Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 21. Словосочетание. Классификация словосочетаний по семантическим отношениям, по формальному способу связи, по степени спаянности компонентов, по составу.






Предметом синтаксиса явл-я слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение.

Словосочетание (широкое понимание) – это соединение 2х или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Средства связи зависимого слова с главным в словосочетании:

1 – флексия и предлог – падать на землю

2 – предлог – спуститься в метро

3 – флексия как средство согласования – опавшие листья

4 – грамматические средства связи отсутствуют – прийти вовремя

5 – флексия как средство управления – листья дерева

Узкое понимание (В.В.Виноградов) – это сложное именование, оно несет ту же функцию что и слово.

Словосочетаниями НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:

- отношения между подлежащим и сказуемым – предикативные отношения

- ряд однородных членов – сочинительные отношения

- предложно – падежные формы существительных.

- фразеологизмы

Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти ВЧ (причастные, дееприч-е обороты).

Полупредикативные слсоч-ия ( объединения слов, только внешне напоминающий слсочет-е: Дверь открывается водителю.).

Типы слсоч-ий по характеру синтаксических (семантических) отношений:

1. Атрибутивные: предмет характеризуется со стороны, со всего внешнего или внутреннего качества, свойства: загородный дом, платье из бархата.

Модель: субстантивное основа + слово его характеризующее (какой?)

2. Объектные – это отношения между действием и тем предметом на который оно направлено: писать стихи, любить ближнего. (вопросы косвенных падежей)

Модель: слово с направленностью отношения + восполняющее отношение слово.

3. Обстоятельственные – это признак действия и состояния, характеризуется со стороны условий его проявления или со стороны его качества: очень быстро, вставать на рассвете. (Как? Куда? Откуда? Где?)

Семантические разновидности обстоятельственных отношений:

1 – целевые – ссориться с целью уйти

2 – качественные – яростно ссориться

3 – количественные – дважды ссориться

4 – временные – ссориться по вечерам

5 – локальные – ссориться в трамвае

6 – причинные – ссориться из-за пустяка

Модель: несубстантивное слово + слово его хар-ее.

4. Комплетивные отношения – отношения восполнения, при которых 1н компонент слсоч-ия яляется информативно недостаточным и обязательно требует смыслового восполнения другим: слыть чудаком, оказаться трусом.

ТИПЫ СЛСОЧ-ИЙ ПО ЧАСТИРЕЧНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

По частиречной принадлежности главного слова слсоч-ия делятся на:

1. Именные, образуются всеми именными ЧР. Наиболее продуктивными являются субстантивные (с имененм сущ-м в роли главного компонента), они выражают атрибутивные, объектные, обстоятельственные, субъектные и комплитивные отношения. Формир-ся на основе согласования и примыкания.

2. Глагольные, имеют в качетсве главного компонента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, они выражают объектные, обстоятельственные и комплитивные отношения. Образуются на основе управления и примыкания. Это продуктивный тип слсоч-ий. По способу выражения зависимого компонента:

- глагольно именные: бегать за покупками, чинить перья

- глагольно инфинитивные: предложил проводить, пришел познакомиться

- глагольно наречные: идти вперед, случайно взглянуть.

3. Наречные, образуются обстоятельственным и предикаивным наречием. По зависимому компоненту выделяются:

- наречно -субстантивные: низко над землей

- наречно – наречные: удивительно ярко

- наречно – инфинитивные: надо писать.

По структуре слсочетания делятся на:

- простые (двухкомпонентные ). Простое слсоч-е состоит из 2х знаменательных слов или знаменательного слова и семантически нечленимого сочетания: я ркий свет, ребенок с ямочками на щеках.

- сложные (многокомпонентные ). Состоит из 3х и более компонентов – с несколькими соподчиненными или последовательно подчиненными зависимыми компонентами: дарить цветы любимым, покупать старые книги; с компонентанми, которые осложнены однородными словоформами: тяжелые, холодные тучи; учите воспитывать детей.

Признаки сложного словосочетания и отношения между его компонентами:

1 - включает цельное словосочетание со значением избирательности; объектное – каждого из нас записали.

2 – включает сочинительный ряд; объектное – стригли деревья и кусты.

3 – включает цельное словосочетание со значением совместности; объектное - брата с сестрой наказали.

4 –включает цельное слсочет. С главным словом, называющим часть тела; атрибутивное – футболист с темной кожей.

5 – включает цельное колличественно-именное словосочетание; атрибутивное – прыгун в два метра.

Типы словосочетания по степени семантической спаянности компонента:

1. Членимые (свободные), словосочетания в которых каждый компонент явл-ся структуроно и семантически доступным для функционирования в роли отдельного ЧП. Пример: уезжать учиться, заставить учиться.

2. Нечленимые (связанные). Цельное словосочетание выполняет функцию только 1го ЧП. В них в виду семантической недостаточности стержневого компонента, смысловую нагрузку несет зависимый компонент: начал анализировать.

Типы слсоч-ий по формальным способам связи компонентов:

1. Согласование – это употребление зависимого слова главному в общих для них грамматических значениях. Сильное согласование всегда обусловлено информативное недостаточностью главного слова: морской берег, хороший знакомый.

Полное согласование – (сильное) совпадают все грамматические категории возможные у главного и зависимого слова: (ступени) серого гранита.

Неполное согласование –(слабое) не все формы завис-го слова уподобляются формам главного слова: (девочка) в соломенной шляпе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.