Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурсов. Поиск ренты






Наряду с несостоятельностью рынка имеет место и несостоятель­ность государства (или провалы государства), т.е. ситуации, при кото­рых государство оказывается неспособным решить ту или иную про­блему, или своими действиями наносит вред обществу. Можно выде­лить три типа провалов государства.

1. Разрыв между затратами и выручкой: избыточные и воз­растающие издержки. Разрыв между затратами и выручкой означает, что резко возрастает вероятность неэффективной аллокации ресурсов. Там, где доходы, поддерживающие деятельность, не зависят от издер­жек ее обеспечения, на производство данного ее объема может быть выделено больше ресурсов, чем это необходимо, или же произведено ее больше, чем требуется. В результате в производстве нерыночной продукции присутствует сильная и непреодолимая тенденция к избы­точным издержкам. Нерыночное производство осуществляется внутри множества производственных возможностей. Если существуют техно­логические возможности снижения издержек, повышения производи­тельности или реализации экономии от масштаба, то эти возможности будут проигнорированы или, в лучшем случае, использованы не в пол­ной мере. Перемены приносят лишние хлопоты, издержки бездействия отсутствуют или крайне малы, а возможный выигрыш от осуществле­ния перемен весьма неопределенный.

В то же время в нерыночном производстве присутствует также и тенденция к повышению избыточных издержек с течением времени. Те, кто принимает решения в рыночном хозяйстве, имеют стимулы снижать издержки с течением времени по причине действительной или потенци­альной конкуренции или по причине возможностей получить дополни­тельную прибыль. Напротив, ответственные за нерыночное производ­ство могут иметь стимулы увеличивать издержки (например, штат ор­ганизации) или же увеличивать выпуск, несмотря на то что предельные издержки выше предельной выручки. Можно сказать, что функция из­держек при нерыночном производстве не только выше минимально воз­можной, но и имеет тенденцию сдвигаться вверх с течением времени.

2. Собственные цели организации. Служащие обществу агент­ства имеют свои частные цели, и эти цели во многом определяют ха­рактер их деятельности. Здесь имеются в виду цели, которые применя­ются внутри нерыночной организации для руководства, регулирования и оценки ее деятельности и деятельности ее персонала. Именно они, а не общественно декларируемые цели формируют индивидуальную и коллективную мотивацию и поощрение поведения внутри агентства. Нетрудно заметить, что в этом случае имеет место проблема «принци­пал-агент» применительно к взаимодействию общества и органов го­сударственной власти и управления. Общество в лице избирателей вы­ступает в роли принципала, тогда как последние выполняют роль аген­тов. В результате появляется характерный разрыв целей в силу наличия у агентов собственной мотивации и неспособности принципала в лице общества составить такой всеобъемлющий контракт (общественный договор, конституцию), который бы ликвидировал этот разрыв.

3. Побочные эффекты. Государственное вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весь­ма высока, так как власти оперируют весьма грубыми инструментами и редко бывают в состоянии просчитать последствия своих действий. Побочные эффекты нерыночной деятельности подобны внешним эф­фектам от рыночной деятельности. Однако важное различие состоит в том, что отрицательные внешние эффекты фирма, как правило, обя­зана в той или иной степени компенсировать и может компенсировать за свой счет, тогда как негативные побочные эффекты нерыночной де­ятельности государство, как правило, не компенсирует пострадавшей стороне. К тому же, строго говоря, государство в отличие от частной фирмы не может в принципе компенсировать что-то «за свой счет». В случае выплат компенсаций оно лишь определенным образом перераспределяет средства налогоплательщиков209.

Одной из конкретных разновидностей провалов государства явля­ется поиск ренты. Под рентой понимается превышение оплаты услуг фактора над удерживающим доходом (минимальной суммой, необхо­димой для обеспечения этим фактором данного объема услуг). Нали­чие ренты побуждает владельца ресурсов искать варианты их наиболее выгодного размещения. Высокие положительные значения рентной ча­сти дохода привлекают ресурсы и фирмы в отрасль; существенные ее падения, наоборот, вызывают отток ресурсов и фирм из отрасли. Оче­видно, что владелец ресурсов стремится к максимизации рентной со­ставляющей выручки. Однако достижение этой цели может быть обе­спечено различными способами, причем в зависимости от характера воздействия выбранных способов на благосостояние общества эконо­мисты делят активность предпринимателей на «поиск прибыли» (profit seeking) и «поиск ренты» (rent seeking)210.

В случае, когда поиск ренты увеличивает количество благ, такой поиск ренты трактуется как производительная деятельность и чаще всего определяется термином «поиск прибыли». Этот поиск может включать в себя любую деятельность, расширяющую предложение то­варов и услуг.

Предложение ресурсов в реальности не является абсолютно эла­стичным, вследствие этого они в процессе своего использования при­носят в составе выручки от созданной в процессе их применения про­дукции рентную составляющую, доля которой в выручке тем выше, чем ниже эластичность их предложения. Любое усовершенствование ресурсов предпринимателем делает их относительно более редкими, в чем-то уникальными. Такое усовершенствование вносит положитель­ный вклад в общественное благосостояние, а возникающая в резуль­тате применения более эффективных ресурсов дополнительная рента (квазирента) носит временный, преходящий характер. При отсутствии искусственно созданных барьеров рыночная конкуренция неизбежно размывает ее, сводит до нормального уровня. Отсюда появляются сти­мулы инвестировать ресурсы в создание таких барьеров, т.е., говоря словами Г. Таллока, переключиться на «плохой поиск ренты», если, конечно, такая возможность имеется211. Итак, по Таллоку, поиск при­были имеет место тогда, когда размещение ресурсов ради получения ренты генерирует общественное благосостояние, а поиск ренты - когда размещение ресурсов ради той же цели генерирует потери общества.

Р. Толлисон дает краткое и одновременно весьма емкое определе­ние поиска ренты. «Поиск ренты - это расход редких ресурсов ради захвата искусственно созданного трансферта»212. Дж. Бьюкенен так ха­рактеризует это явление: «Термин «поиск ренты» создан для описания поведения в институциональной среде, где индивидуальные усилия максимизировать ценность порождают общественные потери, а не вы­году для общества»213. Согласно Г. Таллоку, «Поиск ренты: использова­ние ресурсов с целью получения ренты, где рента проистекает из чего- то такого, что имеет отрицательную общественную ценность»214.

Стоит заметить, что во всех определениях, так или иначе присут­ствует указание на потери, которые понесло общество, вместо выгод, которые оно могло бы иметь в случае, если ресурсы, использованные на получение ренты, были бы применены производительно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.