Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них






В зависимости от характера потребления все блага (средства удовлетворения человеческих потребностей) в экономике делятся на чисто частные блага и чисто общественные блага.

Чистое частное благо - такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит по­лезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или по­ложительным эффектам для кого-либо еще, например покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование199.

Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет, например национальная оборона, свет маяка и т.д. То есть это та­кое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо200.

Общественные блага обладают следующими признаками:

1) признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага201. Национальная обо­рона подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане;

2) признак неконкурентности в потреблении - потребление бла­га одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим202. Например, использование света маяка в качестве ориентира од­ним судном не ограничивает возможностей такого же его использова­ния другими кораблями203;

3) признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям».

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются сме­шанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Блага, сочетающие низкую и нулевую конкурент­ность с достаточно высокой исключаемостью, называют исключаемы­ми общественными. К ним относятся, например, услуги коммерче­ских учебных заведений, муниципальных пляжей, соляриев, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использо­вания. Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключа­емостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, называются общими или совместно потребляемыми. К ним относятся благоустроенные пешеходные пути и освещение го­родских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение, на­циональные парки и т.д.

Существуют также квазиобщественные блага - это такие блага, как система образования, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация, профилактическая медицина. Они отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления. Квазиобщественные бла­га обладают делимостью и могут производиться рынком. Однако часто они обеспечиваются государством благодаря наличию положительных внешних эффектов или значительных выгод перелива.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практи­чески невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольстви­ем пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них пла­тить (эффект безбилетника).

 

98. Проблема «безбилетника»

 

Эффект безбилетника - экономический феномен, который про­является в том, что потребитель общественного блага старается укло­ниться от его оплаты. Проблема безбилетника возникает, когда ин­дивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающих­ся интернализации. Типичным примером считается безбилетник на транспорте. Но к этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты (проблема соотношения неправомерности и недобросовестно­сти уклонения здесь не рассматривается) ослабляет возможности госу­дарственного бюджета, в том числе по финансированию науки и обра­зования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д.204

Таким образом, потребность в чистых общественных благах ста­вит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эф­фективного объема производства таких благ и как обеспечить их про­изводство при наличии «безбилетников». Определение совокупного спроса на общественное и частное блага существенно различаются (рис. 102)205.

Рис. 102. Определение совокупного спроса на чистое частное и чистое

общественное благо

Пусть существуют три потребителя некого общественного блага: А, Б и В. На рис. 102а, представлены их кривые индивидуального спро­са на данное благо: DA, DБ, DB. На горизонтальной оси показано количество общественного блага, на вертикальной - возможные расходы на его потребление. Линию индивидуального спроса удобно интерпре­тировать как линию предельной выгоды от потребления блага MB. На рис. 102б, кривая совокупного спроса трех субъектов на общественное благо, или предельной общественной выгоды от его наличия, обозна­чена линией DCOB =Sq

Величину рыночного спроса на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответствую­щих значений индивидуальных функций спроса, т.е. как

QS(P) = q1(P) + q2(P) +…+ qn(P),

где п - общее число потребителей данного товара.

Для общественного же блага, скажем для национальной оборо­ны, величина совокупного спроса со стороны п граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый гражданин потребляет или пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому ве­личина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е.

Q∑ = q1 = q2 =…= qn.

Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса при каждом возмож­ном уровне цены суммируются по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали206.

Оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов, можно опреде­лить следующим образом:

MSB (Qs) = MC(QS),

где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления дан­ного общественного блага в количестве: QS;

MC (QS) - предельные издержки производства и обеспечения по­требителей данными общественным благом в количестве QS (рис. 103).

Для эффективного размещения благ в экономике данное обще­ственное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором пре­дельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равна предельным общественным издержкам.

Рис. 103. Оптимальный объем общественного блага

 

Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага207.

Основная трудность определения оптимального объема производ­ства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спро­са на частные товары спрос на общественное благо непосредственно выявить невозможно208. Для определения оптимального объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

 

99. «Провалы» государства в процессе перераспределения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.