Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономический механизм управления системой социальной защиты работающих






Основные цели охраны труда – сохранение здоровья нации и ее генофонда – могут быть достигнуты только в том случае, если социальные показатели будут существенно влиять на экономические показатели работы предприятий.

Для того чтобы исключить сохранение и воспроизводство неблагоприятных условий труда, законодательство предусматривает механизм, повышающий экономическую заинтересованность всей системы " наука – проектирование – производство" в улучшении условий труда путем приобретения более дорогой, но социально более эффективной техники и технологии с обеспечением выполнения всех требований охраны труда.

Механизм управления развитием охраны труда призван создавать такие условия, при которых нарушение требований безопасности экономически невыгодно как предприятию (собственнику средств производства), так и рабочим. Этот механизм включает в себя:

регулирование (с помощью экономических стимулов) взаимной ответственности работодателей и рабочих за нарушение требований охраны труда;

эффективную систему управления охраной труда, использующую объективные законы экономики и психологии труда;

соответствующую систему нормативно-правовой документации.

В конечном итоге должно обеспечиваться качество условий труда, способствующее полноценному восстановлению сил и здоровья людей в процессе труда. Однако качество условий, гарантируемое законом, конечно же, зависит от уровня развития экономики: мы не можем сегодня закрыть половину всех предприятий из-за того, что условия труда на них далеки от требований стандартов ССБТ. Но можно и нужно использовать «экономические рычаги» для постепенного приближения к этим стандартам.

Экономическими мерами, стимулирующими соблюдение требований охраны труда как со стороны работодателя (т.е. администрации или собственника средств производства), так и со стороны трудящихся, являются:

система дотаций из государственного бюджета, льготного кредитования и налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в улучшение условий труда;

государственная система обязательного индивидуального страхования трудящихся от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет дохода предприятия (без снижения заработной платы);

система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, обеспечивающая полное возмещение ущерба, причиненного работнику;

система штрафных санкций в связи с потерями, обусловленными недостатками новой техники и технологии производств в отношении условий труда, а также пренебрежением требованиями охраны труда со стороны как работодателя, так и трудящихся.

Как показывает опыт развитых стран с высоким уровнем социальной защищенности трудящихся, для предприятий и организаций, улучшающих условия труда, должны предусматриваться:

льготы в части нормативов платежей за трудовые ресурсы и производственные фонды (в зависимости от качества условий труда);

льготное налогообложение той части прибыли, которая направляется на улучшение условий труда, быта трудящихся и т.п.;

льготы на банковские кредиты, направляемые на мероприятия по охране труда и среды обитания: целевые программы улучшения условий труда, внедрение более безопасного оборудования и технологий, выпуск новых средств защиты и контроля, проведение научных исследований в области охраны труда и окружающей среды.

Введение системы индивидуального страхования работающих, аналогичной принятой в европейских странах, возлагает полную ответственность за создание нормальных условий труда на работодателя как перед государством, так и перед каждым работником. Это достигается путем установления жесткой зависимости суммы страховых отчислений от условий труда, его тяжести и потенциальной опасности применяемого оборудования, технологии. Для введения дифференцированного размера страховых отчислений требуется проведение инвентаризации рабочих мест и определение реального размера отчислений, обеспечивающих восстановление здоровья при заболеваниях, травмах и т.п.

Одновременно система государственного страхования стимулирует и рабочих работать без нарушений требований охраны труда. Наиболее прогрессивные системы страхования (принятые в США, ФРГ и других странах) предусматривают перечисление страховых взносов на личные страховые счета рабочих и расходование их на оплату нетрудоспособности по болезни. В случае сохранения этих сумм они переходят на последующие годы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска или выплачиваются работнику по истечении определенного периода.

Страховые средства находятся в распоряжении государственных органов. Расход их контролируется профсоюзами как выразителями интересов работников.

Система льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, травматизм и профзаболевания предназначена обеспечивать полное возмещение ущерба, причиненного пострадавшим. Любое отступление от установленных норм в сторону ухудшения условий труда (по объективным причинам) должно компенсироваться не только надбавками к заработной плате, но и главным образом социальными льготами, обеспечивающими нейтрализацию вредного воздействия факторов производственной среды. К ним относятся реальное сокращение рабочего дня при сохранении среднего заработка (по сути, почасовая ставка увеличивается пропорционально сокращению продолжительности рабочего дня), дополнительные отпуска, надбавка к пенсии, ежегодное профилактическое или санитарно-курортное лечение и т. п. Размер надбавок к пенсиям должен зависеть от условий труда.

Надбавки к заработной плате в качестве компенсаций менее предпочтительны, так как материальная выгода является одним из наиболее сильных мотивов в трудовой деятельности людей. По этой причине зачастую человек стремится выработать больше за счет экономии времени на операциях, обеспечивающих безопасность труда, или предпочитает работать в опасных условиях за более высокую зарплату, рискуя своим здоровьем, а порой и жизнью. Поэтому экономически стимулировать следует только безопасный труд.

Компенсации за потерю трудоспособности в результате профессионального (производственно обусловленного) заболевания или несчастного случая должны обеспечивать семье пострадавшего прежний уровень жизни (с учетом инфляции). При этом порядок начисления доплат и компенсаций должен быть единым по стране независимо от вида собственности. Только при соблюдении указанных условий ущерб от выплаты компенсаций и льгот будет значимым и предприятиям станет экономически невыгодно воспроизводить неблагоприятные условия труда, а рабочим – пренебрегать требованиями безопасности.

Важным условием эффективности экономических стимулов является необходимость осуществления всех указанных выплат из прибыли предприятий. Если в себестоимость включаются только затраты на израсходованные материалы, энергию и т.п. и оплата труда, затраченного на выпуск продукции, а отчисления на страхование, льготы и компенсации выплачиваются из совокупного хозрасчетного дохода, то даже людям, далеким от экономики, ясно, каковы потери из-за неблагоприятных условий труда и как может возрасти доход, если затратить часть средств на их улучшение.

Законом должна также предусматриваться личная ответственность за обеспечение безопасности и безвредности производства по всей цепочке «наука – проектирование – производство», начиная с экспертов, дающих рекомендации по проектированию или реконструкции предприятий, включая проектировщиков, производителей техники, строителей и т.д., и кончая каждым работником предприятия: все должны нести ответственность за результаты своей деятельности. При расследовании аварий, несчастных случаев на производстве и анализе их причин необходимо определять долю вины каждого из участников данной цепочки и привлекать их к возмещению причиненного ущерба.

Создание такого экономико-правового механизма решает целый комплекс задач:

объективное улучшение условий труда на рабочих местах;

приоритетный выпуск безопасного и безвредного оборудования;

внедрение только безопасных и безвредных технических средств и технологий;

воспитание кадров, развитие их самосознания, ответственного отношения к труду и, в конечном счете, повышение общего культурного уровня народа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.