Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева.






Бердяев называет основной противоположностью - противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа - объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверх рационально.

Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность, как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог. Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности. Личность - не субстанция, она - творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество. Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. " Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей" - считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен и открыт. Тем не менее, напоминает Бердяев, что не стоит забывать о поляризованной природе русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству. В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946).

По мысли Ф. Ницше, слабый человек из-за отсутствия внутренней жизненной силы чувствует зависть, ревность, ненависть, желание отомстить. Однако эти чувства опять-таки из-за слабости не находят своей реализации. Ф. Ницше имел в виду, прежде всего, такие новые ценности, как демократия, социализм, феминизм - все зто, по мысли Ницше, является препятствием для свободного проявления жизни, поскольку позволяет толпе, массе, слабому, женщине властвовать наравне с тем, кто несет в себе воплощенный жизненный закон.

 

3. Литературные направления и течения конца 19 – начала 20 веков, их взаимодействие.

Реализм остается одним из ведущих литературных направлений, но претерпевает жанровые, стилевые, тематические изменения. Эпоха критического реализма уходит в прошлое, новый вариант реализма можно назвать «синтетическим», объединяющим: реализм взаимодействует с модернизмом, романтизмом. В первом десятилетии ХХ века еще живут и творят представители классического реализма ХIХ века – Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

В творчестве писателей-реалистов младшего можно выделить две наиболее крупные ветви, которые обозначаются как «чеховская» и «горьковская» школы.

Для «чеховской» школы характерен субъективизм, внимание к деталям, иногда приобретающим характер символа, лиризм. Представители: И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, в части произведений – А. Куприн.

«Горьковскую» школу представляют в основном писатели, вышедшие из народа: сам Горький, Серафимович, Скиталец; Демьян Бедный и другие пролетарские поэты. Они требуют активного отношения к жизни, воли к борьбе; стремятся познать жизнь в ее внешних проявлениях.

 

На рубеже XIX и ХХ веков в русском искусстве формируется новая художественная система – модернизм. Основные черты модернизма:

1. Ориентация на «новизну», современность, стремление создать новые формы искусства или обновить традиционные. Утверждение самоценности искусства. Модернисты объявили, что произведение ценно прежде всего потому, что оно прекрасно. Более того, всё сущее в мире они стали рассматривать с позиции эстетизма, то есть весь мир, вся жизнь представала как явление искусства, а искусство, художественное творчество признавалось наиболее адекватным способом познания жизни.

2. Внимание к художественной форме произведений. Эксперимент с ней.

Появление новых средств художественной выразительности; включение в сферу искусства того, что ранее к ней не принадлежало.

3. Отказ от принципов отражения и подражания. Художник в своих

произведениях не отражает действительность и не подражает ей, а воссоздает мир, существующий в его собственном воображении.

4. Тенденция к культурному синтезу, то есть соединению различных форм творчества: литературы и религии, литературы и философии, а также литературы и других видов искусства: музыки, живописи, скульптуры. Важно было собрать воедино все лучшие достижения культуры, чтобы познать истоки всего человеческого и вывести искусство и даже саму жизнь на новый творческий уровень.

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Март 1894 г.- вышел в свет " Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.

Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России.

Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережковского " О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на " новые течения".

· Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для " посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.

· Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. " Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.

· По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к " посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила " шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.

АКМЕИЗМ

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 -х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников " Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.

· Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения

· Самоценность каждого явления

· «Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»

ФУТУРИЗМ

Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник " Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов " Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

· В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть " законы времени".

· В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: " Чукурюк" - для картины; " Дохлая луна" - для сборника произведений; " Идите к черту! " - для литературного манифеста.

· В стихотворениях Давида Бурлюка " звезды - черви, пьяные туманом", " поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь". В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально:

Мне нравится беременный мужчина

Как он хорош у памятника Пушкина

Одетый в серую тужурку

Ковыряя пальцем штукатурку <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.