистыми, со множеством инцидентовна этом пути, случайных или намеренных. Несомненно, бывают периоды, когда ребенок не сдается из принципа и использует свою продукцию как секретное оружие, чтобы позлить мать. Если мать с пониманием отнесется к такому вызову и, в свою очередь, сыграет на желании ребенка стать взрослым, очередной битвы удастся избежать. Поощрять ребенка скорее повзрослеть и делать свои дела в отведенном для этого месте нужно осторожно и тактично, поскольку ему придется осознать, что, оказывается, его отходы производства вовсе не такие чудесные сокровища, как он думал. Если ребенку слишком грубо заявить, что он грязный, он может почувствовать себя подавленным и униженным, и начнет опасаться, что его считают грязным.

К концу второго года ребенок уже как-то намекает матери, что у него грязные штанишки, — неуклюже передвигаясь, или каким-то особенным выражением лица, или, как Сани, забираясь в какой-то определенный угол. У вашего ребенка к этому времени уже могут появиться свои, специальные названия Для кала и мочи. Способность назвать их словами — уже шаг к приобретению контроля над ними. Хорошо, если вы покажете ребенку горшок задолго до того, как он начнет им пользовать, и объясните, для чего он служит. Позже ребенку можно объяснить, куда ходят по таким делам взрослые, например, мама и папа, и предложить ему сделать то же самое. Когда ребенок освоится с горшком, его можно подготавливать к последующему переходу в туалетную комнату, где ему нужно разрешить с маминой помощью воспользоваться унитазом и смыть за собой воду.

Истерики

Мы наблюдали, как в этой фазе развития ребенок разрывается в двух направлениях. В нем живет естественный порыв найти свой путь и приобрести большую власть над своим миром и тем, что в нем происходит. Для этого ему нужно отделить себя от матери и отдалиться от нее. Стремление к росту и развитию часто конфликтует с другим желанием — сохранить безопасные и неповторимыедетские отношения с матерью.На этой стадии, когда ребенок нуждается в родителях и видит, чтоне в силах контролироватьвсе так, как хочется, он болезненно ощущает свою слабость и уязвимость. Иногда этот конфликт заходит слишком далеко, чувства ребенка взрываются, выходят из-под контроля, и у него начинается истерика.

Истерика — это смесь ярости и разочарования; когда эти чувства становятся невыносимыми, ребенок избавляется от них таким отчаянным способом, во многом подобно тому, как во младенчестве он избавлялся от неприятных ощущений, испражняясь или громко плача. Находиться с ребенком, бьющимся в истерике, испытание не для слабонервных. Ребенок и сам может испугаться, что такой бурной яростью навредит матери. Если истерика случается в общественном месте, что, к сожалению, не редкость, полезно отойти с ребенком куда-нибудь в укромное место, где его можно обнять и подождать, пока он успокоится. Затем можно потихоньку выяснить, что вызвало такой взрыв эмоций. Одна мать рассказала, что когда у ее дочери начиналась истерика, она ставила ее в угол. Казалось, она сознавала, что ей трудно контролировать свой гнев на ребенка и, чтобы сдержать дочь, прибегала к помощи двух стен. Некоторые дети во время истерики не подпускают к себе мать, и их лучше оставить одних. Ребенок непроизвольно придет в себя, да и у матери будет возможность немного поостыть. После этого очень важно попытаться восстановить нежные отношения с ребенком и чуть позже обсудить с ним случившееся, чтобы выяснить, из-за чего разгорелся сыр-бор.

Без истерик в процессе взросления не обойдешься, и надо научиться их переносить. Если они слишком часты, родителям нужно задуматься, не слишком ли они притесняют ребенка, и не требуют ли от него слишком многого. Если ребенку многое позволяется, и при этом он не уверен, что родители его в случае чего остановят, такая непосильная пока что ответственность за свои поступки может его угнетать.

Страхи

В этом возрасте дети подвержены всевозможным страхам, иногда незначительным, а иногда резко выраженным. Эти страхи часто выглядят совершенно иррациональными, и нередко родителей сбивает с толку, что их утешения и объяснения не помогают. Часто ребенок боится громких звуков, например, шума пылесосаили смываемой в туалете воды. Иногда такие страхи проходят, когда ребенок к ним привыкает. Если боязнь не отступает, очень важно не сталкивать ребенка намеренно с источником страха в надежде, что таким образом он от него излечится, — подобной тактикойвы еще больше его напугаете.

Понять, откуда берутся такие страхи, трудно, потому что зачастую они возникают внезапно и безо всякой заметной причины, словно из глубин самого ребенка. Даже если взрослому ясно, что бояться нечего, важно понимать, что для ребенка источник страха вполне реален. Как мы уже убедились на примере истерик, чувства ребенка очень сильны, будь то душевное тепло и любовь или гнев и жажда разрушения, и все это он соотносит со своей матерью, которая по-прежнему остается центральной фигурой в его жизни и воспринимает все его эмоции. Когда в нем преобладают гневные и деструктивные чувства, он опасается, что они нанесут вред его матери, а также, чтоона, в свою очередь, отплатит ему тем же и станет к нему враждебно относиться. Можно предположить, что внезапные и необъяснимые страхи происходят из собственно детских деструктивных чувств, которыми ребенокне владеет и приписывает, скажем, шуму унитаза, который может его засосать, или зубам собаки, которая может его покусать. Надо помнить, что, как правило, такие страхи проходят.

В этой главе мы рассмотрели некоторые тревоги и заботы, с которыми родители сталкиваются в этот период жизни ребенка. Воспитание детей тяжелая физическая и эмоциональная работа, требующая опыта, терпения и нередко просто сильного характера. Слушая плач ребенка в долгие утренние часы или обезумев от беспокойства из-за того, что у него пропал аппетит, или дойдя до отчаяния, когда он ни в какую не желает слушаться, просто невозможно поверить, что когда-нибудь ваш ребенок повзрослеет, оставшись при этом целым и невредимым. В такие времена жизненно необходимо поговорить с партнером или близким другом; это поможет вернуть утраченную дальновидность и, может быть, чувство юмора.Очень помогает и беседа с другими родителями, поскольку они, безусловно, переживали нечто подобное. Любые группы молодых матерей просто находка и для матери, и для ребенка; присмотр за маленьким ребенком очень изолирует, особенно одиноких родителей.Сеть поддержки помогает матери перезарядиться и вновь начать наслаждаться этим радостным, веселым периодом жизни ее ребенка, которому не суждено повториться.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.