Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция проблематики и творческой манеры Андреева.






Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) вступил в литературу как писатель-реалист, творчество которого сразу же обозначило особый круг проблем и резко выраженную индивидуальную манеру письма. Первая книга «Рассказов», вышедшая в издательстве «Знание» в 1901 г., принесла автору большой успех.

Большое место в раннем творчестве Андреева занимает тема «маленького человека», которая подверглась на рубеже веков решительному пересмотру в произведениях Чехова и Горького. Пересмотрел ее и Андреев. Вначале она была окрашена в тона сочувствия и сострадания к обездоленным людям, но вскоре писателя стал интересовать не столько «маленький человек», страдающий от унижения и материальной скудости (хотя это не забывалось), сколько малый человек, угнетенный сознанием мелкости и обыденности своей личности.

Раскрытию психологии такого человека посвящен «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900). В нем Андреев показал себя мастером психологического анализа. Мы видим, как начал Сергей Петрович все более и более убеждаться в своей ограниченности: не было у него оригинальных мыслей и желаний, не было и любви к людям, интереса к труду. Среди подобных заурядных людей героя выделяло лишь сознание своей обезличенности, понять которую ему помогла книга «Так говорил Заратустра».

Андреев прослеживает нарастание у студента чувства возмущения против своей ординарности и ограниченности. «Минутами густой туман заволакивал мысли, но лучи сверхчеловека разгоняли его, и Сергей Петрович видел свою жизнь так ясно и отчетливо, точно она была нарисована или рассказана другим человеком < …> Он видел человека, который называется Сергеем Петровичем и для которого закрыто все, что делает жизнь счастливою или горькою, но глубокой, человеческой».[452] Ничто не связывало его крепкими нитями с жизнью. Книга Ницше повлияла и на решение студента убить себя.

Рассказ носил антиницшеанский характер. Это выявлялось и путем раскрытия роли популярной в те годы книги Ницше в судьбе героя, и из приводимого суждения о немецком философе революционно настроенного студента Новикова: он «смеялся над Ницше, который так любил сильных, а делается проповедником для нищих духом и слабых».

 

«Рассказ о Сергее Петровиче» отчетливо выявил одну из характерных особенностей Андреева-художника. Он тяготеет к повествованию о герое, к рассказу о нем, а не к показу его в качестве действующего лица. В дальнейшем это тяготение будет проявлено как в прозе, так и в драматургии. Андреев полагал, что созданный им рассказ «хорош не столько по форме, которая несомненно должна была быть лучше, сколько по значительности и серьезности содержания».

Тема отчуждения связана с постоянною для андреевского творчества темой одиночества. При этом одиночество порою возводилось как бы в ранг самостоятельного персонажа. Мы не только узнаем об этом одиночестве, но и чувствуем его непосредственное присутствие. Так, в рассказе «Молчание» (1900) воссоздана тягостная атмосфера дома, в котором живут духовно замкнувшиеся люди. Гнетущая тоска вызвана тем, что родители не знают, что случилось с вернувшейся из большого города молчащей дочерью. Автора интересует определенная ситуация — взаимоотчуждение, которое превращает молчание в непреодолимую преграду.

Критика быстро обратила внимание на своеобразие проблематики и поэтики Андреева. Мрачный колорит создавался соответствующим изображением пейзажа и обстановки, в которой действовали персонажи, нагнетанием сумрачных эпитетов, тревожным эмоциональным настроем. Мрачную окраску андреевскому творчеству придавало явное пристрастие к изображению безумия и смерти. В 1904 г. один из критиков (В. Л. Львов-Рогачевский) не без основания назовет воспроизводимый Андреевым мир «царством мертвых».

Творчество Андреева носило ярко выраженный антибуржуазный, антимещанский характер.

Андреев ищет причины этого ужасающего безличия и приходит к выводу, что отчуждение и духовная бедность человека порождены не только социальным неравенством и материальной нуждой. Это следствие ненормальности современного общества в целом.

Творчество Л. Н. Андреева, которое является объектом настоящего исследования, занимает особое место. Вопрос о своеобразии метода и стиля Л.Андреева, неразрешенный критикой начала века, по сей день считается спорным. До сих пор одни исследователи называют Андреева реалистом, другие считают его приверженцем нереалистической манеры письма (романтизм, модернизм, экспрессионизм, экзистенциализм). Также имеет место точка зрения, определяющая «промежуточное» положение писателя в литературном процессе рубежа веков. В последнее время появились исследования, интерпретирующие творчество Андреева с позиций идеи синтеза.
Центральной проблемой творчества Л.Андреева представляется проблема метода. Сопоставляя мнения русских критиков, можно выделить четыре взгляда на эту проблему: творчество Андреева находится вне литературных школ и направлений; Андреев - реалист; в творчестве писателя переплелись две тенденции - реалистическая и модернистская; Андреев -экспрессионист, первооткрыватель нового метода в русской литературе (сюда же можно отнести версию об экзистенциализме писателя). Это лишь самая общая классификация, так как каждый исследователь, придерживаясь одной из этих четырех версий, стремится внести новые нюансы в разрешение проблемы.

