Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, как важно говорить с ребенком






К концу первого года, по мере того, как ребенок становится более независимым, он все больше старается повторить звуки и слова, которые говорит ему мать. Способность к этому вытекает не только из естественной потребности установить контакт, но и из опыта прислушивания к материнскойречи. Сначала ребенок наслаждаетсятем, что издает какие-то звуки и слоги, а мать повторяет за ним, помогая выговорить их более ясно. Первые слова обычно — «мама», «папа», «баба», а позже к ним добавится важное слово «нет». «Мама», «папа» и «баба» самые значительные для ребенка слова получаются из привычных для него звуков. Какие слова ребенок выучит дальше, зависит от его окружения и интересов семьи. Дети очень различаютсяпо тому, когда и с какой скоростью они начинают учиться говорить. Один ребенок может быстро накопить обширный словарный запас, в то время как другого больше интересуетто, что происходит вокруг, и он будет неохотно отказыватьсяот младенческих способов общения. Если ваш ребенок энергичен и интересуется всем подряд, нет никакой нужды беспокоиться, что к нему медленно приходят слова, —это вопрос времени.

Годовалый ребенок постепенно учится что-то для себя просить, указывать, что он хочет, чаще словами, чем сигналами или жестами, но сначала все это сложно разделить, и слова составляют лишь часть всего общения. Часто ситуация говорит сама за себя, или достаточно интонации материнского голоса, и слова не играют определяющей роли. Из этих безошибочных ситуаций ребенок выуживает и выучивает соответствующие слова. Матери в разговоре с ребенком часто приходится использовать одно слово или фразу, произнося их отчетливо и ясно; однако можно говорить и предложениями, иначе ребенок будет воспринимать слова расплывчато и разрозненно. Опять же, некоторые матери начинают разговаривать с малышом очень рано, хотя и знают, что он еще не понимает слов. Мать рассказывает ему, что она делает, готовя ему пищу, или что они будут делать, когда она его оденет, или что их ждет по возвращении с прогулки домой. Слушая все это, ребенок привыкает к звукам и словам вкупе с приятным чувством уверенности и вовлеченности в происходящее. Эти переживания обогащаются также интонациями и тембром материнского голоса; позже ребенок применит этот опыт, когда сам начнет составлять предложения; родителей ждет настоящее откровение, когда они услышат в голосе ребенка собственные интонации. Детские стишкии игры на пальцахили ладонях типа «Ладушки-ладушки» или «Сорока-ворона» бесценны по своему значению и доставляют ребенку огромное удовольствие. Малыш узнает слова из их неоднократного повтора и вместе с этим переживает приятный-близкий физический контакт с матерью или отцом.

Вместе с речью развивается и способность рассуждать, устанавливать связи, предугадывать различные действия.

В 18 месяцев Майкл любил ходить с бабушкой на железнодорожную станцию и смотреть, как мимо проносятся поезда. Дожидаясь очередного состава, он полувопросительно-полутребовательно приговаривал: «Еще поезд идет». Он запомнил прошлые походы на станцию, и железнодорожные пути напоминали ему о поездах, которые по ним ходят. Он говорил об этом с очень богатыми интонациями, исполненными возбужденного нетерпения; кроме того, этими словами он скрашивал себе ожидание, всегда нелегкое для маленького ребенка. О том, как важно слушать вашего ребенка

Это приводит нас к одному из самых важных факторов в обучении ребенка языку. Ребенок не может сам перенять язык от своего взрослого окружения. Второй стороной в этом процессе выступает мать, или другие члены семьи, которые обращаются к ребенку и слушают его ответы. Воспитанники интернатов и детских домов, у которых нет заинтересованной матери или няни, готовой тратить время и внимание на то, чтобы слушать их лепет, отличаются скудным словарным запасом. В больших семьях у малышей тоже бывает плохо с речью, несмотря на то, что вокруг разговаривают, и даже, слишком много, но ни у кого не находится времени и желания поговорить с ребенком и спокойно выслушать, что же он пытается сказать. Потуги ребенка объясниться теряются в общем гаме. В больших семьях, где много старших братьев и сестер, развивается и другая привычка — предугадывать и выполнять просьбы ребенка раньше, чем он успеет потрудиться, чтобы их сформулировать.Тихо посидеть с ребенком над книжкой с картинками, например, вечером, перед тем, как уложить его спать, — один из лучших способов познакомить малыша с новыми словами, вместе с тем обогатив его опыт. Поначалу ребенку нравится слушать, как мать или отец говорят о том, что изображено на картинках, а затем ему самому хочется произнести эти слова. Ребенок, который научился, глядя на изображение, к примеру, чашки, представлять ее и думать о ней, в интеллектуальном смысле далеко шагнул от младенца, который мог думать только о том, что находится прямо перед ним. Сидя на коленях у отца или матери, или рядом с ними, после утомительного дня, ребенок расслабляется и обучение ассоциируется у него с чувством взаимного удовольствия и спокойствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.