Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АННОТАЦИЯ. Философия в античном мире






Философия в античном мире

(учебно-методическое пособие для студентов)

Донецк 2005


ББК

Андреева Т.А., Корнеева В.А. Философия в античном мире: Учебно-методическое пособие. – Донецк: ДонНУ, 2005. – 74 с.

 

В учебно-методическом пособии содержится материал учебного курса «Философия» (предмет и специфика философского знания, античная философия). Указана литература, представлены контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

 

Составители: Т.А. Андреева, д. филос. наук.

В.А. Корнеева, ст. преподаватель

 

Ответственный за выпуск: д. филос. наук, Т.А. Андреева


АННОТАЦИЯ

Начиная изучение философии, необходимо помнить, что она представляет собой не собрание истин, которые можно легко запомнить. Философия – это динамичная система понятий, идей и концепций, проблем мира и человека с его убеждениями и сомнениями, идеалами и интересами, и научиться ориентироваться в этом мире смысла жизненных поисков очень непросто.

Поэтому курс преподавания философии предполагает в начале анализ становления философских проблем в истории философии, что даёт возможность студентам постепенно овладеть языком философии, её основными проблемами, понять роль в формировании духовной культуры человека и убедиться в том, что современный интеллигент не может не философствовать, потому что это самый универсальный способ осмысления не только личной жизни, но и ориентации в современном противоречивом мире.

Главная задача данного раздела – определить объект и предмет философии, показать значение философского знания в современной культуре, дать анализ его основных разделов и их функциональную роль в социальной жизни. Продемонстрировать значение философии в формировании мировоззрения, рассмотреть её как единство теории и метода, связь с мифологией, религией и наукой.

Студенту следует уяснить логические принципы классификации философских школ и направлений, их трансформацию в современные философские концепции.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предмет и специфика философского знания 1-27

2. Античная философия:

2.1. Досократическая философия (VI-V вв. до н.э.) 28-42

2.2. Классический период (Сократ, Платон и Аристотель – 42-62

V-IV в. до н.э.

2.3. Философия эллинизма (конец IV – II вв. до н.э.) 62-65

2.4. Римская философия (I в. до н.э. – VI в.н.э.) 65-68

3. Литература, контрольные вопросы и задание для

самостоятельной работы студентов 69-75

 

 

По первому разделу «Предмет и специфика философского знания» можно предложить следующий план:

1. Философия и её основные проблемы.

2. Структура и социальные функции философии.

3. Мировоззрение, его структура и типы. Особенности философского мировоззрения.

4. Логические типы философского знания и принципы их классификации. Методы философии.

 

Ни одно явление культуры не вызвало столько разнообразных и противоречивых суждений как философия. Первые философские учения зародились в глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, примерно, 2, 5 тыс. лет назад на Востоке (в Индии, Египте, Вавилоне, Китае). Наибольшего расцвета философия достигла в Древней Греции. С тех пор не утихают споры о предмете философии, ее назначении и связи с другими формами духовной деятельности человека.

Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах: человеческой жизни и смерти, предназначении человека и т.д. В таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода. Конечно, наука тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира, но она погружена в конкретности и решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами: как устроен мир, кто и что определяет законы развития этого мира, какое место занимает закономерность, а какое – случайность, каковы познавательные возможности человека, что есть истина и как ее отличить от лжи. Не чужды ей морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.

Эти вопросы поставлены самой жизнью, и философия призвана правильно решить их, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимание, необходимое в становлении личности.

Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Она выступает как духовное рациональное освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Она формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя – философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та, далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. С греческого термин «философия» переводится как любомудрие ((phileo) – любовь и (sophia) – мудрость). В различные исторические эпохи ему придавали не всегда одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования. Иногда оно используется для обозначения системы отвлеченных идей, иногда – каких-то убеждений, важных для человека. В последнем смысле у каждого человека, по-видимому, есть своя философия, сознает он это или нет. Философия не является набором готовых истин, поскольку не существует заключений, с которыми были бы согласны все философы, она – не какое-то специальное знание, а своего рода деятельность, по словам У. Джеймса, это – «особое упрямство в том, чтобы мыслить ясно».

Философия имеет дело с различными проявлениями культуры, а она есть результат человеческой деятельности. Здесь всегда присутствуют универсальные особенности, как самой действительности, так и самого человека и его деятельности. И задача философии заключается в том, чтобы осмыслить результаты культуры, выработать общее мировоззрение, построить методологию и аксиологию. Эти три аспекта тесно связаны между собой: мировоззрение отвечает на вопрос, что представляет собой действительность; методология призвана научить человека тому, как он должен действовать для достижения своих целей; аксиология обосновывает сам выбор цели.

Философия, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка: кризис старого мифологического мышления выбросил человека из уютного осмысленного мира, но чувство достоинства, рожденное новой эпохой, поставило философский вопрос: «что можно знать, если знание не дано извне?».

Философия, едва возникнув, проделала большой путь. За какие-нибудь 225 лет – от первого сочинения Анаксимандра (547 г. до н.э.) до смерти Аристотеля (322 г. до Р.Х.) – она создала основные системы и теории, играющие и по сей день роль образцов.

Несмотря на глубину и гениальность, первые философские учения воспринимаются неоднозначно.

