Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Микроэкономика как наука в России появилась в начале 1990-х го­дов






 

Микроэкономика как наука в России появилась в начале 1990-х го­дов. Первыми учебниками стали переведенные на русский язык кни­ги К. Макконнелла и С. Брю, «Рынок: микроэкономическая модель» Э. Долана, сокращенный перевод книжки Пиндайка и Рубинфельда. Одновременно с ними начал выходить первый написанный российски­ми авторами журнал-учебник «Экономическая школа», в каждом номе­ре которого публиковались очередные 10 лекций по микроэкономике. В конце 90-х все лекции по микроэкономике были собраны в отдель­ном учебнике «50 лекций по микроэкономике». В 1994 г. вышел пер­вый написанный в России полный промежуточный курс микроэконо­мики В.М. Гальперина. Написанный чрезвычайно ясным языком, име­ющий много исторических ссылок, этот учебник до сих пор остается одним из самых популярных в России. После этих изданий в России было написано еще много учебников и учебных пособий по микроэко­номике.

В настоящее время микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стан­дартной частью экономического образования в любой стране. Это ло­гически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для по­нимания окружающей нас действительности дисциплина, которая на­чала формироваться еще на страницах физиократов, а к середине XX в. приняла свои современные формы.

Микроэкономический подход к исследованию экономических про­цессов и явлений имеет ряд особенностей и отличительных черт, кото­рые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории217.

Первая особенность заключается в том, что микроэкономика глав­ное внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных объектов - участ­ников экономической жизни, которые самостоятельно принимают эко­номические решения и реализуют их в собственной экономической де­ятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма.

Вторая особенность микроэкономики - ее опора на исходное пред­положение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой сто­роны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих эко­номических действий. А затратами - те блага, которых субъект лиша­ется при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлениях действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике по­лучила название принципа экономического рационализма.

Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Особое значение здесь имеет так называемый принцип предельного подхода. Дело в том, что экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движе­ния, изменения. Это делает необходимым изучение не только конеч­ных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, сни­жения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Та­кой метод и носит название принципа предельного подхода.

В настоящее время (а точнее - уже около 30 лет) микроэкономика как неоклассическая теория фирмы, потребителя и рынков является в высокой степени разработанной и буквально логически завершенной системой. Те вопросы, которые неоклассическая микроэкономика себе сама поставила, довольно успешно разрешены с помощью тех методов, которые она сама себе выбрала.

Исключением является некоторый класс задач, для которого мето­дов неоклассической микроэкономики оказалось недостаточно. Одной из таких областей является теория несовершенных рынков. Несовер­шенная конкуренция в условиях небольшого количества продавцов или покупателей предполагает слишком большое количество неопределен­ности в системе, прежде всего относительно действий конкурентов. Естественным путем преодоления этих трудностей было применение аппарата теории игр. За последние десятилетия уже написаны десятки новых монографий и учебников, рассматривающих эти разделы микро­экономики и особенно «дочернее предприятие» микроэкономики - тео­рию организации отрасли (industrial organization или industrial econom­ics), которая и представляет собой углубленное изучение несовершен­ной конкуренции с акцентом на анализ источников рыночной власти и выводов для антимонопольного законодательства.

Другое бурно развивающееся направление на границе микроэко­номики - новая институциональная экономическая теория - представ­ляет собой множество теоретических ручейков, каждый из которых имеет свое происхождение, но все они постепенно сливаются в одну реку с общими принципами анализа. Это и объяснение природы фир­мы, и попытка разобраться с проблемами асимметрии информации, по­пытка учесть влияние законодательства и культуры. Предмет и метод этой теории сформировались путем отказа от многих неоклассических предпосылок: экономисты стали интересоваться содержанием «черных ящиков» (потребитель, семья, фирма), перешли от абсолютной рацио­нальности к ограниченной, перестали предполагать, что потребители и фирмы не зависят от общих правил поведения (законов и культуры).

Сложность объекта и предмета исследования со стороны микро­экономики как науки обусловливает особые трудности с логикой из­ложения материала. В предлагаемом пособии эти трудности авторы постарались решить путем предоставления материала в виде краткого конспекта по всем темам курса микроэкономики. Основной задачей при написании учебного пособия было показать логику и механизм экономических процессов на микроуровне, закономерности функцио­нирования микроэкономики и на этой основе попытаться развить у чи­тателей экономический образ мышления.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.