Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические основы повышения уровня охраны труда






Состояние бытовой и производственной среды человека жестко увязано с уровнем развития экономики, так как уровень удовлетворения потребностей общества всегда соответствует его материальным возможностям. Для устойчивого развития общества требуется оптимальное соотношение социальных и экономических целей развития, учитывающее реальные возможности имеющихся ресурсов.

Так, если в обществе цели материального производства ставятся выше социальных, это приводит к отрицательным последствиям, а социальное неблагополучие, в свою очередь, тормозит развитие экономики, так как это две взаимодействующие стороны одного процесса. С другой стороны, переориентация общества на социальные приоритеты, не подкрепленная необходимыми материальными ресурсами, также приводит к нарастанию социальной напряженности, так как декларируемые цели просто не могут быть достигнуты.

Для соблюдения баланса экономического и социального развития, создающего реальные возможности для улучшения условий труда и качества жизни общества, необходимо регулирование целей развития в соответствии с меняющимися потребностями общества, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения – с другой.

Таким образом, решение проблем охраны труда должно осуществляться по схеме, приведенной на рис.5.1.

Рис.5.1. Схема процесса решения проблем охраны труда

Вначале следует проанализировать реальное состояние условий труда и оценить по действующим санитарно-гигиеническим нормам, какое требуется улучшение и каковы будут затраты для достижения стандартных условий.

Затем следует оценить реально достижимый уровень безопасности и безвредности производства на данном этапе развития общества.

На основе выявленных потребностей в улучшении состояния охраны труда определяется очередность решения проблем:

перспективные и долгосрочные задачи и первоочередные, требующие безотлагательного решения; задачи, требующие значительных материальных затрат;

задачи, требующие принятия только организационных мер, и т.д.

Под этот план (программу) определяются источники и порядок финансирования намеченных мероприятий.

Поскольку обеспечить требуемый уровень качества условий труда не всегда возможно, неблагоприятное влияние вредной и опасной производственной среды должно компенсироваться социальными гарантиями, льготами и т.д. В процессе развития экономики и улучшения условий труда изменяются и потребности трудящихся, и материальные возможности общества – цикл повторяется.

В этой системе задействованы как государственные, так и хозяйственные органы, наука и общественные организации.

Чтобы она работала эффективно, необходимо четко разделить функции всех ее участников. В производственные отношения вступают две стороны: хозяйственная администрация (собственники средств производства, работодатели) и работники.

Потребности первой стороны – развитие материального производства, от которого, в свою очередь, зависят экономические возможности общества в решении социальных проблем. Потребности второй стороны – высокие заработки и обеспечение полной безопасности и безвредности производства; интересы этой группы выражают общественные организации, в том числе профсоюзы. Интересы этих двух сторон вступают в противоречие.

Функцию урегулирования их взаимоотношений должно осуществлять государство: именно государство заинтересовано в максимальном удовлетворении потребностей и той, и другой стороны. В правовом государстве органы власти заинтересованы как в интенсивном развитии материального производства, так и в удовлетворении насущных потребностей широких масс: первое определяет величину национального дохода, уровень жизни общества; второе – снижает социальную напряженность, способствует стабильности общества. Поэтому именно государственные органы могут выступать в качестве арбитра для урегулирования экономических взаимоотношений в интересах общества в целом.

Схема взаимодействия указанных сторон и их функций в процессе создания экономических основ развития охраны труда приведена на рис. 5.2.

 

 

 

Рис.5.2. Функциональная структура экономического регулирования уровня охраны труда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.