Первый кризис греческая философия переживает, когда появляются профессиональные учителя мудрости и риторики – «софисты». Начинается новый период – «антропологический» – познать космос человек не может из-за своей ограниченности, но он, к счастью, и не должен этого делать, поскольку живёт в своём человеческом мире, где сам создает законы. Общего закона для мира вообще нет, всё относительно, кроме творческой воли человека.

Эти новые настроения подорвали авторитет первой модели философского мышления с её прямолинейной уверенностью в магической силе идей. Столкнулись два критерия истины, две точки отсчёта для движения мысли: «космос» (выбор первых философских школ) и «человек» (выбор новаторов-софистов). Необоснованные претензии на божественное всеведение, с одной стороны, и скептический отказ от познания истины – с другой, привели философию этого периода в тупик.

Из этого состояния ее вывел Сократ и его ученики: Платон и Аристотель. Их учение об «идеях» – это новый период, который большинством учёных признаётся вершиной античной философии, её классикой. После Платона и Аристотеля наступил многовековой и сложный – «эллинистический» период развития, но магистральные пути уже были найдены, и следующая духовная революция Средиземноморья была связана не с философией, а с рождением новой религии.

Греческая философия определила стратегию развития философского учения: поиск единой первоосновы, сущности (субстанции) мира как целостности, причин всех изменений, многообразия и разнообразия законов и принципов.

Студентам следует проследить, как, когда, кем и в связи с чем в философии древних греков была поставлена проблема человека и общества. Чем отличаются антропологическая и космологическая философии? Почему древнегреческая философия называется натурфилософией? Начинать надо с постановки проблемы в философии Милетской школы, Гераклита, но особое внимание обратить на учение софистов и Сократа, сопоставив с учением о человеке и взглядами на общество Платона и Аристотеля.

В период средневековья (V-XV вв.) с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Концепцию философии и её роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин (675-753 гг.): «Философия есть познание сущего»… «Философия – служанка теологии (богословия)».

Потребностью Возрождения (XIV - XVI вв.) и Нового времени (XVII - середина XIX вв.), эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии этого времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия (XVII - XIX в.) определяет научный статус философии, содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» (Г. Гегель). Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (но в рамках идеалистической системы) способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме (XIX - XX вв.), в отличие от предшествующих концепций, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии как универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.

Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой проблем этой философии можно ознакомиться в соответствующей литературе.

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире, человеке и его познании. Таким образом, можно сказать, что особенности философии и ее предмета нужно искать в тех задачах, которые она ставит перед собой, а именно анализ мира как единого целого, попытка выйти за пределы окружающей нас фрагментарной и относительной действительности к целому, которое не дано в опыте. Недаром один из древних синонимов слова «философия» – это «метафизика, т.е. выход за границы природы с целью нахождения ее начал и причин.

Философия явилась особым способом освоения общественно-исторической практики. Английский философ Б. Рассел говорил, чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию.

В истории человечества были и взлеты, и падения, победы и поражения. Человек покорял природу и уничтожал ее, формировал человека и убивал его. По словам Н. Бердяева, человек и Богоподобен и звероподобен, созидатель и разрушитель, он может любить и сострадать, и всеми фибрами души ненавидеть. Во всем этом противоречии формировалась логика отношения человека к миру его жизнедеятельности. Отношение к миру и было отношением к самому себе.

Удовлетворяя свои потребности, человек накапливал опыт освоения мира, познавал законы и чем больше знал, тем свободнее становился в выборе своей деятельности. Он нуждался в понимании природы, ее осмыслении, чтобы выжить, закрепить свои знания в понятиях и передать их последующим поколениям. И такими первыми понятиями были «мир» (космос), «человек» (душа) и Бог (мировой разум).

Именно здесь появляются первые философские проблемы: как сформировался мир, кто такой человек, его место в этом мире, его возможности и способности, возникает необходимость раскрыть внутреннее «Я». Сами философы видели её истоки в пытливости ума. По словам Платона и Аристотеля, она начинается с удивления, сомнения, которые стимулировали размышление над тем, что казалось очевидным. «Удивление не тому, чего нет, допустим справедливости, любви, чести, совести. Не этому удивляется философ. Он удивляется тому, что вообще что-то есть. Хоть у кого-то есть совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Удивительно, что есть нечто как порядок, а не хаос. Чтобы жить в согласии с этим миром, ты должен упорядочить этот мир в своем сознании. Но этот мир не всегда нас устраивает и поэтому следующий шаг – изменение этого мира. Удивление рождает мысль, мысль рождает желание изменения, а это порождает творчество, я становлюсь творцом. А это уже поэзия, в переводе – «акт творчества», поэтому философия – поэтическая практика.

Любая философская система открыта, ее можно изучать, соглашаться или нет, строить свою иную философию. Это вечный поиск истины! Она – продукт своего времени и навязывать ее новому поколению нельзя. Гегель писал, что каждый философ – сын своего времени; философия есть время, постигнутое в мысли.

Изучая философию, вы научитесь размышлять, а это предполагает разумное мышление, строгое и дисциплинированное, свободное и творческое. Культура мышления не дана от рождения, ее нельзя навязать. Здесь нужны весь ваш интеллект и способности!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.