Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Греческая проза VI - IV вв. до н.э. Сократ и софисты. Фило­софские диалоги Платона («Пир»).






С конца V в. до н.э. в аттической классике на первый план выступают новые формы словесного искусства. Наряду с литературой, предназначенной для декла­мации, появляется литература только для чтения. Главная тема этой литературы - полисная современность, показанная без мифологизации и исторической дистан­ции.

Исторически прозаическая литература появляется в Греции на ионийском диалекте в демо­кратических полисах Малой Азии в VI в. до н.э. в качестве одной из форм нового осмысления ми­ра. В отличие от поэзии - языка богов, - проза мыслится как литература, решающая прикладные задачи, хотя ее художественные формы появляются очень рано (это басни Эзопа, любовная но­велла - так называемые «Милетские рассказы», творения логографов - Ферекда, Кдма, Гекатя (последние двое из Милета). Параллельно развиваются научные повествовательные жанры (Геро- дт, Гиппокрт и др.). На этой базе вырастает собственно аттическая проза, которая об­ращается не к диковинным, " экзотическим" сюжетам, а к современности.

Превалирующими в аттической прозе были три жанра:

1. Ораторский; крупнейшие представители - Лсий (ок. 459 - 380 гг.), Исокрт (436 - 338 гг.), Демосфн (384 - 322 гг.).

2. Историческое повествование, связанное с современностью - Фукидд (454 - 396 гг.), Ксенофнт (ок. 426 - 354 гг.).

3. Философский диалог.

Развитие последнего было связано с деятельностью софистов и писателей, близких к Сократу (470 - 399 гг. до н.э.).

Софистика опрокидывала представления о законе, как о чем-то незыблемом. Она нанесла удар по эпическому представлению о человеке, заменив природное понимание дара и достоин­ства человека, пониманием его «доблести», достигаемой воспитанием. Отрыв речи, доказатель­ства от реального факта, предмета, сделал софистов релятивистами, спорящими не ради выясне­ния истины, но для победы в споре, либо материальной выгоды. Однако такое обособление речи от предмета позволило, наконец, взглянуть на саму речь (письмо) как на предмет. Софисты соз­дают формальную теорию словесного творчества, включавшую две области: орфоэпию - учение о правильном слововыражении, будущую грамматику (Протогр, Прдик) и риторику - учение о составлении ораторских речей (Гргий, Фрасимх).

Параллельно в Афинах существовал знаменитый кружок Сократа. В отличие от софистов Сократ придавал главное значение поиску истины, ему был чужд прагматизм и релятивизм со­фистов. Он не брал с учеников никакой платы за обучение и сам ничего не писал, лишь вступал в разговоры со своими друзьями, а то и просто случайными прохожими на улицах. Сам он такой метод рассуждения называл майвтикой (то есть повивальным искусством, позволяющим поя­виться на свет истине). Его целью была не дискредитация представлений общественной морали, а попытка сохранения их с помощью новой аргументации. Обвиненный врагами в неверии в бо­гов и развращении юношества был казнен по приговору афинского народа.

Учеником Сократа был величайший писатель и философ древности Платон (подлинное имя Аристокл (427 - 347 гг.)). Прозвище его означает по-гречески «широкий». Важнейшие творения Платона - его диалоги, среди которых подлин­ные шедевры художественно-философской прозы - «Федн», «Федр», «Пир», «Парменд», «Софист» и другие, огромные трактаты, имеющие диалоговую форму, - «Государство» и «Законы».

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЛАТОНА

1. От казни Сократа до основания Академии (399 - 386 гг.) - период, так называемых, со­кратических диалогов: «Гппий больший», «Лахт», «Лисд», «Апология Сократа», «Гргий», «Протагр» (в двух последних - резкая критика софистической риторики).

2. Период создания учения об идеях (эйдосах). Диалоги: «Пир», «Федр», «Федон», «Государство».

3. Работа над «Законами».

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ПЛАТОНА:

1. Отход от мифологических и трагических мотивов. Драма разыгрывается между людьми, живущими не в мире роковой необходимости и бушующих страстей, а в обычном мире быта, где они несут ответственность лишь перед собой. Но разыгрывающаяся на наших глазах драма - это драма столкновения идей.

2. Новый герой - герой идеологический.

3. Отсутствие трагического задает сложную в интонационном и структурном плане ткань диалога.

4. Диалог может как расчленяться композиционно на вводную часть, основной философ­ский раздел и заключение, так и включать в себя вставной эпизод.

5. Своему изложению Платон придает драматическую остроту и динамику. Использует эф­фекты неожиданных резких поворотов, из мелких подробностей строит «ситуацию разрыва» (как в «Пире» - эпизод с икотой Аристофана).

 

СТРУКТУРА «ПИРА»

1. Завязка.

2. Рассказ о пире у Агафона, на котором присутствовал Сократ.

3. Речи. а) Федр: Эрот - древнейший из богов, наделяющий души высоким стремлением.

б) Павсаний: есть два Эрота - небесный и пошлый. Ни одно действие не бывает прекрасно или безобразно само по себе. < Икота Аристофана >.

в) Эриксимах (врач): Эрот разлит во всей природе. Любовь это взаимное согласие, гармония, здоровье. И хотя эротов - два, они всегда присутствуют взаимно. При этом нельзя нарушить равновесия ме­жду ними, ибо это ведет к невоздержанности.

г) Аристофан: Эрот, как стремление человека к изначальной целостности. Сказка про андрогинов.

д) Агафон: Эрот - это совершенство. Самый блаженный и красивый бог. И самый молодой бог.

е) Сократ: цель любви - овладение благом. Рассказ о Диотиме и ее учении о любви.

4. Появление Алкивиада и его речь о Сократе.

 

Учеником Платона был Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) - автор многочисленных прозаических сочинений по физике, метафизике, политике, эсте­тике, этике. Для истории литературы важны два его труда: «Поэтика» и «Риторика». В первом из них Аристотель защищает теорию творческого подражания (ммесис) природе и бытию, помогающего познать жизнь. Аристотель признает ценность эстетического на­слаждения. Если Сократ и Платон отождествляли красоту с понятием блага (принцип калокага- ти), то Аристотель исходит из эстетического понимания искусства, видя прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Выше всех видов искусства Стагирит ставил поэзию, а из форм последней - трагедию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.