Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь методов управления






Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, единстве всех трех групп методов: экономических, административ­ных и социально-психологических, так как применение экономи­ческих методов становится успешным тогда, когда умело постав­лена организаторская, административная деятельность, обеспечи­вающая создание четкого распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффектив­нее действуют и экономические методы. Нормальное функциони­рование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламен­тированы и введены в правовые рамки. Речь идет о необходимости разработки административного кодекса — своеобразного дисцип­линарного устава. Экономическое управление требует ясности и полноты не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и админи­стративные методы управления неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к его конечной цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно. На пути их реализации появляется весьма серьезное препятствие. К примеру, созданы экономические стимулы и проведены соот­ветствующие административные мероприятия, но это не означает, что предприятие станет успешно решать свои задачи. Все это про­изойдет, если не будет учтен главный элемент производства — че­ловек. Тут нужны методы особого рода.

В свою очередь административные методы связаны с социаль­но-психологическими. Исходя из принципа единоначалия, руко­водитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Но дол­жен учитывать в каждый момент общее состояние «социально- психологического» климата, а также индивидуальные способности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.

Опыт работ по управлению персоналом показал, что роль соци­ально-психологических методов постоянно возрастает. Это обу­словлено тремя моментами:

а) повышением образовательного и культурного уровня работ­ников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете интересов их и коллективов, в которых они работают, методов, которые не подав­ляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

б) развитием демократических начал в управлении;

в) значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необ­ходимость некоторого насыщения организационных (администра­тивно-правовых) и экономических методов — методами социально- психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного мето­да другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-пси­хологические факторы, которые сложились в коллективе.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управле­ния необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и матери­альных методов не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовных методов.

Отмечаемый рядом авторов рост роли экономических методов управления в России связан прежде всего с формированием и со­вершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысятся действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работ­ника и коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако акцентирование внимания на эконо­мических методах стимулирования зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяют­ся и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно также сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее раз­новидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия определяется тем, насколько кол­лектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организа­ции (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда — эта система в большей степени относит­ся к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной са­мостоятельности в определении режима труда, использовании ре­сурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты тру­да, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в настоящее время существует в многооб­разных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Анг­лия).

Лишь совместное, взаимосвязанное применение методов спо­собно сделать труд рациональным и привлекательным, а его ре­зультаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас. В центре этих методов, как уже отмечалось, экономические и социально-психологические методы.

Контрольные вопросы

1. Раскройте методологию менеджмента. Перечислите и раскройте суть различ­ных форм управления (технической и др.).

2. Приведите примеры субъекта и объекта управления, их взаимодействие, пред­мет труда менеджера и формы управления (эвристический и т.д.).

3. Перечислите и раскройте смысл основных функций управления.

4. Что относится к объектам управленческой деятельности — метафункциям? Что относится к объектам управления подсистемы менеджмента?

5. Какие принципы управления используются в менеджменте (единоначалия, научный и др.) и их содержание?


6. Раскройте суть и содержание административно-распорядительных, экономи­ческих, социально-психологических методов управления.

7. Что представляют собой кнопки управления, используемые в различных ме­тодах управления? Раскройте взаимосвязь методов управления.

Литература

1. Бордяга Г., Стефано П. Гибкий менеджмент — фактор рентабель­ности. — М.: Экономика, 1990.

2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмен­та. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001.

4. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты изда­лека // Эксперт. — 2000. — № 25.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.

6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986.

7. Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А. Оценка иннова­ционных возможностей предприятия и их использование при фор­мировании долгосрочных планов развития // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 6.

8. Томилов В.В. Менеджмент. — М.: Юрайт-Издат, 2003.


Раздел 2

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.