Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшее образование 6 страница






♦ в целом на российских предприятиях карьерный рост воз­можен и обусловлен в большинстве случаев личными ре­зультатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служеб­ному стажу, премии — общие для всех;

♦ отношения с подчиненными носят формальный характер, од­нако неформальные отношения полностью не исключаются.

Сопоставляя российский менеджмент с японским и американ­ским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позво­ляет российскому бизнесу эффективно функционировать в слож­ных, постоянно меняющихся условиях.

Историю современного российского менеджмента можно пред­ставить в виде четырех этапов, продолжительность каждого из ко­торых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате обще­ственно-политических преобразований, получивших название перестройки.

Первый этап, или ранний период, развития (конец 80-х гг.) ха­рактеризуется появлением менеджеров-антрепренеров, цель кото­рых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назы­вались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам при­обрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контакт­ными аудиториями, включая органы государственной власти.


Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с по­явившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно- хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в респуб­ликах бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На вто­ром этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа — хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых от­раслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фарма­цевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.

Четвертый этап, развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.

Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено сле­дующими причинами:

♦ большое количество менеджеров получило подготовку по программе «Магистр делового администрирования» (МВА) и Президентской программе по подготовке высококвали­фицированных управленцев;

♦ частично менеджеры-антрепренеры переходят в группу на­емных профессиональных менеджеров после обучения за рубежом или в России;

♦ наблюдается укрупнение производственно-хозяйственных структур, создание корпораций, возрождение отраслей про­мышленности, в которых не могут самостоятельно функцио­нировать мелкие хозяйствующие субъекты [8, с. 105].

На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что ин­теллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров яв­ляются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и на­прямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет про­фессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности ком­пании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессио­нальном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.

Таким образом, из вышеизложенной характеристики изучаемых моделей менеджмента можно сделать следующие выводы (табл. 2.1).


Таблица 2.1
Оцениваемые характеристики модели Япония США Россия
Преобладающий метод управления Экономический, дополнен социально-психологическим Экономический, дополнен командным Командный, дополнен экономическим и незначительно социально-психологическим
Преобладающий стиль руководства Основанный на участии или консультативно-демократический Консультативно-демократический или благосклонно-авторитарный Эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный
Сосредоточенность менеджеров На людях и наделе На деле или на людях, или на том и другом На себе или на деле, или на том и другом
Преобладающий тип управленческих решений Консенсус или компромисс Единолично-консультативный или компромисс Сугубо единоличный или единолично-консультативный
Структура управленческих решений Длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения Короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения Очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения
Преобладающий тип мотивации Мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания Мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов Мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации
Планирование Тщательное стратегическое и тактическое планирование Упор на долгосрочное стратегическое планирование Работа на основе краткосрочных планов или бесплановая
Демократизация производства Активное привлечение работников к управлению Умеренное привлечение работников к управлению Очень слабое привлечение к управлению
Автоматизация управленческих решений Очень высокая и высокая Высокая и очень высокая Очень низкая и низкая
Организационная культура Высокая Высокая Очень низкая и низкая
Назначение на высокую руководящую должность Обязательно базовое университетское образование плюс наличие степени как результата защиты новой научно-практической работы Требуются высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы Необходимы личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на какой-либо руководящей должности
Сравнительный менеджмент

Подводя итоги, можно сделать вывод, что на современном эта­пе вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участ­ников рынка. Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестици­онный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуще­ствить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.

Контрольные вопросы

1. Раскройте особенности российского менеджмента.

2. Охарактеризуйте американскую модель менеджмента.

3. Каковы особенности менеджмента в западноевропейских фирмах?

4. Каковы особенности менеджмента в Японии?

5. Каковы отличия в менеджменте различных стран по вопросам:

• методов и стиля управления;

• сосредоточенности менеджеров;

• преобладающего типа и стиля управления;

• структуры управленческих решений;

• типа мотивации;

• планирования;

• назначения на руководящую должность.

Литература

1. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразий­ство // Социологические исследования. — 1996. — № 5. — С. 92— 98.

2. Видяпин В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия. — Т.2. — https:// www.lib.vvsu.ru/books

3. Григорьев Л. К новому этапу трансформации // Вопросы эконо­мики. — 2000. — № 4. — С. 4-20.

4. Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы фор­мирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 3.

5. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты изда­лека // Эксперт. — 2000. — № 25. — С. 20-21.

6. Проблемы изучения менеджмента // https://www/socioego.ru/teoriya/ cent/prob_teor1.html

7. Прохоров А.П. Русская модель управления. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.

8. Томилов В.В. Менеджмент. — М.: Юрайт-Издат, 2003.

9. https://www.japantoday.ru

10. https://www.ovsem.com







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.