Эволюция его стиля связана с сознательными поисками новой формы, с новыми задачами, поставленными перед собой автором. В связи с этим выделяются четыре этапа творчества писателя. Предметом анализа становятся рассказы, которые можно считать показательными для каждого этапа.

Первый этап (" Большой шлем", " Молчание", " Смех", " Ложь", " Бездна" и др.) связан с поисками собственной манеры письма..

Второй этап - кульминация " чистого" экспрессионизма (" Жизнь Василия Фивейского", " Красный смех", " Иуда Искариот"). " Красный смех" изначально основан не на фактах, а на ощущениях. Автор намеренно не пытается создать единую картину войны. Только такая, субъективная и раздробленная, картина способна приблизить читателя к пониманию мятущейся души экспрессиониста. Отличительной чертой стиля экспрессионистского произведения является контрастность. Андреев делит произведение на две части, создавая своеобразную систему рассказчиков. Первая часть - чувственное восприятие войны, вторая - рациональное. Основным принципом построения текста становится принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности.

Стиль третьего этапа характеризуется сочетанием общего и частного, философски обобщенного и жизненно достоверного (" Губернатор", " Рассказ о семи повешенных" и др.). В рассказе " Губернатор" Андреев, начиная рисовать любую картину с помощью бытовых, даже натуралистических деталей, завершает ее отвлеченным экспрессивным тропом (чаще всего - сравнением). Образы-персонажи тоже построены на соотношении общего и частного. Наделяя своих героев определенной внешностью, речью, Андреев тем не менее не создает характеров.

На четвертом этапе (" Цветок под ногою", " Полет" и др.) писатель пытается уйти от внешней напряженности к внутренней экспрессии, при этом сохраняя основные мотивы своего творчества. Наряду с излюбленными приемами, он обращается к новым. Нехарактерны для Андреева приемы создания образа героя, непривычен словарь рассказа. Впервые он обращается к новому приему - подтексту. Это позволяет перевести внешнее действие во внутреннее. За каждым поступком автор обнаруживает скрытые, потаенные мотивы, вновь утверждая победу подсознания в человеке.

 

 

7. Драматургия Андреева: теория и практика.

Андреев выступал как драматург с 1905 года, но первые опыты были не совсем удачны. Писатель искал в драме наиболее действенные формы отражения эпохи высокого драматического напряжения. Драматургия Андреева периода русской революции 1905—1907 годов — это поиски новых форм, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах «К звёздам» и «Савва» (обе — 1906 год). В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную и выявил их равнозначность в формировании высших ценностей человечества. Вторая пьеса посвящена изображению анархического бунта героя против предрассудков толпы.


Одним из поводов для создания пьесы «Жизнь Человека» (1906) стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живёт как бы вне истории, но всё же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям Андреева о смысле жизни и поисках художественной формы. Он писал Пятницкому: «Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут».

Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя...».


Закончив работу над драмой «Жизнь Человека», Л.Н. Андреев чётко сформулировал свою цель: «Хочу реформировать драму». В письме к К.С. Станиславскому он раскрывает суть этой реформы: «Если в Чехове и даже Метерлинке сцена должна дать жизнь, то здесь, в этом представлении, сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать... что он находится в театре и перед ним актёры, изображающие то-то и то-то: “и горе, и радость должны быть только представлены, причём возможно холоднее и отвлечённее”». Обратите внимание на особенности стиля драмы. Повторение реплик создаёт автоматизм действия. Гости, присутствующие на балу произносят одну и ту же фразу: «Как богато. Как пышно. Как светло. Какая честь. Честь. Честь. Честь». Жесты — механические, фигуры безличны. Композиция состоит из ряда обобщающих фрагментов — «ступеней» человеческой жизни (рождение, бедность, богатство, слава, несчастье, смерть). Чувства и эмоции Человека выражены при помощи гиперболы. Контрастна световая и цветовая гамма.

Затем были написаны драмы «Царь Голод» (1908), «Анатэма» (1910) и др. С 1912 по 1916 год Андреев создал одиннадцать пьес и ряд сатирических миниатюр, в которых отразилась напряжённая внутренняя жизнь героев. Андреев хотел показать в драматургии поиск человеком высших ценностей. Так родилась идея «театра панпсихэ». Писатель всегда восхищался драматургией Чехова, но решил идти дальше. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего «мирового сознания» с низменным существованием. В этом заключалась «трагедия повседневности», преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.